Словарь средневековой культуры

БИБЛИЯ

Традиционное общество может обойтись без письменной культуры, но общества средневекового Запада решили для себя этот вопрос иначе. Причиной является то, что они были наследниками греко-римского мира, так много давшего истории письменности, и, может быть, в большей степени - выбор, сделанный королевствами средневековой Европы в пользу христианства. Вместе со св. Писанием христиан они принимали идею превосходства написанного, гарантии против забвения. Однако культуры раннего средневековья предпочитали устное слово в актах повседневной жизни, например, влитургии, основанной на текстах, тщательно кодифицированных и многократно повторяемых. Нет ли здесь противоречия? Каким образом магия письма может действовать в мире, отдающем еще столь явное предпочтение устному? Как письменное слово проходит через испытания диглоссией и многоязычием? Таковы основные проблемы, показывающие, что история Б.и - это не только история ее восприятия, ее чтения и ее читателей, это даже не история ее назначения и ее использования, но также это история проникновения ее духа и содержания в социальный мир. Историк средневековых культур увидит здесь в первую очередь тайну символической власти тех, кто ею обладает. В самом деле, эта книга вдохновила, без сомнения, лучшую часть интеллектуальных творений средневековья. Однако этот факт тщательно обходился стороной или замалчивался историками, старавшимися избегать религиозных тем и оставляющими вопрос на суд богословов, которых мало заботит история обществ прошлого. К счастью, прекрасные исторические труды последних двадцати лет изменили ситуацию. В нашем изложении мы не коснемся вопросов истории еврейских общин: читатели Торы с самого конца античности сталкиваются с определенными проблемами, связанными с талмудическими традициями, но в их общинах в XI—XII вв. происходит процесс обновления благодаря обширной литературе в форме вопросов и ответов, которая еще в недостаточной мере сопоставлена с христианскими сборниками сентенций. Нас будут интересовать л ишь феномены, имеющие отношение к римско-латинскому христианству: история Б.и в византийском обществе ставит перед историком проблемы иного порядка, одной из которых является тот факт, что греческий язык доминировал в Византии, в то время как обстановку на Западе можно сравнить с пресловутым Вавилонским столпотворением.
Книга
Б.я - прежде всего материальный предмет, книга, адресованная всем и каждому, своего рода учебник, присутствующий повсюду, в библиотеках церквей,монастырей,религиозных братств и даже у частных лиц, особенно клириков, но не только у них; горожанам, знати и даже крестьянам, с распространением грамотности в позднее средневековье, она была также доступна.Приблизительно в III в. появляется книга в форме кодекса, заменившая свиток, книга, чьи страницы удобно перелистывать, положив ее перед собой. Само ее появление можно в какой-то степени связать с необходимостью для христиан тщательно изучать Б.ю и свободно в ней ориентироваться. Переход от свитка к книге не разрешил, однако, всех проблем. Б.я евреев еще более увеличилась в объеме за счет Нового Завета, даже если последний был значительно меньше Торы. Б.я остается весьма массивным изданием, состоящим из двух и более томов. Масштабное миссионерское движение VI—VII вв.Миссия)потребовало большого количества книг для новых церквей. В Италии копирование священных текстов наиболее распространенным вто время крупным унциальным и полуунциальным письмом было поставлено на поток. Так появились огромные многотомные «пандекты», о которых пишет Кассиодор. Изобретение в стране франков (при Карле Великом и по инициативе его ближайших советников) каролингского минускула облегчило копирование, сделав его относительно быстрым, и особенно хождение и распространение книг. Каролингский шрифт был значительно удобнее, чем бывшие до него, - именно по этой причине его использовали изобретатели книгопечатания, — но он не привнес особых изменений в реальную репрезентацию текстов. Отсутствовала тенденция к уменьшению формата. В XI и XII вв., период самого широкого распространения латинского христианства, который был одновременно периодом церковных реформ, а следовательно, и увеличения спроса, изготовлялись огромные Б.и, так называемые «гиганты». По правде говоря, идея карманной Б.и появляется только в 30-е гг. XIII в. в Парижскомуниверситетеи не покидает его стен. С возникновением книгопечатания ареал распространения Б.и увеличился, но причиной того является скорее увеличение скорости копирования и уменьшение стоимости, а не большее, по сравнению с рукописью, удобство использования. Формат Б.й не является критерием для оценки динамики их популярности. Более красноречивы отметки, сделанные в книге ее владельцем.
