Словарь постмодернизма

ЭТИКА

(греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) - 1) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии): добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. как теоретическая модель морали и Э. как моральное поучение дифференцировались далеко не всегда (от восточных кодексов духовной и телесной гигиены до Плутарха); для классической культуры характерна ситуация, когда этики-теоретики выступали одновременно и моралистами - создателями определенных этических систем; неклассическая культура конституирует постулат о том, что Э. одновременно выступает и теорией нравственного сознания, и самим нравственным сознанием в теоретической форме (см. Марксизм). Фундаментальная презумпция практической морали (так называемое "золотое правило поведения": поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы. чтобы он поступал по отношению к тебе) в то же время выступает и предметом обоснования для самых различных этических систем - в диапазоне от конфуцианства и вплоть до категорического императива Канта, Э. ненасилия Л.Н.Толстого, этической программы Мартина Лютера Кинга и др. Согласно ретроспективе Шопенгауэра, "основное положение, относительно содержания которого согласны ... все моралисты, таково: neminem laede, immo omnes, quantum potes, juva /лат. "никому не вреди и даже, сколь можешь, помогай" - М.М./, - это, собственно, и есть ... собственный фундамент этики, который в течение целых тысячелетий разыскивают, как философский камень". Термин "этос" исходно употреблялся (начиная с древнегреческой натурфилософии) для фиксации комплекса атрибутивных качеств: от "этоса праэлементов" у Эмпедокла до расширительного употребления термина "Э." в философской традиции: "Э." как название общефилософских произведений у Абеляра, Спинозы, Н.Гартмана. Вместе с тем (также начиная с античной философии) сфера предметной аппликации данного термина фокусируется на феномене человеческих качеств, в силу чего по своему содержанию Э. фактически совпадает с философской антропологией (дифференциация философии на логику, физику и Э. у стоиков, впоследствии воспроизводящаяся в философской традиции вплоть до трансцендентализма). На основе дифференциации добродетелей человека на "этические" как добродетели нрава и "дианоэтические" как добродетели разума Аристотель конституирует поня- тие "Э." как фиксирующее теоретическое осмысление проблемного поля, центрированного вопросом о том, какой "этос" выступает в качестве совершенного. Нормативный характер Э. эксплицитно постулируется кантовской рефлексией над теорией морали, - Э. конституируется в качестве учения о должном, обретая характер "практической философии". Содержательная сторона эволюции Э. во многом определяется конкретными историческими конфигурациями, которые имели место применительно к оппозиции интернализма и экстернализма в видении морали (которым соответствуют зафиксированные Кантом трактовки Э. в качестве "автономной" и "гетерономной"). Если в контексте историцизма мораль рассматривалась как сфера автономии человеческого духа, то в рамках традиций социального реализма и теизма она выступала как детерминированная извне (в качестве внешних детерминант морали рассматривались - в зависимости от конкретного содержания этических систем - Абсолют как таковой; традиции национальной культуры (этноэтика); сложившиеся социальные отношения (от Э.Дюркгейма до неомарксизма); корпоративный (классовый) интерес (классический марксизм); уровень интеллектуального и духовного развития, характерный для субъекта морали и социального организма в целом (практически вся философия Просвещения, исключая Ж.-Ж.Руссо, и отчасти философия Возрождения); специфика доминирующих воспитательных стратегий (от Д.Дидро до М.Мид) и пр. Однако в любом случае - в системе отсчета субъекта - Э. конституируется в концептуальном пространстве совмещения презумпций интернализма и экстернализма: с одной стороны, фиксируя наличие нормативной системы должного, с другой же - оставляя за индивидуальным субъектом прерогативу морального выбора. - В этом отношении свобода как таковая выступает в концептуальном пространстве Э. в качестве необходимого условия возможности моральной ответственности (в системах теистической Э. именно в предоставлении права выбора проявляется любовь Господа к человеку, ибо дает ему возможность свободы и ответной любви - см., например, у В.Н.Лосского). Содержание конкретных систем Э. во многом вторично по отношению к фундирующим его общефилософским презумпциям (которые при этом могут выступать для автора этической концепции в качестве имплицитных): эмотивная Э. как выражение презумпций позитивизма, Э. диалога как предметная экземплификация диалогической философии в целом, аналогичны эволюционная Э., аналитическая Э., Э. прагматизма, феноменологическая Э., Э. экзистенциализма и т.