Словарь русского языка XVIII века

КОЗЕЛЬСКИЙ ЯКОВ ПАВЛОВИЧ

Козельский Яков Павлович [1728, м. Кемберда Полтавского полка – после 1793, Малороссия]. Происходил из войскового укр. казачества; старший брат К., также Яков, в 1767 был депутатом Комиссии нового Уложения (в некоторых биографиях сведения о братьях совмещены). К. окончил класс риторики в Киевской дух. академии, в сент. 1750 получил паспорт для поездки в Петербург и 9 нояб. был зачислен в Акад. гимназию. На основании отзыва ректораС. П. Крашенинниковаоб успехах в науках, лат., нем. и фр. языках в марте1752 переведен в Акад. ун-т; уже с 1753 вел нем. класс в Акад. гимназии. 22 мая 1757 уволился из Академии для поступления в Преображенский полк; с 1758 состоял при петербургском коменданте генерале И. И. Косагове, занимаясь, видимо, инженерными делами, т. к. его офицерское производство началось с чина инженер-прапорщика. С 1763 – преподаватель класса механики Арт. и инж. корпуса. По поручению директора А. Н. Вильбоа выпускает свои первые сочинения (учебники для кадет) – «Арифметические предложения» и «Механические предложения» (1764); задуманная «Гидравлика» осталась неосуществленной. По-видимому, учебные цели преследовали также переводы «Начальных оснований фортификации» X. Вольфа (1765) и «Сочинения об осаде крепостей» (1770). В эти же годы К. печатает ряд переводов общественно-исторического содержания, отражающих его чисто просветительский интерес к политическим вопросам. Можно предположить, что выбор трагедии Т. Отвея «Возмущение против Венеции» (с нем., 1764) был обусловлен высказываниями автора о тирании аристократии и ее равнодушии к благу государства. В предисловии К. высказал свое предпочтение прозы стихам, которые он скептически оценивает как «трудный и принужденный род писания». Основной интерес для него представляют тема и содержание: «… хорошая материя хотя стихами или прозою, только ясно написанная, любопытному читателю всегда приятна быть может…». Свои переводы К. в предисловиях и примечаниях к тексту определенным образом ориентирует на современность. В предисловии к переводу «Истории датской» Л.Гольберга («которую сократил и приписал к ней свои примечания»; 1765–1766. Ч. 1–2) он развивает мысль, что знание истории др. народов полезно для подражания «добрым их законам» и для отвращения от дурных. Книгу Р. Верто д’Обефа «История о переменах, происходивших в Швеции в рассуждении веры и правления» (1764–1765. Ч. 1–2) К. рекомендует не только за точное и живое описание «важных случаев», но и за «праведное и беспристрастное рассуждение о всех в истории людях». Он резко высказывается против войны как общественного зла и за секуляризацию церковных богатств, полемизирует с Гольбергом по поводу оценок государей-завоевателей, противопоставляя им добрых правителей, «отцов-экономов» своего народа. Затрагивает К. и такие темы, как «предрассуждение народное», соотношение цивилизации и добродетели и т. п. Швед. систему правления (в отличие отЯ. И. Панина) К. оценивал весьма скептически. В примечании к труду Верто он подчеркнул слабость страны, где королевскую власть «похищают» дворянство и духовенство.Вера К. в возможности просвещенной монархии отразилась в издании переводов книг Э. Шоффена «История славных государей…» (1765; посв. вел. кн. Павлу Петровичу) и К.-Ф. Мозера «Государь и министр» (1766; посв.ЕкатеринеII). В Павле К. желал бы видеть второго Нуму Помпилия, соединившего «высочайшую власть с философией»; императрицу превозносит за заботы о благополучии подданных и «возращение полезных знаний», выражая надежду, что при ней Россия будет жить «в тишине», «исчезнет имя нищеты и бедности». Отрывочно изложенная позитивная программа К. включает установление твердых законов, соблюдение правосудия, награждение по заслугам, а не по роду. К. призывает к равномерному распределению общественного труда, в частности к введению для всех обязательного восьмичасового рабочего дня.Преподавательская и переводческая деятельность К. находила поддержку в Арт. и инж. корпусе и у влиятельных лиц. В предисловии к ч. 1 книги Верто К. благодарил Вильбоа за поощрение в переводах и сочинениях; ч. 2 посвящена Е. А. Нарышкиной как большой любительнице чтения. «История» Гольберга поднесена Г. Г. и Ф. Г. Орловым, которым переводчик был обязан «милостью и благодеянием». Тем не менее в марте 1766 К. уходит из корпуса (официальная причина – «по болезни») и в апр. определяется к статским делам, секретарем 3-го Деп. Сената. Наиболее известное произведение К. «Философические предложения» (1768) печаталось уже в Сенатской типографии. Хотя сам К. свидетельствовал, что работал над книгой всего год, она явилась плодом его широкой, хотя и несистематической, начитанности. В 1770 в рамках деятельности Собрания, старающегося о переводе иностр. книг К. напечатал два тома «Статей о философии и ее частях из Энциклопедии» и собирался издать «Историю критической философии» Ж.