Советский философский словарь

АПЕЙРОН

термин др.-греч. философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопределённое, неоформленное» (отсутствие внутр. границ). Как космогонич. принцип бесконечное занимает существ, место в древнейших мифологич. картинах мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) др.-егип. Гермопольской теогонии (2-е тыс. до н. э.) в качестве одной из четырёх космогонич. прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Др.-инд. ведич. традиция (см. Веды) учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев охранителей космич. закона «рта». В др.-греч. орфич. (см. Орфизм) теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема А., в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в науч.-филос. традиции начиная с милетской школы и, по свидетельству Аристотеля (О небе 1,5. 271 b28), оказалась едва ли не осн. источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последоват. осмысления А. впервые стало в элейской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причём негативное отношение к А. у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием А. атрибутом «бытия» у Мелисса Самосского. Классич. антич. анализ понятия А. дан Аристотелем в «Физике» (кн. III, гл. 4-8): А. возможно лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих филос. предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают А. неким онтологич. принципом» (Физика 203а 3, 203b4), но при этом одни (большинство досократич. натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют А. и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. А. выступает как атрибут (на грамматич. уровне прилагательное) космогонич. праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно к-рому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали А. за первоначало (архе). Существенно иным было понимание А. в пифагорейско-платоновской традиции: здесь А. (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции пределбеспредельное, но в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода. В пифагорейской таблице осн. онтологич. противоположностей у Аристотеля (Метафизика 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел беспредельное (А.) занимает первое место, причём А. оказывается в одном понятийном ряду с чётным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником см. «пределополагающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырёх онтологич. принципов «Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписанном учении» она развилась в оппозицию одно неопределённая двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел А. (параллельная оппозиция эйдос пространство «Тимея») прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского А.бесконечности, неопределённости, неоформленности и текучести тому онтологич. принципу, к-рому он впервые дал имя «материала, материи» (Физика 207 b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождествление А. и «материи», но последоват. монизм заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации.

  1. апейронАПЕЙРОН греч. strongот strong отрицательная частица и strongконец предел термин древнегреческой философии означающий бесконечное в пифагорейскоплатоновском словоупотр...Античная философия
  2. апейронАПЕЙРОН греч. apeiron бесконечное в философии Анаксимандра неопределнное беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперд в выработке понятия матер...Большая советская энциклопедия
  3. апейронгреч. реiron бесконечное в философии Анаксимандра неопределнное беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперд в выработке понятия материи по сра...Большая Советская энциклопедия II
  4. апейронмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  5. апейронгреч. apeiron бесконечное беспредельное терминдревнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов уПлатона и пифагорейцев синоним материи. Анализ пон...Большой энциклопедический словарь II
  6. апейронАПЕЙРОН греч. apeiron бесконечное беспредельное термин древнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов у Платона и пифагорейцев синоним материи. ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. апейрона ч.i Термн для позначення безконечного у простор та час безяксного матерального первоначала що перебува у вчному рус....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  8. апейронв философии др.греч. материалиста Анаксимандра неопределенное по качву беспредельное и бесконечное по колву первовещество. материя протовещество...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. апейронгреч. отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школа орфиков и т...История философии
  10. апейронАПЕЙРОНstrongгреч. отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды ...История философии II
  11. апейронАПЕЙРОН греч. а отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школ...Новейший философский словарь
  12. апейронгреч. а отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школа орфико...Новейший философский словарь II
  13. апейронАПЕЙРОН греч . apeiron бесконечное беспредельное термин древнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов у Платона и пифагорейцев синоним материи. ...Новый большой англо-русский словарь II
  14. апейронф.п. апейрон...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  15. апейронапейрон...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. апейронгреч.em беспредельное первоматерия в философии Анаксимандра. материя протовещество...Словарь античности
  17. апейронапейрон протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ. колво синонимов материя протовещество Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы материя протовещес...Словарь синонимов II
  18. апейронапейрон протовещество...Словарь синонимов
  19. апейронАПЕЙРОН греч . apeiron бесконечное беспредельное термин древнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов у Платона и пифагорейцев синоним материи. ...Современный энциклопедический словарь
  20. апейронпонятие введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения ...Тематический философский словарь
  21. апейронпонятие обозначающее беспредельную неопределенную бескачественную материю находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей все миры возникли путем выделе...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  22. апейрона ч. Термн для позначення безконечного у простор та час безяксного матерального первоначала що перебува у вчному рус....Толковый словарь украинского языка
  23. апейронГреч. apeiron безграничное понятие введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной неопределенной бескачественной материи находящейся в вечном движении. Все много...Философия, практическое руководство
  24. апейронАПЕЙРОН от греч. apeiron беспредельное безграничное безмерное единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего Анаксимандр. Истолкования мигма смесь зе...Философская энциклопедия
  25. апейронгреч. букв. беспредельное понятие введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал что Гегель правильно передает это бесконечное словами неопределенная материя Диал...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. апейронгреч. apeiron неограниченное бесконечное согласно Анаксимандру бесформенное первовещество из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев синоним материи....Философский энциклопедический словарь II
  27. апейронгреч. apeiron неограниченное бесконечное согласно Анаксимандру бесформенное первовещество из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев синоним материи....Философский энциклопедический словарь
  28. апейронАПЕЙРОН греч. отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школа...Энциклопедия История философии