Русская философия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

разработка философских проблем человека, раздел философии, в к-ром человек выступает в качестве специального предмета познания. В отличие от западноевропейской философской мысли, в значительной степени находившейся под влиянием рационалистических традиций и умозрительных теоретико-познавательных концепций, мн. рус. мыслители считали, что без постижения феномена человека в его смысложизненных и историософских аспектах, нельзя решать др. философские вопросы. Философско-антропологические изыскания, охватывающие отношение человека к миру, его *действования* в нем, духовный опыт личности, задачи ее духовного самоусовершенствования, тесно увязывались с размышлениями о смысле и конце истории. Зеньковский в *Истории русской философии* подчеркивает, что рус. философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична. Поэтому в решении философских проблем доминирует моральная установка, а мн. понятия этики и познания онтологизируются (напр., у В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, Франка и др.). Глубинной посылкой антропологизма рус. мыслителей служило понимание того, что невозможно разделять теоретическую и практическую сферу жизни человека. Поэтому одним из важных достижений рус. Ф. а. явилась разработка идеала *целостности* как синтетического единства теории и практики, мысли и действия, достигаемого прежде всего в историческом бытии (см., напр., *цельность духа* у Киреевского, *соборность* у Хомякова и др.). История философско-антропологических представлений в России, особенно в XVIII-XX вв., демонстрирует многообразие подходов и мировоззренческих установок: от религиозно ориентированных (на базе как ортодоксально, так и неортодоксально трактуемого христианства) до позитивистских, натуралистических и материалистических, связанных с влиянием результатов естественно-научных исследований. Наряду с религиозно окрашенными концепциями человека появляются работы, ориентирующиеся на научный эксперимент, данные биологии, физиологии, психологии и др. наук. Поэтому Ф. а. становилась все более плюралистичной. Прежнее понимание назначения человека усовершенствовать себя на путях христианского нравственного самоусовершенствования и т. п. постепенно уступало место у революционных демократов, народников и марксистов концепциям, призывавшим к социальному активизму, преобразованию окружающих человека условий. Антропологические искания в истории рус. мысли восходят к памятникам литературы XI-XIII вв. соч. Илариона, Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Никифора и др. В XIV-XVI вв. представления о человеке, его отношении к Богу и миру составляют важный компонент миросозерцания мыслителей Московской Руси, наглядно отразившийся в спорах между нестяжателями Нил Сорский и др.) и иосифлянами Иосиф Волоцкий и др.). Сковорода положил начало собственно антропологической традиции в рус. мысли. Человека, природу его сознания и нравственности он трактовал в духе метафизики сердца (см. Сердца метафизика). В соч. Сковороды, называемого *рус. Сократом*, осмысливались положения античной и христианской Ф. а., он подходил к решению трудного вопроса о соотношении индивидуального и универсального и делал вывод, что индивидуальность не есть лишь эмпирическая реальность, но сохраняет свою силу и за ее пределами (Зеньковский). Радищев создатель своеобразной Ф. а., изложенной в трактате *О человеке, о его смертности и бессмертии*, развил и конкретизировал просветительский подход к человеку, использовав многообразный опыт его истолкования в соч. К. А. Гельвеция, И. Г. Гердера, П. Гольбаха, Г. В. Лейбница и др. зап. мыслителей. В З0-е гг. XIX в. получили распространение идеи антропологического идеализма. С его позиций Галич сделал попытку создать оригинальное *человековедение* (*Картина человека*, 1834); Одоевский в трактовке человека акцентировал внимание на анализе внутреннего мира индивида, он считал, что в основе человеческого бытия лежат инстинкты (*инстинктуальные силы*), к-рые с развитием культуры, рационального знания ослабевают, утрачивают свою первостепенную роль в жизни индивида. Чаадаев разработал религиозно-философское учение о духе, человеке и истории, сочетающее идеи христианской Ф. а., мистицизма и нем. философии. Славянофилы (Хомяков, Киреевский, И. С. и К.С. Аксаковы, Самарин) обосновывали концепцию человека, в центре к-рой истолкование духовно-нравственных ценностей с т. зр. православия, учений вост. отцов церкви. У Хомякова и Киреевского ключевыми являются понятия соборности и целостной личности, выступающие ядром их антропологии. Идеи Ф. а. славянофилов получили развитие в философии всеединства В. С.Соловьева и его последователей (С Н. и Е. Н. Трубецких и др.). Особое место на путях философского познания человека принадлежит Достоевскому, Толстому и В. С. Соловьеву, затрагивавших сокровенные глубины человеческого бытия. На их идеях основывались мн. течения рус. религиозно-философской мысли XX в., в т. ч. метафизика всеединства (Булгаков, Флоренский, Карсавин, Франк), интуитивизм (Н. О. Лосский и др.), экзистенциальная философия Бердяева и Шестова, в разной форме трактовавших осн. темы Ф. а. проблемы добра и зла, насилия и ненасилия, природы, назначения и ответственности человека, свободы и творчества. Ф. а. Соловьева обосновывает возможность бесконечного совершенствования человека, цель к-рого лежит в сверхчеловеческом идеале: человек должен стать богочеловеком. По Соловьеву, личность, каждый индивид есть *возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания*; *...человеческая личность бесконечна: это есть аксиома нравственной философии* (Соч.: В 2 т. М„ 1988. Т. 1. С. 282). В XIX в. Социальная направленность в решении проблем человека проявилась у представителей материалистической и социалистической мысли Белинского, Герцена, Чернышевского, Лаврова, Михайловского и др., для к-рых характерно переосмысление идей совр. им мыслителей Запада Гегеля, Фейербаха, Прудона, Конта, Спенсера и др. Эта линия развивала концепцию антропологического материализма, активной роли критической мысли, субъективного фактора в историческом процессе (*Антропологический принцип в философии* (1860) Чернышевского, *Что такое антропология?* (1860) Лаврова, *Что такое прогресс?* (1869) Михайловского и др.). В истории идеалистической Ф. а. видными фигурами являются Несмелов, Франк и Бердяев. Несмелов в двухтомном труде *Наука о человеке* выдвинул задачу создания антропологического богословия, исходя из анализа внутреннего духовного опыта индивида; он стоит у истоков религиозной экзистенциальной философии в России. Учение Франка о человеке наиболее завершенная концепция Ф. а., разработанная в русле метафизики всеединства. Начиная с кн. *Душа человека* (1917), посвященной философским основам психологии, Франк обосновывает тезис о том, что каждый эмпирический человек в своей глубине слит со сверхиндивидуальным началом в нем, с *абсолютной первоосновой* душевней жизни; в самом человеке нет ничего от него самого. Эта идея в дальнейшем была развита им в др. произв., и особенно в посмертно опубликованной кн. *Реальность и человек* (1956), к-рую автор охарактеризовал как *опыт метафизики человеческого бытия или философской антропологии*. У Франка осн. проблемы христианской антропологии изложены, вероятно, наиболее последовательно и глубоко. Учение Бердяева о человеке - не просто часть его философских воззрений, а их стержневая тема. Ф. а., считает он, должна быть осн. философской дисциплиной. Задача философии посредством творческой интуиции, опираясь на нравственный опыт, раскрыть диалектику божественного и человеческого. Центральное место в познании духа принадлежит этике (*богочеловеческой*), а осн. ее вопрос определение критериев добра и зла. Человек, по Бердяеву, существо противоречивое и парадоксальное, ибо принадлежит к двум мирам - природному и сверхприродному. В отличие от канонов *классического* экзистенциализма Бердяев развивает концепцию не *экзистенции*, а личности, к-рая (в отличие от индивида) не есть продукт биологического процесса и общественной организации, она духовна и представляет собой, прежде всего, категорию религиозного сознания (см. также *О назначении человека*, *Опыт эсхатологической метафизики*). В рус. марксизме проблемы человека рассматривались с акцентом не на индивидуальные, а на социально-исторические аспекты человеческого бытия. Отсюда подчеркивание первостепенной важности не экзистенциальной проблематики, а социально-философской (роль личности в истории, диалектика субъективного и объективного факторов, социальная сущность человека, соотношение личности и об-ва и т. п.). В теоретическом наследии Плеханова и Ленина нет работ, специально посвященных философским проблемам человека. Человека они рассматривали прежде всего в социологическом плане. Ленин подчеркивал специфическую особенность природы человека активно-творческое отношение к миру, общественно-практическую деятельность. В *Философских тетрадях* и нек-рых др. работах он высказал ряд положений (напр., о самореализации человека посредством деятельности, отчуждении, субъективном аспекте свободы как *цели, сознания, стремления*), к-рые не получили у него дальнейшего концептуального развития. В советский период исследования в области Ф. а. в собственном смысле этого слова длительное время отсутствовали. До 60-х гг. XX в. в философской науке господствовала т. зр., что человек должен рассматриваться в плане соотношения личности и об-ва и лишь в его *массовидной* форме (как совокупность общественных отношений, элемент производительных сил, продукт антропои социогенеза и т. д.). Человек и об-во, по сути дела, отождествлялись. Что же касается философского осмысления проблем отдельной личности, индивидуальности, то считалось, что они выходят за рамки предмета исторического материализма, т. к. он является теорией об-ва и общественного развития, а не к.-л. индивидуальных форм общественного бытия. Однако с 60-х гг. в философии начался своеобразный *поворот к человеку*, причинами к-poгo явились, во-первых, идеологическое потепление после осуждения культа Сталина, потребности преодоления сложившегося отношения к человеку как *винтику* государственной машины и, во-вторых, широкое развитие частнонаучных исследований человека. Наряду с традиционными науками о человеке возникли новые дисциплины и направления: генетика человека, дифференциальная психофизиология, аксиология, эргономика и др. Проблема человека прямо или косвенно превращалась в общую проблему для всех наук, всех сфер культуры. Ряд важных методологических предпосылок становления Ф. а. сформировался в области психологии. Уже С. Л. Рубинштейн (*Бытие и сознание*, 1957; *Человек и мир*, 1966 и др.), выдвинув принцип единства сознания и деятельности, положил начало деятельностному подходу