Философская энциклопедия

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
— одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме, сложившееся в 1930-е гг. вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Ин-та социальных исследований при Франкфуртском ун-те. Основные темы Ф.ш. — эпистемология социальных наук, теория марксизма, капитализм, фашизм, национал-социализм, реальный коммунизм, индустриальное общество, исследование культуры, психоанализ, проблема человека. Ведущие представители Ф.ш. — Хоркхаймер, Т. Адорно, В. Беньямин, К. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В период нацистского правления в Германии группа франкфуртских философов эмигрировала в Женеву, Париж, затем в Нью-Йорк. После окончания войны Маркузе и Фромм остались в США; Хоркхаймер, Адорно и др. вернулись в 1949 во Франкфурт, где в 1950 вновь открылся Ин-т социальных исследований. В 1960-е гг. взгляды представителей Ф.ш. начинают все более расходиться. Возникает полемика между Маркузе и Фроммом по поводу сущности современного капиталистического общества и его перспектив; многие молодые представители Ф.ш. отходят от идей ее основоположников (Хабермас и др.), что приводит в нач. 1970-х гг. к распаду школы.
Для Ф.ш. характерны: ревизия традиционного марксизма, опирающаяся прежде всего на критику экономического детерминизма; разработка надлежащей эпистемологии и критики развитого капитализма; стремление дополнить социальную теорию К.Маркса психоанализом З. Фрейда и некоторыми идеями Г.В.Ф. Гегеля; критика инструментальной рациональности как основного принципа капиталистического общества; анализ внутренних противоречий эпохи Просвещения, отождествляемого с рациональным овладением природой вообще; эклектическое соединение различных психоаналитических и социологических идей для восполнения очевидных пробелов марксизма; пессимистическое отношение к возможности революционного изменения капитализма посредством борьбы рабочего класса; особое внимание к культуре общества, а не к его экономике, изучение музыки, литературы и эстетики, противопоставляемое анализу экономического базиса; исследование «массовой культуры» и внушающей силы «медиа», ставящих человека в зависимость от окружения, заставляющих его воспринимать навязываемые ему потребности как свои собственные; противопоставление гегелевской диалектике синтеза и примирения новой, «негативной диалектики», не признающей тождества реальности и мышления.
Представители Ф.ш. были одними из самых глубоких и последовательных критиков капитализма. Последний они не особенно стремились, впрочем, отграничить от коммунизма, существовавшего в Советском Союзе, Вост. Европе и в др. регионах. И капитализм, и коммунизм представлялись как два варианта реализации одного и того же специфического исторического проекта — а именно «переживания, преобразования и организации природы как материала для господства» (Маркузе). На смену капитализму (и коммунизму) должно прийти коллективистическое общество, близкое к тому коммунистическому проекту, который обрисовал когда-то Маркс: общество, исключающее тяжелый, монотонный труд и неравенство людей, общество, не вовлекающее человека в нескончаемый поток все более изощренного потребления и не заглушающее его ответственность за собственные, только ему принадлежащие мысли и чувства. В целом представления о будущем были у Ф.ш. довольно туманными.
Ф.ш. оказала существенное влияние на развитие социальной и филос. мысли в Зап. Европе (хотя Хоркхаймер, Адорно, а также Хабермас отказались от леворадикальной интерпретации своих идей). В США Ф.ш. «никогда не занимала, — говорит А.С. Данто, — настоящей академической позиции. Они были исследовательским институтом при Колумбийском университете, располагались в небольшом помещении на 114-й улице. Они так и не вошли в основное русло американской философии; у них был очень европейский стиль мышления... Франкфуртской школе так и не удалось обрести той ауры научности, какую имела аналитическая философия». Вместе с тем кн. Маркузе «Одномерный человек» оказала определенное влияние на амер. политическую теорию, а кн. В. Райха «Сексуальная революция» — на психоанализ.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
направление внем.философии и социологии 20в., которое сложилось в 30— 40-хгг.вокруг возглавлявшегося с1931Хоркхаймером Ин-та социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В 1934—39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов,— в Женеве и Париже(при Высшей нормальной школе), с1939— в США при Колумбийском университете, с1949в ФРГ — во франкфурте-на-Майне(после возвращения Хоркхаймера, Адорно идр.). Гл. представители — Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Осн. орган —журн.«Zeitschrift fur Sozialforschung».