Именно с IX в. появляется все больше и больше Б.й с пометками, облегчающимичтениеи толкование. С конца античности «издатели» и «книготорговцы» снабдили оба Завета и все входящие в них книги прологами и добавили к Новому Завету «таблицу канонов». Авторы прологов, будь то св. Иероним или откровенные противники церковного учения, пожелавшие остаться неизвестными, имели целью представить читателю намерения священного писателя, план произведения и его значение в церковной жизни. «Таблица канонов» следовала модели Евсевия Кесарийского, желавшего показать со всей ясностью соответствия в текстах четырех Евангелий. Мы имеем право сомневаться в конкретной пользе этих прологов для тогдашних читателей и толкователей Б.и. Устаревшие прологи, «таблицы канонов» и «толковники еврейских слов» продолжают публиковаться до 1230 г., хотя они уже давно не отвечают запросам учителей и учеников. В своих собственных сочинениях те же комментаторы Б.и начинают помещать более современные прологи и вводят разделение на главы, отличное от традиционного. В первой трети XIII в. окончательно установилась последовательность частей Б.и, утверждается система современного разделения на главы (Стефан Ленгтон, ок. 1200 г.), различные «индексы», которыми пользуются учителя и проповедники, кому вменяется в обязанность в своихпроповедяхкомментировать отрывок Писания, соответствующий литургическому дню. Сюда же можно отнести различные «Суммы», переписываемые проповедниками королевства Капетингов, которым было необходимо вести интеллектуальную борьбу с еретиками Юга. Еще одно знаменательное хронологическое совпадение - между 1235 и 1280 гг. ученые предпринимают попытки привести библейские тексты к единому образцу. В раннее средневековье одновременно сосуществуют весьма далекие друг от друга версии Б.и. Первая попытка унификации имела место в период реформ Карла Великого (исправления Ал куиномтурских Б.й и в большей мере филологическая сверка Теодульфом Орлеанским вестготских Б.й). Во второй трети XIII в. речь уже идет об установлении единой нормы в масштабах латинской Европы. Распространяется более точный, в какой-то степени пересмотренный текст, т. н. «парижский» (по предполагаемому месту редакции). Это событие отвечает требованиям науки того времени. Доминиканцы из монастыря св. Иакова публикуют «корректорий» (список текстовых вариантов) и первый список «вербальных» соответствий, заменивший предметные «индексы». Все это указывает на особую роль Б.и, которая становится памятником.
Памятник и ориентир
Св. Писание является «законом» христиан, кодексом жизни и неприкасаемой священной нормой. Над святой книгой произносятся клятвы, даются обеты, многие, особенно монахи, постоянно имеют при себе отдельные книги священных текстов, как св. Бонифаций во время своих миссионерских путешествий. До 1000 г. в обход церковных запретов новопоставленные прелаты используют Б.ю как гороскоп, отыскивая в ней указания относительно своего правления (sortes apostolorum); так поступают архиепископы Сансские в IX и X вв. В некоторых местностях дорогие Б.и — щит искупления и знак избранных - воины носят в бой.
Со временем собрание библейских текстов стало на Западе фундаментальным ориентиром, выходящим за рамки своей первоначальной роли аутентичного свидетельства. Ветхий и Новый Заветы получили определенное преломление в средневековомправе.Это в большей степени касается Британских островов, чем «варварского» континента. Пожалуй, только ирландские клирики VII и VIII вв. по-настоящему мечтали слить воедино свод законов своей страны и Б.ю. Средневековые общества воспротивились подобному экстремизму. Закон Христов так и не стал основным первоисточником даже церковного права. Несмотря ни на что, существуют ревнители, желающие, чтобы Б.я воспринималась всеми как истина в последней инстанции и образец для социального подражания.
Пришло время, когда некоторые перестали в этом сомневаться. С нач. IX в. Писание перестало быть уделом тех, кто был старательно обучен искусству экзегезы в соборных и монастырскихшколах.К 1015-1030 гг. считающиеся невежественными слои населения требуют Писание в свои руки. В итальянском Монтефорте, в Перигоре и в Аквитании, в Шампани и Фландрии они ссылаются на букву Нового Завета и «евангельские добродетели». На пороге XI столетия Леотар, целомудрия ради, изгоняет свою жену, а в Лионе Вальдес проповедует бедность. Они не одиноки в своих чаяниях; по некоторым сведениям, в чем-то сходное движение имеет место в некоторых еврейских общинах земель франков и, возможно, долины Рейна, где происходит возвращение к Торе, буквальному толкованию Писания и религиозному фундаментализму. Нач. XI в. является отправным моментом в истории движений религиозного протеста, легко сочетавшегося с чаяньями лучшей жизни. Историки должны относиться к анализу подобных фактов с осторожностью, избегая устаревших формулировок. Невозможно полностью отрицать связь ересей с другими феноменами культуры того времени. Нельзя ли объяснить подобные явления, как это блестяще делает Б.Сток, быстрым распространением, особенно в Англии, во Фландрии и на севере Аквитании, текстов на народных языках? Ибо, исключая некоторые регионы, находящиеся под византийским влиянием, жители Запада имели доступ к Б.и только на латинском языке. Уже насоборахIX в. (Турском, 813 г., Майнцском, 847 г.) признавалось, что священные книги и литургические формулы не могут быть поняты, если они не комментируются на романском или германском наречиях. Не стала ли диглоссия образованных кругов общества более явной? Не стала ли от этого Б.я более «интеллектуальной?» Не является ли это признаком общей реинтерпретации форм социального существования на основе некой нормы, которая фиксируется на письме или уже зафиксирована? И король, и князья Аквитании и Блуа начинают прибегать к признанным толкователям социальных норм, которые, подобно епископу Фульберту Шартрскому (960—1028), выносят свои решения в форме посланий и включают их в сборники своих собственных сочинений.
Экзегетика
Диглоссия служителей церкви привела к тому, что они стали одновременно и специалистами в священном языке, и ответственными за пастырское окормление; им пришлось продолжить дело, начало которому положили Иероним (ок. 340-420), Августин (354-430), Григорий Великий (ок. 540-604) и Исидор Севильский (570-636). Пробуждение в IX в. средневековой экзегезы Б.и отвечает педагогическим целям: она лежит в основе искусства проповеди и призвана формировать дух и интеллект тех, чей голос будет звучать в монастырях, соборах иприходах,она оживляет культуру и пренебрегает границами. С IX по XII вв. ее важнейшими центрами являются периферийные, хотя крупные и связанные с властью города и монастыри, в особенности Осер, Лан, Реймс, Райхенау, Фульда, Регенсбург и Верона. У истоков стояли представители нового каролингскогомонашестваВалафрид Страбон (ум. 849), Эймон Осерский (ум. ок. 855) и его ученик Эйрик (ум. ок. 876), Рабан Мавр (ок. 780-856). В кон. XI - нач. XII вв. широкий отклик получают сочинения Бруно Кельнского (ум. ок. 1100) и особенно Ансельма Ланского (ум. ок. 1117). Буква св. Писания, которую при Каролингах отождествляют с историей, ведет к пониманию духовного. Новая наука завоевывает города, учителя соборныхшколсближаются с власть предержащими, обещая стать в будущем частью социальной элиты. Параллельно развивается монастырская экзегетика — немецкие бенедиктинцы Руперт Дейцский (ок. 1070— 1129/1130); Хильдегарда Бингенская (1098-1179) и французские цистерцианцы (Бернар Клервоский, 1091-1153) являются ее самыми яркими светилами. Желая продолжить традиции отцов церкви, они отказываются от формы комментария, предпочитая ему проповедь на библейский текст, отдавая явное предпочтение Песни Песней.