к человеку. Психолог Б. Г. Ананьев (*Человек как предмет познания* , 1968) впервые предпринял попытку систематизировать многообразные частнонаучные данные о человеке. Этим путем он стремился создать общую теорию человекознания, полагая, что роль интегратора в комплексном подходе к человеку должна принадлежать психологии. Вскоре, однако, обнаружились недостатки комплексного подхода, связанные с тем, что всесторонность описания человека не может заменить собой потребность в создании целостной теории. А. Н. Леонтьев (*Деятельность, сознание, личность*, 1975; 2-е изд. 1977) в этой связи отмечал, что необходимо именно познание личности как целостного образования. В результате дискуссий мн. философы стали подчеркивать особую роль в познании человека философии, к-рая не должна превращаться в простое толкование данных отдельных наук, поскольку она имеет свой угол зрения, свои задачи, связанные с интегративными и эвристическими функциями в исследовании феномена человека. Системно-концептуальный подход к философским проблемам человека, связанный с анализом методологии исследования, понятийного аппарата, вопросов сущности и существования человека и т. п., нашел свое отражение в работах *Проблема человека в современной философии* (1969), A. Г. Мысливченко (*Человек как предмет философского познания*, 1972), Б. Т. Григорьяна (*Философия о сущности человека*, 1973), М. С. Кагана (*Человеческая деятельность*, 1974), Л. П. Буевой (*Человек: деятельность и общение*, 1978), И. Т. Фролова (*Перспективы человека*, 1979) и др. В др. работах разрабатывались отдельные аспекты Ф. а.: проблемы отчуждения (Т. И. Ойзерман, Ю. Н. Давыдов, А. П. Огурцов, С. М. Ковалев и др.); творчества, опредмечивания и распредмечивания в процессе как предметно-практической, так и знаково-символической деятельности (Г. С. Батищев, Г. А. Давыдова, В. С. Библер и др.); свободы (В. Е. Давидович, К. А. Новиков и др.); принципы познания индивидуальности (К. А. Абульханова-Славская, И. И. Резвицкий и др.); человек в контексте развития материи (В. В. Орлов и др.); соотношение биологического и социального (Н. П. Дубинин, В. И. Плотников и др.); проблемы субъективности (И.B. Ватин и др.); самосознания и бессознательного (А. Г. Спиркин, Ф. В. Бассин и др.); смысла жизни (Г. Н. Гумницкий, В. А. Капранов, Л. Н. Коган и др.); уникальности человека (П. С. Гуревич и др.). Итоговыми трудами по изучению человека в философии, частных науках, искусстве и религии явились сб. *Человек в системе наук* (1989) и *О человеческом в человеке* (1991), в последний включены также статьи зарубежных философов П. Рикёра, Э. Агацци и К). Хабермаса. На развитие философско-антропологических исканий в стране заметное влияние оказывало (и оказывает) критико-аналитическое изучение совр. зап. течений экзистенциализма, философской антропологии, психоаналитических теорий и др. Формирование Ф. а. как относительно самостоятельного направления исследований проходило в конфронтации с теми, кто стоял на позициях ортодоксально-догматически толкуемого марксизма. Сторонники новых подходов к изучению человека (*антропологисты*) подвергли критике механистические попытки растворить индивида в об-ва и тем самым снять саму проблему изучения человека как личности и индивидуальности. Быга признана неправомерность сведения человек к его сущности, необходимость анализа ее диалектической взаимосвязи с категорией существования (как проявления многообразия социальных, биологических, нравственных, психологических сторон жизнедеятельности индивида) Структурно организованная совокупность конкретных социальных и биологических качеств человека стала обозначаться понятием его природы в отличие от более узкого понятия его сущности, отражающей не всю полноту качеств человека, а лишь наиболее существенные связи и отношения, определяющие внутреннюю логику его развития. Анализируя механизм взаимодействия и взаимопроникновения биологического и социального в человеке, ученые пришли к выводу, что это не означает ни взаимного растворения, ни параллельного сосуществования двух начал. Биологические структуры и функции человеческого организма под воздействием социального фактора в значительной мере (но не полностью) претерпели модификации: и достигли в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у др. представителей животного мира, т. е. они *очеловечились* в антропосоциогенезе. Было подвергнуто критике понимание свободы лишь как *познанной необходимости* и выдвинута концепция внутренней свободы как возможности самостоятельного выбора и самореализации человека. Идее *всеобщего уравнивания* как некоему фундаменту *социалистического общежития* была противопоставлена задача развития индивидуальности как самобытного способа бытия личности, выступающей субъектом самостоятельной деятельности. Был сделан вывод, что Ф. а призвана создавать концептуальный образ человека, в к-ром теоретический и практикоаксиологический аспекты были бы слиты воедино. Иными словами, целостная концепция человека должна носить не только теоретико-познавательный, но и гуманитарно-аксиологический характер. Поэтому в ряде работ последнего времени ощущается поворот от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциальным, ценностным проблемам жизненного мира человека, с тем, чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения. Этот подход в целом идет в русле традиционных философско-антропологических исканий в России.

  1. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в бурж. философии возникшее в е гг. в. пытающееся соединить конкр.науч. изучение человека в биологи...Атеистический словарь II
  2. философская антропологиянем. Philosophische Anthropologie. В современ. философии термин Ф. а. употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к филос...Большая психологическая энциклопедия
  3. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека см. Человекem в узком течение в зап.европейской преимущественно нем. философии й половины в. исходившее из идей иде...Большая Советская энциклопедия II
  4. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ нем. Philosophische Anthropologie. В современ. философии термин Ф. а. употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индиви...Большой психологический словарь
  5. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущностичеловека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой основанной в х гг. М. Шеле...Большой энциклопедический словарь II
  6. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой...Большой энциклопедический словарь III
  7. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецко...Большой Энциклопедический словарь V
  8. философская антропологияучение о природе и сущности человека. Центральная ее проблема Что есть человек Термин философская антропология ввел И. Кант как раздел философии интерес которой был прико...Евразийская мудрость от А до Я
  9. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой основанное в х гг. М. Шелером и Х. Плесн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. философская антропологияспециальная философская дисциплина занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти в. через абсорбирован...История философии
  11. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯstrong специальная философская дисциплина занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней...История философии II
  12. философская антропологияобласть философских исследований относящихся к осмыслению природы человека и его места в космосе его жизни в соотнесении с Богом назначения и призвания человека соотношен...Краткий религиозно-философский словарь
  13. философская антропологияфилософское исследование человека. В метафизике противопоставляют антропологию онтологии философскому исследованию бытия. Антропологическая философия философия гуманист...Новый философский словарь
  14. философская антропологияВ широком смысле философское учение о природе и сущности человека его происхождении и смысле жизни о закономерностях его бытия. Ориентирована на синтез конкретнонаучных з...Педагогический словарь по темам
  15. философская антропологияфилософское исследование человека. В метафизике противопоставляют антропологию онтологии философскому исследованию бытия. Антропологическая философия философия гуманист...Сверхкраткий философский словарь
  16. философская антропологияв широком смысле филос. учение о природе сущности человека крый служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения в узком смысле течение зап.европ. преим. нем. филос...Советский философский словарь
  17. философская антропологияВ широком смысле слова философское учение о человеке его сущности и природе. В таком понимании самые разные философские направления представляя различные способы осмыслен...Современная западная философия
  18. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой основанное в х ...Современная энциклопедия
  19. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецкой...Современный энциклопедический словарь
  20. философская антропологияСпециальная философская дисциплина занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти в. через абсорбирован...Социологическая энциклопедия
  21. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ греч. anthropos человек и logos учение слово философское учение о человеке философская дисциплина отвечающая на вопрос что такое человек. В то...Уфологический словарь-справочник
  22. философская антропологияфилософское учение о природе человека. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о человеке его происхождении и развитии человеческих качествах познава...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  23. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ наука о сущности и сущностной структуре человека о его основных отношениях к природе обществу др. людям самому себе о его происхождении о социал...Философская энциклопедия
  24. философская антропологияв широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в зап. философии в. преим. немецкой. Антич. философия настаивает на тождестве человека со всемирноко...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  25. философская антропологияфилософское направление сложившееся после второй мировой войны в Германии. Осн. идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера Г. Плеснера в которых на ба...Философский энциклопедический словарь II
  26. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле учение о природе сущности человека в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии в. преимущественно немецко...Энциклопедический словарь естествознания
  27. философская антропологияФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ специальная философская дисциплина занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней чет...Энциклопедия История философии
  28. философская антропологияФилософская антропология в широком смысле учение о природе сущности человека в узком течение в западной философии XX в. преимущественно немецкой. Античная философия нас...Энциклопедия культурологии
  29. философская антропология. см. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии