Философская энциклопедия

АФФИЦИРОВАНИЕ

АФФИЦИРОВАНИЕ
(отлат.afficio — причиняю, влияю, действую), понятие философии Канта, означающее воздействиевнеш.объекта(«вещи в себе»)на душу, обладающую способностью чувств. восприятия. Термин «А.» берёт начало в поздней схоластике. В «Филос. словаре»(1613)Гоклениус различалвнеш.A.(affectio externa), которое испытывается субъектом в силувнеш.причины, ивнутр.A.(affectio interne), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно Декарту, вещи аффицируют чувства, вследствие чего в последних возбуждаются соответств. движения(«Страсти души»,1649, §§ 23—25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя их как состояния тела, отображённые в душе; власть над ними достигается путём их адекватного познания. У Канта А. выступает связующим моментом между человеч. представлениями и непознаваемой «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение. Производимое вещами А. даёт, согласно Канту, чувств, созерцанию мир явлений, хотя порядок и форма этих явлений привносятся в опыт самим субъектом.
Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рассмотрев ощущение как своеобразную границу взаимодействия субъекта и объекта(«Я» и «не-Я»).Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстаёт у Фихте как граница деятельной активности субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, который толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицат. момент егособств.активности.
Отказавшись от кантовского учения об А. чувственности «вещью в себе», представители неокантианства(Г. Коген, П. Наторп)утверждали, что предмет познания не «дан», а всегда «задан»осн.функциями познания, фундамент. «принципами» и категориями мышления; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонауч. смысла.
Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектикоматериалистич. теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека об окружающем мире, как исходную основу процесса познания.
см. Ощущение, Теория познания.
Кант И., Критика чистого разума, Соч.,т.3, M.,1964,с.127—43; Шеллинг Ф. В., Система трансцендентального идеализма,пер.снем., М.— Л.,1936,с.96 —136, 273—89; Кант и кантианцы, М., 1978.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АФФИЦИРОВАНИЕ
АФФИЦИРОВАНИЕ (нем. Affiziemng, от лат. afficere— причинять, действовать—понятие кантовской философии, означающее воздействие предметов на наши чувства. Не проводя четких терминологических разграничений, Кант по сути говорит о двух видах аффицирования. С одной стороны, это воздействие вещей в себе (трансцендентальных предметов) на априорные формы чувственности, пространство и время (в последнем случае речь идет о самоаффицировании, которое, правда, осуществляется не только “снизу”, со стороны трансцендентального субъекта, но и “сверху”, со стороны апперцепции). Результатом воздействия со стороны трансцендентального объекта является феноменальный мир модификаций “первичных качеств”, многообразие внешнего чувства, в состав которого входят физические объекты (среди них есть и тела, наделенные органами, чувств). Воздействие этих пространственных объектов на органы чувств, к примеру, посредством света, представляет собой второй вид аффицирова
ния, результатом которого оказываются “явления явлений” как непосредственные объекты эмпирического сознания. Различение Кантом двух видов аффицирования прямо подтверждается разведением им физических и трансцендентальных вещей в себе, а также указанием на неправомерность аналогии между пространством и такими субъективными качествами, как цвет и вкус.
В. В. Васильев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. аффицированиеф.п. аффицирлеу...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  2. аффицированиеаффицирлеу...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  3. аффицированиеот лат. afficio причиняю влияю действую понятие философии Канта означающее воздействие внеш. объекта вещи в себе на душу обладающую способностью чувств. восприятия. Терми...Советский философский словарь
  4. аффицированиенем. Affizierung от лат. afficere причинять действовать Понятие кантовской философии означающее воздействие предметов на наши чувства. Не проводя четких терминологически...Термины кантовской философии
  5. аффицированиеKretschmer Е. . Одна из главных особенностей протекания аффектов определяемая характером и степенью изменений чувств и настроения под воздействием внешних раздражителей. ...Толковый словарь психиатрических терминов II
  6. аффицированиеKretschmer Е. . Одна из главных особенностей протекания аффектов определяемая характером и степенью изменений чувств и настроения под воздействием внешних раздражителей. ...Толковый словарь психиатрических терминов
  7. аффицированиелат. afficere причинять термин Канта означающий способность предмета воздействовать на органы чувств. В понятии А. нашел выражение материалистический момент в кантианств...Философский энциклопедический словарь
  8. аффицированиеАФФИЦИРОВАНИЕ от лат. afficere действовать воздействовать причинять восходящее к схоластике понятие означающее воздействие некоего объекта на предмет способный к воспри...Энциклопедия эпистемологии и философии науки