Социологическая энциклопедия

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930-х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления. Для наиболее видных представителей Ф.Ш., к числу которых принадлежат Хоркхаймер , Адорно , Маркузе , в определенные периоды своего творчества Фромм и Хабермас , а также А. Шмидт, О. Негт, характерна разноплановость научных интересов и поливариантность решений ставившихся исследовательских задач. Но общность в постановке изучаемых проблем дает основание относить их теоретическую и практическую деятельность в области социальных исследований к единому направлению. К числу основных вопросов, изучавшихся представителями Ф.Ш., относятся такие, как анализ философских, мировоззренческих и методологических оснований социальной теории, что, в свою очередь, приводило к пересмотру традиционного для классической модели социального знания разрыва объекта и субъекта познания и ориентировало в направлении поиска методов познания не только общих, типичных, но и уникальных явлений социальной действительности, взятых в их неповторимой индивидуальности; включение в сферу социологического анализа общих проблем культуры и связь их с политической практикой; преобладание, в противоположность неопозитивистским устремлениям, *гуманистической* ориентации с ее интересом к проблемам человеческой личности. Широта исследовательской проблематики и нетрадиционность подходов, характерные для представителей Ф.Ш., обусловили то, что она в течение полувека (с 1930-х и вплоть до конца 1970-х) оказывала непосредственное влияние на развитие европейской и американской общественной мысли. Тесное взаимодействие с другими социологическими течениями изначально задавалось и общей критической ориентацией теоретиков Ф.Ш. Они выступили в качестве оппозиции тем ориентациям, которые укоренились к тому времени в социологии в особенности это касалось позитивистских и неопозитивистских социологических концепций. Этот факт нашел отражение и в названии, которое дал ей один из родоначальников школы, Хоркхаймер, *критическая теория* ; Маркузе ввел в оборот термин *критическая теория общества*; в дальнейшем теоретические построения франкфуртцев стали обозначаться собирательным термином *критическая социология*. Ф.Ш. характеризуют как одну из версий неомарксизма, что обусловлено ассимиляцией франкфуртцами ряда марксистских положений, а также использованием марксистской терминологии, заимствованной в основном из работ раннего Маркса. К теоретическим источникам *критической социологии* с полным правом может быть отнесен и фрейдизм. Многие положения психоанализа широко использовались франкфуртцами, в особенности Маркузе, которого одновременно считают родоначальником *фрейдомарксизма*, пытавшегося объединить марксизм с психоанализом. Анализ положения, сложившегося в сфере наук об обществе в первой трети 20 в., стал отправной точкой в разработке исходных принципов теоретической деятельности Франкфуртского института социальных исследований. Позитивизм, который по мнению теоретиков Ф.Ш., является основой *традиционной теории*, раздробил целостную *тотальность*, единую человеческую практику (*праксис*) на противоположные и даже взаимоисключающие *субъект* и *объект* познания. *Критическая теория* должна преодолеть эту раздробленность, сделав предметом анализа всю человеческую и внечеловеческую деятельность, в которой снимается абстрактная противоположность субъекта и объекта за счет их диалектической взаимообусловленности и перехода друг в друга. В нетрадиционной теории должен реализоваться диалектический подход, учитывающий тот факт, что *объект* познания это продукт деятельности *субъекта*, и выступает он обособленно лишь в рамках *превращенной формы* сознания, которая раздваивает целостность человеческой практики. Критическое отношение к существующим наукам об обществе прямо связывается франкфуртцами с критикой реалий современного им *позднекапиталистического* или *индустриального* общества, наиболее полно воплотившего все негативные тенденции предшествующего развития человеческой цивилизации. Эти идеи в наиболее полном и развернутом виде представлены в совместной работе Хоркхаймера и Адорно *Диалектика просвещения. Философские фрагменты* . Книга была написана в США и вышла в свет в 1948. Осуществив историко-философский анализ всей предшествующей культуры с гомеровских времен, авторы делают вывод, что тот печальный итог, к которому пришла человеческая цивилизация, есть результат определяющего ее лицо *духа просвещения*. Под *просвещением* понимается весь процесс рационализации, осмысления человеком и человечеством окружающей их природной и внеприродной среды, с неизбежностью требовавших более или менее определенного противопоставления их друг другу. В целом, результат *просвещения* характеризуется как отчуждение человека и человеческой цивилизации, вырвавшихся из их естественного контекста и тем самым предопределивших свой крах. Итоги *просвещения* это разрыв единой природы на субъект и объект и их противопоставление; отрыв социальных отношений от природных и перенос в социальную сферу антагонизма, возникшего между человеком и природой, и в результате складывание антагонистических социальных отношений; раздвоение человеческой субъективности на телесную и духовную сущности, противопоставление и подчинение *низшей* телесности более *высокой* абстрактной духовности; разрыв рационального и эмоционального человеческих начал с интенцией на подавление и вытеснение последнего и т.п. Диагноз, который ставит Ф.Ш. современному обществу, безумие, массовая паранойя, увлеченность сверхценной идеей господства над всеми и всем. Возможность достижения этого господства над природой, другими людьми и т.