Социологическая энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

1) Специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она выступала лишь фрагментом философской системы) по принципу спецификации собственного *объекта* и *тематизма* его рассмотрения (человек в философской рефлексии; учение о *человеке, его сущности и природе*) в ряду: *учение о природе*, *учение о социуме*, *учение о сознании*, *учение о ценностях* и т.д. 2) Совокупность антропологических концепций, возникших в неклассической и постклассической философии в результате так называемого *антропологического поворота* (предметом рефлексии начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия), впервые явно артикулированного Л. Фейербахом (в российской традиции Н. Чернышевским) в *антропологическом принципе*. Первоначальные предформулировки последнего можно обнаружить в ренессансном гуманизме, немецком романтизме, французском Просвещении, в *Антропологии с прагматической точки зрения* (1798) И. Канта, с точки зрения которого человек сам для себя последняя цель. Антропологический принцип провозглашает человека исходным пунктом и конечной целью философии (согласно Фейербаху, необходимо *посредством человека свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку*). Во второй половине 20 в. указанный принцип был дополнен *антропным принципом* современной космологии, устанавливающим зависимость существования человека от физических параметров Вселенной (истоки в концепциях космизма: Циолковский, Чижевский, Вернадский, Тейяр де Шарден); в этом, втором, значении Ф.А. это антропологизм как течение (антропологическая установка) в современной философии, вбирающее в себя целый ряд концепций: персоналистических, феноменолого-экзистенциалистских, неопрагматических, психоаналитических, неотомистских и неопротестантских, диалогистических, т.е. всех, так или иначе центрированных вокруг проблематики человека. 3) В более строгом (и собственном) смысле слова Ф.А. направление в немецкоязычной философии (отличающееся значительным концептуальным единством), конституировавшее себя в конце 1920-х как принципиально новый тип неклассического *философствования* (позднее были оформлены как относительно самостоятельные антропобиологический, социологический, культурологический и теологический *развороты*), предлагающий и реализующий программу А. как единственно возможной современной философии и противопоставляющий себя в этом качестве иным философским дискурсам (прежде всего, структуралистско-постструксочинение Ж.Делеза туралистскому и системно-структурно-функционалистскому, а также неомарксистскому и психоаналитическому комплексам идей, но также и иным типам антропологизма в философии прежде всего феноменолого-экзистенциалистскому и *фундаментальной онтологии* М.Хайдеггера). Исходная установка Ф.А. задается тезисом о том, что любое вопрошание в философии является всегда вопросом о том, что есть человек, а любое *философствование* есть исследование структур специфического человеческого опыта, его критически-рефлексивное прояснение и обоснование. Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке *частично*, идя к антропологической проблематике из более *широких* оснований онтологических, гносеологических, эпистемологических. Ф.А. возможна только как синтетическая философия человека. Человек с необходимостью рассматривается наряду с другим сущим, но как особое бытие, занимающее специфическое положение в космосе. В этой перспективе Ф.А. строится как *строгая наука*, нацеленная на сущностное измерение человеческого бытия, которая при этом: а) не будучи собственно предметно-научным знанием, совместима с последним и может синтезировать в себе систематизированные данные конкретных научно-дисциплинарных исследований; б) призвана преодолеть как сложившийся дуализм предметов и методов естественно-научного и гуманитарно-научного знания, так и явить собой научно-философско-теологический (последнее во всяком случае в ряде версий Ф.А.) синтез; в) на этом основании снимает традиционное для европейской философии противопоставление должного и сущего, данного и заданного, витального и духовного, тела и души, прорываясь через постоянные проблематизации своих содержаний к подлинному, аутентичному, т.е. к собственно человеческому в человеке. Ее цель дать целостное, а не совокупное знание о последнем, дать целокупный анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы и потенции, которые *движут* им, а главное благодаря которым *движется* он. Кризис общества, с точки зрения большинства представителей Ф.