Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

ДАЖДЬБОЖЬ

10

Даждь-божь, Дажь-божь, -а, -е — притяж. прилаг. от имени Дажьбог (2): Тогда при ОлзѣГориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизньДаждь-Божавнука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.16—17. Уже бо, братіе, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида въ силахъДажь-Божавнука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону.19.

Ср.А. А. Потебня(„Сл. о п. Иг.“.2-е изд. Харьков, 1914, стр. 60—61): „Мне кажется, чтовнукъ Даждь Божьесть только другое собирательное название ниже упоминаемых человѣковъ и ратаевъ, тех смердов, о которых Мономах говорит: «На весну начнеть смердъ...орати...и приѣхавъ Половчинъ ударить смерда стрѣлою и поиметь лошадь...и жону его, и дѣти его, и гумно его зажжеть» (Ип.). Плоды горя, посеянного княжими усобицами, это — то, что «гибло достояние смерда (Даждь-божа внука), среди княжих крамол жизнь человеческая сокращалась». Таким образом вышло бы, что автор Слова, вместе с лучшими людьми своего времени и нашего, именно «смердов жалует, и их коней», и их гумен. Что до сомнительности того, чтобы смерд, хотя бы как и собирательное лицо, был назван внуком солнца, то мы видим, что в величальных песнях и единичные лица, как хозяин и его семья, не только представляются князьями, правителями, судьями, полководцами, но и возводятся в божество, что, конечно, теперь певцами не сознается“.

Ср.Дажьбогъ— языческий бог солнца.

980: И нача княжити Володимеръ в Киевѣединъ, и постави кумиры на холму внѣдвора теремнаго: Перуна древяна...и Хърса,Дажьбога,

11

и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь.Пов. врем. лет,56 (1377 г.~нач. XII в.).1114: Сего ради прозваша ѝ Сварогом, и блажиша ѝ Егуптяне; и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричютьДажьбогъ...Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже естьДажьбогъ, бѣбо мужь силенъ.Пов. врем. лет (Ип.),198 (XV в.~нач. XII в.).

Ср.Ф. Корш(Владимировы боги. — Сб. Харьковского историко-филол. общ.,т. XVIII, 1909, стр. 53): „В Дажьбогълегко предположить повелительное наклонение от глаголадати, но, так как Дажьбог олицетворяет собою солнце, с не меньшим правом можно заподозрить в первой части этого имени корень daгс— «жечь», вообще славянам несвойственный“.Л. П. Якубинский(История древнерусского яз. М.,1953,стр. 339): „Исконно славянскими являются, несомненно, и названия Стрибога и Дажьбога. В слове Дажьбогъ в первой части дажь (̆-) мы имеем тот же корень, что и в литовск. degù ‘горю’, (dãgas, dagà ‘жатва’, прусск. dagis ‘лето’; др.-индийск. dáhati ‘горит’, dahas ‘зной’, ‘жар’, готск. dags ‘день’, совр. немецк. Tag ‘день’, албанск. djeg ‘зажигаю’, ‘сжигаю’, ирландск. daig ‘огонь’. Таким образом, в представлении Дажьбога соединялось представление о боге-солнце — огне-дне, о боге плодородия (‘жатва’, ‘лето’), изобилия плодов земных, богатства. Вот почему в «Сл. о п. Иг.» русские, когда они характеризуются с точки зрения их достатка, обилия, богатства („жизни“), которое разрушают княжеские усобицы, называются дажьбожими внуками“.Вяч. Вс. Иванов,В. Н. Топоров(Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.,1965,стр. 16): „Дажьбог (др.-русск. Дажьбогъ), характеризующийся одним явным атрибутом — отношением ксолнцу...Вместе с тем на основании двух упоминаний Дажьбога в «Сл. о п. Иг.» можно было бы сделать вывод о существовании у этого бога функции родоначальника или покровителя по отношению к коллективу, границы которого не удается определить достаточно точно, хотя и очевидно, что речь идет о русских:погыбашеть жизньДажьбожя вънука;въстала обида въ силахъДажьбожя вънука“.Стр. 61: „Характерному для южных славян представлению о едином боге на небесах, видимо, не противоречит и тот контекст, в котором упоминается (сербский фольклорный текст середины XIX в.)Дабог, возможно, сопоставимый с восточнославянским Дажьбогом, например:Дабог цар на земли а Господ Бог на небесима; следы южнославянского почитания Дабога / Дајбога можно бы было видеть в топонимических и ономастических данных. Однако скудость сведений, их поздний характер и некоторые различия по сравнению с восточнославянским Дажьбогом, во-первых, не позволяют с надежностью идентифицировать Дабога с Дажьбогом, во-вторых, не дают возможности с точностью определить место Дабога в южнославянской системе RS (религиозной системе, —В. В.), высший уровень которой остается существенно менее полным и определенным, чем у всех других славян“.

Дажь (Даждь)-Божа — род. пад. ед. ч. м. р.

  1. даждьбожьСм. ДажьбожьБ. Л. Богородского Д. С. Лихачева О. В. Творогова В. Л. Виноградова.Словарьсправочник Слова о полку Игореве в выпусках АН СССР. Инт рус. лит. Пушкин. Дом Ин...Слово о полку Игореве - словарь-справочник