Словарь средневековой культуры

ЛИЧНОСТЬ

Проблема Л.и имеет ключевое значение для понимания истории Европы. То, что на определенном этапе средневековья Запад начал выходить за пределы, в которых развивались традиционалистские общества, несомненно, связано с существованием особого типа Л .и, получившего возможность конституироваться в контексте феодальной структуры общественных связей. Преодоление Западной Европой докапиталистических отношений, ее прорыв к всемирно-историческому «горизонту» сделались возможными благодаря развитию культуры индивидуалистического типа и в свою очередь способствовали ее утверждению. Успехи современной исторической науки в исследовании ментальностей подводят к более целенаправленной постановке вопроса о Л .и — фокусе, в который стягиваются все социально-психологические представления, системы ценностей и картины мира, — они суть не что иное, как аспекты Л.и.
Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути.
Понятие же «индивидуальности» указывает на специфический аспект Л.и — на самобытность отдельного индивида, осознание им самоценности собственного ego, на признание его своеобразия социальной средой. Позитивное утверждение суверенной индивидуальности присуще отнюдь не всем культурам; во многих культурах оно отсутствует.В наибольшей мере индивидуальность признана на Западе, где она стала центральной ценностью культуры Нового времени. Ключ к объяснению конституирования Л.и нужно искать, по-видимому, в происходившей на протяжении средневековья перестройке социальных групп и в особенностях европейской культуры.
К проблеме «Л.и на средневековом Западе» приходится подходить в обоих ракурсах и рассматривать как Л., так и индивидуальность. Оба процесса — самораскрытия Л.и и развития индивидуальности - были неодинаковы по существу и подчинялись разным ритмам. По-видимому, эти процессы не представляли собой плавной эволюции и шли как бы толчками. В современной историографии все еще преобладает такой подход к изучению Л.и, когда внимание исследователей сосредоточивается преимущественно или исключительно на выдающихся людях, относящихся к интеллектуальной и аристократической элите средневекового общества; этих индивидов рассматривают в качестве отдаленных предшественников современной Л.и. «Открытие Л.и» связывают с «возрождением XII в.» (К.Моррис, М.Шеню и др.; см.Возрождения средневековые)или с Возрождением в непосредственном смысле, на заре Нового времени (Я.Буркхардт, Л.М.Баткин). Между тем, историко-антропологический подход диктует необходимость изучения Л.и не только на уровне элиты, но и рассмотрения этой проблемы применительно ко всей толще общества, равно как и выяснения своеобразия ее структуры безотносительно к последующему развитию.
Принимая во внимание фрагментарность имеющихся памятников, невозможно нарисовать законченную связную картину. Нижеследующее изложение несет на себе отпечаток этого состояния знаний и представляет собой скорее разведку, выработку рабочих гипотез, возникших при изучении источников, нежели подведение итогов.
«Архаический индивидуализм» (германо-скандинавская культура)
Прежде всего нужно остановиться на статусе Л.и в языческом обществе начала средневековья. Господствовавшая в историографии идея о том, что индивид в ту эпоху был поглощен родом и общиной, опровергнута исследованиями археологов и историков, показавших, что германцы вели индивидуальное хозяйство на обособленных и удаленных друг от друга хуторах. Подобный способ расселения преобладал на протяжении всего первого тысячелетия, вплоть до начала широкой внутренней колонизации Европы. В мифологии германских народов обитаемый мир осознавался в виде «Срединного двора» (Midgardr). Наиболее ранние письменные памятники, свидетельствующие о деяниях германцев, и в частности, скандинавов, — надписи на «памятных камнях», вырезанныерунами.Они относятся к периоду Великих переселений народов и к эпохевикингов.В них названы имена людей, павших в битвах на родине или в заморских походах, и их сородичи стремятся увековечить их славу. Вместе с тем на рунических камнях названы имена тех, кто приказал сделать эти надписи, равно как и имена резчиков. Изучение орнаментов, изображений фантастических животных и мифологических сцен на камнях, оружии и деревянных изделиях мастеров эпохи викингов свидетельствует о развитии индивидуальных стилей их создателей.
Языческая религия германцев в свою очередь основывалась на «архаическом индивидуализме». Индивид выбирал в качестве личного покровителя то или иное божество-аса (Фрейра, Тора или Одина), с которым вступал в своего рода личное соглашение: он оказывал ему почести, приносилдарыи жертвы и совершалритуалы,ожидая с его стороны помощи; в случае, если бог не оказывал ему поддержки, индивид мог отказать асу в поклонении. Общество германцев, основанное на родовых традициях, отнюдь не обезличивало человека. Подчиняясь императивам коллектива в ситуациях, которые затрагивали этос группы, честь и моральное благополучие ее членов, индивид вместе с тем не растворялся в ней, но мог и должен был действовать в одиночку, полагаясь преимущественно на собственные способности и выбор линии поведения. Эддические «Речи Высокого», свод афоризмов житейской мудрости скандинавов языческого времени, рисуют индивида, с осмотрительностью пролага-ющего собственный путь в обществе, в котором нужно завязывать дружбу, но неизменно быть готовым встретить врагов. Дорожат богатством и наличием многочисленной родни, но высшей ценностью считаются доброе имя и посмертная слава, т.е. оценка доблестей индивида коллективом. Его глазами смотрят на себя герой песни и персонажи саг. Всагах,которые дают возможность глубоко заглянуть во внутренние отношения древнескандинавского общества, — люди, в кризисные моменты (вражда, распря и порождаемая ею кровная месть - в центре внимания саги) рассчитывающие прежде всего на самих себя, а также на сородичей и друзей. Отдельные саги, в особенности саги оскальдах,в значительной мере приближаются к биографическим повествованиям, сосредоточивая внимание на выдающихся Л.ях. Такова «Сага об Эгиле, сыне Скаллагрима», жизнеописание великого исландского скальда X в. Поэтический дар Эгиля, связанный с колдовскими способностями, его мужество и незаурядная физическая сила послужили основой его высокого самосознания, которое нашло выражение в его скальдическом творчестве.
«Сага об Эгиле», записанная в XIII в., опирается на устную традицию, восходящую к эпохе язычества. В отличие от нее, «Сага о Сверрире», самозванце, который в кон. XII в., после длительной напряженной борьбы сумел захватить норвежский престол и основал новую королевскую династию, рисует его Л. с предельно близкого расстояния. Сочинение этой саги было начато по инициативе самого Сверрира, - поступок, не имевший прецедента в Скандинавии. Король стремился обосновать свои права на престол и прославить себя. Его «Я» отчетливо выступает на страницах саги, которая, в частности, вкладывает в его уста слова, произнесенные после победы над противниками: «Произошла удивительная смена времен. Прежде страной управляли трое: король, ярл и архиепископ; теперь же во главе стоит один человек, и человек этот - я!». И вместе с тем, утверждая свою Л. и в саге, и в жизни, Сверрир выдавал себя за духовного наследника, если не за реинкарнацию небесного покровителя Норвегии короля Олава Святого и присвоил себе имя его сына — Магнус. Индивидуальность ищет пути собственного обоснования в самоидентификации с «архетипом».
В тех случаях, когда сага рисует индивидуальность, ее воспринимают как отклоняющуюся от «нормы». Необычайные повадки Эгиля приписывали тому, что он принадлежал к роду «оборотней». Сверриру, выходцу с Фарерских островов, аутсайдеру среди норвежских родовых аристократов, не связанному обязательными для них традициями и правилами поведения, было легче заявить о своем «Я». Но и ему враги приписывали связь с нечистой силой. Индивидуальность поначалу вырисовывается на периферии социальной структуры.
Образные характеристики конунгов содержатся в капитальном обзоре истории Норвегии - «Круге Земном» Снорри Стурлусона (нач. XIII в.). Центральная сага «Круга Земного» - «Сага об Олаве Святом». Эта биография объединителя страны распадается на три этапа: молодость Олава-викинга, проведенная в заморских походах; его борьба за укрепление королевской власти и христианизацию Норвегии; конфликт между конунгом и мятежнымикрестьянамии их предводителями, за которыми стоял Кнут Датский, приведший к гибели Олава и последующему провозглашению егосвятым.В саге ощущается влияниеагиографии.Неизменный прием описания героя саги — сообщение о его поступках и речах, как они засвидетельствованы очевидцами. Но автор саги никогда не предпринимает попытки проникнуть в психологию героя и рассказать о ней больше, чем это допускает «симптоматический прием описания». Такая овнешненная характеристика героя, возможно, объясняется тем, что на индивида смотрели глазами общества, как бы извне, и о себе он судил преимущественно с этих же позиций. Эпическая оценка индивида препятствовала психологической рефлексии.
В поэзии скальдов, известной начиная с IX в., отчетливо выступает «Я» поэта, который гордится своим поэтическим искусством и подчеркивает превосходство собственного мастерства над умением других скальдов. Чувство своей самоценности доходит до эгоцентризма. Лишь в поздней скальдической поэзии, развивавшейся уже после христианизации Севера, «Я» поэта отступает на задний план, ибо подчеркивание его противоречило осуждаемому церковью чувству гордыни.