В развитой в 1930-хгг.филос.-социологич. «критич. теории общества»(Хоркхаймер, Маркузе)Ф. ш. пыталась сочетать элементы критич. подхода К. Маркса кбурж.культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализации» трансформируется в одно изцентр.понятий философии культуры Ф. ш.: анализвнутр.противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности — «массовой культуры» и «массового общества» 20в.(«Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklarung»,1948, М. Хоркхаймера и Т. Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематич. «отрицат. диалектику»; одно изцентр.мест занимает проблематика отчуждения.
Послевоен. период характерен углублением противоречий среди представителей Ф. ш., отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе(1950— 1960-егг.), в отходемн.молодых представителей Ф. ш. от идей её основоположников(эволюция Хабер-масса идр.), что привело по существу к распаду школы внач.70-хгг.Ф. ш. оказала значит. влияние на развитие немарксистской социальной ифилос.мысли в ФРГ и США и на теоретич. оформление идеологиит. н.«новых левых»(хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения).
Давыдов Ю. Н., Критика социально-филос. воззрений Ф. ш., М.,1977; Социальная философия Ф. ш., M., 19782; Совр.бурж.философия, М.,1978,гл.8, § 2; Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus, Fr./M.,1970; R o h r m o-ser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg,1970; Connerton P., The tragedy of enlightenment: An essay on the Frankfurt School, Camb., 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30—40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 Хоркхаймером Института социальных исследований при университете во Фракфурте-на-Майне. В 1934—39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, — в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), в 1939 — в США при Колумбийском университете, с 1950 — в ФРГ во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Главные представители — Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Основной орган — журнал “Zeitschrift fur Soziatforschung”.
В развитой в 1930-х гг. философско-социологической “критической теории общества” (Хоркхаймер, Маркузе) франкфуртская школа пыталась сочетать элементы критического подхода К. Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие “рационализация” трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры франкфуртской школы: анализ внутренних противоречий “просвещения”, отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества Нового времени, и в частности массовой культуры и “массового общества” 20 в. (“Диалектика просвещения”, Dialektik der Aufklärung, 1948, Μ. Χορκхаймера и Т. Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую “отрицательную диалектику”; одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения.
Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей франкфуртской школы, отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950—60-е гг.), в отходе многих молодых представителей франкфуртской школы от идей ее основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Франкфуртская школа оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии т. н. “новых левых” (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения). См. также ст. Неомарксизм.
Лит.: Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия франкфуртской школы. М., 1978; Современная буржуазная философия. М., 1978, гл. 8, § 2; Die “Frankfurter Schule” im Lichte des Marxismus. Fr./M., 1970; RohrmoserG. Das Elend der kritischen Theorie. Freiburg, 1970; Connerton P. The Tragedy of Enlightenment: An Essay on the Frankfurt School. Carnn., 1980; GeyerC.-F. Aporien des Metaphysik- und Geschichtsbegrins der kritischen Theorie. Dannstadt, 1980; WiggershausR. Die Frankfurter Schule. Münch.—W., 1986.
Ю.Н.Давыдов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА направление в нем. философии и социологии в. крое сложилось в х гг. вокруг возглавлявшегося с М. Хоркхаймером iИнта социальных исследований при унте...Большая советская энциклопедия
  2. франкфуртская школанаправление в немецкой философии и социологии в. которое сложилось в х гг. вокруг возглавлявшегося с М. Хоркхаймером института социальных исследований при университете ...Большая Советская энциклопедия II
  3. франкфуртская школав немецкой философии и социологии в. возникла внач. х гг. центр Институт социальных исследований воФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в вСША главные представит...Большой энциклопедический словарь II
  4. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии в. возникла в нач. х гг. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в в...Большой Энциклопедический словарь V
  5. франкфуртская школав немецкой философии и социологии в х гг. в. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с . Главные представители М. Хоркхаймер Т. Адорно Г. Маркузе ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. франкфуртская школаСреди центров и школ западной философии которые на протяжении целых десятилетий сохраняли и до сих пор еще сохраняют заметное влияние на философию социальную мысль всего ...История философии. Книга четвёртая. Философия XX в.
