Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

РЕЧИ

35

Речи(19)

1. Говорить, сказать: ИречеИгорь къ дружинѣсвоеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти.5. Хощу бо,рече(Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго.6. Иречеему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлыи — ты, Игорю!7. Усобица княземъ на поганыя погыбе,рекостабо братъ брату: се мое, а то мое же.19. Си ночь съ вечера одѣвахуть мя,рече(Святослав), чръною паполомою, на кроваты тисовѣ.23. Иркошабояре князю: Уже, княже, туга умь полонила.24. Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, ирече: О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!26. Нърекосте(Игорь и Всеволод): Мужаимѣся сами, преднюю славу сами похытимь, а заднюю ся сами подѣлимь.27. И с хотию на кровать, ирекъ: Дружину твою, княже, птиць крилы пріодѣ, а звѣри кровь полизаша.34. Тому вѣщеи Боянъ и пръвое припѣвку, смысленыи,рече: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути.37. На Дунаи Ярославнынъ гласъ слышитъ...: Полечю,рече, зегзицею по Дунаеви.37—38. Донецърече: Княже Игорю! Не мало ти величія, а Кончаку нелюбія, а Рускои земли веселіа. Игорьрече: О Донче! не мало ти величія, лелѣявшу князя на влънахъ.41—42.РечеКончакъ ко Гзѣ: Аже

36

соколъ къ гнѣзду летитъ, а вѣсоколца опутаевѣкрасною дивицею. ИречеГзакъ къ Кончакови: Аще его опутаевѣкрасною дѣвицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны дѣвице.43—44.РекъБоянъ и ходы на Святъславля пѣснотворца стараго времени Ярославля.44.

Отъвѣщавъ же единъ, ему же имя Клеопа,речекъ нему: „Ты ли единъ пришьльць еси въ Иерусалимѣ, и не чу бывъшиихъ въ немъ въ дьни сья?“. Иречеима: „Кыихъ?“.Остр. ев., 4 об. (1056—1057 гг.).Блаженыи жеречекъ неи: То аще хощеши видѣти мя по вся дьни, иди въ сии градъ.Ж. Феод. (Усп.), 32 г (XII в.~ок. 1088 г.).И отъвьрзъ (Святополк) пресквьрньная уста,рече, испусти зълыи гласъ Путьшинѣчади.Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 10 в (XII в.~XI в.).Речебо: будеть въ послѣдняя дьни явѣгора господня и домъ господень на версѣх горъ и възнесеться выше холмъ, и придуть во нь вси языци, и пришествують людие мнози ирькуть: придѣте, възидѣмъ на гору господню и въ храмъ бога Ияковля.Хрон. Амарт., 206 (XIII—XIV вв.~XI в.).Сыну, богата мужа сынъ змию снѣл. Иркошаему людие: „Чюлбы(в др. списке:цѣлбы) дѣля снѣл ю есть“.Пов. об Акире, 29 (XV в.~XI—XII вв.).И послѣди въздвигъ руку с мечемь ирек: Съмьрть свободна есть лучьши ми твоего цесарьства; и тарекъ, въгрузи мечь в утробу свою.Флав. Полон. Иерус., 194 (XVI в.~нач. XII в.).1071: Иречеима Янъ: То ти вама право повѣдали. Она жерекоста: Но аще ны пустиши, много ти добра будеть.Пов. врем. лет, 118—119 (1377 г.~нач. XII в.).1149: Вячеславъ же и Гюрги такорекоста: Богъ помози зятю нашему королеви и брату нашему Болеславу.Ипат. лет., 388 (XV в.).1185: Игорь жерече: Братья и дружино! таины божия никто же не вѣсть, а знамению творѣць богъ...И торекъ, перебреде Донѣць, и тако приида ко Осколу.Там же, 638.Ирече(Юрий Ингоревич) братии своей: О господия и милая братия моя...Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти.Пов. разор. Ряз., 11 (XVI в.~XIV в.).И игуменъ митрополиту такърекъ: Язъ, господине, хожу по старой пошлинѣ.Гр. ук. о крест., 10 (1391 г.).ИречеОслебя брату своему Пересвѣту: Уже, брате, вижю раны на сердци твоемь тяжки.Задон. К-Б, 550 (XV в.~XIV в.).И отвѣщасте вы ирекосте: Кровь его на насъ, на чадѣхъ нашихъ.Никодим. еванг. Лож. и отр. кн., 97 (список XVI в.).