Persona
Христианская этика действительно препятствовала свободному проявлению самосознания Л.и: superbia считалась тягчайшим из грехов.(Грехи и добродетели).Христианство поставило индивида в непосредственное отношение к Богу, воплотившемуся в человека. Но эта связь Бога и человека должна была выражаться в сыновней покорности и смирении. Христианский «персонализм» находился в конфликте с индивидуализмом.
Понятие, которое нельзя обойти при изучении средневековой Л .и, - persona. В античности термин означал прежде всего театральную маску, и любопытно было бы проследить эволюцию, в результате которой личина (маска) «проросла» в Л. То, что persona означала также и юридическое лицо, носителя права («персоной» в этом смысле обладали только лица правоспособные; servus non habet personam, «раб не имеет персоны»), еще не помогает понять, как произошла подобная трансформация.
С утверждением христианства внимание теологов сосредоточилось на идее персоны Бога. В христологических спорах, в напряженной дискуссии об ипостасях божественной Троицы термин persona получил новые значение и смысл. Rationalis naturae individua substantia («нерасчленимая разумная субстанция»), persona significat id, quod est perfectissimum in tota natura, scilicet subsistens in rationali natura («персоной называется совершеннейшее во всей природе, т.е. заключающееся в разумной природе») - эти определения «персоны» принадлежат соответственно Боэцию (VI в.) и Фоме Аквинскому (XIII в.). Но еще и на исходе средневековья теологи продолжали рассматривать «персону» в связи с рассуждениями о Боге (Николай Кузанский, XV в). На уровне богословского дискурса persona оставалась понятием, далеким от человека. Тем не менее то, что человек вылеплен по образу и подобию Бога, как наиболее совершенное его творение, ради которого и сотворен мир, равно как и то, что Христос есть Сын человеческий, объединяющий в себе оба начала, Бога и человека, не могло не возвышать человека и не приобщать его к Богу.
В церковном постановлении 30-х гг. XIII в. читаем: Baptismate homo constituitur in ecclesia Christi persona... («Посредством крещения в церкви Христовой становится человек персоной...»). Persona - не природное человеческое состояние, не homo carnalis, не homo naturalis; это качество человек приобретает не в силу физического рождения, а в результате социально-религиозного приобщения к церкви и, следовательно, к социуму.
«Персонализм» христианства устремлен и к Богу, и к человеку, и средневековый «со-кратизм» («познай самого себя») означал: самоуглубление есть путь к Богу; следовательно, самопознание - не цель, но средство для достижения высшей цели. Теология не перерастала в антропологию, и вся проблематика человека и его Л.и рассматривалась sub specie Dei. Вместе с тем, в отличие от античной философской традиции, интерес которой концентрировался на общем, многие средневековые мыслители углубляются в вопрос о соотношении общего с индивидуальным, причем последнему придается самостоятельное значение. Эта тенденция нашла наиболее четкое воплощение в номинализме (Оккам и др.). Однако проблема «индивидуации» обсуждалась на абстрактном уровне, обычно не затрагивая уровня антропологического. Человеческое самосознание еще не накопило достаточно сил для того, чтобы прорваться в систему понятий теологов.
«Персона» в проповеди Бертольда Регенсбургского
Не менее показательно и то, что, когда, наконец, подобный прорыв совершился (хотя бы на момент, не изменив коренным образом системы понятий) и «персоной» был обозначен человек как таковой, в антропологическом смысле понятия (ибо слово persona акцидентально могло иметь значение «некто», «кто-то»), — этот прорыв был сделан не в эзотерическом богословском сочинении, содержание которого могло раскрыться лишь для ограниченного круга интеллектуалов, а на «периферии» церковнойлитературы,в произведении, адресованном и образованным, и невеждам, и даже в первую очередь последним - idiotae, illitterati. Попытку нового осмысления человеческой Л.и, разумеется, опять-таки в ее отношениях с Творцом, но такого осмысления, которое сосредоточено на человеке и его персоне, мы находим у Бертольда Регенсбургского, немецкого францисканца, проповедовавшего между 1250 и 1272 гг. Сознание Бертольда, обращавшегося к огромным толпам верующих, тем не менее, было ориентировано на Л. Если в литературе более раннего периода общество изображается в виде единства, расчлененного на массовидные «сословия» (ordines), то Бертольд видит в нем совокупность индивидов; они образуют иерархию служб, должностей, статусов, профессий, причем эта иерархия состоит из отдельных лиц, каждое из коих соотнесено как с Богом, так и с социумом. Риторика его проповедей в свою очередь опирается на обращение к Л.и. Бертольд видит перед собой не безликую массу, но индивидов, с которыми ведет задушевную беседу; он темпераментно борется за спасение их душ. Между проповедником и паствой существует «обратная связь», сквозь его речи доносится голос толпы, состоящей из отдельных лиц, особенности которых он не упускает из виду.
«Открытие персоны» происходит в его проповеди «О пяти фунтах». В ней развернуто оригинальное истолкование евангельской притчи о «талантах», розданных господином своим рабам (Мат. 25, 14-30). Бертольд берет ту часть притчи, в которой говорится о пяти талантах, ибо, по его мнению, они были отданы взрослым людям, ответственным за свои деяния. Итак, с самого начала подчеркивается, что таланты («фунты»), о которых проповедует Бертольд, это дары, врученные Господом морально ответственным индивидам. Каковы же эти божьи дары, которые христианину надлежит беречь и приумножать, а в последний час жизни возвратить Господу? Первый дар — «наша собственная персона, каковую Господь сотворил по своему образу и подобию и облагородил, даровав ей свободу воли». Термины, здесь употребляемые, — lîp (тело) и persône. Как бы ни толковать средневерхне-немецкий термин persône, ясно, что в данном тексте он означает не ипостась триединого Бога, но человека. И не одну только душу, но единство души и тела, живую человеческую особь. Правомерно л и толковать ее как «Л.»? Не будем спешить с переводом, прежде рассмотрим другие дары, коими Бог наделил каждого человека. Однако обратим внимание на то, что человеческую «персону» проповедник поставил во главе перечня даров. Эти другие «фунты» суть: «должность» (amt, призвание, служба, профессия), т.е. социальная функция индивида;время,отпущенное для жизни; имущество, управителем которого является каждый собственник; и, наконец, «любовь к ближнему». И в этой проповеди Бертольд обращается к каждому в отдельности: «твоя служба», «твое имущество». Проповедник не просто перечисляет «фунты», врученные Господом человеку, - разъясняя их смысл, он бичует злоупотребление этими дарами как сильными мира сего, так и простонародьем.
Перечисленные дары не представляют собой конгломерат разрозненных феноменов. Пять «фунтов» образуют продуманное смысловое единство. «Персона» возглавляет этот ряд, и другие «фунты» суть не что иное, как раскрытие содержания понятия persône. «Персона» - социально определенная Л., наделенная призванием, собственностью, временем и связанная с другими «персонами», образующими общество. «Социологический» анализ Бертольда адресован мелким производителям-собственникам города и деревни. Persône, по Бертольду, - Л., как она себя ощущала в немецком городе XIII в., к ней неприложимы мерки Нового времени. Проповедник не ставит вопроса о неповторимой человеческой индивидуальности, -то, над чем он размышляет вместе со своей паствой, - это божье творение, Л., которая наделена определенными социально-этическими качествами и ответственна перед Богом. «Социология» и «антропология» Бертольда порождены потребностью средневекового индивида познать самого себя и общество, к которому он принадлежал.
То, что попытки осмыслить сущность человека были предприняты в 50-е - нач. 70-х гг. XIII в., едва ли случайно. Напряженная социально-политическая обстановка в Германии периода «междуцарствия» (interregnum), по-видимому, сделала актуальным вопрос о сущности человеческой Л.и. Отметим, что другие авторы того периода считали время собственностью одного лишь Творца; Бер-тольд же возлагает личную ответственность за время на каждого индивида. Интенсивный интерес к человеку не менее ярко проявился в немецком искусстве того времени. В тот же период, когда Бертольд Регенсбургский произносил свои проповеди, в Германии работала артель архитекторов, скульпторов и строителей, создавшая соборы в Наумбурге, Майссене и других городах. Наиболее замечательное творение этих мастеров — серия статуй донаторов в Наумбургском соборе Петра и Павла; в них наглядно обнаруживается напряженный интерес художника к Л.и человека, к необщему выражению его эмоционального мира. Присущие средневековому искусству символизм и тенденция к типизации за счет игнорирования индивидуального отчасти отступают в скульптурных «портретах» Эккехарда, Уты и других персонажей перед вниманием к личностному началу. Но эти высшие достижения средневекового искусства не нашли продолжения в последующий период, когда вновь надолго восторжествовали прежние традиции.
