Словарь-справочник по психоанализу

СВЕРХЯ

– понятие, использованное в классическом психоанализе для обозначения играющей важную роль в жизни человека части, сферы или инстанции психики. Впервые понятие «Сверх-Я» было использовано З. Фрейдом в работе «Я и Оно» (1923). Этим термином он назвал такую инстанцию в структуре Я, которая как бы отделилась от Я и выполняет роль наблюдателя за ним, став вполне самостоятельной. Одной из ее функций является совесть, другой – самонаблюдение. Сверх-Я предъявляет строгие требования к Я: оно как бы ругает, унижает, истязает Я, которое боится строгих наказаний. Стало быть, Сверх-Я представляет собой требования морали. В понимании З. Фрейда Сверх-Я погружено в Оно (бессознательное). Я (сознание) черпает Сверх-Я из Оно. Если Оно олицетворяет собой влияние наследственности, а Я определяется собственным опытом человека, то есть случайными, текущими событиями, то Сверх-Я отражает «влияние того, что взято от других людей». С точки зрения основателя психоанализа, бессознательное Оно аморально, Я пытается быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным и тогда оно терроризирует Я, выступает против него с беспощадной яростью. Сверх-Я содержит в себе разрушительные силы и как бы включает в себя садизм, агрессивность, инстинкт смерти. С образованием Сверх-Я значительное количество агрессивного инстинкта «фиксируется внутри Я и действует там саморазрушающе». Между Я и Сверх-Я развертывается страх смерти. Исследуя Сверх-Я, З. Фрейд показал, что эта инстанция олицетворяет собой авторитет родителей: оно точно так же наблюдает за Я, руководит им и угрожает ему, как это делали ранее родители в отношении ребенка. Сверх-Я представляет собой особую формацию, в которой пролонгируется родительское влияние. «Это родительское влияние, конечно же, включает в себя не только индивидуальности фактических родителей, но и передаваемые через них семейные, расовые и национальные традиции, а также требования непосредственного социального слоя, который они представляют». Словом, в ходе развития человека Сверх-Я получает вклады не только от родителей, но и от предшествующих поколений, а также более поздних преемников и заместителей родителей, включая учителей и различные образы из общественной жизни. Согласно З. Фрейду, Сверх-Я тесно связано с эдиповым комплексом: оно окончательно оформляется у ребенка после прохождения стадии этого комплекса на основе эмоциональных отношений между ребенком и его родителями, то есть тех отношений, которые характеризуются амбивалентностью, включающей в себя чувства любви и ненависти, привязанности и страха. Формирование Сверх-Я происходит по мере изживания эдипова комплекса. В процессе преодоления эдипова комплекса Сверх-Я удерживает «существенные черты интроецированных лиц, их силу и суровость, их склонность к надзору и наказанию», в результате чего Сверх-Я, действующее в Я как совесть, может «стать жестким, жестоким, неумолимым по отношению к опекаемому Я». Наряду с совестью и самонаблюдением З. Фрейд наделяет Сверх-Я еще одной функцией: Сверх-Я – носитель идеала-Я. Я соизмеряет себя с этим идеалом, стремится к нему, пытается достичь совершенства, а сам идеал является отражением ранних представлений ребенка о родителях, которыми он восхищался. Согласно З. Фрейду, Сверх-Я ребенка обладает той особенностью, что строится не по примеру родителей, а по родительскому Сверх-Я. Оно несет в себе традиции расы и народа, включает ценности поколений. В нем продолжает жить прошлое. Проводя аналогию между индивидуальным и культурным развитием, З. Фрейд выдвинул предположение, согласно которому у общества, как и у человека, формируется некое Сверх-Я. Сверх-Я общества оказывает влияние на развитие культуры. В свою очередь, Сверх-Я культуры формирует собственные идеалы и выдвигает требования, находящие свое отражение в этике. Изучение и терапия неврозов привели З. Фрейда к выводу, что индивидуальное Сверх-Я содержит такие суровые заповеди и строгие запреты, которые делают Я несчастным. Не выдерживая тирании Сверх-Я, несчастное Я спасается «бегством в болезнь». И если в ранних работах основателя психоанализа возникновение неврозов соотносилось с патологическими конфликтами между Я и бессознательными влечениями человека, находящими отражение в Оно, то в 20-е годы он стал придерживаться точки зрения, согласно которой при всех формах психических заболеваний необходимо принимать во внимание «поведение Сверх-Я». По его мнению, меланхолия является типичным примером конфликта между Я и Сверх-Я, суровое Сверх-Я невротика постоянно относится к Я, как строгий отец к ребенку, а примитивные нравственные нормы Сверх-Я проявляются в жестоком наказании Я. «Болезнь применяется в качестве одного из средств такого «самонаказания», невротик должен вести себя так, словно он находится под влиянием чувства вины, которое для своего удовлетворения в качестве наказания прибегает к болезни». В конечном счете З. Фрейд пришел к убеждению, что довольно часто Оно и Сверх-Я занимают общую позицию против Я. Если эти две силы становятся слишком сильными, то им удается расшатать и изменить организацию Я таким образом, что его нормальная связь с реальностью оказывается нарушенной и даже прерванной вовсе. Это может иметь место как в сновидениях, так и в случае невротического заболевания. Основываясь на подобном понимании возникновения невротических заболеваний, З. Фрейд заключил, что «невроз перенесения соответствует конфликту между Я и Оно, нарциссический невроз – конфликту между Я и Сверх-Я, а психоз – конфликту между Я и внешним миром». Одна из целей психоаналитической терапии состоит в том, чтобы понизить уровень притязаний Сверх-Я по отношению к Я. Этому способствует явление переноса, при котором пациент может ставить психоаналитика на место своего отца или матери и наделять его той властью, которую его Сверх-Я имеет над Я. У обновленного Сверх-Я появляется, по выражению З. Фрейда, «возможность для некоторого рода последующего образования невротика», поскольку оно может исправить ошибки, ранее допущенные родителями при обучении ребенка. Однако психоаналитик не должен забывать, что его задачей является укрепление ослабленного Я пациента, а не стремление стать для него учителем, примером и идеалом. Если же произойдет последнее, то «аналитик лишь повторит ошибку родителей, которые сокрушили своим влиянием независимость ребенка, и врач лишь поменяет прежнюю зависимость пациента на новую», в то время как цель психоанализа – создать психологические предпосылки для становления пациента зрелым, независимым от аналитика и способным самостоятельно, с сознанием особенностей своего Оно и Сверх-Я решать внутрипсихические конфликты. Сходное положение, по мнению З. Фрейда, имеет место и в культуре. Культурное Сверх-Я предъявляет слишком большие требования к людям: оно отдает приказы, не заботясь о том, насколько они выполнимы. Так, культурная заповедь «возлюби ближнего» на деле оказывается неисполнимой. (Несмотря на эту заповедь, религиозные распри являлись постоянным спутником истории развития человечества.) Она, полагает З. Фрейд, способствует агрессивности и является примером непсихологической действенности культурного Сверх-Я. Но если это так, то не должны ли мы признать многие культуры невротическими? Поставив этот вопрос, З. Фрейд не дал развернутого ответа на него. Однако, рассматривая роль Сверх-Я в культурном развитии, он выразил надежду на то, что однажды кто-нибудь решится на изучение патологии культурных сообществ. Высказанные в работе «Я и Оно» представления З. Фрейда о Сверх-Я получили свое дальнейшее отражение в таких его работах, как «Невроз и психоз» (1924), «Экономическая проблема мазохизма» (1924), «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925), «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Симптом, торможение и страх» (1926), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конечный и бесконечный анализ» (1937), «Расщепление Я в защитном процессе» (1940), «Очерк о психоанализе» (1940).

