Современная западная философия

ВИНДЕЛЬБАНД (WINDELBAND) ВИЛЬГЕЛЬМ

(1848-1915) нем. философ, глава баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Лейпцигском (1870-76), Цюрихском (1876), Фрейбургском (1877-82), Страсбургском (1882-1903), Гейдельбергском (1903-15) ун-тах. Воспринял кантовский критицизм через призму философии И.Г. Фихте и Р.Г. Лотце, вместе с тем ассимилировав в своей концепции ряд идей объективного идеализма. В. определял философию как *учение об общезначимых ценностях*. Историю он рассматривал как процесс осознания и воплощения ценностей и поэтому считал, что для философии особое значение имеет вопрос о специфике метода исторических наук, являющихся, по В., *органом философии*. Критикуя предложенное Дильтеем разделение естествознания и гуманитарных наук, В. различает науки не по предмету (*науки о природе* и *науки о духе* ), а по методу: *номотетические* науки рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого посредством естественнонаучных законов, *идиографические* науки с точки зрения единичного в его исторической неповторимости. Согласно В., общие законы несоизмеримы с единичным конкретным существованием, в котором всегда присутствует нечто невыразимое в общих понятиях и осознаваемое человеком как *индивидуальная свобода*, поэтому оба метода не могут быть сведены к единому основанию. В духе *философии ценностей* он перетолковывает и теоретико-познавательную проблематику. Предметом познания, согласно В., является не действительность, а лишь определенные правила синтеза представлений, которые люди должны реализовать для того, чтобы мыслить правильно. При этом в качестве высшего критерия выносится истина как высшая ценность. Высшие ценности истина, благо, красота и святость являются надвременными, внеисторическими принципами, определяющими общий характер человеческой деятельности и отличающими эту деятельность от процессов, протекающих в природе. Ценности не *существуют* в виде самостоятельных предметов, а *значат* (gelten). Субъективно они осознаются как нормы безусловного долженствования, переживаемого с аподиктической очевидностью. Всякое частное знание должно быть включено в охватывающую систему, однако осознание ценности вытекает из уникальности и неповторимости единичного: ценность придает единичному факту *значение*. Поступок, в котором осуществляется определенная ценность, представляет собой лишь один из множества возможных поступков, однако с позиции осознанного через ценность долженствования в этом поступке есть не сводимая к законам природы необходимость, в основе которой лежит *причинная необусловленность нашего существа*, т.е. *индивидуальная свобода*. Философия, по В., не может окончательно решить вопрос об отношении между законами природы и ценностями культуры, как не может найти и общий метод познания природы и истории. Невозможно понять мировой процесс, рассматривая лишь его закономерную форму, как невозможно при помощи одних только понятий вывести особенное и единичное из всеобщего, многообразие из единства, конечность из бесконечности, существование из сущности. Поэтому во всем историческом и индивидуальном кроется остаток *непознаваемого, неизреченного и неопределимого*. Неразрешимую в философии проблему разъединенности сущего и должного частично решает религия, для которой противоположности обретают единство в Боге. Однако В. указывает, что и в религии остается принципиальная раздвоенность, поскольку она все же не может объяснить, почему наряду с ценностями существуют и неопределенные в ценностном отношении предметы. Дуализм ценности и реальности он истолковывает как необходимое условие человеческой деятельности, цель которой он видит в воплощении ценностей. В. известен также своими трудами по истории философии, сохранившими свое значение до сих пор. Т. Содейка (Вильнюс) История древней философии. СПб., 1893; История новой философии. Т. 1-2. СПб., 1902-05; Прелюдии. СПб., 1904; О свободе воли. М., 1905; Платон. СПб., 1909; Философия в немецкой духовной жизни 19-го столетия. М., 1910; Избранное: Дух и история. М., 1995; Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. М., 1995.

  1. виндельбанд (windelband) вильгельмВИНДЕЛЬБАНД Windelband Вильгельм немецкий философ глава баденской школы неокантианства. Определял философию как учение о ценности Прелюдии. Разделял науки на номотетиче...Большой Энциклопедический словарь V
  2. виндельбанд (windelband) вильгельмрод. мая Потсдам ум. окт. Гейдельберг нем. философ с профессор. Много сделал работая в области истории философии исходил из кантовского критицизма заложил основы бад...Философский энциклопедический словарь II