  7. франкфуртская школаFrankfurt School влиятельная группа мыслителей сложившаяся в Институте социальных исследований основанном в г. при Франкфуртском унте Германия. После прихода к власти на...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  8. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА одно из течений в социологии и социальной философии в. названное так по месту нахождения Института социальных исследований деятельность которого нач...Новейший философский словарь
  9. франкфуртская школанемецкая философская школа существовавшая при Institut fur Sozialforchung во ФранкфуртенаМайне между и гг. Затем она переместилась в НьюЙорк чтобы в г. снова вернуться...Новый философский словарь
  10. франкфуртская школав немецкой философии и социологии в. возникла в нач. х гг. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в в США главные представ...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА Frankfurt School Создана при университете во ФранкфуртенаМайне в г. с по г. находилась в изгнании в США. Возобновила свою деятельность во Франкфурт...Политология. Словарь.
  12. франкфуртская школафранкфурт мектеб...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  13. франкфуртская школанемецкая философская школа существовавшая при Institut fur Sozialforchung во ФранкфуртенаМайне между и гг. Затем она переместилась в НьюЙорк чтобы в г. снова вернуться...Сверхкраткий философский словарь
  14. франкфуртская школав немецкой философии и социологии XX в. возникла в начале х гг. центр Институт социальных исследований во Франкфурте наМайне с г. в гг. в Женеве и Париже в гг. в США....Словарь исторических терминов
  15. франкфуртская школанаправление в нем. философии и социологии в. крое сложилось в х гг. вокруг возглавлявшегося с Хоркхаймером Инта социальных исследований при унте во ФранкфуртенаМайне. В...Советский философский словарь
  16. франкфуртская школагруппа интеллектуалов объединившихся вокруг возглавлявшегося Хоркхаймером Института социальных исследований . После установления в Германии националсоциалистической дикта...Современная западная философия
  17. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии в х гг. в. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с . Главные представители М. Хоркхаймер Т...Современная энциклопедия
  18. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии в . возникла в нач. х гг. центр Институт социальных исследований во ФранкфуртенаМайне с в в Женеве и Париже в в...Современный энциклопедический словарь
  19. франкфуртская школаодно из течений в социологии и социальной философии в. названное так по месту нахождения Института социальных исследований деятельность которого начиная с х положила нач...Социологическая энциклопедия
  20. франкфуртская школаFRANKFURT SCHOOL Влиятельное движение в современном марксизме группа ученых работавших в Институте социальных исследований при Франкфуртском университете. Почти все член...Социологический словарь
  21. франкфуртская школана правление леворадикальной социальнофилософской мысли на Западе вариант т. наз. неомарксизма. Возникла с х гг. на базе Франкфуртского института социальных исследований....Философский энциклопедический словарь
  22. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии сложилось на базе Инта социальных исследований при Унте во ФранкфуртенаМайне. Инт организ...Энциклопедия культурологии
  23. франкфуртская школаФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии сложилось на базе Инта социальных исследований при Унте во ФранкфуртенаМайне. Инт органи...Энциклопедия Культурология XX век
  24. франкфуртская школаангл. Francfurt School нем. Frank v furter Schule. Неомарксистская соц.фшюс. и социол. концепция М. Хоркхаймер Т. Адорно Э. Фромм Г. Маркузе Ю. Хабермас и др. в основе к...Энциклопедия социологии
  25. франкфуртская школаэстетические теории одно из течений т. наз. неомарксизма сложившееся в х гг. XX в. на почве Франкфуртского института социальных исследований издаваемого при нем Журнала ...Эстетика