Реакция церкви на очередной пароксизм религиозныхдвижений, затрагивающая и право и экзегетику, не заставляет себя ждать — Кодекс Грациана и т.н. Glossa ordinaria (представляющая текст Б.и с комментарием на полях и между строк) появляются почти одновременно. Последний свод, явно ланского происхождения, в своей окончательной редакции оформился в Париже не ранее 1210-1220 гг. Нельзя не удивиться совпадению времени работы болонских толкователей права и парижских толкователей Б.и, явно озабоченных не столько фиксацией норм, сколько приведением их в соответствие с изменившимися политическими реалиями XII в.
Париж играет в этом движении ведущую роль. Сен-Викторская школа пытается осмыслить мир и общество сквозь призму Б.и. Ей покровительствует Людовик VI, и она восприняла Glossa ordinaria как свое законное наследство. Ее лидерами являются Гуго (1094-1141), Ришар (ум. 1173) и Андрей (ум. 1175). Их работа была продолжена Петром Ломбардским (ум. 1160), автором глосс на Псалмы и послания апостола Павла, затем Петром Коместором (ок. 1110-1179) и Петром Кантором (ум. 1197), а позже в Парижском университете. Именно здесь были окончательно выработаны такие фундаментальные правила интерпретации библейских текстов, как «типологии» Ветхого и Нового Заветов, теория о «четырех смыслах» Писания, историческом, аллегорическом (или мистическом), тропологическом и анагогическом, и др. Сама мысль комментировать Б.ю полностью в течение лет учебы родилась в Парижской соборной школе. Руководители этой удивительной школы сводят сентенции и комментарии в систематические сборники; таким образом, их труды стали началом первых богословских «Сумм». «Аврора» Петра Риги, каноника из Реймса, есть результат прямого влияния этих парижских текстов, вроде «Схоластической истории» Петра Коместора. Мы видим подобную же попытку в Historiae sacrae gesta ab origine mundi таинственного Леонина, парижского магистра времен Филиппа Августа.
В пору бурного развития университетских дисциплин в XIII—XVI вв. экзегетика, преподаваемая на богословских факультетах, расцветает во всех университетах, особенно в Париже, который сохраняет главенство в этом цветнике знания. На экзегетику обращают меньше внимания среди доминиканцев (Гуго Сен-Шерский (ум. 1263); Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274), который впервые после богословов IX в. обращается к текстам восточных отцов церкви; Роберт из Холкота) и францисканцев (Уильям из Мидлтауна, Николай Лирский (ум. 1349)), которыми комментируются только несколько избранных книг Б.и. Доминиканцы, в 1308 г. желавшие создать специализированные центры для изучения Б.и, отказались от этой мысли в 1312 г. - настолько был велик престиж умозрительного богословия. Даже если связь экзегезы с проповедью не прерывается, из проповеди уходят ученые изыскания экзегетики; проповедь принимает форму логически выстроенного морального назидания. После 1340 г. экзегетика приходит в упадок; она живет только вгородах,где проповедь собирает больше внимательных слушателей.
Библия для всех?
Закономерен вопрос, действительно ли к Б.и обращаются многие? Действительно ли ею пользуются так часто? Для монастырей это утверждение справедливо, поскольку монастырские уставы начиная с XI в. предписывают чтение Б.и в течение всего литургического года. В соборных школах с XI в. и в университетах, позаимствовавших эту практику в XIII в., Б.ю читают и комментируют. Но можно ли сказать то же самое о соборных канониках и приходских священниках, городских и сельских, о членах религиозных братств и простых верующих? Нет никакой уверенности в том, что до XII в. во всех приходских церквях имелся полный текст Б.и. Что уж говорить о мирянах, которые, по всей вероятности, стали обзаводиться им лишь с появлением карманных изданий. Как и настоятели приходов, они имели в своем распоряжении лишь отдельные книги из св. Писания. Это в первую очередь псалтыри, евангелиарии (например, «Евангелиарий Генриха Льва», ок. 1170 г.), книги, предназначенные прежде всего для литургических нужд, следовавшие традиции сборников молитв для верующих каролингской эпохи, и иногда Новый Завет.
В наше время уже не принимается на веру «черная легенда» об инквизиции, одержимой желанием преградить всякий доступ мирянам к Б.и из страха перед ее не подконтрольным церкви прочтением. Тем не менее, начиная с папы Александра III, деятели церкви требуют, чтобы Б.ю не читали sine glossa, без авторитетных разъяснений - точно так же, как сборники правовых актов, не сопровождаемые глоссами.
