Советская историческая энциклопедия

КОНФУЦИАНСТВО

этико-политич. учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. относится к 6 в. до н. э. К. уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. гос. системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее К. оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе "Великого Единения" - "Да тун", в к-ром будет осуществлено имуществ. равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности ("жэнь") - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно К., должны базироваться на строгой семейной и обществ. иерархии, они регулируются правилами поведения ("ли"), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". На правителя, согласно К., ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость К., его осн. положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и клас.борьбы, с другой - сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников К. и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господств, классом, находясь на гос. службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ. отношений "подправить" политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации.

Сущность этич. норм К. заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало К. иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на "идеальных" и "добродетельных" правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклас. обществ. отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании К. обществ. прогресса. Вместе с тем в раннем К. прослеживаются и прогрессивные черты: осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, нек-рая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.), а также в советах улучшить нар. благосостояние и в критике деспотич. правителей. Раннее К. сыграло положит, роль в развитии древнекит. культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации ист. материалов, нар. легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению лит. памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков ист. деятелей).

К. в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем - феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего - "сына неба". В 136 до н. э. имп. У-ди провозгласил К. офиц. доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонич. конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить офиц. гос. должности.

Наиболее крупным представителем реформированного К. был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), религиозно-идеалистич. взгляды к-рого стали господств, офиц. идеологией. В. доктрине Дун Чжун-шу были усилены религ.-мистич. стороны К., на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верх, судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от "воли неба" ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и обществ.-политич. мысли. Именно это, реформированное К. с его реакц. сущностью стало господствующей идеологией в Китае, к-рая проникла во все поры обществ. жизни и в течение многих веков определяла гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и филос. мысль, препятствуя их дальнейшему развитию.

Наряду с К. в Китае развивались и др. учения - даосизм и буддизм, к-рые иногда оказывали большое влияние на обществ. жизнь. В особенности это относится к буддизму, к-рый в 4-8 вв. получил широкое распространение и в нек-рой степени ограничил влияние К. на умы людей; тем не менее последнее по-прежнему оставалось господств, идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей гос-политич. системе, В кон. 8 - нач. 9 вв. в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феод. гос-ва К. стало вновь офиц. идеологией правящих кругов. В этот период в защиту К. выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций К и ослабления его противников - даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию К., внесению новых элементов в него; в частности, Хань Юю принадлежит критика религ.-мистич. представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам.

Новый этап в развитии К. относится к периоду развития ср.-век. феод. кит. общества - Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного К., филос. системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды разл. групп, филос. направлений т. н. сунской "ортодоксальной школы", пытаясь примирить материалистич. и идеалистич. взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, к-рые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира - "Великого предела", как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное "ли" и материальное "ци", т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное "ли"), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному "ци". Т. о., Чжу Си стоял на идеалистич. позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало осн. принципы этико-политич. учения древнего К. - о незыблемости существующих порядков, об естеств. характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакц. черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господств, класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая давала теоретич. обоснование феод. абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феод. классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-13, неоконфуцианство, как и до него более раннее К., сковывало и тормозило развитие обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей науч.-технич. прогресса" К. явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая.

Безуспешную попытку возродить К. в модернизи-ров. виде предпринял в кон. 19 - нач. 20 вв. бурж. реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, к-рые вели агитацию за провозглашение К. гос. религией. Однако в это время среди кит. интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи зап.-бурж демократии, и К., отождествлявшееся с отжившей монархией и патриарх, семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар К, был нанесен движением "4 мая" (см. "Четвертого мая" движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого К, как религ.-этич. учение продолжало играть значит. роль в обществ. жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать К- в своих интересах. В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология К. была поставлена на службу реакц. классам. Нек-рые черты К., в особенности культ, предков, и в наст. время оказывают влияние на известные слои населения страны.