п. миф 20 в., существование которого и подтверждает наличие заболевания. Фашизм, мировые войны, лагеря смерти это красноречивые симптомы болезни современного общества, а *международная опасность фашизма* становится политической разновидностью развития *неудавшейся цивилизации*. Идя от критики *традиционной теории* и образа науки, характерного для их времени, и основываясь на принципах однозначной социокультурной детерминации теоретических представлений, франкфуртцы приходят к критике реалий современного общества. При этом они не видят каких-либо зачатков нового миропорядка в существующих конкретных социальных системах. В соответствии с общими установками франкфуртцев, поиск факторов, использование которых могло бы облегчить участь современного общества, современной культуры, ведется в сфере субъективности, хотя постоянно подчеркивается ее социальная обусловленность. Уже в первых исследовательских проектах франкфуртцев намечается сближение с методикой и техникой психоанализа. В глубинных структурах личности ведется поиск причин, определивших и определяющих характер и направленность развития человеческой цивилизации. Более полно эти идеи воплотились в коллективном труде *Авторитарная личность* ( Авторитарная личность), выполненном на основе конкретных социологических исследований американского общества. В русле психоаналитических установок проводят свои исследования Фромм и Маркузе. Фромм разработал учение о социальных характерах, понимая их как форму связи между психикой индивида и социальной структурой. Маркузе, солидаризируясь с идеями Хоркхаймера и Адорно о негативных тенденциях в развитии позднекапиталистического общества, также обратил внимание на то, что это общество манипулирует сознанием индивидов, формируя его в направлении, необходимом для поддержания общественной стабильности. С этой целью общество задает определенную структуру влечений, жизненно важных потребностей своих индивидов. *Одномерность*, которая формируется современным обществом, может быть преодолена в результате революционных изменений в структуре человеческой личности. Разделяя идеи Фрейда, Маркузе считал, что базовыми в структуре потребностей индивида являются сексуальные влечения. Отсюда он делает вывод, что антропологическая революция должна начинаться с революции сексуальной. Особая роль в комплексе основополагающих идей Ф.Ш. принадлежит *негативной диалектике* , в разработке которой наиболее активно участвовали Адорно и Маркузе. Негативная диалектика исходит из того, что противоречия внутри любого целого не могут быть разрешены за счет его внутренних резервов. Они могут быть *сняты* лишь извне. К выводам в духе негативной диалектики создатели *критической теории* приходят в результате анализа истории развития человеческой цивилизации. Конформное сознание, определяющее соответствующее поведение, служит стабилизации существующих социальных структур. Сломать их может только социальная сила, находящаяся вне этих структур и не подверженная их влиянию. Отсюда вытекает и крайне революционный, леворадикальный настрой, который особенно отличает Маркузе. Его творческий расцвет приходится на вторую половину 1960-х с характерными для нее бурными событиями, инициированными *новыми левыми*. В отличие от Маркузе, Адорно никогда не уходил в сферу политики. Его научные интересы носили преимущественно академический характер. Исходя из того, что социальная реальность абсолютно противоречива, т.е. в антагонизме находятся и социум, и составляющие его индивиды, Адорно считает, что традиционные логические методы (по примеру естествознания) не приемлемы в сфере социального познания. Нельзя подводить под общее понятие, осуществляя таким образом синтез, принципиально разнородные сущности, каковыми являются общество и отдельные индивиды. Постижение мира субъективности, что является основной целью социальных наук, должно использовать в качестве *органона истины* нечто, схожее с эстетическим выражением. К 1960-м, когда ряд теоретических положений франкфуртцев стал получать выражение в экстремистских политических установках *новых левых*, между основоположниками *критической социологии* явно обозначились разногласия. Некоторое время в рамках еще единой Ф.Ш. работал Хабермас. Он пытался соединить раскалывающие школу тенденции, тем более что его научные интересы находились на стыке социологии и политологии. В своих работах *Теория и практика* (1963), *Познание и интерес* (1968), *К логике социальных наук* (1970) он пытается решить вопросы оптимального соотношения социальной теории и политической практики. После смерти Адорно (1969) Ф.Ш. фактически распалась. Хабермас покинул Франкфуртский университет и стал заниматься теоретическим поиском условий для создания такой политизированной общественности, которая смогла бы принимать теоретически осмысленные, гуманистические политические решения. Сохраняя приверженность к основным идеям *критической социологии*, Хабермас активно использует в своих теоретических построениях положения, разрабатываемые в таких течениях современной философии и социологии, как лингвистическая философия, герменевтика, феноменология и т.п. Рассматривая *жизненный мир* человека, он выделяет в нем две основные сферы, человеческого существования: первая это трудовая деятельность (взаимодействие человека с природой); и вторая межчеловеческое взаимодействие (интеракция и коммуникация). Исследования Хабермаса ориентированы на поиск путей преодоления противоречий между *жизненным миром* человека и социальной системой позднего капитализма, которая, утверждая принцип технической рациональности, вносит элементы отчуждения в межчеловеческое взаимодействие, делая его ложным. Этим проблемам посвящены работы Хабермаса *Теория общества, или Социальная технология?* (1973); *Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма* (1973), *Теория коммуникативного действия* (1981). С.В. Лапина

