Советский философский словарь

АФФИЦИРОВАНИЕ

(от лат. afficio причиняю, влияю, действую), понятие философии Канта, означающее воздействие внеш. объекта («вещи в себе») на душу, обладающую способностью чувств. восприятия. Термин «А.» берёт начало в поздней схоластике. В «Филос. словаре» (1613) Гоклениус различал внеш. A. (affectio externa), к-рое испытывается субъектом в силу внеш. причины, и внутр. A. (affectio interne), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно Декарту, вещи аффицируют чувства, вследствие чего в последних возбуждаются соответств. движения («Страсти души», 1649, §§ 23-25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя их как состояния тела, отображённые в душе; власть над ними достигается путём их адекватного познания. У Канта А. выступает связующим моментом между человеч. представлениями и непознаваемой «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение. Производимое вещами А. даёт, согласно Канту, чувств, созерцанию мир явлений, хотя порядок и форма этих явлений привносятся в опыт самим субъектом. Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рассмотрев ощущение как своеобразную границу взаимодействия субъекта и объекта («Я» и «не-я»). Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстаёт у Фихте как граница деятельной активности субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, к-рый толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицат. момент его собств. активности. Отказавшись от кантовского учения об А. чувственности «вещью в себе», представители неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет познания не «дан», а всегда «задан» осн. функциями познания, фундамент. «принципами» и категориями мышления; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонауч. смысла. Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектико-материалистич. теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека об окружающем мире, как исходную основу процесса познания. См. Ощущение, Теория познания.

  1. аффицированиеф.п. аффицирлеу...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  2. аффицированиеаффицирлеу...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  3. аффицированиенем. Affizierung от лат. afficere причинять действовать Понятие кантовской философии означающее воздействие предметов на наши чувства. Не проводя четких терминологически...Термины кантовской философии
  4. аффицированиеKretschmer Е. . Одна из главных особенностей протекания аффектов определяемая характером и степенью изменений чувств и настроения под воздействием внешних раздражителей. ...Толковый словарь психиатрических терминов II
  5. аффицированиеKretschmer Е. . Одна из главных особенностей протекания аффектов определяемая характером и степенью изменений чувств и настроения под воздействием внешних раздражителей. ...Толковый словарь психиатрических терминов
  6. аффицированиеАФФИЦИРОВАНИЕ от лат.em afficio причиняю влияю действуюem понятие философии Канта означающее воздействие внеш.em объекта вещи в себеem на душу обладающую способностью чу...Философская энциклопедия
  7. аффицированиелат. afficere причинять термин Канта означающий способность предмета воздействовать на органы чувств. В понятии А. нашел выражение материалистический момент в кантианств...Философский энциклопедический словарь
  8. аффицированиеАФФИЦИРОВАНИЕ от лат. afficere действовать воздействовать причинять восходящее к схоластике понятие означающее воздействие некоего объекта на предмет способный к воспри...Энциклопедия эпистемологии и философии науки