Советский философский словарь

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

гносеологич. эпистемология, раздел философии, в к-ром изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Т. п. как филос. дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познават. результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два осн. направления в Т. п.материализм и идеализм. История Т. п. В античности центральной в Т. п. выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Знание понималось в единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная копия предмета, антич. философия преим. изучала процесс, посредством к-рого предмет переводится в состояние знания. Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием активности субъекта в процессе познания: истинный объект может быть только «дан» познающему; все продукты его субъективной ноанават. деятельности лишь неистинное мнение. Крупный шаг в развитии Т. п. был сделан европ. философией 17-18 вв., главными для к-рой стали проблемы связи «Я» и внеш. мира, внеш. и внутр. опыта. В этот период проблематика Т. п. занимала центр. место в философии. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, к-рое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их ценности. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма. Ориентация на механико-математич. естествознание того времени, попытка применить методы науки непосредственно к решению филос. вопросов определяли понимание рационализмом врожденных идей по аналогии с геометрич. аксиомами. Эмпиризм пришёл к уподоблению данных чувственности (как элементарных единиц знания) своеобразным «атомам», взаимодействие к-рых порождает все остальные познават. образования. Взаимоотношение чувственно-сти и разума, эмпирического и рационального исследовалось Т. п. не только как проблема происхождения знания, а прежде всего как проблема логич. обоснования системы знания. В этой связи философия 17-18 вв. анализировала проблемы взаимоотношения субъекта и материальной субстанции, «Я» и внеш. мира (и производные от них проблемы внеш. и внутр. опыта, первичных и вторичных качеств), возникшие как следствие осуществленного Декартом выделения субъекта (субъективного) как чего-то резко отличного от материальной субстанции и логически противоположного ей. Материалистич. эмпиризм, выступая против превращения идеалистамирационалистами мышления в самостоят. субстанцию, в «рациональную вещь», ортро критиковал декартовское учение о врождённых идеях. Признавая сам факт существования «Я» как феномена психич. жизни, непосредственно переживаемого познающим субъектом, эмпиризм безуспешно пытался объяснить происхождение и функционирование внутр. опыта проблему, неразрешимую в рамках метафизич. формы материализма того времени. Слабости метафизич. материализма были использованы субъективным идеализмом (Беркли, Юм), к-рый спекулировал прежде всего на проблематике Т. п. В нем. классич. философии проблемы Т. п. связывались с исследованием историч. развития форм практич. и познават. деятельности. В филос. системе Канта впервые предпринимается попытка построить такую Т. п., к-рая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности как онтологических, так и психологических. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания: объект, по Канту, существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта. После Канта нем. классич. философия стремилась преодолеть разрыв гносеологич. и онтологич. проблематики. Наиболее полно в домарксистской философии эта задача решалась Гегелем. Утверждая диалектич. взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность их метафизич. противопоставления. По Гегелю, субъект и объект по существу тождественны друг другу, т. к. в основе действительности лежит саморазвитие абс. духа, к-рый является абс. субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отсюда проистекал принцип совпадения диалектики, логики и Т. п., сформулированный Гегелем на объективно-идеалистич. основе. Анализ проблем Т. п. в бурж. философии 20 в. характеризуется след. особенностями. Впервые в истории Т. п. идеалистич. эмпиризм (махизм, неореализм) сочетается с онтологизмом, т. е. с определ. допущениями о реальности и её свойствах. Фундаментальное для) эмпиризма понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к субъективным психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно существующим чувств. сущностям («нейтральные» элементы мира Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела и т. д.). Т. п. такого типа сочетают в себе черты как субъективного, так и объективного идеализма. Другая особенность совр. зап. философии состоит в появлении направлений (логич. позитивизм, неопозитивизм, аналитич. философия), к-рые отрицают осмысленность Т. п. (как и всей классич. философии). С т. зр. логич. позитивизма идеалом осмысленности является науч. знание; все предложения науки можно разделить либо на синтетические (высказывания эмпирич. наук), либо на аналитические (истины логики, математики); классич. филос. проблемы не имеют смысла, ибо предполагаемые этими проблемами возможные ответы не могут быть отнесены ни к эмпирически-синтетич., ни к аналитич. высказываниям. Проблемы Т. п. (отношение субъекта к объекту, природа реальности и др.) носят, согласно логич. позитивизму, характер типичных псевдопроблем. Экзистенциализм, в противоположность неопозитивизму, критикует Т. п. (и всю классич. филос. «метафизику») за близость к правилам, к-рые приняты для формулирования вопросов в науке или в обыденном языке. Во 2-й пол. 20 в. больше, чем когдалибо раньше, стала ясна несостоятельность претензий различных направлений идеалистич. гносеологии на решение осн. проблем Т. п. Т. п. марксистско-ленинской философии. Отвергая все формы гносеологич. идеализма, марксистско-ленинская Т. п. исходит из последовательно материалистич. решения осн. вопроса философии, т. е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как существующую вне и независимо от сознания. Диалектич. материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т. е. агностицизм. Будучи последовательно материалистической, марксистско-ленинская Т. п. не