Античная философия

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН(греч.ἄπειρον,от- отрицательная частица и-πέρας -конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие внутренних границ).
Как космогонический принцип бесконечное занимает существенное место в древнейших мифологических картинах мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) - др.-египетской Гермопольской теогонии (2-е тыс. до н. э.) -в качестве одной из четырех космогонических прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Др.-индийская ведическая традиция учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев - охранителей космического закона «рта». В древнегреческой орфической теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема апейрона, в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в научно-философской традиции начиная сМилетской школыи, по свидетельству Аристотеля (De Caelo I 5, 271Ь2-8), оказалась едва ли не основным источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последовательного осмысления апейрона впервые стал в элейской школе, прежде всего в апорияхЗенона Элейского,причем негативное отношение к апейрону у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием апейрона атрибутом «бытия» у Мелисса.
Классический античный анализ понятия апейрон дан Аристотелем в «Физике» (III, 4-8): апейрон возможно лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих философских предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают апейрон неким онтологическим принципом (Phys. 203a3, Ь4), но при этом одни (большинство досократических натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют апейрон и рассматривают его само по себе.Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. Апейрон выступает как атрибут (на грамматическом уровне - прилагательное) космогонической праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно которому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали апейрон за первоначало(архе).
Существенно иным было понимание апейрона в пифагорейско-плато-новской традиции: здесь апейрон (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел - беспредельное, но и в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода (τὸ ἄπειρον, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице основных онтологических противоположностей у Аристотеля (Met. I 5, 986а23 ел.) оппозиция предел - беспредельное (апейрон) занимает первое место, причем апейрон оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником - см. «пределополагающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтологических принципов «Филеба» (23с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписаном учении», она развилась в оппозицию одно - неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел-апейрон (параллельная оппозиция эйдос - пространство «Тимея») - прямая предшественница формы-и-материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского апейрона - бесконечности, неопределенности и текучести - тому онтологическому принципу, которому он впервые дал имя «материала, материи» (Phys. 207Ь35).Плотин(Епп. II 4, 15) принимает отождествление апейрона и «материи», но последовательный монизм заставляет его подчинить апейрон единому в качестве момента его эманации.
Лит.:Edel A.Aristotle's theory of the infinite. Ν. Υ., 1934;Mondolfo R.L'infinito nel pensiero dell' antichita classica. Fir., 1956;Sinnige Th. G.Matter and infinity in the presocratic schools and Plato. Assen, 1968;Sweeney L.Infinity in the Presocratics. The Hague, 1972;Лебедев A. B. TO ΑΠΕΙΡΟΝ:не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, -ВДИ,1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58.
А. В. ЛЕБЕДЕВ

Синонимы:
материя, протовещество


  1. апейронАПЕЙРОН греч. apeiron бесконечное в философии Анаксимандра неопределнное беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперд в выработке понятия матер...Большая советская энциклопедия
  2. апейронгреч. реiron бесконечное в философии Анаксимандра неопределнное беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперд в выработке понятия материи по сра...Большая Советская энциклопедия II
  3. апейронмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. апейронгреч. apeiron бесконечное беспредельное терминдревнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов уПлатона и пифагорейцев синоним материи. Анализ пон...Большой энциклопедический словарь II
  5. апейронАПЕЙРОН греч. apeiron бесконечное беспредельное термин древнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов у Платона и пифагорейцев синоним материи. ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. апейрона ч.i Термн для позначення безконечного у простор та час безяксного матерального первоначала що перебува у вчному рус....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  7. апейронв философии др.греч. материалиста Анаксимандра неопределенное по качву беспредельное и бесконечное по колву первовещество. материя протовещество...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. апейронгреч. отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школа орфиков и т...История философии
  9. апейронАПЕЙРОНstrongгреч. отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды ...История философии II
  10. апейронАПЕЙРОН греч. а отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школ...Новейший философский словарь
  11. апейронгреч. а отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школа орфико...Новейший философский словарь II
  12. апейронАПЕЙРОН греч . apeiron бесконечное беспредельное термин древнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов у Платона и пифагорейцев синоним материи. ...Новый большой англо-русский словарь II
  13. апейронф.п. апейрон...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  14. апейронапейрон...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  15. апейронгреч.em беспредельное первоматерия в философии Анаксимандра. материя протовещество...Словарь античности
  16. апейронапейрон протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ. колво синонимов материя протовещество Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы материя протовещес...Словарь синонимов II
  17. апейронапейрон протовещество...Словарь синонимов
  18. апейронтермин др.греч. философии означающий бесконечное в пифагорейскоплатоновском словоупотреблении означает также неопределнное неоформленное отсутствие внутр. границ. Как кос...Советский философский словарь
  19. апейронАПЕЙРОН греч . apeiron бесконечное беспредельное термин древнегреческой философии у ранних философов свойство первоэлементов у Платона и пифагорейцев синоним материи. ...Современный энциклопедический словарь
  20. апейронпонятие введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения ...Тематический философский словарь
  21. апейронпонятие обозначающее беспредельную неопределенную бескачественную материю находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей все миры возникли путем выделе...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  22. апейрона ч. Термн для позначення безконечного у простор та час безяксного матерального первоначала що перебува у вчному рус....Толковый словарь украинского языка
  23. апейронГреч. apeiron безграничное понятие введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной неопределенной бескачественной материи находящейся в вечном движении. Все много...Философия, практическое руководство
  24. апейронАПЕЙРОН от греч. apeiron беспредельное безграничное безмерное единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего Анаксимандр. Истолкования мигма смесь зе...Философская энциклопедия
  25. апейронгреч. букв. беспредельное понятие введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал что Гегель правильно передает это бесконечное словами неопределенная материя Диал...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. апейронгреч. apeiron неограниченное бесконечное согласно Анаксимандру бесформенное первовещество из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев синоним материи....Философский энциклопедический словарь II
  27. апейронгреч. apeiron неограниченное бесконечное согласно Анаксимандру бесформенное первовещество из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев синоним материи....Философский энциклопедический словарь
  28. апейронАПЕЙРОН греч. отрицательная частица peiron предел конец понятие древнегреческой философии обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира Веды школа...Энциклопедия История философии