  1. сверхяидеальноеЯ идеалЯ Яидеал СуперЭго суперэго superego одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Сфера личности состоящая из комплекса совести моральных черт...Словарь практического психолога
  2. сверхяидеальноеЯ идеалЯ Яидеал СуперЭго superego одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Сфера личности состоящая из комплекса совести моральных черт и норм п...Большая психологическая энциклопедия
  3. сверхяСВЕРХЯstrongСуперЭго ИдеальноеЯ ИдеалЯ ЯИдеал понятие и гипотетический конструкт традиционно используется представителями интеллектуальных направлений постулирующих идею...История философии II
  4. сверхяв теории Фрейда высшая сфера структуры личности формируется в детстве система моральных чувств категорических императивов надсознательная социальная идентификация индив...Материалы к курсу «Психология личности»
  5. сверхясверхя сверхя нескл. с. филос....Орфографический словарь
  6. сверхяОрфографическая запись слова сверхя Ударение в слове сверхя Деление слова на слоги перенос слова сверх Фонетическая транскрипция слова сверхя [звирха] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  7. сверхяСверх Я Uber Ich Super Ego теоретический конструкт структуры психического З. Фрейда . Аспекты личности содержание которых образовано интериоризацией системы социальны...Психологический словарь
  8. сверхяКатегория. Теоретический конструкт структуры психического З.Фрейда. Специфика. Аспекты личности содержание которых образовано интериоризацией системы социальных моральных...Психологический словарь II
  9. сверхясверхя нескл. ср. филос.em...Русский орфографический словарь
  10. сверхяпсихоан....Русско-английский психологический словарь
  11. сверхясоциальное сознание индивида. По Фрейду СверхЯ образуется с помощью интериоризации отцовской власти в сознании. Поскольку отец тот кто санкционирует плохие поступки то в...Сверхкраткий философский словарь
  12. сверхясверхя философ. нескл.u с....Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  13. сверхяOverself Введенный доктором Полом Брантоном термин указывающий что святой источник нашего существа и корень нашего сознания находится в нас является нашим подлинным Я. В...Словарь йоги
  14. сверхяодин из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда Высшая но принадлежащая бессознательному инстанция структуры психического выполняющая роль внутреннего цензора. ...Словарь по истории психологии
  15. сверхяНем. OberIch т Франц. surmoi или surmoi. Англ. superego Исп.superyф. Итал. superio. Португ. superego. Одна из инстанций личности во второй фрейдовской теории психиче...Словарь по психоанализу
  16. сверхяСуперЭго ИдеальноеЯ ИдеалЯ ЯИдеал понятие и гипотетический конструкт традиционно используется представителями интеллектуальных направлений постулирующих идею о принудите...Словарь постмодернизма
  17. сверхяСуперЭго ИдеальноеЯ ИдеалЯ ЯИдеал понятие и гипотетический конструкт традиционно используется представителями интеллектуальных направлений постулирующих идею о принудител...Социологическая энциклопедия
  18. сверхяУдарение в слове сверхяУдарение падает на букву яБезударные гласные в слове сверхя...Ударение и правописание
  19. сверхяСВЕРХЯ суперЭгопонятие охватывающее один из компонентов модели организации психической жизни личности др. компонентами выступают согласно Фрейду Оно em Ид и Я em Эго. Све...Философская энциклопедия
  20. сверхяСВЕРХЯ СуперЭго ИдеальноеЯ ИдеалЯ ЯИдеал понятие и гипотетический конструкт традиционно используется представителями интеллектуальных направлений постулирующих идею о пр...Энциклопедия История философии