А., есть проявление и результат кризиса личности, который, в свою очередь, вытекает из того, что философия следует унаследованной от периода классики традиции сводить человека к *точке*-субъекту, к сознанию (мышлению) и противопоставлять его объекту, миру. Корни же *проблематичности*, *нестабильности*, *раздвоенности* человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической, витальной подосновы, телесности человека, того, что кроме рассудка, разума, сознания он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое. В этом плане Ф.А. наследует линии, идущей еще от Аристотеля (человек как *политическое животное*), но радикально переформулированной (начиная с Гердера) в немецкоязычной традиции, но особенно в рамках *философии жизни*: тезис Ницше, видевшем в человеке *не установившееся животное*, и тезис Дильтея о жизни как истории, в которой человек суть ее продукт. В Ф.А. эта интенция наиболее радикализована А. Портманом, согласно которому, человек есть *нормализованный недоносок*, классическое же оформление она получила у Гелена (в этом же смысле она присутствовала и у Шелера) человек есть *биологически недостаточное существо* (иные формулировки: *больной зверь*, *дилетант жизни*). В этом пункте пролегает (начинается) граница между собственно Ф.А. и иными, антропологически ориентированными дискурсами (персоналистическим, психоаналитическим и т.д.), но прежде всего (что настойчиво артикулируется самой Ф.А.) с феноменолого-экзистенциалистскими анализами. Выбор делается в пользу *жизни*, а не *экзистенции*, *уводящей в сторону* (в том числе это и признание в качестве своих предшественников *философов жизни*, прежде всего, Ницше и Дильтея). Признавая, что экзистенциализм открыл человеческое измерение, представители Ф.А. подчеркивают, что и *экзистенциирующее Dasein* Хайдеггера, и *экзистенцирующая экзистенция* Ясперса закрывают путь к собственно Ф.А., игнорируя проблему витальности, разрывая природно-органическое и социокультурное, не видя специфичности человека как животного (его неспециализированности, неприспособленности к *чисто природной* жизни) и его уникальности как жизненного единства. (Дополнительно в Ф.А. подчеркивается, что иные антропологические дискурсы дают *негативные* теории, а следовательно, и определения человека, акцентируя то, чем человек не является, что он не есть.) Человек изначально *вписан* в мир, но в силу своей природной *недостаточности* не может быть объяснен *из природы*, центрирован в ней. Он трансцендирован *вовне*, вынужден искать *центр* вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно преодолевать *ничто*. Животное тождественно самому себе и своей среде, поэтому оно *не обладает телом* (тождественно *плоти*) и *центрично* (слито со средой), тогда как человек, дистанцируя себя по отношению к самому себе (своей телесности) и к своей среде (миру), имеет тело, эксцентричен (Плеснер) и открыт миру. Человек, согласно Ф.А., способен: 1) приспосабливаться к любой среде; 2) переходить из среды в среду; 3) а самое главное *стать над* ней, и тем самым не просто *жить*, а *вести жизнь*; 4) более того, обладая самосознанием (способностью рефлексии), накапливая опыт практической активности, увеличивать свои возможности. Возможность основной модус человеческого существования; человек есть человек в той мере, в какой он себя делает (во многом акценты Гелена, подчеркивающего деятельностную природу человека); его предназначение стать тем, кем он уже с самого начала является (реализовать *заданное* и *должное*). Основная проблема Ф.А., достаточно четко дифференцирующая специфику ее дискурсов (*разворотов*), удержание субъекта в мире. В этом отношении Ф.А. во всех своих версиях *жестко* оппонирует *бессубъектной философии* (линия, идущая прежде всего от Леви-Стросса и приводящая к *смерти субъекта* в постструктурализме). В силу того, что человек, будучи *недостаточным*, усугубляет свою ситуацию тем, что живет в мире, постоянно провоцирующем различные *разрывы*, выталкивающем его ко всевозможным *границам*, бытие человека всегда проблематично, требует постоянного усилия для снятия своей *неопределенности*. Для этого ему необходимо привлечение не только *знания контроля* (естественно-научное знание), но и *знания культуры*, как и *знания спасения*. Акцент на том или ином *знании*, необходимом для *удержания* человека в мире, и особенности видения его механизмов предопределили различия четырех основных версий (*разворотов*) Ф.А.: антропобиологической, социологической, культурологической и теологической. Возможность каждого из них содержится (фактически) в работах признанного основателя Ф.