▲ Ойѣде Козак, Козак, / В воконце пукає: / Небого, вдово,рекбы ’м ти слово! / Хороше дѣвча маєшь.Головацк. Галицк. нар. песни, I, 91.

Ср.Даль(ТСЖВЯ):Речи— рещицрк.речить,смб. сам....говорить, молвить, сказать.Добровольский(Смол. обл. сл.):Речить— говорить.Опыт обл. слов.:Речить— заговаривать, колдовать.Псков.Гринченко(Сл. укр. мови):Ректи— говорить, сказывать. Добре речеш, тільки в громаду не беруть.

|| При указании на передачу чужой речи — говорят, мол, дескать, де: Помняшеть бо,рече, първыхъ временъ усобіцѣ. Тогда пущашеть і̃ соколовь на стадо лебедѣи.3. А Половци неготовами дорогами побѣгоша къ Дону Великому; крычатъ тѣлѣгы полунощы,рци, лебеди роспущени.9. Не тако ли,рече,

37

рѣка Стугна; худу струю имѣя,...уношу князю Ростиславу затвори Днѣпрь.42.

Аште любодѣяния покажи чистоту, уклони бо ся,реч[е], отъ зла и сътвори добро.Изб. 1076 г., 57 об.Обратите ся къ мънѣотъ вьсего сердца вашего постъмь и рыданиемь...и обратите ся къ господу богу вашему, яко милостивъ есть и штедръ, д[лъ]готьрпѣливъ, и милуя,рече, помилованъ будеть.Там же, 200—200 об.И аще разумьно ми бъсть (так!) паче вьсѣхъ къ богу боговидьчь,рече, разумьно ми яви ся.Мин. сент., 040(1095 г.). 980: Бѣбо женолюбець, яко же и Соломанъ: бѣбо,рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300.Пов. врем. лет, 57 (1377 г.~нач. XII в.).Начатъкъ бо приятиу добра, отшьствие зъла есть; уклони бо ся,рече, отъ зла и сътвори добро.Златостр., 63 (XII в.).1288: Посем же посла Володимѣръ слугу своего доброго вѣрного именемь Ратьшю ко брату своему Мьстиславу, тако река: Молви[ть] брату моему, прислалъ,рци, ко мнѣсыновѣчь мои Юрьи просить у мене Берестья.Ипат. лет., 911—912 (XV в.). Они же повѣдаша, судно,рече, разбило там.Ж. Зос. и Сав., 92 (нач. XVII в.~1503 г.).

Ср. Ф. И. Буслаев,Н. С. Тихонравов,А. А. Потебня,Ф. Е. Корш,С. К. Шамбинаго,В. Н. Перетц,А. С. Орлов,Д. С. Лихачев и др. читают во фразе на с. 3 —„рече“.А. С. Шишков(Собр. соч. и переводов адмирала А. С. Шишкова, ч. VII. СПб., 1826, с. 54):Рци— значит здесь речешь, скажешь, подумаешь, что это лебеди“.О. Огоновський(Сл. о п. Иг.. Поетичний памят. рускої письм. XII віку. У Львові, 1876, с. 30):„Помняшеть бо рѣчь...Рѣчь (украін.реч) — казка. Тихонравов пишетрече —парентетично. Але-ж сей глагол не може тут мати місця, по-за-як при такім способі писанья, належало-б сі реченья почитати вісказом самого Бояна“.В. Н. Перетц(Сл. о п. Іг.. У Київі, 1926, с. 138):...ми пристаємо, бо слово це (в тексте: Помняшеть бо, рече, пръвыхъ временъ усобіцѣ, —В. В.) звичайно писано під титлом, тож можливо, що розкрито його не до ладу;ѣв К. сп. може, повстало під пером переписувача к. XVIII в.“.Л. А. Булаховский(Сл. о п. Иг.как памятник древнерусского языка. — В кн.:Сл. о п. Иг.. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 138—139):„Древнерусский язык, независимо от места написания тех или других памятников, обнаруживает такую именно, как в «Слове», пестроту употребления форм без редукции и с редукцией корневого гласного....Так,ркошаимеем, например, в Псковской 1 летописи под 6851 годом (ср. с этимркошав двинской грамоте № 87 — А. А.Шахматов. Исследование о двинских грамотах XV в. 1903, стр. 118, —примеч. Л. А. Булаховского).Из других отмечена форма аориста 1 лица мн. числа в Несторовом «Житии Бориса и Глеба»: «...якоже прежеркохомъ...»....Формы с редукцией гласного звука корня первоначально принадлежали повелительному наклонению — старослав.рьци, рьцѣте.Попадаются они изредка в памятниках русского языка и в русифицированном виде — с проникновением из других форм согласногок,например. «А каково слово вам о каком будет деле, и о том вы себе сроксорките(= «выговорите») волной перед Федора» (Грамота вел. кн. Василия Васильевича И. Сыроедову, сер. XV в., —примеч. Л. А. Булаховского).

