Социологическая энциклопедия

РАДКЛИФБРАУН (RADCLIFFEBROWN) АЛЬФРЕД РЕДЖИНАЛЬД

(1881-1955) британский антрополог, создатель структурно-функционалистского подхода в антропологии. Изучал философию, экономику, психологию и антропологию в Кембридже. Ученик У. Риверса. Проводил полевые исследования в Австралии, Африке, Полинезии и на Андаманских островах. Директор департамента образования Королевства Тонга (1916-1919). Создал школу Африканских исследований в университете Кейптауна (1921-1926) и кафедру антропологии в Сиднейском университете (1926-1931). Профессор и глава кафедры социальной антропологии в Оксфорде (1937-1946). Основные сочинения: *Андаманские островитяне* (1922); *Социальная структура* (1949); *Структура и функция в примитивном обществе* (1952); *Метод в социальной антропологии* (1958) и др. В 1920-х Р.-Б. был сторонником функционалистского подхода Малиновского . Неудовлетворенность его возможностями побудила Р.-Б. ввести в контекст функционального анализа понятие *структура*. Последнюю он определял как *сложную сеть реально существующих социальных отношений*. Понимание структуры как набора невидимых отношений, производящих видимый результат на поверхности общества в формах институциализированного поведения, была позаимствована Р.-Б. из естественных наук, прежде всего из атомной физики. Каждое общество, по Р.-Б., вырабатывает свою культурную модель социальных отношений. Социализация посредством этих моделей вырабатывает сходные формы поведения среди множества людей. Благодаря этому каждый индивидуум обнаруживает себя в схожей структурной позиции по отношению к сети социальных отношений и исполняет предписанную ему социальную роль. Структура, по Р.-Б., включает в себя три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это *структура сама по себе*, которая может быть обнаружена в социальных ролях как в узлах сети отношений, конституирующих общество. Видимые аспекты социальной структуры подобны анатомии живых существ. Однако реальная структура состоит из невидимых отношений, которая, по Р.-Б., пребывает в статическом состоянии. Во-вторых, это *функция*, понятием которой Р.-Б. пользовался для того, чтобы показать структуру в действии. *Функция* определялась им как социально стандартизированный способ деятельности или мышления, направленный на поддержание существования социальной структуры. В-третьих, это *изменения* или *социальная эволюция* , которые, по Р.-Б., являются не менее важной составляющей структуры, чем функции. При этом он предлагал различать радикальные изменения, затрагивающие саму структуру, и текущие, например, демографические процессы рождения и смерти. Важной научной заслугой Р.-Б. стала институциализация социальной антропологии как самостоятельной дисциплины. Ее он определял как *науку о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах*. Цель антропологии Р.-Б. видел в обнаружении общих законов социального и культурного развития человечества. Антропологию он подразделял на три части: археологию, биологическую антропологию и этнологию, под которой понимал сравнительно-историческое изучение отдельных народов. Такой подход к пониманию антропологии характерен в целом и для ее современного состояния. П.В. Терешкович