Золотой век средневековой экзегетики приходится на XI столетие. Но не следует забывать, что эта ученая экзегетика часто использует и апокрифические евангелия о детстве Христа (равно как и предания о Моисее). Оппозиция между Б.ей ученых и Б.ей народной — не более чем фантазия постромантизма, не подтверждаемая данными анализа средневековых текстов и произведений изобразительного искусства. Латынь оставалась достоянием клира. Это видно из произведений, складывавшихся вокруг Б.и на древневерхненемецком и древнеанглийском языках, а именно первых глоссариев («Саманунга» из Санкт-Эммерама на древневерхненемецком), латинско-древневерхненемецкой Евангельской гармонии Татиана и трудов Эльфрика, предназначенных для пастырей и проповедников. Бурный расцвет переводов-адаптаций Б.и на местные языки, в частности романские, во второй половине XI в. находится в зависимости от вкусов и религиозных привычек аристократии. До 60-х гг. XIV столетия высшие классы соблюдают общепринятое правило чтения Б.и с глоссами. В Париже XII-XIII вв., в Вестминстере XIII в. и в Праге XIV в. для мирян специально переписываются лучшие труды по библеистике. Но лишь во второй половине XIV в. монархи Карл V Французский и Вацлав Богемский, а также реформаторы, подобные Джону Уиклифу, осмеливаются настаивать на необходимости полного и точного перевода. А тем временем «инакомыслящие» уже принялись за работу (боснийские Евангелия Хваля и вскоре вслед за тем переводы гуситов). Библейские сцены часто изображаются в церквях и вдомахзажиточных людей в настенных росписях, скульптуре и витражах. Из «Библейских надписей» поэта Пруденция (348 - после 405) известно, что сценами из Ветхого и Нового Заветов украшались стены раннехристианских церквей. На протяжении всего средневековья удерживается традиция пространственного противопоставления ветхозаветных сцен (на северной стене храма) и земной жизни и страстей Христовых (на южной); действие развивается спиралеобразно вдоль нефа, сверху вниз в несколько рядов. В больших витражах, во французских Bibles moralisées и немецких Bibliae pauperum авторы иконографических программ развивали параллели между текстами Ветхого и Нового Завета, одновременно усматривая в них зеркало всемирной истории. Заказчики роскошно иллюминированных Б.й поручали также включать в них циклы миниатюр, посвященные определенным книгам Б.и (Книге Иезекииля, Апокалипсису), истории патриархов (Иосифа) или Христу (циклы земной жизни Христа украшают аристократические псалтыри начиная с XII в.): они столь многочисленны, что их визуальное сопоставление позволяет написать историю изменений вкусов и приключений духа. Без элементарного знания Б.и эти величественные театрализованные картины живописных образов остаются непонятными для созерцателя и историка.
Именно в Б.и, воспринимавшейся «суммой всего человеческого», начиная с XII в. и до конца средневековья интеллектуалы черпали аргументацию для нарождающейся политической и экономической теории. Еще в каролингскую эпоху они оценили большие потенциальные возможности подобного использования Б.и и разработали основы ее интерпретации. В Книге Бытия они читали об истокахвласти,и св. Бернар основывал на Б.и свое учение о двух мечах, вдохновленный Евангелием от Луки (22,38). Они искали в исторических книгах Пятикнижия (Книгах Царств, Судей, Книге Ездры) и в Книгах пророков (Даниила) великие идеи всех реформ, религиозных и политических, а также решение частных вопросов, как-то доходы церкви, проблемамонашестваили помощьбедным.Благодаря христианским риторам античности ученые мужи владели приемами полемики. Б.я доставляла им первоклассный арсенал аргументации, который у них оспаривали инакомыслящие и еретики. Как бы ни были обеспокоены парижские богословы, начиная с XIII в., расхождениями в толкованиях библейских текстов, ни они, ни их университетское начальство не испытывали соблазна подчинить экзегетику единообразию нормы. Значительный объем Б.и, ее приспособляемость к сиюминутным нуждам и свойственный многим вкус к противопоставлениям (нашедший свое отражение уже в «Да и Нет» Абеляра) - бесспорные причины дезынтеграции восприятия св. Писания, бедствия, в возникновении которого виновны как клир, так и миряне. Возможно, что в проповедях между IX и XII вв. интерес сместился с Ветхого Завета на Новый. Это не влекло за собой отказа от Книг иудаистского канона: Б.я для христиан едина, невзирая на утверждения ослепленных полемическими страстями. Но смена приоритетов в восприятии ее текстов, тем не менее, прослеживается на протяжении всего средневековья.
Литература:Bogaert P.-M. La Bible latine, des origines au Moyen Age. Aperçu historique, état des questions // Revue théologique de Louvain, 19 (1988). P. 137-159, 276-314; Веrndt R. André de Saint-Victor (+ 1175), exégète et théologien. Tournhout, 1991 ; Idem . Skizze zur Auslegungsgeschichte der Bücher «Proverbia» und «Ecclesiastes» in der abendländischen Kirche// Sacris Erudiri, 34 (1994). P. 5-32; Brinckmann H. Mittelalterliche Hermeneutik. Tübingen, 1970; Buc P h . L'Ambiguité du Livre. Prince, pouvoir et peuple dans les commentaires de la Bible au Moyen Age. P., 1994; Cahn W. La Bible romane. P., Lausanne, 1982; De Poerck G. La Bible et l'activité traductrice dans les pays romans avant 1300 // Grundriss der romanischen Literaturen des Mittelalters. Bd. VI/1. Heidelberg, 1968. S. 21-48; Riche P., Lobric hon G. (Dir.). Le Moyen Age et la Bible. P., 1984; Une tentative méritoire de réévalution en cours du vieux travail de Samuel Berger: «Bibles italiennes» // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Moyen Age. T. 105. Roma, 1993. P. 825-886; Smalley В. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxford, 1984; Stock В . The Implications of Literacy. Written Language and Models of Interpretation in the Eleventh and Twelfth Centuries. Princeton, 1983.