38

Естественнее всего влиянию форм повелительного наклонения могли подвергнуться формы настоящего-будущего изъявительного наклонения, и мы, вряд ли случайно, встречаем в письменности раньше всего их: в одном из наиболее ранних древнерусских памятников — Архангельском евангелии 1092 г. читаем —рьчеши. Рку(изрьку), ркуть(изрькуть) приводятся Срезневским из «Слова о законе и благодати» митроп. Илариона. Уже от форм настоящего времени изъявительного наклонения, вероятно, идут подобные образования причастий (деепричастий) —ркя, ркучии т. п. Любопытно, что наиболее противится редукции как раз та форма, которую в нередуцированном же виде дает и «Слово о полку Игореве», — 3 л. ед. ч. аористарече.У Срезневского не приведено ни одного примера формы «рьче», хотя 3 л. ед. ч. аориста — самая употребительная форма; в памятникахрьче,по-видимому, встречается, действительно, редко. (Шахматов отметил один случай его в двинской грамоте № 86: «савке рче» — Ук. соч., стр. 118, —примеч. Л. А. Булаховского).И здесь, как видим, «Слово», на редкость точно, соответствует частностям старой морфологической системы русского языка“.С. 159, 160:...хотярци(рьци) «Слова о полку Игореве» в своем производном значении стоит и одиноко в древнерусской письменности, никаких серьезных подозрений оно, тем не менее, вызывать не может. Соблазнительно было бы, конечно, констатировать наличие перерождениярьцив частицу еще и в других памятниках, но у меня нет уверенности, что И. И. Срезневский (И. И.Срезневский. Материалы, т. III, стр. 119, —примеч. Л. А. Булаховского) правильно толкуетрьцикак «говорит, мол, де» в приводимой им из «Повести временных лет» (под 6463 годом) фразе: «Отвѣшавши

ч̃

Ольга и ре къ сломъ: аще ты, рьци, тако постоиши у мене в Почаинѣ, яко же азъ в Сюду, то тогда ти дамь; и отпусти слы...». Фраза обращена, по-видимому, хотя формально названы послы («слы»), фактически только к одному из них (вероятно, главному), ирьциздесь, скорее, значит обычное «скажи» (передай). Ср. подобное обращение к одному лицу с предложением в форме 2-го лица к другому, передаваемое в Ипатьевском списке летописи под 6797 годом: «Посемь посла ко брату своему ко Лвови епископа своего Володимерьского, река ему: „жалую, рци, богу и тобѣ, зане ми, рци, есь по бозѣбратъ ми есь старейший...“. Левъ же убояся того вельми...и рече епископу брата своего: „сынъ мой, рци, не моимъ вьданиемъ се учинил...но своемь молодымъ умомъ учинилъ, о семь, рци, братъ мой не печалуй, шлю я к нему, ать поѣдетъ вонъ из города сынъ мой“»“.Л. А. Булаховский(О первонач. текстеСл. о п. Иг.“. —ИОЛЯ, т. XI, вып. 5, с. 440):„Обычно в этой фразеречьзаменяют на аорист третьего лицарече,т. е. предполагают, что сам Боян упоминал о том, что помнит усобицы «первых времен». Я сомневаюсь в необходимости этой конъектуры и склоняюсь и здесь к принятию текста первого издания без изменения. Переходречевречьмне представляется вполне параллельнымвѣдѣвведь,т. е. думаю, что перед нами, скорее всего, вместе с приобретением глагольной формой значения вводного слова приблизительно с тем же смыслом, что и «ведь» (усиление предшествующегобо), —налицо редукция конечного гласного — явление, кстати сказать, ни с какой стороны не представляющееся необычным“.Ф. М. Головенченко(Сл. о п. Иг.. Библиографический очерк. Перевод, пояснения к тексту и переводу. — Учен. зап. Мос. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина,