есть, однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистич. линии в решении проблем гносеологии. Осн. особенность диалектико-материалистич. Т. п. определяется тем, что её развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и Т. п. «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 321). Это означает, что в системе марксистско-ленинской философии не существует ни «чистой онтологии», ни «чистой гносеологии»: во всякой крупной филос. проблеме диалектич. материализм рассматривает онтологич. и гносеологич. аспекты в их единстве. Вместе с тем при решении любой проблемы Т. п. марксизм-ленинизм исходит из определ. представлений о структуре объективной реальности, о месте познавательного процесса в системе действительности. Диалектич. материализм не только снимает противопоставление Т. п. и онтологии, но и кладёт конец характерному для немарксистской философии отрыву проблем Т. п. от проблем социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметнопрактич. деятельности. Поэтому субъект познания произведен от субъекта практики; познающий субъект это не изолированный от др. людей индивид («гносеологич. робинзон» метафизич. философии), а человек, включённый в социальную жизнь, использующий общественно выработанные формы познават. деятельности как материальные (орудия труда, инструменты, приборы и т. д.), так и идеальные (язык, категории логики и т. п.). Исходные знания о мире даны человеку в чувств. познании ощущениях, восприятиях, представлениях. Марксистская Т. п. противостоит идеалистическому и метафизически истолкованному сенсуализму; она подчёркивает несводимость рационального познания (мышления, понятия) к простому суммированию или механич. преобразованию данных органов чувств.) Результаты мыслит. деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но активно влияют на структуру и содержание чувств. познания. Поэтому те эмпирич. данные, с к-рыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретич. положений для описания содержания чувств. опыта и предполагают ряд теоретич. идеализаций. Наряду с этим чувств. опыт, выступающий в качестве исходной основы познават. процесса понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внеш. мира, а как момент активной практич., чувственно-предметной деятельности. Теоретич. мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с к-рым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистич. диалектики, выступающие также и как методологич. принципы научно-теоретич. деятельности. Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (там же, с. 152-53). Познават. процесс рассматривается в марксистско-ленинской Т. п. не только в форме, в какой он осуществляется в голове индивида, но гл. обр. в форме социально-историч. процесса развития знания. Познание мира отд. человеком опосредовано всемирно-историч. процессом развития знания. Марксистско-ленинская Т. п., последовательно проводя диалектико-материалистич. принцип историзма в анализе знания, признаёт конкретно-историч. характер оснований знания, рассматривает изменение логич. структуры систем знания в процессе развития человеч. познания, к-рое происходит в определ. связи с изменением социальных и культурных институтов общества. Вместе с тем диалектич. материализм решительно выступает против какого бы то ни было гносеологич. релятивизма, развивая учение о диалектике абс. и относит. истины и подчёркивая наличие в человеч. знаниях объективной истины, т. е. такого содержания, к-рое не зависит ни от человека, ни от человечества. Общественно-историч. практика выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины. Краеугольный камень материалистич. Т. п.принцип отражения. Диалектико-материалистич. теория отражения, основы к-рой заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и разработка к-рой была поднята на новую ступень В. И. Лениным, лежит в фундаменте всей марксистско-ленинской философии. В системе диалектич. материализма нет абс. совпадения Т. п. и теории отражения. Последняя имеет дело не только с анализом познания и знания, но и с исследованием тех форм отражения, к-рые существуют на допознават. уровне, в частности в неживой природе. Диалектич. материализм показывает, что специфически человеч. отражение осуществляется в неразрывной связи и на основе активной практич. преобразоват. деятельности. Поэтому и сам познават. процесс протекает не в форме пассивного созерцания нек-рых вовне данных объектов, а в виде ряда организованных в систему идеальных действий, операций, формирующих определ. идеальные объекты, к-рые служат средством для познават. освоения, отражения объективного мира. Процесс человеч. отражения, т. о., понимается в неразрывной связи с процессом материального и идеального творчества. История Т. п. доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие, связана с наукой, выступая в ряде случаев как критич. анализ и истолкование (не всегда, конечно, адекватное) науч. данных. Однако Т. п. не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как сфера филос. знания задолго до появления совр. науки; к тому же не всякое метанауч. исследование носит гносеологич. характер. Как анализ логич. структуры той или иной конкретной науч. теории (напр., метаматематика, металогика и т. д.), так и изучение с помощью аппарата совр. формальной логики связей между элементами языка целых классов науч. теорий (т. н. логич. анализ языка науки) сами по себе не являются гносеологич. исследованиями. Теоретико-познават. истолкование науки начинается там, где теоретич. конструкции интерпретируются с т. зр. их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной науч. области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирич. данных, подтверждающих теорию с т. зр. их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематич. знания. Гносеологич. интерпретация конкретных науч. теорий выступает, с одной стороны, как приложение нек-рых общих принципов Т. п. к анализу спец. случаев, с другой как своеобразная ассимиляция новых науч. результатов для уточнения, а иногда и пересмотра нек-рых общих гносеологич. постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологич. интерпретации её результатов.