Г. Лобришон

Синонимы:
книга книг, палея, писание, пятикнижие, священное писание, тора


  1. библияБИБЛИЯ см.также ХРИСТИАНСТВО Библия не может быть делом Всевышнего уже потому что Он слишком лестно отзывается там о себе и слишком плохо о человеке. Но может быть это ка...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. библиясобрание священных книг иудеев и христиан признанных боговдохновенными а следовательно почитаемых как источники знания о воле Божьей. Название происходит от греческого сл...Античные писатели. Словарь
  3. библиягреч.u biblia книги сборник древних текстов канонизированный религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве священного писания. Библия делится на две части Вет...Античный мир. Словарь-справочник
  4. библиятреч. biblia книги свод книг составляющих св. писание христ. а в своей первой части Ветхий завет также и иуд. религии. Всего вместе с неканонич. книгами Ветхого завета Б...Атеистический словарь
  5. библиятреч. biblia книги свод книг составляющих св. писание христ. а в своей первой части Ветхий завет также и иуд. религии. Всего вместе с неканонич. книгами Ветхого завета ...Атеистический словарь II
  6. библияБиблия. Слово библия происходит от греч. слова библос книги. Б. это собрание отдельных книг. О толковании Б. см. Священное Писание.I.strong ВЕТХИЙ ЗАВЕТ strong СОСТАВ ...Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. библияевр. Танах. Библия т.е. книга общее название книг Ветхого и Нового Заветов. По мере того как ветхозаветные книги присоединяясь одна за другой составили однако одну книгу ...Библейский энциклопедический словарь
  8. библияБиблия см. свящ. Писание . книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  9. библияБиблия Священное Писание откровение слова Божия изложенное на том или ином языке.Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами руководимыми Духом Св...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  10. библияот греч. bibla буквально книги сборник разновременных разноязычных и разнохарактерных сочинений в. до н. э. в. н. э. который лежит в основе богослужения и догматики и...Большая Советская энциклопедия II
  11. библияж. Bibbia Итальянорусский словарь. Синонимы книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. библияБиблия ж Bibel f cСинонимы книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. библияБиблияBibel fСинонимы книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. библияжBibel f книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. библияж.Biblia f...Большой русско-испанский словарь
  16. библиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  17. библияж. Bible f...Большой русско-французский словарь
  18. библияЖитейская библия.strong Кар.em Биография. СРГК . Чрная библияstrong. Жарг. шк. Шутл.ирон. или Презр. Учебник.em ВМН . По бесовой библии.strong Сиб. Неодобр.em Бесчестно...Большой словарь русских поговорок
  19. библияБиблия снится к чистой и светлой радости. Отвергаете во сне библейское учение смотрите как бы не поддаться соблазнительным искушениям....Большой универсальный сонник
  20. библияж.Bible f книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  21. библияот греч. biblia букв. книги собрание древних текстовканонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.Признаваемая тем и другим часть Библии перв...Большой энциклопедический словарь II
  22. библияБИБЛИЯ от греч. biblia букв. книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Би...Большой Энциклопедический словарь V
  23. библиясобрание священныхem книг иуд. и христ. религий лит. памятник крый включает исквенно объед. разнообразные по содержанию и форме сказания легенды законы и др. произв. в. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  24. библиясобрание священных книг иуд. и христ. религий лит. памятник крый включает исквенно объед. разнообразные по содержанию и форме сказания легенды законы и др. произв. в. до...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  25. библиягреч.книги свод книг который верующие считают богооткровенным т. е. данным свыше и называют Священным писанием. Библия состоит из двух частей Ветхого и Нового заветов зав...Евразийская мудрость от А до Я
  26. библияот греческого biblia буквально книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Первая по времени создания часть ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  27. библиягреч. книга. Библией в христианстве называют собрание книг главный источник вероучения. Церковь считает что они были написаны по откровению Святого Духа через избранных ...История и теория культуры
  28. библиясвященная книга иудеев и христиан. Состоит из Ветхого Завета признаваемого иудеями и христианами и Нового Завета признаваемого только христианами....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  29. библияот греч. biblia книги Священное Писание собрание книг содержащих истины религиознонравственного характера признаваемые Церковью богодуховенными сообщенные свыше по особ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  30. библиятак называемая священная книга христианской и иудейской религий. Библия христианской религии делится на две части Ветхий завет и Новый завет в обеих собраны легенды мифич...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  31. библиягреч. книги собрание иудейских и христианских канонических священных книг созданных на Ближнем Востоке в XIII в. до н.э. II в. н.э. Она состоит из Ветхого Завета и Ново...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  32. библияБиблия Biblia orum n Libri Sacri Scriptura Sacra...Латинский словарь
  33. библияБиблия Самая древняя книга в мире.Синонимы книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Лексикон прописных истин
  34. библияот греч. biblia буквально книги принятое в христианской церкви название собрания священных для всех христианских конфессий книг. В самих книгах это слово предложенное в ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  35. библияБИБЛИЯ греч. книги название собрания произведений религиозной литературы признаваемого в христианской и иудейской религиях священным название заимствовано из вступл...Литературная энциклопедия
  36. библия[греч. книги] название собрания произведений религиозной литры признаваемого в христианской и иудейской религиях священным название заимствовано из вступления к книге Пр...Литературная энциклопедия II