39

1963, вып. 198, с. 268):„Помняшеть бо речь пьрвыхъ временъ усобіцѣ. «Речь» — сказание, предание. Замена «речь» глагольной формой «рече» ошибочна“.М. В. Щепкина(К вопросу о разночтениях Екатерин. копии и первого изд.Сл. о п. Иг.“. —ТОДРЛ, т. XIV. М. — Л., 1958, с. 75):„Установлено, что в оригинале здесь стояло сокращенное написание 3-го лица единственного числа прошедшего «рече» — «ре(ч)», в смысле позднейшей безличной формы «говорят». Между тем и А. И. Мусин-Пушкин, а судя по переводу, и А. Ф. Малиновский предполагали, что здесь стоит существительное «рѣчь», хотя и не вполне разбирались в смысле фразы. Но тогда как А. И. Мусин-Пушкин, осмыслив это слово как существительное, соответственно «исправил» его правописание и дал «рѣчь» с буквой «ѣ», А. Ф. Малиновский оставил подлинное написание без изменений (если не считать добавления мягкого знака) — «речь». А это позволило впоследствии выяснить подлинное значение сокращения «ре(ч)» как «рече»“.

| «Рекучи», «ркучи», «а ркучи», «и ркучи» — говоря. Ср.: Аркучи (вып. 1, с. 38).

1135: И бысть в томъ межи има пря велика, злоба; идяху словорекучеОлговичи, яко вы начали есте перво насъ губити.Ипат. лет., 297(XV в.). 1174: Святославъ Всеволодичь и вси братья его послаша мужѣсвоѣкь Андрѣеви поводяче и́ на Ростиславичѣ, арькучеему: Кто тобѣворогъ, то ти и намъ, а се мы с тобою готови.Там же, 572.1228: И створше вѣче на Ярослали дворе, и поидоша на владыцьнь дворъ,рекуче: Того дѣля стоить тепло дълго, выпровадилъ Антония владыку на Хутино.Новг. 1 лет., 67 (XIII в.).1282: Литва же обѣщася ему тако створити, иркуче: Володимере, добрыи княже правдивыи, можемъ за тя головы своѣсложити.Ипат. лет., 888—889 (XV в.).По побѣде же Александрове, егда победи короля, въ третии жь годъ, въ зимнее время, пойде на землю Немецкую въ силе велице, да не хвалитцаркучи: Урокомъ словенскымъ языкомъ и иже себѣ.Ж. Алекс. Нев., 5 (XVI в.~XIII в.).То ти не орли слѣтошася, съѣхалися всѣкнязи русскыя к великому князю Дмитрию Ивановичю на пособь, аркучитакъ: Господине князь великыи, уже погании татарове на поля на наши наступають.Задон. К-Б, 548 (XV в.~XIV в.).Хоробрыи Пересвѣт поскакиваеть на своемь вѣщемь сивцѣ, свистомь поля перегороди, аркучитаково слово: Лучши бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели намъ от поганыхъ положеным пасти.Там же, 550.

|| Повествовать, поучать.

Якоже рече самъ господь богъ нашь Иисусъ Христосъ, вѣруяи въ мя, якоже кънигырекоша, рѣкы отъ чрѣва его потекуть воды живы, сирѣчь дарове животворящаго духа.Похв. слово Кир. и Меф. (Усп.), 110 в (XII в.).Сего радиречеписание: И взя богъ персть от земля, рукою творящою созда человѣка.Златостр., 3 (XII в.).Александрова же дѣяния и добраа дѣла душа и тѣла его, и юже въ дѣлѣхъ его вазнь и мужество, се ужеречемъ, начятокъ от рода его сътворше, и которого бъ отьца сынъ.Александр.,5 (XV в.~XII в.).