Интерес к К. в Европе появился в 17 в., когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662, за ним последовал ряд др. Вольтер и нек-рые др. франц. просветители 18 в. видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 в. появились первые науч. переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на англ. яз.), Э. Био и С. Куврёра (на франц. яз.), что создало предпосылки для изучения К. До сих пор, однако, оно сосредоточено в осн. на исследовании раннего К.; проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Зап.-европ. и амер. ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Др. Китае, как и влияние этих традиций на формирование К. Так, франц. синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что К. возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, К. было насквозь аристократич. учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе нем. синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) К. рассматривается как идеология универсального теократич. гос-ва, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое гос-во существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911. В отличие от этих точек зрения, амер. синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократич. принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политич. обстановкой Др. Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее К. и франц. синолог М. Гране (M. Granet, La pensée chinoise, P., 1934).

Первая подробная характеристика К. в сов. науке дана в книге М. Рейснера "Идеологии Востока" (М.-Л., 1927). К. расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М., 1940) осн. моментом гос.-политич. концепции К. считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господств, элементов феод. общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его кн. "Конфуцианство и его распространение в Японии", М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье "Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н. э.", "ВДИ", 1960, No 4) считает, что на раннее К. большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в др.-кит. городе-государстве 6 в. до н. э., где вооруж. народ имел возможность обсуждать на широких собраниях осн. вопросы гос. политики.

Проблемы оценки К. являются в наст. время предметом дискуссии среди кит. ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравств. нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно к-рому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований.

Источн.: Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн.: "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876; Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851; Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960; Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928.

Лит.: (кроме указ. в ст.): Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Wilhelm R., K'ungtse und der Konfucianismus, В., 1928; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1927; Nivison D. S. and Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959; Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960.

Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва.