  37. библияБИБЛИЯ греч. книги название собрания произведений религиозной литературы признаваемого в христианской и иудейской религиях священным название заимствовано из вступл...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  38. библияБИБЛИЯ от греч. bibla букв. книги собрание древних текстов канонизированное религиозной традицией в качестве Священного писания боговдохновенной книги иудаистов и христи...Литературный энциклопедический словарь
  39. библияи ж.em Книга содержащая мифы и догматы еврейской и христианской религий.[греч. мн.em от книга] книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Малый академический словарь
  40. библиягреч. Biblia книги собрание христианских книг и частично иудейских созданных на Ближнем Востоке на протяжении веков XIII в. до н.э. II в. н.э. Для представителей иуда...Мировая художественная культура. Словарь
  41. библиякорень БИБЛИ окончание Я Основа слова БИБЛИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой БИБЛИ Я Слово Библия содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  42. библияНачальная форма Библия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  43. библияBible греч. biblio книга свод кн. крые верующие считают богооткровенными т.е. данными свыше и называют Священным писанием. Все христ. церкви признают две части Б. еврейс...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  44. библияот греч. biblia букв. книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания состоит из двух частей Ветхого Завета и Н...Начала современного естествознания
  45. библияБИБЛИЯ греч. biblia книги собрание разновременных разноязычных и разнохарактерных сочинений были созданы на протяжении в. до н.э. в. н.э. которые провозглашаются иуд...Новейший философский словарь
  46. библиягреч. biblia книги собрание разновременных разноязычных и разнохарактерных сочинений были созданы на протяжении в. до н.э. в. н.э. которые провозглашаются иудаизмом ...Новейший философский словарь II
  47. библияБиблия ж. Книга содержащая мифы и догматы иудейской и христианской религии....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  48. библияБиблия Bible the собрание книг составляющих Священное писание христ. церкви состоит из Ветхого завета Священное писание иудаизма Нового завета и апокрифов. В Ветхом завет...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  49. библияБиблия Библия и собрание священных книг иудейской и христианской религий и библия и перен. главная книга для когон....Орфографический словарь
  50. библиясобрание священных книг иудейской и христианской религий книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Орфографический словарь русского языка
  51. библияu жu Р.u Д.u Пр.u библии главная книга для когон. книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Орфографический словарь русского языка
  52. библиягр. книга собрание иудейских и христианских священных Писаний книг содержащих изложение социальных политических философских и этических взглядов лежащих в основе богос...Основы духовной культуры
  53. библияОбщее название священных христианских текстов. В переводе с греческого слово библия и означает книга. Авторами Библии были разные люди цари военачальники рыбаки врачи сбо...Основы православной культуры
  54. библиягреч. книги собрание древних текстов канонизированное в христианстве и иудаизме в качестве Священного Писания. Состоит из двух частей Ветхого Завета более древнего и об...Отечественная история в терминах и понятиях
  55. библияСреди ковбоев шутливое название сигаретной бумаги....Первая энциклопедия Дикого Запада
  56. библияот греч. biblia букв. книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии перв...Политическая наука - Словарь-справочник
  57. библияБиблия от греч.em biblia букв. книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Би...Политология. Словарь.
  58. библияБиблияБиблия см. свящ. Писание ....Полная популярная библейская энциклопедия
  59. библияОрфографическая запись слова библия Ударение в слове Библия Деление слова на слоги перенос слова библия Фонетическая транскрипция слова библия [библа] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  60. библиягреч. книги свод книг составляющих Священное Писание и написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей называемых пророками и апостола...Православный энциклопедический словарь
  61. библияббля Святе Письмо....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  62. библияБИБЛИЯ или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета сборник древнеевр. и раннехрист. свящ. письменности собрание разноврем. и разножанровых произведений как авто...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  63. библияБИБЛИЯ от греческого biblia буквально книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим ...Русская энциклопедия
  64. библияБиблия и собрание священных книг иудейской и христианской религийem и библия и перен. главная книга для когон.em Синонимы книга книг палея писание пятикнижие священное пи...Русский орфографический словарь
  65. библияBybel eo Biblio...Русский-африкаанс словарь
  66. библияЖ bibliya tvrat v incil....Русско-азербайджанский словарь
  67. библияБиблия ж.ithe Bible экземпляр библииi bible...Русско-английский словарь
  68. библияБиблия ж. Bible....Русско-английский словарь II
  69. библияbook...Русско-английский словарь политической терминологии
  70. библияN...Русско-армянский словарь
  71. библияБбля...Русско-белорусский словарь
  72. библиярел.i ббля жен.i...Русско-белорусский словарь II
  73. библияbiblia книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Русско-венгерский словарь
  74. библиябиблия ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  75. библияБи [ ] Синонимы книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Русско-ивритский словарь
  76. библиярел. нжл р заманда айтылан жазылан трл ертек аыз шыармаларды дай сз деп уаыздайтын еврейлерд жне христиан дни ктабы...Русско-казахский словарь
  77. библияТурат Ветхий завет нжл Новый завет...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  78. библиянжл...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  79. библияБиблия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  80. библияж. . тоорат еврейлердин негизги диний китептери . библия христиандардын негизги диний китептери....Русско-киргизский словарь