Знаменательно, что интерес к индивиду обнаруживается не в теологии, а на уровне, доступном пониманию рядовых верующих, — в проповеди и изобразительном искусстве. Средневековой «антропологии» удается подойти к новой проблематике в плане мен-тальности, а не в плане религиозно-философских понятий. В проповедях Бертольда Регенсбургского эта ментальность прорывается в тексты; но затем нить вновь обрывается. Приходится говорить не о постепенном развитии Л.и или «открытии индивидуальности», но скорее о серии прорывов, сопровождавшихся «откатами», возвращениями к традиции. Понять историю человеческого индивида в эпоху средневековья можно, лишь преодолев эволюционистский подход.
Индивидуальная биография и смерть.
Л. редко заявляет о себе в средневековых текстах expressis verbis. Но перед лицомсмертииндивид раскрывает свои тайны, и здесь рисуется предельно противоречивая ситуация. Согласно доктрине, душа предстанет пред высшим Судией после второго пришествия; наСтрашном судекаждому будет воздано должное. Следовательно, оценка Л.и откладывается до «конца времен», и человеческая биография не представляет собой целостного единства и как бы не завершена, — она разорвана надвое: пока человек жив, итоги еще не подведены; но и когда он умирает, нужно ждать Страшного суда, для того чтобы узнать приговор. Отсутствие идеи завершенной в себе биографии - симптом несобранности Л.и.
Но параллельно с официальной доктриной существовали иные представления о суде над душой и загробном мире. Эти представления были компонентом обыденной религиозности и нашли выражение ввидениях(visiones) потустороннего мира и дидактических «примерах»(exempla).В этих жанрах церковной литературы, адресованной всем верующим и питавшейся их верованиями, запечатлены аспекты картины мира, которая существенно отличалась от доктрины. Согласно этим сочинениям, в которых христианство сплавлено с фольклором, суд над душой вершится в момент смерти индивида, и его душа тотчас оказывается в раю или в аду. «Великая эсхатология» (суд «в конце времен» над родом человеческим) оттеснена идеей «малой эсхатологии», немедленного суда над душою индивида. В результате все моменты его биографии связываются воедино, она завершается вместе с его земной жизнью. Обе версии суда существовали параллельно на протяжении всего средневековья. Главное же -они соприсутствовали в одном и том же религиозном сознании. Строгой логике официальной доктрины противостоит не страшащийся противоречий текучий менталитет. Христианский персонализм изначально опирался на идею спасения или осуждения индивида, и вместе с тем заложенная в христианстве идея всемирной истории порождала ощущение личной причастности к ней.
Индивидуальность: автобиография, исповедь, апология.
Таким образом, биография в принципе была возможна в средние века, и жития святых тому свидетельства. Но в центре внимания в житии - не Л. святого, а его связь с Богом и проявления божьего могущества в деяниях своего избранника. Поэтому в житии отсутствует связное изложение фактов биографии святого, и если указан день его блаженной кончины (отмечаемый как церковныйпраздник),то не упомянут год, когда это событие имело место. Не представляла интереса и дата его рождения.
Средневековаяавтобиографияв большой мере строилась по образцу агиографии. Но поскольку автор писал о себе, неизбежно возникало противоречие между замыслом и исполнением. Самосознание автора умеряется искренним или показным смирением. Индивидуальность испытывает потребность заявить о себе и увековечить себя, однако страх впасть в смертный грех гордыни принуждал прибегать к мотивам «примера», исповеди ипокаяния,которые неизменно вторгаются в повествование. Сосредоточение внимания автора на собственной персоне как бы требует «противовеса» - разоблачения своих прегрешений, и подлинных, и мнимых. Так, Рат-хер Веронский (ум. 974), приписав себе все грехи, кроме супружеской неверности (поскольку не состоял в браке), прибегает к словесной уловке с тем, чтобы обвинить себя и в этом нарушении заповедей. Средневековая Л. затрудняется «собрать» себя в связное целое и изобразить собственную индивидуальность сосредоточенной вокруг нерасторжимого ядра своего ego.
Автобиографии строятся не по принципу «органической индивидуации», не «центростремительно», но «центробежно» (Г. Миш). Для того чтобы осознать самого себя, автор собственного жизнеописания прибегает к уподоблению себя неким образцам. Гвибер Ножанский (ок. 1053-1123) подражает в своей De vita sua («О своей жизни») «Исповеди» Августина. Абеляр (1079-1142) в утешительном послании к другу (Historia calamitatum mearum, «История моих бедствий») сравнивает себя со св. Иеронимом, а сцену своего осуждения на Суассонскомсобореизображает почти дословно в тех же выражениях, в каких в Евангелии рассказано о суде синедриона над Христом. Но это не просто литературные заимствования или сравнения, -это метод самоидентификации. Только посредством подведения собственной персоны под авторитетный образец средневековый автор был, по-видимому, способен осознать себя в качестве Л.и. Он как бы «монтировал» свою индивидуальность из заданного историей материала.
Случай Гвибера Ножанского интересен и в том отношении, что, собственно, лишь в первой книге «мемуаров» он подробно останавливается на описании своей жизни, повествуя о раннем ее периоде. Посвящение его в аббаты оказывается той гранью, за которой его биография прекращается. Он явно не находит в своей жизни материала, достойного упоминания; его Л. поглощена потоком событий и оттеснена интересом кчудесам,свидетелем коих он был.
Несколько иной случай «поглощения» персоны автора окружающей социальной средой дает сочинение аббата Сугерия (ок. 1080—1151), настоятеля Сен-Дени. Суге-рий рассказывает о перестройке аббатства. Он тоже как бы «растворяет» свою персону в украшаемой им святыне. Однако Сугерий скорее «впитал», «вобрал» в себя свое создание, растворив его в собственном «Я». Самоотречение оборачивается самовозвеличением! Примеры Гвибера и Сугерия свидетельствуют о том, что Л. не была способна или склонна применить к себе адекватный масштаб и либо расширяла свое «Я» за собственные пределы, либо умаляла, сжимала его.
В «Истории бедствий» Абеляр поведал трагическую историю собственной жизни. «История» выдает себя за послание неизвестному другу, написанное ему в утешение: его невзгоды тускнеют при сравнении с пережитым самим Абеляром. Нет, однако, оснований сомневаться в том, что послание было адресовано не вымышленному другу, а современникам и потомкам, равно как и самому себе. В форме «утешительной эпистолы» Абеляр создал собственную апологию. Нетрудно убедиться в том, что все его внимание сосредоточено не на последовательном изложении фактов его биографии, но на серии постигших его невзгод и конфликтов, в которые он вовлекался. Эти конфликты поданы как поучительные «примеры». Под прозрачным покровом смирения и раскаяния в «Истории бедствий» легко различимо ясное сознание собственного превосходства. В постигших его несчастьях он, на первый взгляд, склонен винить самого себя и греховные наклонности молодости и видеть божью кару в кастрации, которой подвергся по наущенью дяди соблазненной им Элоизы. Но вместе с тем Абеляр не скрывает высокой самооценки: он - первый, если не единственный философ Франции, жертва непрекращавшихся гонений со стороны теологов, церковных властей и даже собратьев-монахов, жертва, преследуемая исключительно из зависти к его таланту и знаниям, которые отовсюду привлекали к нему учеников. Абеляр, естественно, старается скрыть свою гордыню, но внимательное чтение «Истории моих бедствий» приводит к заключению: неукрощенная всеми жизненными невзгодами высокая самооценка сделала его «автобиографию» буквально «безлюдной». Если из «Истории бедствий» изъять имена древние и мифологические, то среди современников Абеляра останутся, собственно, одни только его противники и гонители. Исключение - Элои-за, но и она, скорее, не подруга и жена, а наложница, объект вожделений. Абеляр, который повсюду, где читал лекции, привлекал толпы слушателей и учеников, выступает в «автобиографии» предельно одиноким. Он видит одного себя. Он, по-видимому, одинок и перед лицом Бога. Описывая драматичные моменты своей жизни, Абеляр почти не упоминает случая, когда бы воззвал к Творцу и искал утешения в общении с ним. Вера «отца схоластики» лишена как мистицизма, создававшего интимную связь с Богом, так и сыновней теплоты. Вспомним другого монаха, задолго до Абеляра оставившего сочинения личного содержания, - От-лоха Санкт-Эммерамского (ок.1010-1070). Одолеваемый бесами и подавленный ощущением собственной неспособности твердо уверовать в Бога, Отлох, тем не менее, возносит страстную мольбу к Господу, «если ты существуешь», избавить его от сомнений, переносить кои он не в силах. Даже колеблясь в самых основах веры, он, тем не менее, взывает к Творцу. Вседержителю адресует свои излияния и Гвибер Ножанский. Не таков Абеляр. Его противник Бернар Клер-воский говорил о «двойственной природе» Абеляра: «Снаружи он Иоанн, внутри же — Ирод, и нет в нем ничего от монаха, помимо одеяния». Бернар почувствовал природу этого человека, чуждого ему и идейно, и психологически. Но необычность индивидуальности Абеляра ощущали и его друзья. Он остается загадкой, двусмысленным существом и для друзей, и для врагов. Современникам было трудно постигнуть подобную Л. Абеляр являет собой нарождавшийся тогда социально-психологический тип интеллектуала. Подобно другим интеллектуалам эпохи, он принадлежит к духовному сословию. Но ему тесно в рамках этой социальной роли, он остро ощущает свою несовместимость с ней, а церковь, сознавая его глубокую чужеродность, стремится обуздать его индивидуальность, выталкивает его из своего лона. Теологические novitates Абеляра и его нестандартное поведение имели общий источник - его индивидуальность.
Гвибер Ножанский, Сугерий, Абеляр - современники. Во Франции XII в., как кажется, создались условия для самовыражения индивида, но самовыражение это находило своеобразные формы и наталкивалось на социально-религиозные и психологические препятствия. Нет оснований думать, что только в то время сделалось возможным раскрытие человеческой индивидуальности. Авторское самосознание заявляет о себе с самого начала средневековья. Григорий Турский (VI в.), повторяя мысль о собственной «мужицкой неотесанности» и «невежестве», в то же время заклинал своих преемников ни слова не менять в его сочинениях. Художники и другие мастера уже в раннее средневековье зачастую нарушали традицию анонимности, стараясь увековечить память о себе. Не забудем, что наиболее глубокое психологическое свидетельство, оставленное эпохой, было создано не в ее апогее и не в итоге, но в самый ее канун: «Исповедь» Августина на протяжении средневековья оставалась непревзойденным образцом самоанализа. Разумеется, психологическая интроспекция христианского неофита-епископа Гиппона направлена на человеческое «Я» в его устремленности к Богу, и в этом смысле индивидуальность не обладает самодостаточностью, но подобного проникновения в глубины психики средневековые авторы не достигали. Императивы смирения и страх впадения в грех гордыни создавали напряженность и скованность, которые постоянно ощущаются при чтении их автобиографий и исповедей.
Как видим, становление индивидуальности действительно шло на протяжении средних веков не эволюционно-плавно, но толчками, с прорывами вперед и отступлениями. Нет оснований принять тезис К.Морриса и других исследователей о том, что XII в. был временем рождения modernitas и современного типа Л.и. XIII в. не ознаменовался появлением ярких автобиографий. В поэзии нет той концентрации на собственной персоне поэта, которая намечалась ранее («Я»трубадуровоставалось в значительной мере безличным и условным, и таковы же их т. н. «биографии»). Великие мыслители - представители высокойсхоластики —не оставили интимных признаний, которые можно поставить рядом с «Историей моих бедствий». Авторам того времени нельзя отказать в наблюдательности и понимании природы человека, но эта последняя не служит предметом пристальных размышлений Салимбене из Пармы или других хронистов и моралистов. Не индивидуальность как таковая, но человеческая Л. в ее социальных опосредованиях, как мы видели, стояла в центре внимания Бер-тольда Регенсбургского. Данте едва ли составляет исключение. Vita nuova («Новая жизнь»), в которой он поведал о своей любви к Беатриче, раскрывает подлинную индивидуальность поэта не более, нежели «Божественная комедия». Мало того, в «Пире» он обосновал принципиальную недопустимость самооценки. Религиозно-нравственные запреты остаются в полной силе.
Позднее средневековье
Тем не менее к концу средних веков индивидуальность находит новые формы своего проявления. Симптомы ее можно видеть в возникновении фамилии, в индивидуализации почерков, в зарождении искусства портрета (не ранее сер. XIV в.). Если в предшествовавший период внимание фиксировалось преимущественно на типическом и художники изображали человека не в его единичности, но как носителя определенной социальной или духовной функции, то затем в живописи намечается тенденция схватывать индивидуальный облик изображаемого персонажа. Перемещение центра тяжести с «обратной перспективы» на линейную свидетельствует о переходе к концепции наблюдателя как центра виденья пространства. Подобная трансформация символических форм затрагивает и религию: в Христе видят не столько грозное карающее божество, сколько сына человеческого, любящего и страдающего. В новоевропейских языках получают «право гражданства» слова personnalité, individu и подобные, характеризующие Л. Процесс переключения интересов «с небес на землю» находит свое выражение в системах ценностей. Он проявляется и в праве (понятие «гражданин» начинает наполняться реальным содержанием), и в изменении застольных манер, и в новой организации жилища (зарождение privacy).
Гуманизм был порожден новыми ментальными установками, и среди них ощущение самоценности индивида было ведущим. Не только писатели и художники, но икупцы,и предприниматели обнаруживают тенденцию сосредоточиться на собственной персоне. Ricordi итальянских деловых людей XIV-XV вв. (Морелли, Чертальдо, Питти) -не автобиографии, это симбиоз семейной хроники и дневника, но в них запечатлены жизненный опыт и мироощущение человека Ренессанса, безыскусность и спонтанность лишь повышают их ценность как свидетельств об индивиде. Новая оценка времени, человеческой практики, отношений с трансцендентным, попытки примирить накопительство с религией и нравственностью, с заботами о спасении души - симптомы перестраивавшегося мира человеческой индивидуальности.
Для того чтобы ближе увидеть ее кризис, обратимся к малоизвестной фигуре XIV в. Итальянец Опицин де Канистрис (1296 — ок. 1350), клирик из Авиньона, оставил серию рисунков, сопровождаемых текстами. В них раскрывается болезненное самосознание человека, всецело поглощенного собой и собственной неизбывной греховностью. Он создает свою автобиографию, но на необычный лад. Она изображена в виде концентрических колец; каждое кольцо соответствует году жизни, и сопутствующая надпись наделяет его символическим значением: факты жизни и даже болезни Опицина соотнесены с событиями истории Европы. По его словам, в сорокалетнем возрасте, после тяжелой болезни он чудесным образом переродился и обрел провидческий дар. Самого себя он изображает в центре универсума. Напрашивается сравнение с картинами микрокосма-человека и макрокосма-вселенной в видениях Хильдегарды Бинген-ской (XII в.). Но человек и «большой мир» на ее рисунках покоились в гармоническом равновесии, у Опицинаже гармония драматично разрушена, а соотношениемикрокосма и макрокосмапарадоксально инвертировано: «большой мир» вписан внутрь индивида, и этот индивид - не кто иной как сам же Опицин. Карта Средиземноморья деформирована: очертания побережья Европы и Африки представлены в виде мужской и женской фигур, Адама и Евы в момент грехопадения; в контурах Средиземного моря он видит фигурудьявола,склоняющего прародителей ко греху. Но вместе с тем вхождение зла происходит в душе Опицина; он воспринимает себя в качестве средоточия грехов мира. Подавленность чувством греховности, личной и мировой, сочетается с высокой самооценкой; он воображает себя провозвестником «нового евангелия» и реинкарнацией Боэция.
То, что этот неуравновешенный человек выразил себя преимущественно посредством рисунков, дает возможность ближе подойти к тайне его индивидуальности. Л. Опицина колеблется между предельным самоуничижением и безудержным чувством собственной исключительности. Бессвязно-хаотичные рукописи этого клирика - уникальное свидетельство деформации средневекового мировидения, какую едва ли можно обнаружить в творчестве Данте и Петрарки.
Родоначальник гуманизма, Петрарка (1304-1374) на протяжении всей жизни неустанно трудился над выработкой собственной индивидуальности и ее идеального образа. Петрарка осознает себя стоящим в центре истории: он не только собирает и изучает античные рукописи, он интеллектуально общается с древними и вместе с тем обращается к потомству, причем его сомнения, что оно услышит его имя, едвали нужно принимать всерьез. Его друг и наставник — Августин, а ключевое слово для понимания его Л. и — «лавры». Он увенчан лаврами поэта на римском Капитолии и воспевает Лауру, женщину, существование которой столь же проблематично, как и возлюбленной Данте. Его послания друзьям, над которыми он трудился на протяжении многих лет, адресованы не столько определенным лицам, сколько будущему. Время, которого он не одобряет, — это настоящее. Творимый им миф о собственной жизни заслоняет его реальную человеческую индивидуальность. Автобиография Петрарки -скорее поэтическое творение, чем жизненное свидетельство.
Изучение индивидуальности человека средневековой эпохи встречается с большими трудностями. Основная из них, видимо, та, что сознание этой эпохи не было ориентировано на индивидуальность, и она либо не могла получить адекватной оценки, в том числе и самооценки, либо скрывалась за определенными клише и формулами.
