Социологическая энциклопедия

ШЮЦ (SCHUTZ) АЛЬФРЕД

(1899-1959) австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 в эмиграции в США, с 1953 профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Основное сочинение: *Феноменология социального мира* (1932). Философскую основу феноменологической социологии Ш. составляют идеи Э. Гуссерля, неразрешенное противоречие между объективным миром и познающим его субъектом, вооруженным научными понятиями, *овеществившими естественный мир*. Для решения этого противоречия Ш. предложил осуществить две редукции. Первая это феноменологическая редукция: отказаться от исследования мира путем *естественной установки* и исследовать *жизненный мир* на основе *интенциональности*. Все эмпирические науки имеют своим предметам мир как пред-данное, но сами они так же, как и их инструментарий, являются элементами этого мира. Значит, науке, если она действительно желает быть строгой наукой, необходимо выяснение ее генезиса и обусловленности миром пред-данного, из которого оно рождается и в котором живет. Этот мир, предшествующий научной рефлексии, или *жизненный мир*, Ш. определяет как нашу непосредственную *интуитивную среду*, где *мы, как человеческие существа среди себе подобных, переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам, воздействуем на них и сами находимся под их воздействием*. Социология должна изучать этот мир, начиная *с самого начала*. Но это еще не дает ответа на вопрос: как возможно общество? Для этого Ш. предлагает осуществить вторую редукцию трансцендентальную, отказаться от анализа самого субъекта и анализировать его *чистое сознание*. Феноменологу, по Ш., нет дела до самих объектов. Его интересуют их значения, конструированные деятельностью нашего разума. Не реальные социальные объекты становятся предметом его анализа, но редуцированные объекты, как они являются в потоке сознания индивида, организуя его социальное поведение. Если с точки зрения естественной установки мир объективен, то, с точки зрения Ш., это конструированный *интерсубъективный мир*. Парадигма *интерсубъективного мира* играет решающую роль в феноменологической социологии Ш. Она есть стержень его теории, позволяющий раскрыть социальную сущность сознания и взаимную связь людей как существ жизненного мира. Основная форма интерсубъективности описывается Ш. при помощи конструкта о *взаимности перспектив*, предполагающего наличие двух идеализаций. Первая из них *взаимозаменяемость точек зрения*. Поменявшись социальными местами, субъекты тем не менее окажутся обладателями идентичных способов переживания мира. Второй идеализацией является правило *совпадения систем релевантностей*. По Ш., Я и любой другой человек принимает на веру тот факт, что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых систем критериев значимости *несущественно с точки зрения наличных целей*. Мы оба считаем, по утверждению Ш., что *Я и он, т.е. Мы*, интерпретируем актуально или потенциально общие нам объекты, факты, события достаточно одинаковым образом*. Следующим важным компонентом интерсубъективности является alter ego *другое Я*. По Ш., тезис *другое Я* описывает некоторые аспекты восприятий индивидом *другого* в его *живом настоящем*. Одновременность нашего восприятия друг друга в *живом настоящем* означает, что Я в некотором смысле знаю о другом в данный момент больше, чем он знает о себе самом. Как во всей феноменологической философии, так и в феноменологической социологии Ш. одним из центральным конструктов является *интенциальность*. Интенциальность выступает сущностной характеристикой направленности целевого, мотивированного действия, а также сознания, выражая тот фундаментальный факт, что последнее всегда является сознанием чего-то, что объект сознания есть *подразумеваемый*, всегда *значимый* для сознания. Для обозначения взаимодополнительных аспектов интенциальности в феноменологической социологии используются термины *ноэзис* и *ноэма*; особенный модус интенциального сознания (*я мыслю*, *я воспринимаю*) именуется *ноэзис*, а его объективный коррелят (*то, что я мыслю или воспринимаю*) *ноэма*. Интенциальность обеспечивает описание модусов мышления, восприятия, припоминания и т.п. путем исследования того, что переживается в каждом из данных модусов. Эти термины имеют в теории Ш. методологическое значение, ибо они служат описанию объектов сознания (ноэма) и описанию процесса их конструирования (ноэзис). Очертив важнейшие парадигмы и конструкты своей социологии, Ш. обосновал, как должна формироваться социологическая теория. Он рекомендует следующее: социолог должен начинать с уровня значения; понятия и конструкты социолога становятся тогда конструктами *второго порядка*, ибо они являются конструктами действительных обыденных конструктов первого порядка, используемых индивидами в их повседневной жизни. Они являются объективными (верифицированными) идеально-типическими конструктами, основанными на обыденных конструктах первого уровня, т.е. конструктами иного порядка. Опираясь на свою теорию, Ш. исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований, изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970-1980, широко распространялись среди профессиональных социологов. Г.П. Давидюк

  1. шюц (schutz) альфредавстр.амер. философ и социолог. Первую половину жизни провел в Вене служа в банке и в свободное время занимаясь философией. После вхождения Австрии в третий рейх эмигриру...Современная западная философия