Китайская философия. Энциклопедический словарь II

КОНФУЦИАНСТВО

(Confucianism)
Кит. жу (цзя/цзяо) - "(учение) школы ученых-интеллектуалов".
Древнейшая филос. система и одно из трех главных этико-религ. учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. до н.э. В ориг. наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полумифич. древности, выраженной гл. образом в историко-дидак-тич. и художеств, произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых - восходящие к концу 2-го - первой половине 1-го тыс. до н.э. каноны "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на историч. прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего К. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в "культурной" (день) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, гл. обр. астрономо-астрологич. (семантика "культуры" -вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. пров. Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правящей верхушки гос-ва Шан-Инь, покоренного в 12 - 11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологич. значении термина жу - "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, в к-ром при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников.С самого своего рождения К. отличалось осознанной социально-этич. направленностью и стремлением к слиянию с гос. аппаратом.
Этому стремлению соответствовало теоретич. истолкование и гос., и божеств, ("небесной") власти в семейно-родственных категориях; "гос-во - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Гос-во отождествлялось с об-вом, социальные связи - с межличностными, основа к-рых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С т.зр. К. отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо (1)) в специально посвященном ей канонич. трактате "Сяо цзин" была возведена в ранг "корня благодати-добродетели (дэ (1))".
Развиваясь в виде своего рода социально-этич. антропологии, К. сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и об-ве, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собств. суждений о сверхъестественном. Конфуций формально одобрил традиц. веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение К. социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологич. проблематику Конфуций рассматривал с т.зр. значимости для человека и об-ва. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия "внутр." импульсов человеч. натуры, в идеале охватываемых понятием "гуманности" (жэнь (2)), и "внеш." социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)). Нормативный тип человека, по Конфуцию - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин (1)) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы ли (2) Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологич. принципом: "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли (2)"; "Расширяя (свои) познания в культуре и стягивая их с помощью ли (2), можно избегнуть нарушений". Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило" морали (шу (3)- "взаимность", см. Чжун шу), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "выправление имен"). Смысл человеч. существования, по Конфуцию - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этич. порядка - "Пути" (дао), важнейшие проявления к-рого суть "гуманность", "должная справедливость" (и (1)), "взаимность", "разумность" (чжи (1)), "мужество" (юн (1)), "(уважительная) осторожность" (цзин (4)), "сыновняя почтительность" (сяо |1)), "братская любовь" (ди (3), ти (2)), собственное достоинство, верность (чжун (2), см. Чжун шу), "милостивость" и др. Конкр. воплощением дао в каждом отд. существе и явлении выступает "благодать/добродетель" (дэ (1)). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ ( 1 ) образует вселенское дао.
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные ("Да сюэ", "Сяо цзин", коммент. к "Чунь цю"), и имплицитные онтолого-космологич. ("Чжун юн", "Си цы чжуань") представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодокс, и неортодокс, соответственно интерпретации К. в 4 - 3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы (см. Мэн Кэ) и Сюнь-цзы (см. Сюнь Куан). Первый из них выдвинул тезис об изнач. "доброте" человеч. природы (син (1)), к-рой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеч. природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологич., а Сюнь-цзы - социальной и гносеопраксиологич. стороны человеч. существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на об-во: Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя (см. Ван дао) "завоевание" своего народа, сближаясь тем самым с легизмом. Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, К. обрело статус офиц. идеологии и, победив гл. конкурента в области социально-политич. теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в части, признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли (2)) и административно-юридич. законов (фа (1)). К. обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань"-Дун Чжуншу, к-рый, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя (см. Инь ян, У син (1)), детально разработал онтолого-космологич. доктрину К. и придал ему нек-рые религ. функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для офиц. идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.) было создано "ханьское К.", осн. достижение к-рого - систематизация идей, рожденных "золотым веком" кит. философии (5 - 3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые вв. н.э. и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конф. синтез в "учении о сокровенном" (сюанъ сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. 6 - нач. 7 в.), Хань Юй и Ли ао (8- 9 вв.). Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного К. и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологич. методологии (см. Сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи к-рого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодокс, и даже подвергшееся запрету, в 14 в. получило офиц. признание и стало основой понимания конф. классики в системе гос. экзаменов вплоть до нач. 20 в. Чжусианская трактовка К. доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в пер. правления дин. Мин (14 - 17 вв.) составила Лу (Цзюаня)- Ван (Янмина) школа, идейно господствовавшая в Китае в 16 - 17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретич. уровне возродилась исходная для К. оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внеш. мир или внутр. природу человека как источник постижения "принципов" (ли (1)) всего сущего, в т.ч. и моральных норм. В 17 - 19 вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирич. направления (пу сюэ - "учение о естестве", или "конкр. философия") во главе с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критич. изучении конф. классики, взяв себе за образец текстологию ханьского К. С конца 19 в. развитие К. в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции зап. идей (см. Кан Ювэй) и возвращением от абстрактных проблем сунскоминского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкр. этико-социальной тематике первоначального К. В сер. 20 в. в учениях Фэн Юланя и Сюн Шили конф. оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретич. уровне, сочетающем неоконф. и отчасти буд. категории со знанием европ. и инд. философии. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и др.) в этич. универсализме К., трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание филос. и религ. мысли. В Китае К. было офиц. идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре.
А. И. Кобзев

Синонимы:
религия


  1. конфуцианствофилос.этич. учение мыслителя Др. Китая Конфуция Кунцзы и его последователей превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник К. Луньюй Беседы и суждения написанные пос...Атеистический словарь
  2. конфуцианствофилос.этич. учение мыслителя Др. Китая Конфуция Кунцзы и его последователей превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник К. Луньюй Беседы и суждения написанные пос...Атеистический словарь II
  3. конфуцианствоэтикополитическое учение возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры политической жизни и общественного строя Китая на протяжен...Большая Советская энциклопедия II
  4. конфуцианствоангл. confucianism кит. Кунцзы скорее этическое нежели религиозное учение основанное на учении Конфуция в. до н. э. Его декларируемой целью было достижение гармонии с ми...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. конфуцианствос. confucianesimo m Итальянорусский словарь. Синонимы религия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. конфуцианствосущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. конфуцианствоConfucianism скорее этическая религия чем основанная на вере в богаов возникшая в м столетии до н.э. в Китае и основанная на учении Конфуция не столько пророка сколько ...Большой толковый социологический словарь
  8. конфуцианствоот имени древнекитайского философа Конфуция англ. Confucianism нем. Копfuzianismus. . Философскоэтическое учение Конфуция основным понятием крого является жэнъ гуманност...Большой толковый социологический словарь II
  9. конфуцианствоэтикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианствабыли заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственнойаристократии конфуцианство объявляло власть п...Большой энциклопедический словарь II
  10. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство об...Большой энциклопедический словарь III
  11. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство о...Большой Энциклопедический словарь V
  12. конфуцианствоодно из основных философских и идейных течений Китая основанное Конфуцием. Складывалось в период бурных социальных изменений смена рабовладельчества феодализмом формирова...Евразийская мудрость от А до Я
  13. конфуцианствоэтикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя государя священной дарованной ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. конфуцианствоКит. жу [цзяцзяо] учение школы ученыхинтеллектуалов. Древнейшая филос. система и одно из трех главных этикорелиг. учений наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего Востока ...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  15. конфуцианствоНачальная форма Конфуцианство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  16. конфуцианствоConfucianism кит. жу цзя школа ученых книжников кит. религ. мировоззрение и свод жизненных правил основанные на учении Конфуция. Гл. текстами К. являются разл. соч. в не...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  17. конфуцианствоконфуцианство ср. Система нравственнофилософских взглядов разработанная в V в. до н.э. китайским мыслителем Конфуцием....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  18. конфуцианствоконфуцианство конфуцианство а...Орфографический словарь
  19. конфуцианствоu с религия...Орфографический словарь русского языка
  20. конфуцианствосформулированный Конфуцием нравственный кодекс в котором особое значение придавалось почтительности и верности в отношениях между людьми и самосовершенствованию личности....Политология - глоссарий по книге
  21. конфуцианствоКонфуцианство название которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая начавшему формироваться на рубеже и вв. до н. э. и св...Политология. Словарь.