-Ж. Лефрансе де Лаланда (в печати неизв.).Внешне примыкая к серии общеобразовательных сочинений (общий очерк философии как науки), «Философические предложения» по существу ставили более широкую просветительскую задачу. Общий раздел «теоретической философии» К. традиционно изложил по Ф.-Х. Баумейстеру. Основную же часть книги заняло изложение новейшей «нравоучительной философии» с использованием трудов Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.-А. Гельвеция, Э. Шефтсбери и др. современных авторов. «Нравоучительную философию» К. предлагает в качестве науки «искания общественного благополучия». Отрицая схоластику и теологию (в отличие от этических построений рус. масонства), К. вслед за Гельвецием связывает этику с «политикой», т. е. с характером общественного устройства. Для полного успеха нравственного воспитания оно должно быть подкреплено «праведными законами». Широко используя теорию «общественного договора» Руссо, К. вместе с тем полемизирует с призывом вернуться к «натуральному» состоянию общества и возлагает надежды на то, что истинное просвещение исправит пороки развитой цивилизации. В области религии К. выступает как деист. Сам К., видимо, рассматривал «Философические предложения» в качестве частичной программы «просвещенного абсолютизма». В посвящение книги генерал-прокурору А. А. Вяземскому он включает похвалу «золотому веку» Екатерины II и прямое пожелание «праведного исполнения того предвещания, что народы будут тогда благополучны, когда обладатели философствовать или философы обладать станут» (перифраз из Платона). Книга К. не имела широкого отклика. Но сходные рассуждения о соотношении «добродетели», «разума», «законов» находим уД. И. Фонвизинаи некоторых др. авторов кон. XVIII в. В мае 1770 К. сдает секретарские дела и с награждением чином уезжает в Глухов на полковничью вакансию, членом Малорос. коллегии; одновременно он занимался там разбором старых дел коллегии. Осенью 1778 выходит в отставку, поселившись в имении Крутой берег Лубенского полка. В 1788, получив место «сочинителя» в дирекционной комиссии при Комиссии нового Уложения, возвращается в Петербург и публикует здесь свое последнее произведение «Рассуждение двух индийцев, Калана и Ибрагима, о человеческом познании» (2-е изд.. испр. и доп. 1788; посв. Екатерине II). Возможно, книга была заблаговременно отправлена для печатания в Петербург через известного врача Н. М. Амбодика-Максимовича, которым первоначально и была издана под загл. «Китайский философ…» без упоминания имени К. и с обозначением «перевод» Издание Максимовича (с посв. вице-президенту Мед. коллегии А. О. Закревскому от имени издателя, 20 марта 1788) поступило в продажу 20 мая; объявление oб издании К. появилось 4 июля. По сравнению с контрфакцией Максимовича его отличают многочисленные исправления, гл. о. стилистического характера; помета «конец тома первого» предполагает, что К. собирался продолжить книгу.Сочинение представляет собой популярное изложение сведений о трех царствах природы, а также начатков учения о движении тел в форме «разговоров» двух сельских жителей. Во вступлении «Искренний совет истинной дружбы», обращенном К. к своим детям, и первом «разговоре» содержатся некоторые автобиографические данные, общие замечания о цели литературного творчества, стиле прозы, чистоте языка, цензуре и т. п. Высказывалось предположение (документально не подтвержденное), что книга сочинена К. совместно с Максимовичем. С 1791 К. кроме работы в комиссии занимал также должность инспектора в Гимназии для чужестранных иноверцев, где обучались дети выходцев из Греции. В июле 1793 он получает аттестат о службе и окончательно выходит в отставку.Лит.:Столпянский П. Н. Один из незаметных деятелей екатерининской эпохи // Рус. старина. 1906. № 12;Бак И. Я. П. Козельский // Вопр. истории. 1947. № 1; Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в. М., 1952. Т. 1;Папаригопуло С. В. О двух Козельских // Вопр. истории. 1954. № 8;Коробкина О. К биографии Я. Козельского // Учен. зап. ЛГУ. 1955. № 200;Коган Ю. Я. Просветитель XVIII в. Я. П. Козельский. М., 1958;Лотман Ю. М. К биографии Я. П. Козельского // Вопр. философии. 1959. № 8.

