Советский философский словарь

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ

(Барух) (24.11.1632, Амстердам 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ-материалист, пантеист и атеист. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив по­сле смерти отца (1654) его дело, С. одновременно завя­зал науч. и дружеские связи вне евр. общины Ам­стердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроен­ных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. оказал его наставник в лат. яз. ван ден Энден последователь Ванини, а также У. Акоста представитель евр. воль­номыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. «великому отлучению» херем (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынуж­денный зарабатывать средства к существованию шли­фовкой линз, затем в Рейнсбурге, предместье Га­аги, где и создал свои филос. произведения. В борьбе против олигархич. руководства евр. общи­ны С. стал решит. противником иудаизма. По своей идейно-политич. позиции был сторонником респ. прав­ления и противником монархии. Филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическоматериалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и математич. естествознания, а также философии Гоббса, оказавшего влияние на гносеологич. и социологич. док­трину С. Опираясь на механико-математич. методоло­гию, С. стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С. сделал центр. пунктом своей онтологии тождество бога и при­роды, к-рую он понимал как единую, вечную и беско­нечную субстанцию, исключающую существование к.-л. другого начала, и тем самым как причину са­мой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отд. вещей, С. понимал их как сово­купность модусов единичных проявлений единой субстанции. Качеств. характеристика субстанции раскрывается у С. в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеч. уму открываются только два из них протяжение и мышление. В противополож­ность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоят. субстан­ции, монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции. При рассмотрении мира единичных вещей С. высту­пал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологии, что было вы­соко оценено Ф. Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистич. истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходит к т. зр. механистич. фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математич. систему и мо­жет быть до конца познан геометрич. способом. По за­мыслу С., бесконечный модус движения и покоя связы­вает мир единияных вещей, находящихся во взаимодей­ствии, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжён­ности. Другим бесконеяным модусом является бесконеч­ный разум (intellectus infnitus), к-рый связывает мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако осн. свой­ство бесконечного разума «познавать всегда всё ясно и отчётливо» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 108) относилось у С. лишь к человеку. Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. утверждал, что тело и душа взаимно неза­висимы вследствие онтологич. независимости двух атри­бутов субстанции. Это воззрение сочетается у С. с материалистич. тенденцией в объяснении мыслит. дея­тельности человека: зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувств. познания. Последнее составляет первый род знания, наз. также мнением (opinio). Чувств. познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению; яв­ляясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины. Рационализм С. с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания (intellectio) как единств. источника достоверных истин чувств. поз­нанию. Понимание выступает у С. как второй род поз­нания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus), но часто эти понятия сливаются в последнем слове. Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается тем, что человеч. душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно возможно также в си­лу основоположного тезиса рационалистич. панло­гизма, отождествляющего принципы мышления с прин­ципами бытия: «порядок и связь идей те же, что дорядок и связь вещей» (там же, с. 407). Третий род познания составляет интуиция, являю­щаяся фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистич. пан­теизма о «внутреннем свете» (как источнике непосредств. общения с богом) и с учением Декарта об ак­сиомах «ясного и отчётливого ума» как фундаменте все­го знания. При этом интуиция истолковывается С. как интеллектуальная; она даёт познание вещей с т. зр. вечности как абсолютно необходимых модусов единой субстанции. В антропологии С. отвергал идею свободы воли: во­ля совпадает у С. с разумом. Распространяя на человеч. поведение законы механистич. детерминизма, С. дока­зывал необходимый характер всех без исключения дей­ствий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектич. идею о совместимости необходимости и свободы, выра­жающуюся понятием свободной необходимости (libera necessitas). Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление к самопознанию становится у С. сильнейшим из человеч. стремлений. С. выдвинул по­ложение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intelleotualis) и идею вечности человеч. души, связан­ную с пантеистич. представлением о смерти человека как возвращении в единую субстанцию. Филос. систему С. завершает этика. В центре его концепции секуляризованной морали понятие «сво­бодного человека», руководствующегося в своей дея­тельности только разумом. Принципы гедонизма и ути­литаризма соединяются у С. с положениями аскетич. созерцат. этики. Подобно другим представителям теории естеств. пра­ва и обществ. договора, С. выводил закономерности об­щества из особенностей неизменной человеч. природы и считал возможным гармонич. сочетание частных эгоистич. интересов граждан с интересами всего общества. Пантеистическая по своему облику философия С. за­ключала в себе глубоко атеистич. содержание. Преодо­ление С. концепции двойственной истины дало ему воз­можность заложить основы науч. критики Библии. Страх, согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан с осознанием им политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. прав­ления. Вместе с тем в духе идей «естеств. религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руковод­ствующегося только разумом, но необходима для боль­шинства людей, для «толпы», которая живёт лишь стра­стями. Атеистич. и натуралистич. идеи С. нашли своё про­должение у Дидро и др. франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию кон. 18 нач. 19 вв., в особенности на Лессинга, Гёте, Гердера, а затем на раннего Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

  1. спиноза бенедиктSapyx Нидерланд. философматериалист. Согласно учению С. природа отождествляемая с богом единая вечная и бесконечная субстанция обладающая протяжением и мышлением она ес...Атеистический словарь
  2. спиноза бенедиктСпинозаstrong Spinoza dEspinosa Бенедикт Барух . Амстердам . Гаага нидерландский философматериалист пантеист и атеист. Родился в семье купца принадлежавшего к евр. общин...Большая Советская энциклопедия II
  3. спиноза бенедиктСПИНОЗА Spinoza d Espinosa Бенедикт Барух нидерландский философ пантеист. Мир по Спинозе закономерная система которая до конца может быть познана геометрическим методо...Большой Энциклопедический словарь V
  4. спиноза бенедиктодин из самых значительных философов XVII в. Он родился в Амстердаме в еврейской семье которая поселилась здесь спасаясь от испанской инквизиции. Воспитывался как ортодок...Великие философы
  5. спиноза, бенедиктБарух нидерландский философ....Даты рождения и смерти известных людей
  6. спиноза, бенедиктSpinoza dEspinosa Бенедикт Барух нидерландский философ. Мир по Спинозе закономерная система которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа пантеи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. спиноза бенедиктрелигиозное имя Барух нидерландский философ материалист пантеист основная философская идея которого в том что Бог осуществляется в вещах. Его предки были евреи перес...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  8. спиноза бенедикт. Амстердам . Гаага нидерландский философ. Биография. Родился в семье купца. Изза преследований со стороны еврейской общины к которой принадлежала семья отца был вынужд...Психологический словарь II
  9. спиноза бенедиктСпиноза Бенедикт выдающийся нидерландский философ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  10. спиноза, бенедиктСПИНОЗА БЕНЕДИКТSpinoza Benedictus или Барух дЭспиноза великий голландский философ один из крупнейших рационалистов в. Родился в Амстердаме ноября . Родители Спинозы б...Энциклопедия Кольера II
  11. спиноза бенедиктголландский философ развивавший рационалистическое учение о естественном праве и договорном происхождении государства. Естественное право он трактовал как силу и могущест...Юридическая энциклопедия