Советский философский словарь

АРИСТОТЕЛИЗМ

1) в узком смысле учение последователей Аристотеля (не совпадает с понятием перипатетической школы, т. к. древние перипатетики после Теофраста до 1 в. до н. э. по существу никак не связаны с А.); 2) в более широком смысле об А. говорят применительно к истории истолкования, распространения, переводов и влияния соч. Аристотеля, а также в связи с усвоением учения Аристотеля в различных ср.-век. теологич. традициях. Термин «А.» новоевроп. происхождения, однако греческий глагол («аристотелизировать») впервые встречается у Страбона (XIII, 1, 54) применительно к возрождению А. в 1 в. до н. э. Об истории антич. греч. А. см. Перипатетическая школа. Ранняя вост. патристика отталкивается от неоплатонизма и свободна от влияния Аристотеля за исключением Немесия Эмесского и Иоанна Филопона. Осуждая ересь Евномия, Василий Великий, Григорий Нисский и Феодорит усматривают её корни в аристотелевской силлогистике. Проникновение понятийного аппарата и терминологии Аристотеля в христ. теологию происходит в соч. Леонтия Византийского (ок. 475 ок. 543), от к-рого в этом отношении зависит Максим Исповедник. Соч. о животных используются в традиции «Шестодневов» (начиная с «Шестоднева» Василия Великого). Офиц. признание (в качестве «служанки» теологии) логика Аристотеля получает в «Диалектике» Иоанна Дамаскина. Оживление комментаторской традиции в 11 в. связано с деятельностью платоника Михаила Пселла и его учеников Михаила Эфесского и Иоанна Итала. Дальнейшая традиция комментирования представлена Феодором Продромом и Иоанном Цецисом (12 в.), Никифором Влеммидом (13 в., его аристотелианские учебники логики и физики получили в Византии широкое распространение), Георгием Пахимером («Сокращённый очерк аристотелевской философии»), Мануилом Холоболом (преподавал в Константинопольской школе с 1267), Феодором Метохитом (ум. 1332) и др. Полемика между Плифоном («О различиях платоновской и аристотелевской философии», ок. 1439), отвергавшим не только аверроистич. и томистский А., но и А. как таковой, и Георгием Схоларием (Геннадием, «Против плифоновых апорий, касающихся Аристотеля»), защитником томистского А., предвосхищает борьбу «платоников и аристотеликов» в Италии в 15 в. Самый значит. памятник визант. А.сотни рукописей соч. Аристотеля (древнейшие 9-10 вв.), сохранившие для нас Corpus Aristotelicum. Сирийский А. послужил связующим звеном между греч. и араб. А. Логич. соч. Аристотеля (гл. обр. «Категории», «Герменевтика» и «Первая аналитика») и «Введение» Порфирия были усвоены сирийскими несторианами для целей теологии, гомилетики и апологетики. Традицию открывает Ива, епископ Эдесский с 435, его современники Куми и Проб, преподаватели Эдесской теологич. школы, впервые перевели на сирийский яз. части «Органона» и «Исагога» Порфирия. После закрытия Эдесской школы имп. Зеноном (489) несториане переселились в Персию, логич. соч. Аристотеля продолжали изучаться в теологич. школе в Нисибине. Сиромоно-физитская традиция перевода и комментирования Аристотеля на сирийский яз. связана с именами Иоанна бар Афтонии (ум. 558), Севера Себохта (ум. 667), Иакова Эдесского (ок. 633-708), епископа Георгия (ум. 724) и католикоса Хейнанишо I. Крупнейший представитель сирийской учёности того времени Сергий, архиятр («гл. врач») г. Решайн в Месопотамии (ученик Иоанна Филопона), переводчик Галена и Аристотеля и автор оригинальных логических трактатов (ум. 536). Первые переводы Аристотеля на араб. яз. (с сирийского) были сделаны сирийскими врачами из Гундишапура, приглашёнными Аббасидами в Багдад в кон. 8 в. в качестве лейб-медиков. Переводч. дело упрочилось с учреждением халифом аль-Мамуном в 832 в Багдаде «Дома мудрости». Самыми выдающимися переводчиками Аристотеля в 9-10 вв. были несторианин Хунайн ибн Исхак (ум. 877) и его сын Исхак ибн Хунайн (ум. 910 или 911). Крупнейшими представителями А. в араб. мире были Кинди, Рази, Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд. Противником А. был Газали, к-рый написал «Ниспровержение философов», но предпослал ему др. соч.«Стремление философов», где излагалась аристотелевская система (логика, метафизика и физика); однако именно это соч., переведённое в сер. 12 в. Домиником Гундисальви в Толедо на лат. яз., стало на лат. Западе одним из самых популярных учебников А. Арабы восприняли А. из позднеантич. (неоплатонич.) традиции, что наложило печать на араб. образ Аристотеля; ср. особенно неоплатонизированный А. у Кинди и идеи эманации и провидения у Ибн Сины. Подлинной признавалась «Теология Аристотеля» извлечение из «Эннеад» Плотина. В то же время араб. А. оказался более тесно связанным с конкретными науками медициной, астрономией, математикой, и его в меньшей степени стремились приноровить к букве Кораиа, чем на Западе к Библии: Фараби и Ибн Сина, не говоря уже об Ибн Рушде, прямо учили о вечности мира. В ср.