Новая философская энциклопедия

ИНЬ И ЯН

основные космологические категории традиционной китайской мифологии, прафилософии и философии. Самый общий смысл И. земное начало, Я. небесное. Их дуализм и взаимослияние объясняют сущность всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. И. и Я. выступают упорядочивающими началами предмирового хаоса, учреждающими из легких частиц небо, из тяжелых землю. Кроме того, И. и Я. принадлежат следующие характеристики: женское и мужское, темное и светлое, холодное и теплое, податливое и упорное, оформляющее и принимающее форму, сухое и влажное, порождающее и родящее; постепенно эти характеристики переходят в понятие *ци* субстанции, воплощенного принципа. *Ян-цы* и *инь-цы*, соответственно, небесная легкая и земная тяжелая субстанции. Особое значение имеет представление о возможности через познание сущности взаимоотношений Я. и И. и их конкретной изменчивости воспринять как всеобщее, так и единичное в событийном плане мирового бытия. На этом принципе построена одна из наиболее авторитетных древних книг Китая *И-цзин* (*Книга перемен*). Весь мировой процесс состоит из чередования ситуаций, порождаемых взаимодействием Я. и И. Символически Я. изображается в виде сплошной горизонтальной черты, И. прерывистой. Их сочетание объединено в 64 гексаграммы (ба-гуа), выражающие, как полагается, все возможные взаимодействия конфликтующих и сотрудничающих начал. Каждая черта в гексаграмме символизирует развитие ситуации. Посредством специальных процедур гадания и весьма обширных комментариев к *И-цзин* ищущий знания о настоящем и предвидениях будущего находил его в различных соответствиях *световых* черт Я. и *теневых* И. Поскольку Я. и И. всепроникающи, то определенное их сочетание в организме человека способствует тем или иным склонностям, поступкам, а также состоянию здоровья. Совершенно особое значение приобретают принципы Я. и И. в распространенных эзотерических психомедитативных и психосексуальных практиках. Поскольку Я. есть мужское и духовное (*небесное*) начало, то его культивация в теле и сознании дает человеку возможность раскрытия или приобретения талантов, способностей, превосходящих средний уровень. В число этих преимуществ, прежде всего, входят: долголетие, управление всеми органами тела с наибольшей эффективностью, исправление патологий организма, обретение высшего знания мудрости. Эти представления связаны с понятием жизненной силы ци, разлитой в человеческом теле и управляющей его функциями через соединение с Я. и И. Их гармонизация является наиболее фундаментальным идеалом классической китайской культуры, воздействуя на все области жизни и искусства (включая медицинскую). В той или иной мере традиционный китайский принцип культивации и гармонизации Я. и И. можно соотнести с распространенными в протофилософской культуре максимой *Жизнь в соответствии с природой*, и отождествлением человеческого *я* с универсальными мировыми началами. С другой стороны, развитие мифосимволического уровня понимания Я. и И. вместе с формированием специфических мотивов традиционной китайской философии создает тот характерный образ китайской культуры, который актуален и по сей день. Дуализм миропонимания, восприятие мирового процесса как ситуаций взаимодействия противостоящих сил сказывается на своеобразном ориентире китайской философии в ее основных школах на социально-политическую, этическую и ритуальную проблематику; фактически, здесь отсутствуют более или менее фундаментальные метафизические представления. Гносеология же традиционной философии либо напрямую связана с медитативными практиками, либо ей вообще не уделяется сколько-нибудь важного места (высокий авторитет гадания по *И-цзин* указывает на специфическую когнитивную роль Я. и И.). Е. В. Гутов

  1. инь и янв др.кит. миф. и натурфилософии темное начало инь и противополож. ему светлое начало ян практич. выступающие всегда в парном сочетании....Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. инь и янв древнекитайском даосизме полярные космические начала. Инь женственная пассивная слабая и нередко разрушительная сторона реальности. Ян мужское сильное и созидательное н...Краткий религиозно-философский словарь
  3. инь и янодно из основных понятий и символов в даосизме две противоположные но взаимодополняющие силы творения. При взаимодействии инь тьма и ян свет образуется вс сущее во вселен...Краткий справочник мифологических терминов
  4. инь и янИнь и ян в древнекитайской мифологии и философии инь означает темное начало а ян светлое. Позднее инь стало символом женского начала а ян мужского. Эта древняя символи...Мифологический словарь
  5. инь и янв древнекитайской философии и медицине принцип разделения женского и мужского началИсточник Краткий словарь сексопатологических терминов...Сексологическая энциклопедия
  6. инь и янодни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны напр. горы ущелья. Др.кит. мыслители использовали бина...Советский философский словарь
  7. инь и янбукв темное и светлое категории китайской философии выражающие идею универсального. дуализма мира инь представляет женское начало пассивность холод темноту влагу ян мужск...Тематический философский словарь
  8. инь и янИНЬ И ЯН одни из осн.em понятий кит.em философии. Исходное значение пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны напр. горы ущельяem. Др.кит. мыслители ис...Философская энциклопедия
  9. инь и янИНЬ И ЯНв древнекитайской мифологии и натурфилософии тмное начало инь и противоположное ему светлое начало ян практически выступающие всегда в парном сочетании. Первонача...Энциклопедия мифологии