А. Шелера. Он же выделил пять различных европейских дискурсов, по-разному ставивших проблему человека: 1) еврейско-христианский, 2) антично-греческий, 3) натуралистический, 4) декаданский, 5) ориентированный на сверхчеловека. В основании первых трех тот или иной образ человека, два последних простраивают *принижающий* или *возвышающий* тип его трактовок. Ни один из них, по мнению Шелера, не решил и не мог решить проблему человека, так как последний не был осознан как основа любого возможного подлинного *философствования*. С этих позиций Шелер дистанцировался от предшествующего философского антропологизма. Конституирующую собственно Ф.А. программу он предложил в небольшой работе *Положение человека в космосе* (1928), задуманной как сжатое изложение его основного развернутого труда *Сущность человека, новый опыт философской антропологии* (реализовать задуманное помешала внезапная смерть Шелера). В том же 1928 вышел другой классический для Ф.А. труд *Ступени органического и человек* Плеснера (третьей конституирующей Ф.А. книгой считается работа Гелена *Человек. Его природа и положение в мире*, 1940). Только Шелеру удалось столь отчетливо заявить теоретико-методологические претензии Ф.А. (труд Плеснера не привлек к себе должного внимания чуть ли не до 1960-х), частью и потому (кроме его личной известности к тому времени), что его работа соотносилась с трудом Хайдеггера *Бытие и время*, вышедшем в 1927 (и высоко оцененным самим Шелером). Плеснер же, а позднее и Гелен заявили две основные (*эксцентрическую* и *деятельностную* соответственно) версии антропобиологической Ф.А. Плеснер, кроме этого, сформулировал одну из центральных идей Ф.А. идею позиционирования, т.е. занятия человеком позиции в социуме согласно мере дистанцирования от природной реальности (эксцентрическая позициональность). Гелен же пошел по пути постепенного социологизирования этой идеи через акцентирование необходимости преодоления *нестабильности* человеческого бытия и достижения его *стабилизации* (в том числе и через механизмы культуры, выполняющие функции *разгрузки* человека от чрезмерной необходимости выбора, т.е. излишней неопределенности). Основные же механизмы *удержания* человека и достижения *стабильности* система социальных институтов, позволяющая устанавливать порядки и упорядочивать влечения. Тем самым философский дискурс у позднего Гелена постепенно преобразуется в социологический, а Ф.А. приобретает вид антропосоциологического проекта, наиболее полно реализованного учеником Гелена Х. Шельски. Социологический *разворот* Ф.А. поддержал и бывший неогегельянец Х. Фрайер (поворотной для которого оказалась работа *Теория современной эпохи*, 1955), заостривший внимание на *антропологических изменениях* современного человека, привнесенных (спровоцированных) индустриальным обществом. Поворот Ф.А. к культуре, явно обозначившийся уже у Плеснера в его критике излишней редукции к биологическому у Гелена, в полной мере был развернут в работах Ротхакера и М. Ландмана. Место социальных институтов в их функциях у них занимает план *выражения*, т.е. *ведение себя* человеком. Мир понимается здесь как самоистолкование человека, дифференцируемое в зависимости от занимаемых *позиций* (мир как истолкованное, значимое, имеющее ценностное значение влияние аксиологии Шелера). *Кто хочет знать, что есть человек, тот должен также и прежде знать, что есть культура* (Ландман). Тем самым Ф.А. переистолковывается как культурная антропология, но понимаемая не в духе британо-американских дискурсов, локализующих ее на исследованиях традиционных обществ и обосновывающих ее как эмпирическую (занятую, прежде всего, полевыми исследованиями) науку, а в духе философии культуры и культур-социологии поздней работы Э. Кассирера *Что такое человек? Опыт философии человеческой культуры* (1944). Если в целом в Ф.А. преобладала тенденция к субстанционализму (или реже к функционализму) и ориентация на идеалы объяснения, то созданная внутри Ф.А. культурная антропология заявила достаточно последовательно свой антисубстанционализм и ориентировалась (вслед за Кассирером) не столько на познание, сколько на истолкование символов культуры. (Не следует забывать и о том, что Ротхакер являлся учеником Дильтея.) Дополнительная задача культурной антропологии предзадавалась стремлением преодолеть тенденцию, идущую от Гелена и, в меньшей степени, от Плеснера, отталкиваться от *негативных* определений человека, за что сама Ф.А. критиковала феноменолого-экзистенциалистский комплекс идей. В этом своем стремлении она нашла поддержку у представителей четвертой программы Ф.А. ее теологически ориентированных версий, стремившихся вернуться к *синтетическому*, центрированному вокруг понятия Бога пониманию Ф.А. Шелером. Эта линия представлена в Ф.А. прежде всего именами Хенгстенберга и Ф. Хаммера. Признавая объективность человека, теологически *развернутая* Ф.А. центрируется вокруг тезиса о любви к Богу как высшем проявлении этой объективности (как незаинтересованности), любви в *чистом* виде (что непосредственно восходит к Шелеру), а также развивает (в разных версиях) тезис о теле как *метафизическом слове духа* и конструировании истории через слово (что близко к версиям культурной антропологии внутри Ф.А.). Кроме этих четырех основных исследовательских стратегий в Ф.А. имелась и интенция к диалогистической философии, фундируемая базовыми положениями о *недостаточности* и *открытости* человека, необходимости *поиска центра вне себя*, но обернутыми не на конституирование трансцендентных опор человека как таковых, а на *потребность во многих других*. В этой своей интенции Ф.А. оказывается близкой персоналистическим дискурсам и диалогистической концепции М. Бубера. Как леворадикальный вариант в Ф.А. может быть истолкована философия Франкфуртской школы (меняющая *плюсы* Ф.А. на свои *минусы*). В целом оказывается достаточно трудно провести границу между собственно Ф.А. и близкими ей дискурсами, что специально анализирует В. Брюнинг, выступивший с позиций метауровневой рефлексии по отношению к самой Ф.А. Так, уже во время становления Ф.А. в поле ее притяжения находились такие замечательные философы, как Х. Липпс, К. Лёвит, в какой-то мере Больнов. На *грани* Ф.А. работал Л. Бинсвангер, в целом принадлежащий все же иной традиции (несмотря на произведенный им *антропологический поворот* психиатрии). Близкий Ф.А. круг идей сложился в последнее время (во многом именно под ее воздействием) в таком оплоте *антиантропологизма*, как классическая социология (например, программа методологического индивидуализма). Универсальная программа реформирования антропологии с учетом опыта и собственно Ф.А. была предложена П. Рикёром. Синтетична по отношению к Ф.А. и метафизика человека Э. Корета. Все это может быть истолковано как проявление новых тенденций и в самой Ф.А., и по отношению к ней. Так, со вступлением в постклассическую фазу европейского философского развития (которая сама фундировалась в том числе и идеями Ф.А. зрелого периода, а в Ф.А. сменилось уже как минимум три поколения исследователей) резко усилилась общая для постклассики тенденция на междискурсионный синтез (в данном случае близких, т.е. антропологически *развернутых* течений и концепций). Как сама Ф.А. стала комплексироваться со многими, ранее воспринимаемыми как оппоненты, философскими направлениями, как бы превращая внутренне присущую ей установку на синтез *внутри себя* в установку на синтез *вовне*, так и сама она стала *втягиваться* в иные интертекстуальные дискурсивно-коммуникационные пространства. Эта тенденция уже породила и продолжает порождать стремление универсализировать антропологическое видение мира, лишить привилегированного, выделенного, доминантного, властно-законодательного по своему характеру, положения один из возможных антропологических дискурсов собственно дискурс Ф.А. Основанием движения в этом направлении является противостояние *бессубъектной* философии. И в этом отношении пост-антропо-философские версии выступают в традициях европейского *философствования* одним из основных и самых серьезных оппонентов различным версиям постструктурализма (а им обоим оппонирует аналитическая философия) . В.Л. Абушенко

  1. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в бурж. философии возникшее в е гг. в. пытающееся соединить конкр.науч. изучение человека в биологи...Атеистический словарь II
  2. философская антропологиянем. Philosophische Anthropologie. В современ. философии термин Ф. а. употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к филос...Большая психологическая энциклопедия
  3. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека см. Человекem в узком течение в зап.европейской преимущественно нем. философии й половины в. исходившее из идей иде...Большая Советская энциклопедия II
  4. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ нем. Philosophische Anthropologie. В современ. философии термин Ф. а. употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индиви...Большой психологический словарь
  5. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущностичеловека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой основанной в х гг. М. Шеле...Большой энциклопедический словарь II