40

~Речи на— обвинять кого-л., наговаривать на кого-л.

1213: Времени же минувшю, еха Данилъ ко Мьстиславу в Галичрекы наЛестька, яко отьчину мою держить.Ипат. лет., 732 (XV в.).

2. Попросить, изъявить желание.

А холопы, и долъжникы, и поручникы кому не будеть суда, техъ выдаваю безъ суда, а кторечетьсудъ, а тому судъ.Дог. грам. 1296—1301 гг. ГВНП, 14—15.Тѣм же и азъ грѣшный Поликарпъ твоеи воли работаа, дръжавный Акиндине, и сиа ти написах. Норци, и еще ти исповѣм мало нѣчто о блаженѣм и преподобнѣм отци нашем Григории Чюдотворци.Патер. Печ. (Абр.), 133 (XV в.~XIII в.).

3. Называть, именовать.

Мѣсяца то[го] же священие богородици въ мѣстѣрекомѣмьраи.Остр. ев., 231 об. (1056—1057 гг.).1159: Том же лѣтѣпоча рать Изяславъ Давыдовичь на Ярослава на Галичьскаго, ища волости Иванови РостиславичюрекшемуБерладнику.Ипат. лет., 498 (XV в.).Скумьна бо львиярекъпророкъ, еже от Иуды и Давида по плъти родивъшася сына божия нарече.Сл. Иппол. об антихр., 15—16 (XII в.).Яко жь торговля истала ся, купилъ панъ Вятславъ у вѣки у Василя, ему жьрѣчютьСкибичь, и въ его брата на имя у Гѣнка и въ ехъ сыновця у Оленка.Купч. грам. Вятслава 1371 г. Собол. Пташ. № 23.

|| Упоминать, указывать.

И ни мало же помьдьливъши, ни дълготы же пути убоявъшися, въ прежереченыиградъ иде (мать Феодосия) на възискание сына своего.Ж. Феод. (Усп.), 32 а (XII в.~ок. 1088 г.).И въставши же Алумпиада от сна, почюдися; и скоро пославши, приведе Нектонава и рече ему: Видѣхъ сонъ, егоже ми есиреклъбога Амнона.Александр., 10 (XV в.~XII в.).3 Мармарисъ и еже одинѣмъ все, 4 Сутрисъ имущи 3 языки, ихже впредиркохомв племенѣХамовѣ.Палея толк., 118 (1406 г.~XIII в.).

Рече — 3-е л. ед. ч. аориста; рекоста — 3-е л. двойст. ч. аориста; рекосте — 2-е л. мн. ч. аориста; ркошя — 3-е л. мн. ч. аориста; рекъ — прич. ед. ч. м. р.; рци — 2-е л. ед. ч. повел. накл.

  1. речиОРАТОРЫ И РЕЧИ см.также КРАСНОРЕЧИЕ Поэтами рождаются ораторами становятся. Видоизмененный Цицерон Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. Ралф Эмерсон Указую го...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. речидар речии речи быть не можетне может быть и речиречи быть не может...Большой русско-английский фразеологический словарь
  3. речикорень РЕЧ окончание И Основа слова РЕЧВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой РЕЧ И Слово Речи содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  4. речиflores de retrica...Русско-португальский словарь
  5. речиprojevu ei...Русско-чешский словарь
  6. речиречи Живые как жизнь сама. Как страсть живая страстные. Сологубзатейные МельниковПечерский крылатые Мельн.Печерский ласкающие Надсон огневые Бальмонт невиннопростодушные ...Словарь эпитетов III
  7. речиРечиstrong . Говорить сказать И рече Игорь къ дружин своеи Брате и дружино! луце жъ бы потяту быти неже полонену быти. em. Хощу бо рече Игорь копе приломити конець поля ...Слово о полку Игореве - словарь-справочник
  8. речиРЕЧИ что рещи церк. речить симб. сам. а с предлогом и рекать говорить молвить сказать. Ты рек еси ты сказал это вымолвил. Реки церк. рцы говори сказывай. Он речил мне сам...Толковый словарь живого великорусского языка