  1. теория познанияраздел философии в кром изучаются сущность цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека. С науч.материалистич. позиций познание есть происходящее ...Атеистический словарь II
  2. теория познаниягносеология эпистемология раздел философии в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей отношения знания к реальности исследуются всеобщие предпосылки...Большая Советская энциклопедия II
  3. теория познанияtheory of knowledge см. Эпистемоло См. также Социология познания Наука Социология науки....Большой толковый социологический словарь
  4. теория познаниягносеология эпистемология раздел философии в которомизучаются закономерности и возможности познания отношения знания кощущений представлений понятий объективной реальнос...Большой энциклопедический словарь II
  5. теория познанияТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ гносеология эпистемология раздел философии в котором изучаются закономерности и возможности познания отношения знания к ощущений представлений понятий об...Большой Энциклопедический словарь V
  6. теория познанияраздел философии в котором изучаются природа познания и его возможностей отношения знания и реальности выявляются условия достоверности и истинности знания....Глоссарий философских терминов
  7. теория познаниягносеология эпистемология раздел философии в котором изучаются закономерности и возможности познания отношения знания к объективной реальности исследуются ступени и формы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. теория познаниягносеология эпистемология раздел философии в котором изучаются закономерности и возможности познания отношения знания к объективной реальности исследуются ступени и форм...Исследовательская деятельность
  9. теория познанияТеория познания разработанная французскими просветителями представляет собой разновидность материалистического сенсуализма. В данном случае разуму не приписывается никако...История философии. Книга вторая. Философия XV-XIX вв.
  10. теория познанияРаспространенное в период упадка философии XVIXIX вв. суеверие. Правда теория познания означает и научную дисциплину предмет которой составляет человеческое познание его ...Краткий философский словарь предрассудков
  11. теория познаниягносеология это система научных знаний объясняющих природу происхождение закономерности методы и средства достижения истины в изучении мира и рассматривающих отношение т...Основы духовной культуры
  12. теория познанияtheory of gnoseology theory of cognition theory of knowledge gnoseology epistemology...Русско-английский психологический словарь
  13. теория познанияtheory of cognition...Русско-английский словарь политической терминологии
  14. теория познаниятеория позна Синонимы гносеология...Русско-ивритский словарь
  15. теория познаниятаным теориясы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  16. теория познаниятаным теориясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  17. теория познанияErkenntnistheorie...Русско-немецкий политехнический словарь
  18. теория познанияkunnskapslre гносеология...Русско-норвежский словарь
  19. теория познанияteorie poznn...Русско-чешский словарь
  20. теория познанияОснователем Т. п. в античной философии считался Парменид который первым стал различать ощущения и мышление непосредственно противостоящие друг другу. Гераклит сделал важн...Словарь античности
  21. теория познанияраздел философии исследующий природу человеческого познания его общие принципы и источники отношения знания к реальности условия его достоверности и истинности. Исходной ...Словарь логики
  22. теория познанияраздел философии в котором изучаются закономерности и возможности познания отношения знания к объективной реальности исследуются ступени и формы процесса познания условия...Словарь по истории психологии
  23. теория познанияТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ раздел философии исследующий природу человеческого познания его общие принципы и источники отношения знания к реальности условия его достоверности и исти...Словарь по логике
  24. теория познаниятеория познания сущ. колво синонимов гносеология Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы гносеология...Словарь синонимов II
  25. теория познанияТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ гносеология эпистемология раздел философии в котором изучаются закономерности и возможности познания отношения знания к объективной реальности исследуются...Современная энциклопедия
  26. теория познанияТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ гносеология эпистемология раздел философии в котором изучаются закономерности и возможности познания отношения знания к ощущений представлений понятий объ...Современный энциклопедический словарь
  27. теория познаниягносеология наука о том как надо и как приходится действовать и думать познавая мир. Другие определения можно посмотреть в философском словаре но пользы от этого будет м...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  28. теория познанияТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Гносеология от греч. gnosis знание logos слово понятие Эпистемолог и я от греч. episteme знание раздел философии исследующий природу человеческого поз...Философская энциклопедия
  29. теория познаниягносеология эпистемология раздел философии в кром изучаются проблемы природы и возможностей познания отношения знания к реальности исследуются всеобщие предпосылки позна...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  30. теория познанияТеория познания В широком своем смысле термин этот определяется противоположением термину практика познаний т. е. означает собою все то что служит к объяснению действия ...Энциклопедический словарь
  31. теория познанияВ широком своем смысле термин этот определяется противоположением термину практика познаний т. е. означает собою все то что служит к объяснению действия познания и к руко...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. теория познанияангл.theory of knowledgeepistemologygnoseology нем. Erkenntnistheorie. Гносеология раздел философии в кром изучаются проблемы природы познания и его возможности отношение...Энциклопедия социологии
  33. теория познанияЭПИСТЕМОЛОГИЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ раздел философии в котором анализируется природа и возможности знания его границы и условия достоверности. Ни одна философская ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  34. теория познанияТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Theory of Knowledge ставшая классической в современной аналитической традиции и освещающая основные понятия и темы эпистемологии работа Р. Чизома. Издана...Энциклопедия эпистемологии и философии науки