-век. евр. философии об А. можно говорить с сер. 12 в.начиная с «Возвышенной веры» (1161, на араб. яз.) Авраама бен Давида из Толедо, сочинения, направленного против неоплатонич. направления Ибн Гебироля. Наиболее значит. попытка создания «евр. схоластики» синтеза иудаизма и А.принадлежит Маймониду, «Путеводитель блуждающих» к-рого был переведён на лат. яз. по заказу Фридриха II и использовался уже Вильгельмом Овернским. Учение Аристотеля о вечности мира уступает в евр. философии место библейскому креационизму, однако в познании подлунного мира Аристотель наделяется непререкаемым авторитетом. В 13-14 вв. философия араб. аристотеликов распространяется в иудейской среде в Испании и Провансе (многочисл. переводы с араб. на евр. яз., сопровождаемые комментариями). Крупнейшим комментатором парафраз и комм. Ибн Рушда был Леви бен Герсон (1288-1344), отрицавший, в частности, творение из ничего. До 12 в. единств. соч. Аристотеля, известным на лат. Западе, были «Категории» и «Герменевтика» в лат. пер. Боэция, к-рые вместе с комм. Боэция и пер. «Введения» Порфирия составляли т. н. старую логику (1оgica vetus). К сер. 12 в. был хорошо известен весь «Органон» (его остальные книги получили назв. «новой логики» logica nova), гл. обр. благодаря шартрской школе. Переводы с араб. яз. (при дворе епископа Раймунда в Толедо) и непосредственно с греч. яз. (особенно в Палермо, при дворе норманнских королей) осуществлялись параллельно, причём, как показали исследования последних десятилетий, доля ранних переводов с греч. яз. в целом больше, чем переводов с араб. яз. Самые ранние переводы с греч. яз. принадлежат Якову Венецианскому (1128) и архидиакону Катании Генриху Аристиппу (ум. 1162), выдающимися переводчиками с араб. яз. были Герард Кремонский (ум. 1187 в Толедо) и Михаил Скот (первые десятилетия 13 в.); одним из самых плодовитых переводчиков с греч. яз. во 2-й пол. 13 в. был доминиканец Вильем из Мербеке. Распространению естеств.-науч. идей А. способствовали врачи и натуралисты (Даниил из Морлея, «О природе горнего и дольнего», 1175-85; Альфред Англичанин, «О движении сердца», комм, к «Метеорологии», ок. 1200; Петр Испанский, 13 в.). В «Похвалах божеств. мудрости» Александра Некама (ум. 1217) Аристотель уже «учитель Афин, вождь, глава, слава Вселенной». Самым выдающимся англ. аристотеликом рубежа 12-13 вв. был Роберт Гроссетест, переведший с греч. яз. значит, часть «О небе» и комм. Симпликия к этому трактату, всю «Никомахову этику» с комм, и написавший комм, ко «Второй аналитике» и «Физике». В Оксфордский и Парижский ун-ты А. проникает в нач. 13 в., причём в Париже он подвергался многочисл. запретам (1209, 1215, 1231, 1263), касающимся гл. обр. соч. по физике и метафизике. В 1255 ф-т иск-в в Париже предписывает изучение всех соч. Аристотеля. Широкое проникновение А. в католич. теологию (и христианизация учения Аристотеля) связано с деятельностью доминиканцев Альберта Великого и Фомы Аквинского (си, также Томизм, Схоластика), к-рая наталкивалась на сопротивление как со стороны францисканцев, державшихся старой платоническо-августинианской традиции, так и со стороны аверроизма (Сигер Брабантский). С запретами 13 в. контрастируют статуты 1366, требующие от лиценциата ф-та иск-в знания не только логич., но и естеств.-науч. соч. Аристотеля и «Метафизики», а от магистра этого ф-та знания «Этики» и первых трёх книг «Метеорологии». В 14 в. получает распространение новый жанр комментария «вопросы» по поводу аристотелевских проблем, ответы на к-рые подчас содержали оригинальные взгляды комментатора (напр., «Вопросы» Жана Буридаяа к «Политике»), В 14 в. появляются и первые переводы Аристотеля на новоевроп. языки (Николай Орем). В эпоху Возрождения уровень текстологии, истолкования и переводов Аристотеля значительно возрастает, особенно благодаря переселению в Италию таких учёных греков, как Мануил Хрисофор (1355-1415), учеником к-рого был Л. Бруни, Иоанн Аргиропул (14171473), Феодор Газа (1400-75), Георгий Трапезундский (1396-1486) и кардинал Виссарион (1403-72). Соч. Аристотеля начинают печататься, причём, согласно Сартону, среди науч. изданий 15 в. они занимают по количеству заглавий (98) 2-е место после соч. Альберта Великого (151). 1-е полное изд. в лат. пер. выходит в Падуе в 1472-74, греч. («Альдина») в Венеции в 14951498. Борьба против схоластич. и араб. А. (оба зачисляются в категорию «варварского») сопровождается стремлением к восстановлению «подлинного» Аристотеля. Филос. жизнь 15-16 вв. сосредоточена вокруг оппозиции Платон Аристотель (ср. полемику Георгия Трапезундского с Виссарионом и др.). Флорентийские платоники (Фичино, Пико делла Мирандола) продолжают неоплатонич. традицию «согласования», рассматривая А. как «подготовку» к платонизму. Оплотом аверроистич. А. остаются в 15-16 вв. сев.