В. П. Степанов

  1. козельский яков павловичрус. просветитель философматериалист. Выступал против схоластики и идеализма. Филос. взгляды К. на природу не будучи свободными от элементов деизма в целом были материали...Атеистический словарь
  2. козельский яков павловичрус. просветитель философматериалист. Выступал против схоластики и идеализма. Филос. взгляды К. на природу не будучи свободными от элементов деизма в целом были материали...Атеистический словарь II
  3. козельский яков павловичКозельский Яков Павлович писатель и переводчик родился в году. Преподавал артиллерию и механику в артиллерийском и инженерном шляхетском корпусе был сочинителем в дирек...Биографический словарь
  4. козельский, яков павловичучитель артиллерийского корпуса и член малороссийской коллегии ум. после г. Известен своими переводами и некоторыми самостоятельными сочинениями. Из переводов ему принад...Большая биографическая энциклопедия
  5. козельский яков павловичКозельскийstrong Яков Павлович родился около умер после русский просветитель философматериалист. Выходец из среды украинского служилого казачества. Получил образование...Большая Советская энциклопедия II
  6. козельский яков павловичКОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович ок. ок. русский просветитель философ. Развивал идеи справедливого общественного устройства выступал против крепостничества....Большой Энциклопедический словарь V
  7. козельский яков павловичок. м. Келеберди Украина ок. философ и политический деятель. Учился сначала в Киевской духовной семинарии а затем в гимназии при Академии наук в Петербурге. В гг. на а...Русская философия
  8. козельский яков павловичКОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович род. ок. ум. ок. рус. просветитель и философ. Разделял философию на теоретическую логика и метафизика и практическую нравоучительную а философс...Философская энциклопедия
  9. козельский яков павловичр. ок. ум. после рус. философматериалист. Род. в местечке Келеберди на Украине получил образование в Петербурге. Преподавал в Арт. и Инженерной школах затем служил в ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. козельский яков павловичрод. ок. ум. ок. рус. просветитель и философ. Разделял философию на теоретическую логика и метафизика и практическую нравоучительную а философское познание на матема...Философский энциклопедический словарь
  11. козельский, яков павловичКозельский Яков Павлович писатель. Служил в артиллерии был в х гг. преподавателем механики и артиллерии при артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе зате...Энциклопедический словарь
  12. козельский, яков павловичписатель. Служил в артиллерии был в х гг. преподавателем механики и артиллерии при артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе затем перешел в гражданское ве...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. козельский яков павловичписатель. Служил в артиллерии был в х гг. преподавателем механики и артиллерии при артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе затем перешел в гражданское ве...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  14. козельский яков павловичок. ок. просветитель философ. Развивал идеи справедливого общественного устройства....Энциклопедия История отечества
  15. козельский яков павловичок. ок. просветитель философ. Развивал идеи справедливого общественного устройства....Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия