Советский философский словарь

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

(4.5.1776, Ольденбург 14.8,1841, Гёттинген), нем. философ-идеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. («Осн. моменты метафизики и логики» «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении филос. реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Осн. филос. соч. Г.«Общая метафизика с началами филос. учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen der philosophischen Naturlehre», Bd l-2, 1828-29). В центре метафизики Г.понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Г. приходит к понятию «реала» кал конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию к-рых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Т. о., явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Г. называет эту часть метафизики синехологией; от греч. связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Г.это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в математике. Среди моментов, сближающих Г. с позитивизмом 1-й пол. 19 в. и удаляющих его от диалектики нем. классич. идеализма определ. математизация философии на фоне характерного для Г. сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённой спекуляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Г. с её анализом «души» и «Я» как понятий, к-рые, подобно «вещи», подвергаются критич. рассмотрению. «Душа», по Г. -«простая реальная сущность», и Г. рассчитывает абстрактные формулы, согласно к-рым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Г. пользуется при этом терминами «торможение», «вытеснение» и др.). Математич. методы не находят, однако, здесь адекватного для себя материала одно из свидетельств разнородности филос. начал Г. Философия Г. не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию филос. реализма и в сер. 19 в. стала офиц. университетской системой философии. В Австрии получили развитие и эстотич. идеи Г.: Р. Циммерман (Zimmermann R., Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстрактного формализма, О, Гостински же (Hostinsky O., Herbarts Asthetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением композиции художеств. произведений как структуры равновесия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармонию воли с этич. идеями и выработку многостороннего интереса, Г. считал осн. путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), воспитывающее обучение и нравств. воспитание. Большой популярностью в европ. педагогике 2-й пол. 19 нач. 20 вв. пользовалось учение Г. о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).

  1. гербарт иоганн фридрихГербартstrong Хербарт Herbart Иоганн Фридрих . Ольденбург . Гттинген немецкий философ психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университ...Большая Советская энциклопедия II
  2. гербарт, иоганн фридрихХербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в. Попытался построить психологию как систематическую науку ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. гербарт иоганн фридрихнемецкий философ психолог педагог основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор Геттингенского и Кенигсбергского унтов. В его теории соединились основные...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  4. гербарт иоганн фридрихИ. Ф. Гербарт философ психолог педагог. Взгляды Гербарта сформировались под влиянием немецкой философии И. Канта И. Г. Фихте Ф. В. Шеллинга французских мыслителей XVIII ...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  5. гербарт иоганн фридрихнем. философ педагог психолог. Основные пед. труды Общая педагогика выведенная из целей воспитания Учебник психологии Письма о приложении психологии к педагогике Очерк ле...Педагогический словарь
  6. гербарт иоганн фридрих. Ольденбург . Геттинген немецкий философ психолог и педагог основоположник эмпирической психологии в Германии. Биография. Профессор Геттингенского с и с г. Кенигсбер...Психологический словарь II
  7. гербарт иоганн фридрихнемецкий философ и педагог Ольденбург Геттинген . Изучал в Швеции педагогические методы Песталоцци затем стал профессором в Геттингене сменил Канта на кафедре философи...Сверхкраткий философский словарь
  8. гербарт иоганн фридрихHerbart Иоганн Фридрих мая авг. нем. философидеалист психолог и педагог. Проф. Геттингенского с и с Кенигсбергского унтов. В работах Главные пункты метафизики Ha...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. гербарт иоганн фридрихнем. философидеалист психолог и педагог. Основой всего существующего Г. считал реалы вечные неизменные духовные как монада у Лейбница и непознаваемые как вещь в себе у К...Философский энциклопедический словарь
  10. гербарт, иоганн фридрихГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХHerbart Johann Friedrich немецкий философ и педагог считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге мая . В Йенском...Энциклопедия Кольера II
  11. гербарт иоганн фридрихHerbart Johann Friedrichem немецкий философ и педагог считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге мая . В Йенском университете в учи...Энциклопедия Кольера