Большая Советская энциклопедия II

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ

Спиноза(Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, ‒ 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С. одновременно завязал научные и дружеские связи вне евр. общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. оказал его наставник в лат. языке Ван ден Энден ‒ последовательВанини, а также У.Акоста‒ представитель евр. вольномыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. «великому отлучению» ‒ херем (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем ‒ в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения.

В борьбе против олигархического руководства евр. общины С. стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был сторонником республиканского правления и противником монархии.

Философские воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. средневековой философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическо-материалистических воззрений Дж. Бруно, рационалистического метода Р. Декарта, механистического и математического естествознания, а также философии Т. Гоббса, оказавшего влияние на социологическую доктрину С. Опираясь на механико-математическую методологию, С. стремился к созданию целостной картины природы.Продолжая традициипантеизма, С. сделал центр, пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечнуюсубстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым ‒ как причину самой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, С. понимал их как совокупность модусов ‒ единичных проявлений единой субстанции.

Качественная характеристика субстанции раскрывается у С. в понятииатрибутакак неотъемлемого свойства субстанции.

Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них ‒ протяжение и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

При рассмотрении мира единичных вещей С. выступал как один из наиболее радикальных представителейдетерминизмаи противников телеологии, что было высоко оценено Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистическое истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходил к точке зрения механистическогофатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. По замыслу С. бесконечный модус движения и покоя должен связывать мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости. Другим бесконечным модусом является бесконечный разум (intellectus infinitus), который должен связывать мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако основное свойство бесконечного разума ‒ «познавать всегда все ясно и отчетливо» (Избр. произв.,т. 1, М., 1957, с. 108) ‒ относилось у С. лишь к человеку.

═Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочетается у С. с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувственного познания. Последнее составляет первый род знания, называемый также мнением (opinio). Чувственное познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.

Рационализм С. с наибольшей силой проявлялся в противопоставлении им понимания (intellectio) как единственного источника достоверных истин чувственному познанию. Понимание выступает у С. как второй род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus).

Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается тем, что человеческая душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно возможно также в силу основоположного тезиса рационалистического панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия: «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (там же, с. 407).

Третий род познания составляетинтуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистического пантеизма о «внутреннем свете» как источнике недискурсивного, непосредственного общения с богом и с учением Декарта об аксиомах «ясного и отчетливого ума» как фундаменте всего знания. При этом интуиция истолковывается С. как интеллектуальная; она даёт познание вещей с точки зрения вечности ‒ как абсолютно необходимых модусов единой субстанции.

В антропологии С. отвергал идею свободы воли; воля совпадает у С. с разумом. Распространяя на человеческое поведение законы механистического детерминизма, С. доказывал необходимый характер всех без исключения действий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектическую идею о совместимости необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной необходимости. Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление к самопознанию становится у С. сильнейшим из человеческих влечений. С. выдвинул положение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intellectualis) и идею вечности человеческой души, связанную с пантеистическим представлением о смерти человека как возвращении в единую субстанцию.

Философскую систему С. завершает этика. В центре его концепции секуляризированной морали ‒ понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом. Принципыгедонизмаиутилитаризмасоединяются у С. с положениями аскетической созерцательной этики.

Подобно другим представителям теории естественного права и общественного договора С. выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

Пантеистическая по своему облику философия С. заключала в себе глубоко атеистическое содержание. Преодоление С. концепциидвойственной истиныдало ему возможность заложить основы научной критикиБиблии. Страх, согласно С., является причиной религиозных суеверий. Антиклерикализм С. связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Вместе с тем в духе идей «естественной религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию, основой которой является философская мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руководствующегося только разумом, но необходима для большинства людей, для «толпы», которая живёт лишь страстями и не способна к руководству разума. Атеизм С. оказал огромное влияние на европ. вольномыслие 17‒18 вв. Вместе с тем сторонникиромантизмаи Ф.Шлейермахеринтерпретировали учение С. в религиозно-мистическом духе; позднее, в конце 19‒20 вв., в условиях кризиса религиозного сознания, ряд буржуазных философов ‒ Э.Ренан, Л.Брюнсвики др. пытались истолковать учение С. в духе идей «новой» религии. Атеистические и натуралистические идеи С. нашли своё продолжение у Д.Дидрои других франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию конца 18 ‒ начала 19 вв., в особенности на Г.Лессинга, И. В.Гете, И.Гердера, а затем на Ф.Шеллингаи Г.Гегеля(в особенности панлогизм, диалектика целостного истолкования мира и диалектическая концепция свободы в её связи с необходимостью), а также на Л.Фейербаха.


Соч.: Opera, Bd 1‒4, Hdlb., 1925: Oeuvres. t. 1‒3, P., 1964‒65; в рус. пер. ‒ Избр. произв., т. 1‒2, М., 1957.


Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139‒42, 144‒46, 154; т. 20, с. 350; т. 29, с. 457; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1906; Кечекьян С. Ф., Этическое миросозерцание Спинозы, М., 1914; Мильнер Я. А., Б. Спиноза, М., 1940; Беленький М. С., Спиноза, М., 1964: Соколов В. В., Философия Спинозы и современность, М., 1964; его же, Спиноза, М., 1973: Коников И. А., Материализм Спинозы, М., 1971; Joel М., Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen geprüft, Breslau, 1870; Freudenthal J., Gebhardt C., Spinoza. Leben und Lehre, Tl 1‒2, Hdlb., 1927; Spinoza ‒ Literatur... ‒ Verzeichnis, W., 1927; Kayser R., Spinoza. Portrait of a spiritual hero, N. Y., [1946]: Serouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophic, P., 1947; Wolfson H. A., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1‒2, 2 ed., Camb. (Mass.), 1948; Saw R. L., The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza, L., 1951; Brunschvieg L., Spinoza et ses contemporains, P., 1951; Hampshire S., Spinoza, L., [1954]; Roth L., Spinoza, L., 1954; Hallet H. P., B. de Spinoza, L., 1957; Spinoza ‒ dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632‒1932, hrsg. von S. Hessing, 2 Auf 1., Haag, 1962; Alain Е. А. C., Spinoza, P., 1965.

═ В. В. Соколов.

  1. спиноза бенедиктSapyx Нидерланд. философматериалист. Согласно учению С. природа отождествляемая с богом единая вечная и бесконечная субстанция обладающая протяжением и мышлением она ес...Атеистический словарь
  2. спиноза бенедиктСПИНОЗА Spinoza d Espinosa Бенедикт Барух нидерландский философ пантеист. Мир по Спинозе закономерная система которая до конца может быть познана геометрическим методо...Большой Энциклопедический словарь V
  3. спиноза бенедиктодин из самых значительных философов XVII в. Он родился в Амстердаме в еврейской семье которая поселилась здесь спасаясь от испанской инквизиции. Воспитывался как ортодок...Великие философы
  4. спиноза, бенедиктБарух нидерландский философ....Даты рождения и смерти известных людей
  5. спиноза, бенедиктSpinoza dEspinosa Бенедикт Барух нидерландский философ. Мир по Спинозе закономерная система которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа пантеи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. спиноза бенедиктрелигиозное имя Барух нидерландский философ материалист пантеист основная философская идея которого в том что Бог осуществляется в вещах. Его предки были евреи перес...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  7. спиноза бенедикт. Амстердам . Гаага нидерландский философ. Биография. Родился в семье купца. Изза преследований со стороны еврейской общины к которой принадлежала семья отца был вынужд...Психологический словарь II
  8. спиноза бенедиктСпиноза Бенедикт выдающийся нидерландский философ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  9. спиноза бенедиктБарух . Амстердам . Гаага нидерл. философматериалист пантеист и атеист. Род. в семье купца принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца его дело С. одновре...Советский философский словарь
  10. спиноза, бенедиктСПИНОЗА БЕНЕДИКТSpinoza Benedictus или Барух дЭспиноза великий голландский философ один из крупнейших рационалистов в. Родился в Амстердаме ноября . Родители Спинозы б...Энциклопедия Кольера II
  11. спиноза бенедиктголландский философ развивавший рационалистическое учение о естественном праве и договорном происхождении государства. Естественное право он трактовал как силу и могущест...Юридическая энциклопедия