  81. библияshngjngСинонимы книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Русско-китайский словарь
  82. библияBibliya Muqaddes Kitap...Русско-крымскотатарский словарь
  83. библияBbele...Русско-латышский словарь
  84. библияБибли судар...Русско-монгольский словарь
  85. библияж. die Bibel....Русско-немецкий словарь
  86. библияBibel...Русско-немецкий словарь по искусству
  87. библияBijbel...Русско-нидерландский словарь
  88. библиябиблияж ....Русско-новогреческий словарь
  89. библияbibel книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Русско-норвежский словарь
  90. библияжBblia f книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Русско-португальский словарь
  91. библияБиблияBiblia...Русско-суахили словарь
  92. библиябиблия таврот ва инил...Русско-таджикский словарь
  93. библияж баш хрефтн трат ядилрне м христианнарны дини китабы...Русско-татарский словарь
  94. библияKitab Mukaddes Kutsal kitap bem Kitab mukaddes книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Русско-турецкий словарь
  95. библияf...Русско-финский словарь
  96. библияbible...Русско-чешский словарь
  97. библиясущ.жен.Бйбли христиан тата иудей тнн тп кнеки чувашский перевод Библии чавашла куарн Бйбли...Русско-чувашский словарь
  98. библияbibel.strong bibel boken betraktades lnge som jazzlskarens bibelиздание долго считалась библией среди любителей джаза .strong bibel n...Русско-шведский словарь
  99. библияPiibel...Русско-эстонский словарь
  100. библияБИБЛИЯБиблия не может быть делом Всевышнего уже потому что Он слишком лестно отзывается там о себе и слишком плохо о человеке. Но может быть это как раз и доказывает что ...Сводная энциклопедия афоризмов
  101. библияот греч. biblia букв. книга сборник сочинений VIII в. до н.э. II в.н.э. мифы о сотворении мира исторические повествования запись этических норм любовная лирика религиоз...Сексологическая энциклопедия
  102. библиягреч.em biblia книги в церковном словоупотреблении также Священное писание собрание христианских канонич. священных книг. Б. состоит из частей Ветхого завета и Нового з...Словарь античности
  103. библияБИБЛИЯ греч. biblion книга. Священные книги Ветхого и Нового завета. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. БИБЛИЯ греч. значит книги к...Словарь иностранных слов русского языка
  104. библияБиблияstrong обширное собрание книг разного происхождения и содержания слово Библия происходит от греч. книги. Делится на два отдела Ветхий завет и Новый завет. Ветхий ...Словарь книжников и книжности Древней Руси
  105. библияБ. для христианина то же что история для народа . Пушкин просил брата прислать Б. и французскую непременно . пьесы близкие к библейским настроениям и сюжетам Из песни пес...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  106. библияБиблия См. Вивлия. День Ангела. Справочник по именам и именинам книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Словарь личных имен
  107. библиябиблиотека....Словарь молодёжного слэнга
  108. библияот греч. biblia букв. книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая той и другой религиями часть ...Словарь по истории психологии
  109. библияБИuБЛИЯstrong и ж.Библиотека.Из шк. студ. книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Словарь русского арго
  110. библияиа fontя и ж.iРусская библия впервые напечатана в Острогfont городfont в году по указу острожскаго князя Константина Васильевича. Кнт. Сат. IV . На столикfont лежит Нfon...Словарь русского языка XVIII в
  111. библиябиблия книга книг пятикнижие священное писание писание Словарь русских синонимов. библия сущ. колво синонимов кладезь абсолютной истины книга книг палея писание ...Словарь синонимов II
  112. библиябиблия книга книг пятикнижие священное писание писание...Словарь синонимов
  113. библиягреч.em Священное Писание книги Ветхого и Нового Завета. книга книг палея писание пятикнижие священное писание тора...Словарь церковнославянского языка
  114. библияh библияbig сущ.жен.неод.i ед.род. таков был и переводчик их Библии епископ Ульфила.Пут. ед.пр. Видишь ты в Библии это значит стадо да какое мне делоПс....Словарь языка Грибоедова
  115. библиясобрание разновременных разноязычных и разнохарактерных сочинений созданных на протяжении веков в. До н.э. век н.э. которые провозглашаются иудаизмом и христианством...Словарь-справочник по философии
  116. библиягреч. книги строго определенное по своему составу собрание книг Ветхого Завета книг и Нового Завета книг которые признаются христианской церковью боговдохновленными нап...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  117. библиягреч. ta biblia букв. книги собрание священных книг иудейской и христ. религий лит. памятник крый включает искусственно объединенные разнообразные по содержанию и форме...Советская историческая энциклопедия
  118. библиясобрание древних текстов канонизированное религ. традицией иудаизма и христианства в качестве священного писания. Признаваемая тем и другим часть Б. первая по времени соз...Советский философский словарь
  119. библияБиблия во сне предвещает чистое и светлое наслаждение. Чтение Библии готовит вас к аскетической духовной жизни. Если во сне вы отвергаете библейское учение это знак ваше...Современный сонник
  120. библияБИБЛИЯ от греч . biblia букв. книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Би...Современный энциклопедический словарь
  121. библияВидеть во сне Библию означает что Вам предоставится возможность чистого и светлого наслаждения.Видеть себя отвергающим библейское учение знак того что Вы готовы поддатьс...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  122. библияВидеть во сне Библию означает что вам предстоит важная но суровая жизнь в плане материальном но спокойная и наполняющая душу радостью бытия. Читать во сне страницы Библии...Сонник от А до Я
  123. библияизменение к худшему. Некоторым чистого и светлого наслаждения....Сонник Соломона
  124. библияВидеть или читать тебя ожидает важная но суровая жизнь....Сонник Хассе
  125. библиябыть в церкви покаяние откровение в личном большие перемены....Сонник Цветкова
