Советская историческая энциклопедия

ЧААДАЕВ

1
.
Иван Иванович (г. рожд. неизв.- ум. 1696) - думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676-77). В 1658-66 был воеводой в укр. городах, в т. ч. в Киеве. Стремился укрепить влияние рус. царизма на Украине, защищал привилегии мещан от посягательств старшины. В 1671-86 возглавлял рус. посольства в Польшу, имевшие целью воссоединение укр. земель и организацию антитурецкого союза. Был судьей Земского (1673-74), Иноземского и Рейтарского (1677-78), Сибирского (1681-83) приказов. В 1681 он пересматривал податное обложение посадского населения.

Лит.: Костомаров Н. И., Руина. Собр. соч., кн. 6, т. 15, СПБ, 1905; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946.
2
.
Петр Яковлевич (27.V.1794 - 14.IV.1856) - русский писатель, философ и обществ. деятель. Род. в Москве в дворянской семье. Окончил Моск. ун-т (1812), где сблизился с А. С. Грибоедовым, Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах рус. армии 1813-15. С 1816 был дружен с А. С. Пушкиным. В 1819 вступил в "Союз благоденствия". В 1820 вышел в отставку. В 1821 принят в Северное общество декабристов. В 1823-1826 путешествовал по Зап. Европе, познакомился с Ф. Шеллингом и Ф. Ламенне, изучал новейшую филос. и ист. лит-ру. При возвращении в Россию арестован по обвинению в принадлежности к декабристам, но вскоре освобожден и оставлен под негласным надзором полиции. В 1829-1831 написал филос. трактат из восьми "Философических писем". Первое из них, опубликованное в 1836 в журнале "Телескоп", по словам А. И. Герцена, потрясло мыслящую Россию, явилось уничтожающим приговором самодержавию, православию и крепостничеству. По указанию Николая I Ч. был официально объявлен сумасшедшим и навсегда лишен права печататься.

В своей филос. концепции, выраженной в "Письмах", Ч. стремился ответить на вопрос о движущих силах истории, ее законах.Обширные познания Ч. в области естествознания, философии, истории и теологии превратили "Письма" в оригинальное произведение, автор к-рого провозглашал идею параллелизма двух миров - физического и нравственного. Источник движения как в мире физическом, так и в мире нравственном, по Ч.,- божеств. первотолчок, давший материи движение, а человеку - способность к передаче от поколения к поколению исходных понятий о мире и нравственности (всемирно-ист. традиция). Ее реализация в процессе истории и есть, по мнению автора, гл. объективный закон развития человечества. Ч. считал, что личный интерес и субъективная воля влекут человека к злу, а подчинение общему, объективному началу ведет к нравств. добру, к идеальному обществ. устройству. По Ч., ист. прогресс совершается по воле провидения и будет увенчан осуществлением "царства божьего... на земле". Ч. толковал христианство в социальном смысле. Он отвергал загробное воздаяние, вероисповедные проблемы его не интересовали. Осн. содержанием "царства божьего... на земле" он объявлял братство и дружбу людей, "…осуществленный нравственный закон", торжество социальной справедливости и добра, преодоление частного интереса и разобщенности народов (см. "Лит. наследство", No 22-24, 1935, с. 62). В религ. форме Ч. выразил насущную потребность эпохи в раскрытии объективных законов истории, в поиске путей социального прогресса, в преодолении обществ. антагонизмов, бурж. индивидуализма, самодержавно-крепостнич. строя.

Способность того или иного народа к "бесконечному развитию" Ч. ставил в зависимость от степени его приобщения к всемирно-ист. традиции. Европ. народы, согласно теории Ч., потому и добились значит. ист. прогресса, что в течение мн. веков сохраняли свое единство на основе христианства в его наиболее действенном социальном варианте (католицизм). Напротив, Россия, получившая христианство от Византии, где оно было искажено "схизмой" (расколом), оказалась в стороне от мировой истории, а православие, бессильное перед светской властью, освятило "ужасную язву" - крепостное рабство (см. там же, с. 23). Резко отрицат. характеристика России, высказанная Ч. в первом "Письме", вызвала критику со стороны ряда мыслителей (Пушкин, П. А. Вяземский), показавших, что нельзя смешивать офиц. власть и народ. В рукописи "Апология сумасшедшего" (1837) Ч., отстаивая право на борьбу с отрицат. сторонами росс. действительности, признал односторонность и неосновательность нек-рых своих суждений о России: он пришел к выводу, что, не будучи вовлечена в европ. распри, Россия, осмыслившая европ. опыт, будет призвана сказать миру новое слово, "...решить большую часть проблем социального порядка..." (Чаадаев П. Я., Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с. 227). Высказывание Ч. о высоком предназначении России в будущем человечества оказало влияние на формирование идеологии представителей разных направлений рус. обществ. мысли: славянофилов, западников и революционных демократов.

В 40-е гг. Ч. вместе с Герценом и Т. Н. Грановским участвовал в полемике против "ретроспективных утопий" славянофилов, отстаивал антикрепостнич. идеалы западников. К 40-50-м гг. относится ряд его рукописных работ - статей, заметок, афоризмов, б. ч. еще не опубликованных. Они свидетельствуют о разрушении единой филос. системы Ч., его внимательном изучении Гегеля, постоянном интересе к социально-политич. проблемам, к освободит. движению.

Ч. был представителем антикрепостнич. освободит. движения. Герцен называл учение Ч. "революционным католицизмом", Н. Г. Чернышевский отмечал, что религиозность - лишь "облачение" его. Прогрессивные социально-политич. идеалы Ч. обосновывал с помощью своеобразной религ.-идеалистич. доктрины. Это обстоятельство отразилось в борьбе вокруг идейного наследия Ч. между представителями охранительно-религ. направления, с одной стороны (М. О. Гершензон, идеологи "Вех", белоэмигранты), и революц. демократами (Герцен, Чернышевский), представителями марксизма (Г. В. Плеханов) - с другой.

Соч.: Соч. и письма, т. 1-2, М., 1913-14; Неопубликованная статья, "Звенья", 1934, кн. 3-4; Неизданные "Философические письма" П. Я. Чаадаева, в кн.: Литературное наследство, т. 22-24, М., 1935; Неизданный проект прокламации П. Я. Чаадаева 1848 г., там же.

Лит.: Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч. в 30-ти тт., т. 8-11, М., 1956-57; Чернышевский Н. Г., "Апология сумасшедшего", Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; Гершензон М. О., П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908; Плеханов Г. В., Пессимизм как отражение экономической действительности (Пессимизм П. Я. Чаадаева), Соч., т. 10, М.-Л., 1925; Лемке М. К., Ч. и Надеждин, в его кн.: Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909; Шаховской Д., Якушкин и Чаадаев, в сб.: Декабристы и их время, т. 2, М., 1932; П. Я. Чаадаев на пути в Россию в 1826 г., в кн.: Литературное наследство, т. 19-21, М., 1935; Филиппов Л. A., Религиозная утопия П. Я. Чаадаева и современные теологи, "История СССР", 1961, No 6; Лебедев A. A., Чаадаев, М., 1965; Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, No 12; Смирнова З В., P Я. Чаадаев, в кн.: История философии в СССР, т. 2, М., 1968.

Л. А. Филиппов. Москва.

  1. чаадаевЧаадаев Петр Яковлевич друг Пушкина и декабристов был непродолжительное время членом Тайного общества. В г. будучи адъютантом командира гвардейского корпуса кн. Васи...1000 биографий
  2. чаадаевЧААДАЕВ Птр Яковлевич [. Москва б. там же] русский мыслитель и публицист. Род. в дворянской семье мать дочь историка кн. М. М. Щербатова. iВ учился в Моск. унте где сб...Большая советская энциклопедия
  3. чаадаевимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. чаадаевНачальная форма Чаадаев единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  5. чаадаевЧААДАЕВ Петр Яковлевич русский мыслитель публицист общественный деятель. По происхождению из дворян участник войны находился в оппозиции к царскому режиму и русской дво...Новейший философский словарь
  6. чаадаевПетр Яковлевич русский мыслитель публицист общественный деятель. По происхождению из дворян участник войны находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской ...Новейший философский словарь II
  7. чаадаевЧААДАЕВ Птр Яковлевич мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне в принят в Северное общество декабристов в за границей. Философскоисторические взгляды с...Русская энциклопедия
  8. чаадаевЧаадаев...Русский орфографический словарь
  9. чаадаевЧААДАЕВ ЧАДАЕВ ЧЕГОДАЕВ ЧЕОДАЕВ ЧАГАДАЕВЧегодай из тюркского имени Чагатай в русском произнолшении Чаадай. Так звали в частности второго сына Чингисхана он получил во вл...Словарь фамилий
  10. чаадаевh Чаадаевbig сущ.муж.одуш.i ед.им. Вл. Дм. Долгорукий и окольничий Чаадаев.Пр....Словарь языка Грибоедова
  11. чаадаевПетр Яковлевич рус. мыслитель и публицист Счастия в Москве отчаяв Едет в Гатчину Вермель. Он почти что Чаадаев Но другая в жизни цель. . ОМ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  12. чаадаевЧААДАЕВ Петр Яковлевич рус. мыслитель и публицист Счастия в Москве отчаяв Едет в Гатчину Вермель. Он почти что Чаадаев Но другая в жизни цель. Шутл. ОМ ....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  13. чаадаевЧААДАЕВ Петр Яковлевич российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне в принят в Северное общество декабристов в за границей. Философскоисторическ...Современный энциклопедический словарь
  14. чаадаевЧААДАЕВ Птр Яковлевич [. Москва . там же] рус.em мыслитель и публицист. Друг А. С. Пушкина. В был принят в Союз благоденствия в в Сев. общество декабристов но деятельн...Философская энциклопедия
  15. чаадаевЕдва Ева Давеча Веда Вад Ада Чад Дача Дева Еда Чаадаев...Электронный словарь анаграмм русского языка
  16. чаадаевЧаадаев Петр Яковлевич известный русский писатель. Год рождения его точно неизвестен. Лонгинов говорит что Ч. родился мая г. Жихарев считает годом его рождения й Сверб...Энциклопедический словарь
  17. чаадаевПетр Яковлевич известный русский писатель. Год рождения его точно неизвестен. Лонгинов говорит что Ч. родился мая г. Жихарев считает годом его рождения й Свербеев неоп...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. чаадаевфам. русск. дворянского рода также Чегодаев. Восходит к тюрк. племенному названию Caatai которое первонач. было именем второго сына Чингисхана ум. в г. ср.греч. Лаон. Ха...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  19. чаадаевФамилия известного дворянского рода к которому принадлежал и знаменитый русский философ современник Пушкина Петр Чаадаев восходит к племенному названию Cagatai которое пе...Этимологический словарь Крылова
  20. чаадаевЧаадаев Чаадаевфам. русск. дворянского рода также Чегодаев. Восходит к тюрк. племенному названию Caati которое первонач. было именем второго сына Чингисхана ум. в г. ср....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)