Синонимы:
религия


  1. конфуцианствофилос.этич. учение мыслителя Др. Китая Конфуция Кунцзы и его последователей превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник К. Луньюй Беседы и суждения написанные пос...Атеистический словарь
  2. конфуцианствофилос.этич. учение мыслителя Др. Китая Конфуция Кунцзы и его последователей превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник К. Луньюй Беседы и суждения написанные пос...Атеистический словарь II
  3. конфуцианствоэтикополитическое учение возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры политической жизни и общественного строя Китая на протяжен...Большая Советская энциклопедия II
  4. конфуцианствоангл. confucianism кит. Кунцзы скорее этическое нежели религиозное учение основанное на учении Конфуция в. до н. э. Его декларируемой целью было достижение гармонии с ми...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. конфуцианствос. confucianesimo m Итальянорусский словарь. Синонимы религия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. конфуцианствосущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. конфуцианствоConfucianism скорее этическая религия чем основанная на вере в богаов возникшая в м столетии до н.э. в Китае и основанная на учении Конфуция не столько пророка сколько ...Большой толковый социологический словарь
  8. конфуцианствоот имени древнекитайского философа Конфуция англ. Confucianism нем. Копfuzianismus. . Философскоэтическое учение Конфуция основным понятием крого является жэнъ гуманност...Большой толковый социологический словарь II
  9. конфуцианствоэтикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианствабыли заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственнойаристократии конфуцианство объявляло власть п...Большой энциклопедический словарь II
  10. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство об...Большой энциклопедический словарь III
  11. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство о...Большой Энциклопедический словарь V
  12. конфуцианствоодно из основных философских и идейных течений Китая основанное Конфуцием. Складывалось в период бурных социальных изменений смена рабовладельчества феодализмом формирова...Евразийская мудрость от А до Я
  13. конфуцианствоэтикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя государя священной дарованной ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. конфуцианствоКит. жу [цзяцзяо] учение школы ученыхинтеллектуалов. Древнейшая филос. система и одно из трех главных этикорелиг. учений наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего Востока ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  15. конфуцианствоConfucianismКит. жу цзяцзяо учение школы ученыхинтеллектуалов.Древнейшая филос. система и одно из трех главных этикорелиг. учений наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  16. конфуцианствоНачальная форма Конфуцианство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  17. конфуцианствоConfucianism кит. жу цзя школа ученых книжников кит. религ. мировоззрение и свод жизненных правил основанные на учении Конфуция. Гл. текстами К. являются разл. соч. в не...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  18. конфуцианствоконфуцианство ср. Система нравственнофилософских взглядов разработанная в V в. до н.э. китайским мыслителем Конфуцием....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  19. конфуцианствоконфуцианство конфуцианство а...Орфографический словарь
  20. конфуцианствоu с религия...Орфографический словарь русского языка
  21. конфуцианствосформулированный Конфуцием нравственный кодекс в котором особое значение придавалось почтительности и верности в отношениях между людьми и самосовершенствованию личности....Политология - глоссарий по книге
  22. конфуцианствоКонфуцианство название которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая начавшему формироваться на рубеже и вв. до н. э. и св...Политология. Словарь.
  23. конфуцианствоконфуцианство конфуцианства конфуцианства конфуцианств конфуцианству конфуцианствам конфуцианство конфуцианства конфуцианством конфуцианствами конфуцианстве конфуцианства...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. конфуцианствоОрфографическая запись слова конфуцианство Ударение в слове конфуцианство Деление слова на слоги перенос слова конфуцианство Фонетическая транскрипция слова конфуцианство...Полный фонетический разбор слов
  25. конфуцианствофилософскоэтическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция Кунцзы и его последователей превратившееся на рубеже н.э. в национальногосударственную религию Китая. Конфу...Религиоведческий словарь
  26. конфуцианствоКонфуцианство жу цзя школа великих книжников так же как и даосизм зародилось в Китае в VI V веке до н.э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий Китая. Филосо...Религиозные термины
  27. конфуцианствоконфуцянство....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  28. конфуцианствоконфуцианство аСинонимы религия...Русский орфографический словарь
  29. конфуцианствоСр мн. нет konfusiilik in mtfkkiri Konfusinin dini nzriyysin saslanan xlaqiflsfi baxlar v nnlr sistemi....Русско-азербайджанский словарь
  30. конфуцианствоконфуцианство с.iConfucianism...Русско-английский словарь
  31. конфуцианствоКанфуцыянства...Русско-белорусский словарь
  32. конфуцианствофилос. рел.i канфуцыянства ср.i...Русско-белорусский словарь II
  33. конфуцианствоконфуцийлк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  34. конфуцианствоконфуцийшлдк...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  35. конфуцианствоне указывает на религию em rjio kngjio rxu kngz xushu Синонимы религия...Русско-китайский словарь
  36. конфуцианствоkonfucinisms...Русско-латышский словарь