Литература:Багге С . Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм // Arbor mundi. Мировое древо. №3, 1994; Баткин Л. М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. М, 1993; о н же. Ради чего Абеляр написал свою автобиографию? // Arbor mundi. Мировое древо. № 3, 1994; он же. Петрарка. М., 1996; Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; он же. «В этом безумии есть метод». К проблеме «индивид в средние века» //Arbor mundi. Мировое древо. № 3, 1994; Индивидуальность и личность в истории (дискуссия) // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990; Панофски Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992; Benton J. Е. Seifand Society in Medieval France. The Memoirs of Abbot Guibert de Nogent. N.Y., 1970; Bynum С. Did the XII century discover the Individual? // Journal of Ecclesiastical History, 31, 1980; Dronke P. Poetic Individuality in the Middle Ages. Oxford, 1970; Dumоnt L. Essais sur l'individualisme. Une perspective anthropologique sur l'idéologie moderne. P., 1983; Gurjewitsсh A. J. Das Individuum im europäischen Mittelalter. München, 1994; Hanning R. W. The Individual in Twelfth Century Romance. New Haven, 1977; Individuum und Individualität im Mittelalter / Hrsg. J. A. Aertsen, A. Speer. Miscellanea Mediaevalia, Bd. 24. В., N. Y., 1996; Le Bras G. La personne dans le droit classique de l'église // Problèmes de la personne / éd. I. Meyerson. P., La Haye, 1973; Le Goff J. Saint Louis. P., 1996; Mann N. Petrarch. Oxford, 1987; McLaughlin M. M. Abélard as Autobiographer: The Motives and Meaning of his Story of Calamities // Speculum, Vol. XLII, N 3, 1967; Misch G. Geschichte der Autobiographie. Bd.I-IV, 2. Aufl. Frankfurt a.M., 1949-1962; Morris С. The Discovery of the Individual, 1050-1200. L., 1972; Roux G., Laharie M. Art et folie au Moyen Age (Aventures et énigmes d'Opicinus de Canistris (1296-vers 1351). P., 1997; Salomon R. Opicinus de Canistris. Weltbild und Bekentnisse eines avignonesischen Klerikers des 14. Jahrhunderts. L., 1936; Schmitt J . - С . La découverte de l'individu, une fiction historiographique? // La fabrique, la figure et la feinte. Fictions et Statut des Fictions en Psychologie / dir. P. Mengal, F.Parot. P., 1989; Ullmann W. The Individual and Society in the Middle Ages. Baltimore, 1966; L'uomo médiévale / a cura di J. Le Gоff. Roma, Bari, 1987; Zink M. La Subjectivité littéraire. Autour du siècle de Saint Louis. P., 1985.
А. Я. Гуревич

Синонимы:
индивид, индивидуальность, индивидуум, интимность, кадр, лицо, маргинал, маргинальная личность, морда, мордализация, мордасово, мордасы, мордень, мордоплясия, мордофиля, мордуленция, моська, мурло, обличность, особа, персона, рожа, рыло, ряха, ряшка, субъект, сусалы, физика, физиомордия, физиономия, физия, фотография, харя, хрюкало, человек


  1. личностьсубъект чегоstrong личность субъект общества социализированный индивидчеловек занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определеннуюобщественную рольчел...Идеографический словарь русского языка
  2. личностьЛИЧНОСТЬ I.Из истории слова личностьem в русском языке до середины XIX в. . В русское слово личностьem влились многие из тех значений и смысловых оттенков которые развив...История слов
  3. личностьфеномен общественного развития конкретный живой человек обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности целостное системное образование совокупность социально з...Словарь практического психолога
  4. личность. Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых свойств характеризующих человека как члена общества или об...Адаптивная физическая культура
  5. личностьсам индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности а также системное качество индивида обусловленное его осознанной активн...Азбука социального психолога-практика
  6. личностьВрожденные особенности мышления ощущений и поведения определяющие уникальность индивида его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факт...Большая психологическая энциклопедия
  7. личностьобщежитейский и научный термин обозначающий человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности лицо в широком смысле слова или устойчивую систему...Большая Советская энциклопедия II
  8. личностьж. persona personalit individualit культ личности culto della personalit установить чьюл. личность офиц. stabilire lidentit di una persona identificare una persona рас...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. личностьчеловек как индивидуальность характеризующаяся комплексом мировоззренческих психологических и поведенческих устойчивых признаков которые формируются под воздействием конк...Большой медицинский словарь
  10. личностьжPersnlichkeit f Person fудостоверение личности документem Personalausweis mудостоверить свою личность sich ausweisen непр.светлая личность ein edler Menschне касаться...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. личностьличность ж Persnlichkeit f c Person f c удостоверение личности документ Personalausweis m a удостоверить свою личность sich ausweisen а светлая личность ein edler Mensch ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. личностьЛИЧНОСТЬ англ. personality от лат. persona маска актера роль положение лицо личность. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека приобретаемое...Большой психологический словарь
  13. личностьж. человекem persona fem personaje mem individuo mem тж. оскорбительнотлая лиuчность persona de viso de arraigoнность лиuчности inviolabilidad de la personaние лиuчност...Большой русско-испанский словарь
  14. личностьf Persnlichkeit f...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  15. личностьсущ. жен. рода жен. рода одуш.о человекеособа...Большой русско-украинский словарь
  16. личностьж. человекem personne f personnage m individu m свобода личности libert f de lindividu светлая личность belle me beau visage роль личности в истории le rle de lindivi...Большой русско-французский словарь
  17. личностьСветлая личность.strong Книжн. Одобр.em Об исключительно положительном прогрессивном человеке. emgt Калька из средневековой латыни. БМС .em Тмная личность.strong Разг. ...Большой словарь русских поговорок
  18. личностьpersonality характерные черты поведения отдельного человека. Личность следовательно выводится из повеял то есть чьято личность считается причиной егоее поведения. Изучен...Большой толковый социологический словарь
  19. личностьангл. personality нем. Personlichkeit. . Отдельный человек как индивидуальность как субъект отношений и сознательной деятельности в процессе крой он создает воспроизводи...Большой толковый социологический словарь II
  20. личностьж. человекem personne f personnage m individu m свобода личности libert f de lindividuсветлая личность belle me beau visageроль личности в истории le rle de lindividu ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  21. личностьчеловек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивидакак члена общества или общности. Понятие лич...Большой энциклопедический словарь II
  22. личностьЛИЧНОСТЬ человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена общества или общности....Большой энциклопедический словарь III
  23. личностьЛИЧНОСТЬ человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена общества или общности....Большой Энциклопедический словарь V
  24. личностьчеловек как активный субъект общественных отношений. Объединяет категории гражданина иностранного гражданина лица без гражданства. см. тж.u физическое лицо. индивид инди...Большой юридический словарь
  25. личностьЛИЧНОСТЬ человек как активный субъект общественных отношений. Объединяет категории гражданина иностранного гражданина лица без гражданства. См. также Физическое лицо....Большой юридический словарь II
  26. личностьдинамическая относительно устойчивая целостная система интеллектуальных социальнокультурных и моральноволевых качеств человека выраженных в индивидуальных особенностях ег...Глобальная экономика. Энциклопедия
  27. личностьPersonality. По Келли термин личность относится к конструктам используемым человеком для прогнозирования будущих событий....Глоссарий к «Теории личности» Л. Хьел
  28. личностьPerson. Динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума определяющая его уникальное поведение и мышление....Глоссарий личности и личностного роста
  29. личностьчеловек обладающий хотя бы самым минимальным и примитивным набором качеств и умений позволяющих ему выживать действовать и быть конкурентоспособным в конкретном социуме и...Глоссарий по политической психологии
  30. личностьчеловек обладающий хотя бы самым минимальным и примитивным набором качеств и умений позволяющих ему выживать действовать и быть конкурентоспособным в конкретном социуме и...Глоссарий по политической психологии II
  31. личностьцелостность социальных свойств человека формирующаяся в процессе включения в систему общественных отношений и проявляющаяся через его индивидуальность субъективность....Глоссарий по социологии
  32. личностьсистема социальных качеств человека формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные а с...Глоссарий по социологии ВГУЭиС
  33. личностьсамообнаружение себя в моменте тождества своей сущности открытой в интуиции изначального самоопределения воли как самоочевидность независимая от момента времени и своих э...Диалектика человеческого бытия
  34. личностьсистемное качество индивида приобретаемое им в ходе культурноисторического развития и обладающее свойствами активности субъектности пристрастности осознанности по А.Н.Лео...Дифференциальная психология
  35. личностьлат.маска роль актера целостный человек в единстве с его индивидуальностью и ответственно выполняемых им социальных функций. Это человек со своими неповторимо выраженными...Евразийская мудрость от А до Я
  36. личностьлицо физиономия.Синонимы индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация мордасово мордасы мордень мордоплясия ...Казачий словарь-справочник
  37. личностьчеловек как носитель какихлибо свойств лицо. Личность есть источник всех общественных отношений. Природа и сущность личности заключаются в следующем вопервых личность не ...Капитал. Энциклопедический словарь
  38. личностьасоба...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  39. личностьобобщенное понятие в той или иной степени включающее в себя основную характеристику построение сознанием моделей отражения и поведения мира и их использованием в мире. И...Краткий критериологический словарь
  40. личностьлат. persona фр. personne нечто бесконечно ценное сверхприродное уникальнонеповторимое в каждом из нас творческиактивное и свободное в каждом человеке. Личность открыта к...Краткий религиозно-философский словарь
  41. личностьчеловек в совокупности его социальнопсихологических качеств формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений....Краткий словарь по социологии
  42. личностьотносительно устойчивая и целостная система социальных качеств характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми ...Краткий социологический словарь
  43. личностьнеповторимое для каждого человека сочетание антропологических психических культурных интеллектуальных социальных черт находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуаци...Краткий терминологический словарь по библиотерапии
  44. личностьquotКАК БЫ AS IF PERSONALITY Тип ШИЗОИДНОГО характера обладатель которого ведет себя так как будто бы у него нормальные эмоциональные реакции на ситуации....Критический словарь психоанализа
  45. личностьЛичность persona homo aetas mea tua spiritus carissimus alicui personalitas низкая и презренная личность vilis abjectaque persona были преданы личностям а не делам принц...Латинский словарь
  46. личностьи ж.em Совокупность свойств присущих данному человеку составляющих его индивидуальность.Не смешивайте этого терпения [Катерины] с тем которое происходит от слабого развит...Малый академический словарь
  47. личность. социальная сторона социальное качество в человеке. . конкретный человек представитель определенной социальной общности нация класс коллектив и т.д. занимающийся определ...Материалы к курсу «Психология личности»
  48. личностьIПонятие личность отражает представление прежде всего о живом конкретном индивиде реальном человеке обладающем сознанием мировоззрением и имеющем определенный социальный ...Медицинская энциклопедия
  49. личностьчеловек как субъект отношений и сознательной деятельности устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена общества....Менеджмент, маркетинг и экономика образования
  50. личностьсоциальное бытие человека в рамках проблематизации и совершенствования норм изнутри. Самоопределение касается и соотносится не фиксированных норм а процесса и формы проце...Методологический словарь для управленцев
  51. личностьсовокупность свойств человека существенных для его взаимодействия с другими людьми и отличающих его от других людей по имеющимся на начало века данным личности смертны на...Мир Лема - словарь и путеводитель
  52. личностькорень ЛИЧ суффикс Н суффикс ОСТЬ нулевое окончаниеОснова слова ЛИЧНОСТЬВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЛИЧ Н ОСТЬ Слово Личность содержит след...Морфемный разбор слова по составу
  53. личностьНачальная форма Личность винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  54. личностьpersonality относительно устойчивая совокупность обществ. эмоциональных и мотивационных хк человека отличная от др. людей. В психологии наиб распространены теории Л. стре...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  55. личность.структурный феномен состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур наиболее существенными из которых являются направленность личности ее убеждения мир...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  56. личностьиндивидуальный человек как субъект общественной жизни общения и деятельности а также своих собственных сил способностей потребностей интересов устремлений и т. д. В Л. сн...Новая философская энциклопедия
  57. личностьЛИЧНОСТЬ персона лат. persona маска роль актера понятие выработанное для отображения социальной природы человека рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни опр...Новейший философский словарь
  58. личностьперсона лат. persona маска роль актера понятие выработанное для отображения социальной природы человека рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни определения ...Новейший философский словарь II
  59. личностьличность ж. а Совокупность свойств присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность отдельное человеческое я. б Образ такого отдельного я воплощенный ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  60. личностьсознательная и свободная индивидуальность. Это определение охватывает сразу три элемента личности уникальность или индивидуальность внутренний мир или сознание и автономн...Новый философский словарь
  61. личностьpersonality уникальный и длительный паттерн внутренних переживаний и внешнего поведения который приводит к постоянным реакциям в различных ситуациях....Общая психология
  62. личностьpersonality в психологии индивидуум с особыми личностными качествами которые отличают его от других людей. Наиболее распространенные среди людей модели поведения иногда о...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  63. личностьОдин из классических заголовков главы в психологии. То есть термин настолько сложный для определения и имеющий настолько широкую область употребления что мудрый автор исп...Оксфордский толковый словарь по психологии
  64. личностьОдин из классических заголовков главы в психологии. То есть термин настолько сложный для определения и имеющий настолько широкую область употребления что мудрый автор исп...Оксфордский толковый словарь по психологии
  65. личностьот лат. persona особа личность. Термин обозначающий человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. В ОРД Л. один из основных о...Оперативно-розыскная энциклопедия
  66. личностьконкретный человек рассматриваемый с точки зрения его социально значимых особенностей. В психологии известны разные определения личности. Для использования в дидактике вы...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  67. личностьличность личность и...Орфографический словарь
  68. личностьu жu Р.u Д.u Пр.u личности мн.u личности Р.u личностей индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация мордасов...Орфографический словарь русского языка
  69. личностьцелостность социальных свойств человека продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений....Основные социологические термины
  70. личностьцентральная категория социокультурных исследований социальной науки в противоречивом единстве с обществом составляет дуальную оппозицию полюса которой находятся в соотнош...Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта
  71. личностьдр.рус. лик лицо устойчивое духовнопсихологическое образование посредством которого человек становится членом общества представителем своего народа и нации производител...Основы духовной культуры
  72. личностьчеловек как представитель общества свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром системой общественных и...Педагогический словарь
  73. личностьчеловек как представитель общества свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром системой общественных и...Педагогический словарь по темам
  74. личностьчеловек как участник историкоэволюционного процесса выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути в ходе которого он преобразует...Педагогический терминологический словарь
  75. личностьсистемное качество приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. В политической мысли ...Политическая психология. Словарь-справочник
  76. личностьличность личности личности личностей личности личностям личность личности личностью личностями личности личностях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  77. личностьОбобщенные особенности индивидуальных социальнопсихологических характеристик человека его мировоззрения психологических и поведенческих особенностей сочетающие в себе как...Полный толковый словарь по неврологии
  78. личностьОрфографическая запись слова личность Ударение в слове личность Деление слова на слоги перенос слова личность Фонетическая транскрипция слова личность [линаст] Характери...Полный фонетический разбор слов
  79. личностьсистема социально обусловленных психологических свойств и качеств человека осознающего свое отношение к окружающему занимающегося определенной деятельностью и обладающего...Прикладные аспекты современной психологии
  80. личностьс точки зрения морали это субъект нравственной деятельности и носитель морального сознания. Л. выступает основным элементом морали т. к. сама мораль возникает из необходи...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  81. личностьчеловек как участник историкоэволюционного процесса выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути в ходе которого им осуществляю...Профессиональное образование
  82. личностьСтойкие модели восприятия отношения мышления об окружающей среде и о себе. ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ это выраженные характеристики личности проявляемые относительно постоянно по вр...Психологические термины и определения DSM-5
  83. личностьЛичность относительно устойчивая система поведения индивида построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности явля...Психологический словарь
  84. личностьЭтимология. Происходит от русск. личина личина соответствует термину persona исходно маска или роль исполнявшаяся актером древнегреческого театра. Категория. Относительн...Психологический словарь II
  85. личностьсовокупность относительно устойчивых поведенческих и когнитивных характеристик черт и предрасположенностей которые индивиду свойственно проявлять в самых разных ситуациях...Психология и культура
  86. личностьpersonality. Характерные для индивидуума представления установки и способы взаимодействия с другими людьми....Психология развития
  87. личностьчеловек как сознательный член общества с индивидуальным складом особенностей характера и интересов темперамента и способностей а также других черт и качеств. Тема Л. явля...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  88. личностьчеловек как личность в отечественной психологии это субъект социальных отношений и сознательной деятельности носитель психосоциальных свойств человека системное качест...Психология человека от рождения до смерти
  89. личностьчеловек как индивидуальность характеризующаяся комплексом мировоззренческих психологических и поведенческих устойчивых признаков которые формируются под воздействием конк...Психомоторика словарь-справочник
  90. личностьВ Оккультизме подразделяющем человека на семь принципов рассматривая его в трех аспектах божественного мыслящего или разумного и животного человека низшая четверка или ...Религиозные термины
  91. личностьлицо особа особа людина. [Гармончно розвинута особа людська фр.]. ность человека а особа людини б индивидуальность людська особистсть тости. Неприкосновенность ти недот...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  92. личностьА это что за личностьhА це що за особа людина нодem а це що за один за однаВидная личность.hВидатна визначна особа.Подозрительная тмная личность.hНепевна темна особа люди...Російсько-український словник сталих виразів
  93. личностьчеловек как участник ист.эволюц. процесса. В обществ. науках личность не рассматривается также как особое качество человека приобретаемое им в ансамбле обществ. отношений...Российская педагогическая энциклопедия
  94. личностьличность иСинонимы индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация мордасово мордасы мордень мордоплясия мордоф...Русский орфографический словарь
  95. личностьЖ . xsiyyt . sima . adam xs подозрительная личность bhli adam....Русско-азербайджанский словарь
  96. личностьж. психиатр.em personality агрессивная личность акцентуированная личность асоциальная личность инфантильная личность компульсивная личность параноидная личность пат...Русско-английский медицинский словарь
  97. личностьж.представляющий собой слабо выраженную личность subpersonal как будто личность авторитарная личность агрессивная личность альтернирующая личность ананкастическая личнос...Русско-английский психологический словарь
  98. личностьличность ж.i. индивидуальностьi personality неприкосновенность личности personal immunity свобода личности personal freedom . человекi person удостоверять личность кого...Русско-английский словарь
  99. личностьличность ж. . индивидуальность personality в сочетании с определением person character загадочная личность mysterious person . индивидуум individual роль личности в исто...Русско-английский словарь II
  100. личностьf.person individuality personalityСинонимы индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация мордасово мордасы мо...Русско-английский словарь математических терминов
  101. личностьfigure identity individual persona personality skate...Русско-английский словарь политической терминологии