  6. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой...Большой энциклопедический словарь III
  7. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецко...Большой Энциклопедический словарь V
  8. философская антропологияучение о природе и сущности человека. Центральная ее проблема Что есть человек Термин философская антропология ввел И. Кант как раздел философии интерес которой был прико...Евразийская мудрость от А до Я
  9. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой основанное в х гг. М. Шелером и Х. Плесн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. философская антропологияспециальная философская дисциплина занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти в. через абсорбирован...История философии
  11. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯstrong специальная философская дисциплина занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней...История философии II
  12. философская антропологияобласть философских исследований относящихся к осмыслению природы человека и его места в космосе его жизни в соотнесении с Богом назначения и призвания человека соотношен...Краткий религиозно-философский словарь
  13. философская антропологияфилософское исследование человека. В метафизике противопоставляют антропологию онтологии философскому исследованию бытия. Антропологическая философия философия гуманист...Новый философский словарь
  14. философская антропологияВ широком смысле философское учение о природе и сущности человека его происхождении и смысле жизни о закономерностях его бытия. Ориентирована на синтез конкретнонаучных з...Педагогический словарь по темам
  15. философская антропологияразработка философских проблем человека раздел философии в кром человек выступает в качестве специального предмета познания. В отличие от западноевропейской философской м...Русская философия
  16. философская антропологияфилософское исследование человека. В метафизике противопоставляют антропологию онтологии философскому исследованию бытия. Антропологическая философия философия гуманист...Сверхкраткий философский словарь
  17. философская антропологияв широком смысле филос. учение о природе сущности человека крый служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения в узком смысле течение зап.европ. преим. нем. филос...Советский философский словарь
  18. философская антропологияВ широком смысле слова философское учение о человеке его сущности и природе. В таком понимании самые разные философские направления представляя различные способы осмыслен...Современная западная философия
  19. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой основанное в х ...Современная энциклопедия
  20. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой...Современный энциклопедический словарь
  21. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ греч. anthropos человек и logos учение слово философское учение о человеке философская дисциплина отвечающая на вопрос что такое человек. В то...Уфологический словарь-справочник
  22. философская антропологияфилософское учение о природе человека. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о человеке его происхождении и развитии человеческих качествах познава...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  23. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ наука о сущности и сущностной структуре человека о его основных отношениях к природе обществу др. людям самому себе о его происхождении о социал...Философская энциклопедия
  24. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в зап. философии в. преим. немецкой. Антич. философия настаивает на тождестве человека со всемирноко...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  25. философская антропологияфилософское направление сложившееся после второй мировой войны в Германии. Осн. идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера Г. Плеснера в которых на ба...Философский энциклопедический словарь II
  26. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецко...Энциклопедический словарь естествознания
  27. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ специальная философская дисциплина занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней чет...Энциклопедия История философии
  28. философская антропологияФилософская антропология в широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в западной философии XX в. преимущественно немецкой. Античная философия нас...Энциклопедия культурологии
  29. философская антропология. см. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии