Советский философский словарь

ИНЬ И ЯН

одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др.-кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн. противоположных и сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т. п.: «Ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян». Это нашло своё выражение в гексаграммах «Ицзин», в к-рых целая черта символизирует ян, а прерванная инь. В «Ицзин» И. и я. обретают характер космич. сил, находящихся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря к-рому создаётся и изменяется материальный мир, а также общество, идеи, культура, мораль. Сами же И. и я. являются порождением Великого предела (см. Тайцзи). По-видимому, в период Чуньцю (8-5 вв. до н. э.) теория И. и я. дополняется понятием ци энергии, жизненной силы (напр., ци неба и земли и есть И. и я.), а в период Чжаньго (5-3 вв. до н. э.)концепцией пяти первоэлементов (см. У-син), как бы материала для действий И. и я. Важным элементом учения об И. и я., а также об у-син является их обратная связь с жизнью людей и человеч. общества: если они действуют в согласии с их естеств. закономерностью, то в стране (обществе, человеке) царят спокойствие и порядок, а если их действия нарушаются, то страна приходит в смятение, и наоборот беспорядок в человеч. обществе создаёт помехи для естеств. изменений И. и я. и у-син. Концепции И. и я. разрабатывались разными философами (Ван Чун, Дун Чжунгау, представители неоконфуцианства), но особое место они занимали в учении школы иньянцзя.

  1. инь и янв др.кит. миф. и натурфилософии темное начало инь и противополож. ему светлое начало ян практич. выступающие всегда в парном сочетании....Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. инь и янв древнекитайском даосизме полярные космические начала. Инь женственная пассивная слабая и нередко разрушительная сторона реальности. Ян мужское сильное и созидательное н...Краткий религиозно-философский словарь
  3. инь и янодно из основных понятий и символов в даосизме две противоположные но взаимодополняющие силы творения. При взаимодействии инь тьма и ян свет образуется вс сущее во вселен...Краткий справочник мифологических терминов
  4. инь и янИнь и ян в древнекитайской мифологии и философии инь означает темное начало а ян светлое. Позднее инь стало символом женского начала а ян мужского. Эта древняя символи...Мифологический словарь
  5. инь и яносновные космологические категории традиционной китайской мифологии прафилософии и философии. Самый общий смысл И. земное начало Я. небесное. Их дуализм и взаимослияние о...Новая философская энциклопедия
  6. инь и янв древнекитайской философии и медицине принцип разделения женского и мужского началИсточник Краткий словарь сексопатологических терминов...Сексологическая энциклопедия
  7. инь и янбукв темное и светлое категории китайской философии выражающие идею универсального. дуализма мира инь представляет женское начало пассивность холод темноту влагу ян мужск...Тематический философский словарь
  8. инь и янИНЬ И ЯН одни из осн.em понятий кит.em философии. Исходное значение пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны напр. горы ущельяem. Др.кит. мыслители ис...Философская энциклопедия
  9. инь и янИНЬ И ЯНв древнекитайской мифологии и натурфилософии тмное начало инь и противоположное ему светлое начало ян практически выступающие всегда в парном сочетании. Первонача...Энциклопедия мифологии