-итал. города, прежде всего Болонья и Падуя (см. Падуанская школа). Знакомство с новооткрытым комм. Александра Афродисийского к «О душе» породило в 16 в. долголетний спор между «александристами» (Помпонацци, Я. Дзабарелла), утверждавшими смертность человеч. души, и «аверроистами», модифицировавшими учение о «единстве интеллекта» в духе неоплатонич. толкования Симпликия. Позиция Лютера с его возвращением к августинианству была сугубо антиаристотелевской («князь философов» был назван Лютером «князем мрака»). Однако потребность в системосозидании побудила уже Меланхтона насаждать А. в протестантских школах; аристотелевскую метафизику вводят в протестантскую теологию Тауреллус (1547-1606), Тимплер (1567-1624), X. Шейблер (1589-1653), И. Томазиус (1622-84). Параллельный процесс насаждения томистского А. в системе образования и теологии в католич. странах после Тридентского собора известен иод назв. «второй схоластики» (см. Суарес). Науч. революция 17 в. и формирование механистич. картины мира приводят к падению А. в естествознании (см. Галилей, Кеплер, Ф. Бэкон, Гассенди), однако Лейбниц, подтвердив приговор физике Аристотеля, в метафизике возвращается к аристотелианскому телеологизму (см. Энтелехия). О томистском А. в новое время см. в статьях Неотомизм, Неосхоластика.

  1. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ в узком смысле учение последователей Аристотеля не совпадает с понятием Перипатетической школы strongт. к. древние перипатетики после Теофраста strongдо ...Античная философия
  2. аристотелизмфилософские течения и школы находившиеся под влияниемучения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическаяшкола. В средние века часто в сочетании с неопла...Большой энциклопедический словарь II
  3. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ философские течения и школы находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа. В средние века часто в соч...Большой энциклопедический словарь III
  4. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ философские течения и школы находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа. В средние века часто в со...Большой Энциклопедический словарь V
  5. аристотелизмв узком смысле учение последователей Аристотеля в широком смысле история распространения усвоения переводов и влияния соч. Аристотеля в т.ч. в разл. ср.век. теол. традици...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. аристотелизмНачальная форма Аристотелизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. аристотелизмаристотелизм аристотелизм а...Орфографический словарь
  8. аристотелизмОрфографическая запись слова аристотелизм Ударение в слове аристотелизм Деление слова на слоги перенос слова аристотелизм Фонетическая транскрипция слова аристотелизм [р...Полный фонетический разбор слов
  9. аристотелизмаристотелизм а...Русский орфографический словарь
  10. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ от собств. им. с греч. оконч. Учение философия Аристотеля или приверженность к его учению. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов...Словарь иностранных слов русского языка
  11. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ философские течения и школы находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности смотри в статье Перипатетическая школа. В средние века...Современная энциклопедия
  12. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ философские течения и школы находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа. В средние века часто в соч...Современный энциклопедический словарь
  13. аристотелизмУдарение в слове аристотелизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове аристотелизм...Ударение и правописание
  14. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ в узком смысле учение последователей Аристотеля не совпадает с понятием перипатетической школы т. к.em древние перипатетики после Теофраста до в.em до н. ...Философская энциклопедия
  15. аристотелизмфилософское направление исходящее из философии Аристотеля см. Аристотель Перипатетики. В послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на араб. Аве...Философский энциклопедический словарь II
  16. аристотелизмМирт Миро Мирза Мир Миот Миозит Миоз Мио Мило Мила Мизер Миелит Миаз Метро Метрит Метр Метол Метла Метис Метил Метиз Мета Место Мести Мес Мерс Мерило Мерзлота Мера Меота ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  17. аристотелизмАРИСТОТЕЛИЗМ философские течения и школы находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа. В средние века часто в со...Энциклопедический словарь естествознания