  102. личностьindividuality person personality собственная личностьСинонимы индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация м...Русско-английский технический словарь
  103. личностьfigure identify individuality personality spirit...Русско-английский экономический словарь
  104. личностьсущ. individual person индивидуальностьem personality идентичность тождественностьem identityпереходить на личности to become personalустановить подлинную личность кого...Русско-английский юридический словарь
  105. личностьN...Русско-армянский словарь
  106. личностьАсоба выдающаяся личность выдатная асоба удостоверить личность пасведчыць асобу тмная личность цмная асоба неприкосновенность личности недатыкальнасць асобы что это з...Русско-белорусский словарь
  107. личностьi асоба жен.iвыдающаяся личность выдатная асобаудостоверить личность пасведчыць асобутмная личность цмная асобанеприкосновенность личности недатыкальнасць асобычто эт...Русско-белорусский словарь II
  108. личностьвыдающаяся alak vminek a nagy alakja открыть инкогнито kilt felfedni kiltt подозрительная egzisztencia ktes \личность человек szemly egynisg szemlyisg лицоem szemlyis...Русско-венгерский словарь
  109. личностьличность ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  110. личностьСинонимы индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация мордасово мордасы мордень мордоплясия мордофиля мордул...Русско-ивритский словарь
  111. личностьidentidad personera...Русско-испанский юридический словарь
  112. личностьpersonalit...Русско-итальянский медицинский словарь
  113. личностьidentit persona personalit...Русско-итальянский юридический словарь
  114. личность.кс.жеке адам жеке тла светлая личность жарын адам удостоверить личность жеке басын куландыру неприкосновенность личности адамны жеке басына ешкмн тимеуне касаться личнос...Русско-казахский словарь
  115. личностьтла адам кс жеке бас...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  116. личностьжеке тла...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  117. личностьтла...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  118. личностьтла...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  119. личностьж. личность киши адам свобода личности личность эркиндиги удостоверить личность ким экендигин кблндр не касаться личностей личностуга тийб неприкосновенность личности лич...Русско-киргизский словарь
  120. личностьиндивидуумem grn rnshnроль личности в истории удостоверение личности установить личность коголибо . индивидуальностьem gxng rng человекem rnзагадочная личность п...Русско-китайский словарь
  121. личностьasmenyb mogysta...Русско-литовский словарь
  122. личностьж. Persnlichkeit f Person f развитие личности Persnlichkeitsentwicklung f яркая личность hervorragende Persnlichkeit....Русско-немецкий словарь
  123. личностьPersnlichkeit...Русско-немецкий экономический словарь
  124. личностьPerson Personalitt Persnlichkeit...Русско-немецкий юридический словарь
  125. личностьPersoonlijkheid...Русско-нидерландский словарь
  126. личностьличностьж выдающаяся культ ости ....Русско-новогреческий словарь
  127. личностьperson personlighet индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация мордасово мордасы мордень мордоплясия мордо...Русско-норвежский словарь
  128. личность...Русско-персидский словарь
  129. личностьжpersonalidade fu individualidade fu pessoa fu отдельный человекem indivduo personalidade fu прстu лицоem cara fu fisionomia f видная личность удостоверение личности неп...Русско-португальский словарь
  130. личностьЛичностьbinadamu nafsi shaksia...Русско-суахили словарь
  131. личностьличность шахсият шахс одам кас...Русско-таджикский словарь
  132. личностьж шхес кеше неприкосновенность личности шхесне кагылгысызлыгы удостоверение личности шхес таныклыгы установить л. кого кемне кемлеген билгел прошу без личностей! шхесг к...Русско-татарский словарь
  133. личностьkiilik kiilik kiiяркая личность parlak bir kiilik sahibiисторическая личность tarihsel kii simaкакието неизвестные личности baz mehul kimseler heriflerсвободное раз...Русско-турецкий словарь
  134. личностьshaxs shaxsiyat...Русско-узбекский словарь Михайлина
  135. личностьf личныйщаяся лиuчность etev henkil...Русско-финский словарь
  136. личностьпсих. personnalit personne...Русско-французский медицинский словарь
  137. личностьexistence individualita individuum osoba osobnost postava...Русско-чешский словарь
  138. личностьidentitet.strong identitet faststlla en persons identitetустановить чьюл. личностьpr_sonlighet.strong personlighet en unik personlighetуникальная личность...Русско-шведский словарь
  139. личностьPersonlighet person identitet gestalt...Русско-шведский словарь II
  140. личностьIsiksus...Русско-эстонский словарь
  141. личностьБытовая фикция условная модель интегрированных потенций псевдообъективного человека. В представлениях о Л. проявляется желание иметь контрпсихейную проясненность острукту...Сверхкраткий философский словарь
  142. личностьот лат. persona personalitas человек как индивидуальность как субъект сознательной социально значимой деятельности одно из основных понятий социологии. [Социологическая ...Сводный словарь по политологии
  143. личностьв широком смысле слова это человек с момента его рождения. В более узком смысле личность это человек как представитель общества ответственно и свободно определяющий свою...Словарик координатора детского движения
  144. личностьчеловек как субъект отношений и сознательной деятельности обычно ярко самобытный необычный талантливый....Словарь исторических терминов
  145. личностьEgoism or SelfPersonality Второе из пяти клеша источников страданий....Словарь йоги
  146. личностьчеловек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида формирующееся в совместной...Словарь конфликтолога
  147. личностьличность должна пониматься не как законченная форма но как постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой. . термин означающий единство и ...Словарь Л. С. Выготского
  148. личностьличность человек как индивидуальность характеризующаяся комплексом мировоззренческих психологических и поведенческих устойчивых признаков которые формируются под воздейс...Словарь медицинских терминов
  149. личностьPerson Personlichkeit аспекты или ипостаси души обитающей в действительном мире для развивающейся личности существенным является отделение от коллективных ценностей в ча...Словарь по аналитической психологии
  150. личностьчеловек обладающий устойчивой Системой социально значимых черт обусловленных существующей системой общественных отношений культурой и биологическими особенностями индивид...Словарь по конфликтологии
  151. личностьчеловек обладающий устойчивой Системой социально значимых черт обусловленных существующей системой общественных отношений культурой и биологическими особенностями индивид...Словарь по конфликтологии II
  152. личностьчеловек как типичный представитель сформировавшего его общества. человек как субъект отношений и сознательной деятельности устойчивая система социально значимых черт ха...Словарь по педагогической психологии
  153. личностьиндивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида формирующееся в совм...Словарь по профориентации и психологической поддержке
  154. личностьморальная субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной Л. когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям обва осознает их содержани...Словарь по этике
  155. личностьличность см. человек...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  156. личностьЛИuЧНОСТЬstrong и ж.Лицо.Личность опухла.Перейти на личностиstrong от криков перейти к драке.Синонимы индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал м...Словарь русского арго
  157. личностьЛИЧНОСТЬ и ж.i.То что относится к одному конкретному лицуi составляет его главные черты качества.Да развfont ето обида когда имfontют в виду поклонников порока берут кис...Словарь русского языка XVIII в
  158. личностьвыдающаяся личность крупная личностьСинонимы индивид индивидуальность индивидуум интимность кадр лицо маргинал маргинальная личность морда мордализация мордасово мордасы ...Словарь русской идиоматики
  159. личностьличностьСм. человек....Словарь синонимов II
  160. личностьличность См. человек. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. личность особа лицо персона фигура субъект натура...Словарь синонимов II
  161. личностьличность особа лицо персона фигура субъект натура деятель человек моська мурло мордоплясия рожа мордофиля мордасы фотография индивидуальность физиономия харя субчик облич...Словарь синонимов
  162. личностьотчетливые постоянные образцы действия мышления и чувствования индивида. Ведутся споры о степени постоянства и способах описания человеческой личности. С одной стороны не...Словарь справочник по социальной работе
  163. личностьфеномен общественного развития конкретный человек обладающий сознанием и самосознанием....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  164. личностьЧеловек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социальнозначимых черт характеризующая индивида как члена общества или общности. Понятие лич...Словарь терминов по правам человека
  165. личностьпсихологическое понятие обозначающее наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека от которых зависят его поступки и поведение в обществе....Словарь терминов по психологическому консультированию
  166. личностьличность О человеке как носителе какихлибо свойств качеств. При положительной оценке. Авторитетная благородная выдающаяся героическая исключительная историческая колоритн...Словарь эпитетов III
  167. личностьО человеке как носителе какихлибо свойств качеств.При положительной оценке.Авторитетная благородная выдающаяся героическая исключительная историческая колоритная независи...Словарь эпитетов II
  168. личностьЛИЧНОСТЬ. О человеке как носителе какихлибо свойств качеств. При положительной оценке. Авторитетная благородная выдающаяся героическая исключительная историческая колорит...Словарь эпитетов
  169. личностьЛИЧНОСТЬ человек как активный субъект общественных отношений. Объединяет категории гражданина иностранного гражданина лица без гражданства. См. также Физическое лицо.Син...Словарь юридических терминов
  170. личностьh личностьbig сущ.жен.неод.i ед.им. а после когда вмешивается личность наших затронули предается анафемеПс. оскорблена и личность самого императора а у нас честь госуда...Словарь языка Грибоедова
  171. личностьконкретный человек представитель определенного общества общности коллектива занимающийся какимлибо видом деятельности осознающий свое отношение к окружающему и имеющий св...Словарь-справочник по философии
  172. личностьобщежитейский и науч. термин обозначающий человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности лицо в широком смысле слова или устойчивую систему социальнозн...Советский философский словарь
  173. личностьЛИЧНОСТЬ человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена общества или общности....Современная энциклопедия
  174. личностьчеловек как носитель социально значимых черт характеризующих его как члена общества в психологии системное качество приобретаемое индивидом в предметной деятельности и о...Современный образовательный процесс
  175. личностьЛИЧНОСТЬ человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена общества или общности....Современный энциклопедический словарь
  176. личностьPerson черты или характеристики которые человек вносит в социальную ситуацию....Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!
  177. личностьот лат. percona персона человек как индивидуальность субъект сознательной социально значимой деятельности. Исследования этого понятия велись с древности однако можно сч...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  178. личностьустойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида продукт общественного развития социализации и включения людей в систему социальных отношений посредств...Социология права. Словарь специальных терминов
  179. личностьконкретное выражение сущности человека определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Главное в...Социология. Словарь
  180. личностьустойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида продукт общественного развития социализации и включения людей в систему социальных отношений посредств...Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  181. личностьиндивидуальная совокупность биологических социальных и нравственных качеств человека являющихся результатом его развития и самоутверждения. Индивидуальность дана человеку...Сравнительная политология в терминах и понятиях
  182. личностьчеловек как представитель общества свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром системой общественных и...Творчество. Краткий педагогический словарь
  183. личностьот лат. персона термин обобщающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально обус...Тематический философский словарь
  184. личностьчеловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами интеллектуальными эмоциональными волевыми. В психологии личность каждый отдельный челов...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  185. личностьинтегральное понятие определяющее человека как объекта и субъекта биосоциальной программы и характеризующее его человека через общечеловеческие социальноспецифические и и...Терминологический ювенологический словарь
  186. личностьиндивид как субъект социальных отношений система социально значимых качеств человека продукт социализации. Личность характеризуется активностью устойчивой системой поведе...Термины по криминологии
  187. личностьиноск.em личная обида намек на известное лицоem Ср.em Достаточно сказать только что есть в одном городе глупый человек это уже личностьem вдруг выскочит господин почт...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  188. личностьЛичностьstrong иноск.em личная обида намекъ на извстное лицоem. Ср.em Достаточно сказать только что есть въ одномъ город глупый человкъ это уже личностьem вдругъ выскоч...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  189. личностьличность сущ.em ж.em употр. часто Морфология нет когочего личностиstrong комучему личностиstrong вижу когочто личностьstrong кемчем личностьюstrong о комчм о личностиstro...Толковый словарь Дмитриева
  190. личностьЛИЧНОСТЬ и ж. . Человек как носитель какихн. свойств лицо в знач. Неприкосновенность свобода личности. Светлая л. Роль личности вистории. Установить чьюн. л. узнать что з...Толковый словарь Ожегова
  191. личностьУстойчивый комплекс социально значимых черт присущих индивиду и общественно обусловленных. Л. это человек в целом ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусл...Толковый словарь психиатрических терминов II
  192. личностьУстойчивый комплекс социально значимых черт присущих индивиду и общественно обусловленных. Л. это человек в целом ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусл...Толковый словарь психиатрических терминов
  193. личностьЛИЧНОСТЬ личности ж. . только ед. Отдельное человеческое я человеческая индивидуальность как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Гражданам С...Толковый словарь русского языка II
  194. личностьличность личность и ж. Человек как носитель какихн. свойств лицо в знач. Неприкосновенность свобода личности. Светлая л. Роль личности в истории. Установить чьюн. л. узн...Толковый словарь русского языка II
  195. личностьЛИЧНОСТЬ и ж. . Человек как носитель какихнибудь свойств лицо в значение. Неприкосновенность свобода личности. Светлая личность Роль личности в истории. Установить чьюни...Толковый словарь русского языка
  196. личностьасоба...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  197. личностьУдарение в слове личностьУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове личность...Ударение и правописание
  198. личностьRzeczownik личность f osobowo f indywiduum n...Универсальный русско-польский словарь
  199. личностьпрежде всего сознательная и свободная индивидуальность. Эти отличительные признаки охватывают по меньшей мере сразу три элемента в структуре личности ауникальность челове...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  200. личностьинтегральная характеристика человека выражающаяся в наличии своего индивидуального неповторимого психологического лица жизненной позиции способности влиять на других люде...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  201. личностьчеловек сформировавший себя как относительно замкнутую и развитую систему по отношению к окружающему его миру. Личность ищет и имеет основания своего поведения и соответс...Философия науки
  202. личностьD Personlichkeit Е Personality F Personalite Esр. Personalidad. Личность есть совокупность индивидуальных особенностей и социальных функций человека. В широком смысле сло...Философия, практическое руководство
  203. личностьотдельный человек характеризуемый со стороны его целостности осознанноволевых проявлений. Первоначально слово личность лат. persona означало маску роль исполнявшуюся акте...Философия. Словарь по обществознанию
  204. личностьЛИЧНОСТЬ общежитейский и науч.em термин обозначающий человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности лицо в широком смысле словаem или устойчивую систем...Философская энциклопедия
  205. личностьчеловеч. индивид как продукт обществ. развития субъект труда общения и познания детерминированный конкретноисторич. условиями жизни общества. Личность в философии и социо...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  206. личностьБытовая фикция условная модель интегрированных потенций псевдообъективного человека. В представлениях о Л. проявляется желание иметь контрпсихейную проясненность острукту...Философский словарь
  207. личностьчеловеческий индивид в аспекте его социальных качеств формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. .Сущность особой личнос...Философский энциклопедический словарь
  208. личностьличность личности личности личностей личности личностям личность личности личностью личностями личности личностях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зали...Формы слова
  209. личностьиндивид обладающий целостной человеческой индивидуальностью. Личность это система устойчивых социально значимых черт. В своем первоначальном значении термин личность обоз...Человек и общество
  210. личностьсущность человека как индивида со специфическим отличным от других людей сознанием и самосознанием. Личность представляет собой совокупность полученных от рождения особен...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  211. личностьчеловек обладающий комплексом прав свобод и обязанностей которые придают ему независимый признанный и защищенный обществом статус особое автономное положение в обществе. ...Экономика и право
  212. личностьСтильно Стиль Стило Сочить Соч Сон Соль Слот Слон Слить Слитно Сито Сион Синь Синтол Синто Син Сильно Силон Сило Очин Ось Ость Остин Ост Олин Нто Ночь Нотис Ность Нос Нол...Электронный словарь анаграмм русского языка
  213. личностьЛичность философ. внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности как обладающего разумом волей и своеобразным характером при единстве самосознания. Т...Энциклопедический словарь
  214. личностьЛИЧНОСТЬ человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт характеризующих индивида как члена общества или общности...Энциклопедический словарь естествознания
  215. личностьв правовом смысле человек как физическое лицо. Кроме того употребляется и в более широком смысле объединяя в единое целое категории человек и гражданин см. также Граждани...Энциклопедический словарь конституционного права
  216. личностьфилософ. внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности как обладающего разумом волей и своеобразным характером при единстве самосознания. Так как ра...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  217. личностьчеловек обладающий комплексом прав свобод и обязанностей которые придают ему независимый признанный и защищенный обществом статус особое автономное положение в обществе. ...Энциклопедический словарь экономики и права
  218. личностьЛичность от лат.em persona маска роль актера термин обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего опреде...Энциклопедия культурологии
  219. личностьангл. personality нем. Personlichkeit. . Отдельный человек как индивидуальность как субъект отношений и сознательной деятельности в процессе крой он создает воспроизводит...Энциклопедия социологии
  220. личностьконкретный человек с точки зрения его культуры особенностей характера системное качество приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении характеризующее его с...Энциклопедия трезвого образа жизни
  221. личностьсоциальная сторона социальное качество в человеке конкретный человек представитель определенных социальных общностей нация класс коллектив и др. занимающийся определенным...Этнопсихологический словарь
  222. личностьиндивид как субъект социальных отношений индивид становится личностью только при освоении социальных функций овладевая основополагающими базовыми ценностями....Юридическая психология