  37. конфуцианствоконфуцианство аСинонимы религия...Русское словесное ударение
  38. конфуцианствоконфуцианство философскоэтическая система разработанная в в. до н. э. древнекитайским мыслителем конфуцием кунцзы одна из китайских религий отстаивающая незыблемость уст...Словарь иностранных слов русского языка
  39. конфуцианствоэтикополитическое и религиозное движение в Китае. Основы заложены в VI в. до н. э. Конфуцием. Объявляло власть правителя священной дарованной небом а социальное расслоени...Словарь исторических терминов
  40. конфуцианство. Конфуцианский канон основан на шести классических книгах цзин И цзин Книга перемен Ши цзин Книга песен Шу цзин Книга истории Ли цзи Правила благопристойности Юэ цзин Кн...Словарь религий, обрядов и верований
  41. конфуцианствоконфуцианство сущ. колво синонимов религия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы религия...Словарь синонимов II
  42. конфуцианствоэтикополитическое учение разработанное в Китае VI в. до н.э. Конфуцием. Объявляло власть правителя императора священной дарованной небом а разделение людей на высших и ни...Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  43. конфуцианствособственно ж у ц з я букв.школа учных книжников др.кит. филос. школа затем самое влиятельное из трх главных филос.религ. течений сань цзяо буки.три религии К. даосизм и б...Советский философский словарь
  44. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя государя священн...Современная энциклопедия
  45. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство об...Современный энциклопедический словарь
  46. конфуцианствоConfucianism система философских и этических учений основанная Конфуцием в в. до н.э. и развитая Мэнцзы в в. до н.э. одна из двух гл. китайских идеологий вместе с даосизм...Страны и города мира. Словарь
  47. конфуцианстводревнейшая философская система Китая сформировалась на рубеже VIV вв. до н.э. Основатель Конфуций. Содержание К. можно свести к двум идеям идее формирования социального ...Тематический философский словарь
  48. конфуцианствоконфуцианство философскоэтическая система разработанная в в. до н. э. древнекитайским мыслителем конфуцием кунцзы одна из китайских религий отстаивающая незыблемость ус...Толковый словарь иностранных слов
  49. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО конфуцианства мн. нет ср. книжн. Система нравственнофилософских взглядов и традиций основанная на учении китайского мыслителя Конфуция вв. до хр. э....Толковый словарь русского языка II
  50. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО ср. Система нравственнофилософских взглядов разработанная в V в. до н.э. китайским мыслителем Конфуцием....Толковый словарь русского языка
  51. конфуцианствоУдарение в слове конфуцианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове конфуцианство...Ударение и правописание
  52. конфуцианствоRzeczownik конфуцианство n konfucjanizm m...Универсальный русско-польский словарь
  53. конфуцианствоэтикополитическое учение основанное мыслителем древнего Китая Конфуцием г.г. до н.э. Основу К. составляют проблемы достижения гармоничных отношений человека и общества. ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  54. конфуцианствоэтикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н.э. Конфуцием. Соответствовало интересам наследственной аристократии. Конфуцианство объ...Философия политики
  55. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО кит. жу цзя жу цзяо школа ученыхинтеллектуалов учение ученыхинтеллектуалов кит. классическая философия. К возникло в в. до н.э. впоследствии распространи...Философская энциклопедия
  56. конфуцианствоодно из наиболее распространенных направлений общественной мысли в Китае оказавшее значительное влияние на развитие кит. философии. Берет свое начало от Конфуция в. до н...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  57. конфуцианствоодно из ведущих идейных течений в древн. Китае. Основоположник К. Конфуций до н. э. взгляды крого были изложены его последователями в книге Лунь юй Беседы и суждения. Ц...Философский энциклопедический словарь
  58. конфуцианствоконфуцианство конфуцианства конфуцианства конфуцианств конфуцианству конфуцианствам конфуцианство конфуцианства конфуцианством конфуцианствами конфуцианстве конфуцианства...Формы слова
  59. конфуцианствосоциальноэтическое учение изложенное философом Конфуцием Кунцзы гг. до н.э. Возникло в сер. Iго тысячелетия до н.э. в Китае. На протяжении многих столетий оно было в это...Экономическая география. Словарь терминов
  60. конфуцианствоКсанин Коцит Кофта Котонин Котон Котов Кот Коста Косовица Косовина Косо Косно Косица Косина Кос Конфуцианство Конус Конто Конон Конница Конина Кон Коитус Кова Коат Коан К...Электронный словарь анаграмм русского языка
  61. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство о...Энциклопедический словарь естествознания
  62. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВОКит. жу учение школы ученыхинтеллектуалов. Древнейшая философская система и одно из трех главных этикорелигиозных учений наряду с даосизмом и буддизмом Даль...Энциклопедия Кольера II
  63. конфуцианствоКит. жу [[цзяцзяо]] учение школы ученыхинтеллектуалов. Древнейшая философская система и одно из трех главных этикорелигиозных учений наряду с даосизмом и буддизмом Дальн...Энциклопедия Кольера
  64. конфуцианствоКонфуцианство философскоэтическая система разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием Кунцзы одна из китайских религий отстаивающая незыблемость ус...Энциклопедия культурологии
  65. конфуцианствоот имени древнекитайского философа Конфуция англ. Confucianism нем. Копfuzianismus. . Философскоэтическое учение Конфуция основным понятием крого является жэнъ гуманност...Энциклопедия социологии