  22. конфуцианствоконфуцианство конфуцианства конфуцианства конфуцианств конфуцианству конфуцианствам конфуцианство конфуцианства конфуцианством конфуцианствами конфуцианстве конфуцианства...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  23. конфуцианствоОрфографическая запись слова конфуцианство Ударение в слове конфуцианство Деление слова на слоги перенос слова конфуцианство Фонетическая транскрипция слова конфуцианство...Полный фонетический разбор слов
  24. конфуцианствофилософскоэтическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция Кунцзы и его последователей превратившееся на рубеже н.э. в национальногосударственную религию Китая. Конфу...Религиоведческий словарь
  25. конфуцианствоКонфуцианство жу цзя школа великих книжников так же как и даосизм зародилось в Китае в VI V веке до н.э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий Китая. Филосо...Религиозные термины
  26. конфуцианствоконфуцянство....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  27. конфуцианствоконфуцианство аСинонимы религия...Русский орфографический словарь
  28. конфуцианствоСр мн. нет konfusiilik in mtfkkiri Konfusinin dini nzriyysin saslanan xlaqiflsfi baxlar v nnlr sistemi....Русско-азербайджанский словарь
  29. конфуцианствоконфуцианство с.iConfucianism...Русско-английский словарь
  30. конфуцианствоКанфуцыянства...Русско-белорусский словарь
  31. конфуцианствофилос. рел.i канфуцыянства ср.i...Русско-белорусский словарь II
  32. конфуцианствоконфуцийлк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  33. конфуцианствоконфуцийшлдк...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  34. конфуцианствоне указывает на религию em rjio kngjio rxu kngz xushu Синонимы религия...Русско-китайский словарь
  35. конфуцианствоkonfucinisms...Русско-латышский словарь
  36. конфуцианствоконфуцианство аСинонимы религия...Русское словесное ударение
  37. конфуцианствоконфуцианство философскоэтическая система разработанная в в. до н. э. древнекитайским мыслителем конфуцием кунцзы одна из китайских религий отстаивающая незыблемость уст...Словарь иностранных слов русского языка
  38. конфуцианствоэтикополитическое и религиозное движение в Китае. Основы заложены в VI в. до н. э. Конфуцием. Объявляло власть правителя священной дарованной небом а социальное расслоени...Словарь исторических терминов
  39. конфуцианство. Конфуцианский канон основан на шести классических книгах цзин И цзин Книга перемен Ши цзин Книга песен Шу цзин Книга истории Ли цзи Правила благопристойности Юэ цзин Кн...Словарь религий, обрядов и верований
  40. конфуцианствоконфуцианство сущ. колво синонимов религия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы религия...Словарь синонимов II
  41. конфуцианствоэтикополитическое учение разработанное в Китае VI в. до н.э. Конфуцием. Объявляло власть правителя императора священной дарованной небом а разделение людей на высших и ни...Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  42. конфуцианствоэтикополитич. учение основы крого были впервые изложены древнекит. мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэнцзы Сюньцзы и др. Возникновение К. относитс...Советская историческая энциклопедия
  43. конфуцианствособственно ж у ц з я букв.школа учных книжников др.кит. филос. школа затем самое влиятельное из трх главных филос.религ. течений сань цзяо буки.три религии К. даосизм и б...Советский философский словарь
  44. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя государя священн...Современная энциклопедия
  45. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство об...Современный энциклопедический словарь
  46. конфуцианствоConfucianism система философских и этических учений основанная Конфуцием в в. до н.э. и развитая Мэнцзы в в. до н.э. одна из двух гл. китайских идеологий вместе с даосизм...Страны и города мира. Словарь