  1. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА направление в нем. философии и социологии в. крое сложилось в х гг. вокруг возглавлявшегося с М. Хоркхаймером iИнта социальных исследований при унте...Большая советская энциклопедия
  2. франкфуртская школанаправление в немецкой философии и социологии в. которое сложилось в х гг. вокруг возглавлявшегося с М. Хоркхаймером института социальных исследований при университете ...Большая Советская энциклопедия II
  3. франкфуртская школав немецкой философии и социологии в. возникла внач. х гг. центр Институт социальных исследований воФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в вСША главные представит...Большой энциклопедический словарь II
  4. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии в. возникла в нач. х гг. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в в...Большой Энциклопедический словарь V
  5. франкфуртская школав немецкой философии и социологии в х гг. в. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с . Главные представители М. Хоркхаймер Т. Адорно Г. Маркузе ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. франкфуртская школаСреди центров и школ западной философии которые на протяжении целых десятилетий сохраняли и до сих пор еще сохраняют заметное влияние на философию социальную мысль всего ...История философии. Книга четвёртая. Философия XX в.
  7. франкфуртская школаFrankfurt School влиятельная группа мыслителей сложившаяся в Институте социальных исследований основанном в г. при Франкфуртском унте Германия. После прихода к власти на...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  8. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА одно из течений в социологии и социальной философии в. названное так по месту нахождения Института социальных исследований деятельность которого нач...Новейший философский словарь
  9. франкфуртская школанемецкая философская школа существовавшая при Institut fur Sozialforchung во ФранкфуртенаМайне между и гг. Затем она переместилась в НьюЙорк чтобы в г. снова вернуться...Новый философский словарь
  10. франкфуртская школав немецкой философии и социологии в. возникла в нач. х гг. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в в США главные представ...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА Frankfurt School Создана при университете во ФранкфуртенаМайне в г. с по г. находилась в изгнании в США. Возобновила свою деятельность во Франкфурт...Политология. Словарь.
  12. франкфуртская школафранкфурт мектеб...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  13. франкфуртская школанемецкая философская школа существовавшая при Institut fur Sozialforchung во ФранкфуртенаМайне между и гг. Затем она переместилась в НьюЙорк чтобы в г. снова вернуться...Сверхкраткий философский словарь
  14. франкфуртская школав немецкой философии и социологии XX в. возникла в начале х гг. центр Институт социальных исследований во Франкфурте наМайне с г. в гг. в Женеве и Париже в гг. в США....Словарь исторических терминов
  15. франкфуртская школанаправление в нем. философии и социологии в. крое сложилось в х гг. вокруг возглавлявшегося с Хоркхаймером Инта социальных исследований при унте во ФранкфуртенаМайне. В...Советский философский словарь
  16. франкфуртская школагруппа интеллектуалов объединившихся вокруг возглавлявшегося Хоркхаймером Института социальных исследований . После установления в Германии националсоциалистической дикта...Современная западная философия
  17. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии в х гг. в. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с . Главные представители М. Хоркхаймер Т...Современная энциклопедия
  18. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии в . возникла в нач. х гг. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в в...Современный энциклопедический словарь
  19. франкфуртская школаFRANKFURT SCHOOL Влиятельное движение в современном марксизме группа ученых работавших в Институте социальных исследований при Франкфуртском университете. Почти все член...Социологический словарь
  20. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме сложившееся в е гг. вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Инта социальных ис...Философская энциклопедия
  21. франкфуртская школана правление леворадикальной социальнофилософской мысли на Западе вариант т. наз. неомарксизма. Возникла с х гг. на базе Франкфуртского института социальных исследований....Философский энциклопедический словарь
  22. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии сложилось на базе Инта социальных исследований при Унте во ФранкфуртенаМайне. Инт организ...Энциклопедия культурологии
  23. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии сложилось на базе Инта социальных исследований при Унте во ФранкфуртенаМайне. Инт органи...Энциклопедия Культурология XX век
  24. франкфуртская школаангл. Francfurt School нем. Frank v furter Schule. Неомарксистская соц.фшюс. и социол. концепция М. Хоркхаймер Т. Адорно Э. Фромм Г. Маркузе Ю. Хабермас и др. в основе к...Энциклопедия социологии
  25. франкфуртская школаэстетические теории одно из течений т. наз. неомарксизма сложившееся в х гг. XX в. на почве Франкфуртского института социальных исследований издаваемого при нем Журнала ...Эстетика