  126. библиягреч.u biblia книги свод священных книг христиан. Состоит из книг Ветхого завета считаются священными у иудеев и Нового завета. Книги Ветхого завета создавались на прот...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  127. библияBible. Слово Библия происходит от греч. biblion что в переводе означает свиток или книга. Хотя слово biblion уменьшительное от biblos в НЗ оно утратило это значение. См. ...Теологический энциклопедический словарь
  128. библиясочинения составленные в разное время очень многими мыслителями. В Библии наряду с описаниями природы обрядов собраний изречений родословных и летописей включены своды за...Теория государства и права
  129. библияБиблия сущ.em ж.em употр. сравн. часто Библиейstrong является свод священных книг на которых основывается иудейское и христианское вероучения. Библияstrong состоит из кни...Толковый словарь Дмитриева
  130. библияБИБЛИЯ ж. Слово Божие в полноте своей Святое Писание ветхого и нового заветов иногда отделяют последний и собственно Библией называют один ветхий завет. Библейный библейс...Толковый словарь живого великорусского языка
  131. библиябиблия [гр. biblia мн. к. от biblion книга] собрание иудейских и христианских священных книг содержащих основные положения вероучения молитвы лежащие в основе богослужен...Толковый словарь иностранных слов
  132. библияБИБЛИЯ и ж. Б прописное. Канонизированное собрание священных книгиудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии ВетхийЗавет. Христианская часть Библии Новы...Толковый словарь Ожегова
  133. библияБИБЛИЯ библии ж. греч. мн. biblia книги церк. лит. . Книги т. наз. священного писания у евреев. То же как часть священного писания у христиан т. наз. Ветхий Завет. . Сво...Толковый словарь русского языка II
  134. библияБиблия библия и ж. Б прописное. Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии Ветхий Завет. Христианская часть Би...Толковый словарь русского языка II
  135. библияБИБЛИЯ и ж. Б прописное. Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии Ветхий Завет. Христианская часть Библии Но...Толковый словарь русского языка
  136. библияУдарение в слове БиблияУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Библия...Ударение и правописание
  137. библияЧитать библию к благополучию. Видеть библию на вас ждет значительная но суровая жизнь....Украинский сонник
  138. библияRzeczownik библия f Biblijny Biblia...Универсальный русско-польский словарь
  139. библияБИБЛИЯ греч. Biblia книги или Священное Писание книга включающая в себя написанные на др.евр. языке книги иудейского канона называемые христианами вместе с несколькими ...Философская энциклопедия
  140. библияот греч. букв. книги собрание священных книг иудейской и христ. религий. С т р у к т у р а Б . Библия состоит из двух частей Ветхого завета и Нового завета. К й относ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  141. библияот греч. biblia букв. книги сборник разновременных и разнохарактерных сочинений описывающих прежде всего версии о сотворении мира этические нормы и т.п....Философские термины
  142. библияот греч. biblia букв. книги собрание древних текстов канонизированное иудаизмом и христианством в качестве священного писания состоит из двух частей. Первая по времени со...Философский энциклопедический словарь II
  143. библияот греч. книги собрание древних текстов которые канонизированы иудаизмом и христианством как Священное писание. Первая часть Библии признается обеими религиями и называет...Человек и общество
  144. библияBibleПьесы Шекспира говорят о знакомстве автора как с Женевской так и с Епископальной Библиями . Наиболее полным исследованием библейских ссылок в пьесах Шекспира являет...Шекспировская энциклопедия
  145. библияБиблия Бия...Электронный словарь анаграмм русского языка
  146. библияБиблия Библия с греч. книги называется в христианской церкви собрание книг написанных по вдохновению и откровению Св. Духа чрез освященных от Бога людей называемых пр...Энциклопедический словарь
  147. библияБиблия с греч. книги называется в христианской церкви собрание книг написанных по вдохновению и откровению Св. Духа чрез освященных от Бога людей называемых пророками ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  148. библияБиблияem Biblia собрание священных книг иудеев и христиан признанных боговдохновенными а следовательно почитаемых как источники знания о воле Божьей. Название происходит ...Энциклопедия античных писателей
  149. библияот греческого biblia буквально книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Б....Энциклопедия История отечества
  150. библияот греческого biblia буквально книги собрание древних текстов канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Б...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  151. библияБИБЛИЯкнига содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия сборник древнееврейских священных текстов входит и в христианскую Библию образ...Энциклопедия Кольера II
  152. библиякнига содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия сборник древнееврейских священных текстов входит и в христианскую Библию образуя ее ...Энциклопедия Кольера
  153. библияБиблия греч.em biblia мн. ч. от biblion книга свод книг составляющих Священное писание библия состоит из двух частей Ветхого завета представляющего священные книги хрис...Энциклопедия культурологии
  154. библияБиблияstrong. Заимств. в XV в. из лат. яз. где bibliai lt греч. bibliai книги Нового и Ветхого завета форма мн. числа от biblioni книга. Книга тогда рукописная получила ...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  155. библиявпервые в г. см. Срезн. III Доп. . Из лат. biblia от греч. лыко папируса по названию сирийского порта Библ откуда греки ввозили папирус см. КлюгеГетце ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  156. библияПоявилось в русском языке в конце XVв. а восходит к греческому где это слово означает лыко папируса по названию сирийского порта Библ откуда в Грецию ввозился папирус исп...Этимологический словарь Крылова
  157. библияЗаимств. в XV в. из лат. яз. где bibliaem ampLT греч. bibliaem книги Нового и Ветхого завета форма мн. числа от biblionem книга. Книга тогда рукописная получила свое наз...Этимологический словарь русского языка
  158. библиябиблия библиявпервые в г. см. Срезн. III Доп. . Из лат. biblia от греч. лыко папируса по названию сирийского порта Библ откуда греки ввозили папирус см. КлюгеГетце ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)