  47. конфуцианстводревнейшая философская система Китая сформировалась на рубеже VIV вв. до н.э. Основатель Конфуций. Содержание К. можно свести к двум идеям идее формирования социального ...Тематический философский словарь
  48. конфуцианствоконфуцианство философскоэтическая система разработанная в в. до н. э. древнекитайским мыслителем конфуцием кунцзы одна из китайских религий отстаивающая незыблемость ус...Толковый словарь иностранных слов
  49. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО конфуцианства мн. нет ср. книжн. Система нравственнофилософских взглядов и традиций основанная на учении китайского мыслителя Конфуция вв. до хр. э....Толковый словарь русского языка II
  50. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО ср. Система нравственнофилософских взглядов разработанная в V в. до н.э. китайским мыслителем Конфуцием....Толковый словарь русского языка
  51. конфуцианствоУдарение в слове конфуцианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове конфуцианство...Ударение и правописание
  52. конфуцианствоRzeczownik конфуцианство n konfucjanizm m...Универсальный русско-польский словарь
  53. конфуцианствоэтикополитическое учение основанное мыслителем древнего Китая Конфуцием г.г. до н.э. Основу К. составляют проблемы достижения гармоничных отношений человека и общества. ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  54. конфуцианствоэтикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н.э. Конфуцием. Соответствовало интересам наследственной аристократии. Конфуцианство объ...Философия политики
  55. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО кит. жу цзя жу цзяо школа ученыхинтеллектуалов учение ученыхинтеллектуалов кит. классическая философия. К возникло в в. до н.э. впоследствии распространи...Философская энциклопедия
  56. конфуцианствоодно из наиболее распространенных направлений общественной мысли в Китае оказавшее значительное влияние на развитие кит. философии. Берет свое начало от Конфуция в. до н...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  57. конфуцианствоодно из ведущих идейных течений в древн. Китае. Основоположник К. Конфуций до н. э. взгляды крого были изложены его последователями в книге Лунь юй Беседы и суждения. Ц...Философский энциклопедический словарь
  58. конфуцианствоконфуцианство конфуцианства конфуцианства конфуцианств конфуцианству конфуцианствам конфуцианство конфуцианства конфуцианством конфуцианствами конфуцианстве конфуцианства...Формы слова
  59. конфуцианствосоциальноэтическое учение изложенное философом Конфуцием Кунцзы гг. до н.э. Возникло в сер. Iго тысячелетия до н.э. в Китае. На протяжении многих столетий оно было в это...Экономическая география. Словарь терминов
  60. конфуцианствоКсанин Коцит Кофта Котонин Котон Котов Кот Коста Косовица Косовина Косо Косно Косица Косина Кос Конфуцианство Конус Конто Конон Конница Конина Кон Коитус Кова Коат Коан К...Электронный словарь анаграмм русского языка
  61. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВО этикополитическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии конфуцианство о...Энциклопедический словарь естествознания
  62. конфуцианствоКОНФУЦИАНСТВОКит. жу учение школы ученыхинтеллектуалов. Древнейшая философская система и одно из трех главных этикорелигиозных учений наряду с даосизмом и буддизмом Даль...Энциклопедия Кольера II
  63. конфуцианствоКит. жу [[цзяцзяо]] учение школы ученыхинтеллектуалов. Древнейшая философская система и одно из трех главных этикорелигиозных учений наряду с даосизмом и буддизмом Дальн...Энциклопедия Кольера
  64. конфуцианствоКонфуцианство философскоэтическая система разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием Кунцзы одна из китайских религий отстаивающая незыблемость ус...Энциклопедия культурологии
  65. конфуцианствоот имени древнекитайского философа Конфуция англ. Confucianism нем. Копfuzianismus. . Философскоэтическое учение Конфуция основным понятием крого является жэнъ гуманност...Энциклопедия социологии