История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

(1776—1841) — немецкий философ, психолог, педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор Геттингенского (1805—1833) и Ке-нигсбергского (1809—1833) ун-тов. В его теории соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Говоря об ассоциации представлений, Г. приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Психологические взгляды Г. изложены им в книгах Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике (1816) и Учебник психологии (1834). Развивая теорию Г.В. Лейбница о структуре души, Г. писал, что в душе можно выделить три слоя — апперцепцию, перцепцию и бессознательное. Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Г. о динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом. С точки зрения Г., каждое представление стремится попасть в центральную область души — область сознания. Однако объем этой области, также как и области апперцепции, не безграничен и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Г. делает вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет, а сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в сознание. Эта концепция Г., которую он назвал теорией статики и динамики представлений , сыграла большую роль и в теории обучения. Теория Г., в которой появились новые и актульные для психологии идеи о динамике представлений, о связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в прошлом веке. Она сыграла важную роль в дальнейшем развитии этой науки, оказав большое влияние на многих известных психологов. Г. также автор трудов: Основные моменты метафизики и логики, 1807; Общая метафизика с началами философского учения о природе, 1828—1829. В рус пер.: Психология, СПб., 1875; Избранные педагогические сочинения, Т.1.М., 1940. Т.Д. Марцинковская

  1. гербарт иоганн фридрихГербартstrong Хербарт Herbart Иоганн Фридрих . Ольденбург . Гттинген немецкий философ психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университ...Большая Советская энциклопедия II
  2. гербарт, иоганн фридрихХербарт Herbart Иоганн Фридрих немецкий философ психолог и педагог основатель школы в немецкой педагогике в. Попытался построить психологию как систематическую науку ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. гербарт иоганн фридрихИ. Ф. Гербарт философ психолог педагог. Взгляды Гербарта сформировались под влиянием немецкой философии И. Канта И. Г. Фихте Ф. В. Шеллинга французских мыслителей XVIII ...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  4. гербарт иоганн фридрихнем. философ педагог психолог. Основные пед. труды Общая педагогика выведенная из целей воспитания Учебник психологии Письма о приложении психологии к педагогике Очерк ле...Педагогический словарь
  5. гербарт иоганн фридрих. Ольденбург . Геттинген немецкий философ психолог и педагог основоположник эмпирической психологии в Германии. Биография. Профессор Геттингенского с и с г. Кенигсбер...Психологический словарь II
  6. гербарт иоганн фридрихнемецкий философ и педагог Ольденбург Геттинген . Изучал в Швеции педагогические методы Песталоцци затем стал профессором в Геттингене сменил Канта на кафедре философи...Сверхкраткий философский словарь
  7. гербарт иоганн фридрих. Ольденбург . Гттинген нем. философидеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. Осн. моменты метафизики и логики Hauptpunkte der Metaphysik und Logik явилась разви...Советский философский словарь
  8. гербарт иоганн фридрихHerbart Иоганн Фридрих мая авг. нем. философидеалист психолог и педагог. Проф. Геттингенского с и с Кенигсбергского унтов. В работах Главные пункты метафизики Ha...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. гербарт иоганн фридрихнем. философидеалист психолог и педагог. Основой всего существующего Г. считал реалы вечные неизменные духовные как монада у Лейбница и непознаваемые как вещь в себе у К...Философский энциклопедический словарь
  10. гербарт, иоганн фридрихГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХHerbart Johann Friedrich немецкий философ и педагог считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге мая . В Йенском...Энциклопедия Кольера II
  11. гербарт иоганн фридрихHerbart Johann Friedrichem немецкий философ и педагог считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге мая . В Йенском университете в учи...Энциклопедия Кольера