Советский философский словарь

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

теоретико-методологич. направление в совр. бурж. социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой Ф. с. послужили идеи Гуссерля, Шелера, МерлоПонти. Основоположник Ф. с.Шюц, работы к-рого, получив распространение в 60-70-х гг. 20 в., стали исходным пунктом множества концепций Ф. с. Однако их новейшее развитие (структурная социология Э. Тиракьяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодологич. когнитивная социология А. Сикурела и др.) ведёт к пересмотру осн. принципов Ф. с. Сторонники Ф. с., обвиняя натурализм в отчуждении, объективировании, реифицировании (овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его человеч., духовном бытии. При этом, однако, они игнорируют тот факт, что концепции социальных наук представляют собой обобщённое отражение реальных, объективно существующих социальных процессов и явлений, и ставят на их место идеалистически понимаемую интерсубъективность. В результате общество оказывается сведённым к представлениям об обществе и к взаимодействию и взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов. Для новейших вариантов Ф. с. характерно: отрицание объективного существования социальных структур, отождествление структур взаимодействия с представлениями о них взаимодействующих индивидов, отрицание объективной научно постигаемой рациональности социального мира и подмена её самодовлеющей «содержательной» рациональностью, отказ от объективного науч. исследования социальных феноменов во имя «понимания», «вживания», «сочувствующего» описания. Важнейшей тенденцией развития Ф. с. с 60-х гг. стало перенесение интереса её гл. представителей (Сикурел, П. Саднау, П. МакХью, А. Блам и др.) в этнологию, психологию, лингвистику. Это закономерно, ибо социологич. исследования в рамках Ф. с. часто превращаются в психологические, социо и психолингвистические, по мере того как изучение социальных детерминант деятельности подменяется изучением информац. процессов в ходе взаимодействия. Эти исследования дают определ. результаты в области проблем языковой социализации, семантич. дифференциации, экстралингвистич. коммуникации и т. п. Но одновременно происходит и размывание исходных философских принципов Ф. с.

  1. феноменологическая социологияphenomenological sociology социологические подходы ведущие начало от творчества Альфреда Шюца см. также Социальная феноменология Феноменология. Наиболее яркое современно...Большой толковый социологический словарь
  2. феноменологическая социологияодно из влиятельных направлений в современной социологии. Ее основы были заложены основоположником современной феноменологии Э. Гуссерлем. Основоположник Ф. с. А. Шюц. В ...Новая философская энциклопедия
  3. феноменологическая социологияФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ в узком строгом смысле социологическая концепция Шюца и его последователей основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социо...Новейший философский словарь
  4. феноменологическая социологияСоциологическая школа в основании которой лежит феноменологическая философия. Основной своей задачей феноменологическая социология считает анализ и описание повседневной ...Основные социологические термины
  5. феноменологическая социологияв узком строгом смысле социологическая концепция Шюца и его последователей основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций социо...Социологическая энциклопедия
  6. феноменологическая социологияPHENOMENOLOGICAL SOCIOLOGY Тип социологии в основании которого находится феноменологическая философия. Основной своей целью феноменологическая социология считает анализ и...Социологический словарь
  7. феноменологическая социологияФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ теоретикометодологич. направление в совр.em бурж.em социологии рассматривающее общество как явление созданное и постоянно воссоздаваемое в д...Философская энциклопедия