п. К центральным проблемам традиционной Э. относятся проблема соотношения блага и должного (решения которой варьируются в диапазоне от трактовки долга как служения благу - до понимания блага как соответствия должному); проблема соотношения мотивации нравственного поступка и его последствий (если консеквенциальная Э. полагает анализ мотивов исчерпывающим для оценки нравственного поступка, то альтернативная позиция сосредоточивает внимание на оценке его объективных последствий, возлагая ответственность за них на субъекта поступка); проблема целесообразности морали (решения которой варьируются от артикуляции нравственного поступка в качестве целерационального до признания его сугубо ценностно-рациональным) и т.п. В рамках неклассической традиции статус Э. как универсальной теории морали подвергается существенному сомнению даже в качестве возможности: согласно позиции Ницше, Э. как "науке о нравственности ... до настоящего времени недоставало, как это ни покажется ... странным, проблемы самой морали: отсутствовало даже всякое подозрение относительно того, что тут может быть нечто проблематичное. То, что философы называли "основанием морали..., было ... только ученой формой доброй веры в господствующую мораль, новым средством ее выражения". В этом контексте любое суждение морального характера оказывается сделанным изнутри определенной моральной системы, что обусловливает фактическую невозможность мета-уровня анализа феноменов нравственного порядка. В силу этого "само слово "наука о морали" в применении к тому, что им обозначается, оказывается слишком претенциозным и не согласным с хорошим вкусом, который всегда обыкновенно предпочитает слова более скромные" (Ницше). В качестве альтернативы традиционным претензиям на построение Э. как аксиологически нейтральной теоретической модели морали Ницше постулирует создание "генеалогии морали": "право гражданства" в этом контексте имеет лишь реконструкция процессуальности моральной истории, пытающаяся "охватить понятиями ... и привести к известным комбинациям огромную область тех нежных чувств ценности вещей и тех различий в этих ценностях, которые живут, растут, оставляют потомство и гибнут", - реконструкция, являющая собой "подготовительную ступень к учению о типах морали", но не претендующая при этом на статус универсальной теории, обладающей правом и самой возможностью якобы нейтральных аксиологически суждений. Таким образом, радикальный отказ неклассической философии от Э. в ее традиционном понимании фундирует собой идею "генеалогии морали", т.е. реконструкцию ее исторических трансформаций, вне возможности конституирования универсальной системы Э. на все времена (см. Ницше). (Позднее предложенный Ницше в этом контексте генеалогический метод выступит основой конституирования генеалогии как общей постмодернистской методологии анализа развивающихся систем - см. Генеалогия, Фуко.) Что же касается культуры постнеклассического типа, то она не только углубляет критику в адрес попыток построения универсально-нейтральной Э.: в семантико-аксиологическом пространстве постмодернизма Э. в традиционном ее понимании вообще не может быть конституирована как таковая. Тому имеется несколько причин: 1). В контексте радикального отказа постмодерна от ригористических по своей природе "метанарраций" (см. Закат метанарраций) культурное пространство конституирует себя как программно плюралистичное (см. Постмодернистская чувствительность) и ацентричное (см. Ацентризм), вне какой бы то ни было возможности определения аксиологических или иных приоритетов. Э. же не просто аксиологична по самой своей сути, но и доктринально-нормативна, в силу чего не может быть конституирована в условиях мозаичной организации культурного целого (см. Номадология), предполагающего принципиально внеоценочную рядоположенность и практическую реализацию сосуществования различных (вплоть до альтернативных и взаимоисключающих) поведенческих стратегий. 2). Современная культура может быть охарактеризована как фундированная презумпцией идиографизма, предполагающей отказ от концептуальных систем, организованных по принципам жесткого дедуктивизма и номотетики: явление и (соответственно) факт обретают статус события (см. Событие, Событийность), адекватная интерпретация которого предполагает его рассмотрение в качестве единично-уникального, что означает финальный отказ от любых универсальных презумпций и аксиологических шкал (см. Идиографизм). - В подобной системе отсчета Э., неизменно предполагающая подведение частного поступка под общее правило и его оценку, исходя из общезначимой нормы, не может конституировать свое содержание. 3). Необходимым основанием Э. как таковой является феномен субъекта (более того, этот субъект, как отмечает К.Венн, является носителем "двойной субъективности", ибо интегрирует в себе субъекта этического рассуждения и морального субъекта как предмета этой теории), - между тем визитной карточкой для современной культуры может служить фундаментальная презумпция "смерти субъекта", предполагающая отказ от феномена Я в любых его артикуляциях (см. "Смерть субъекта", "Смерть Автора", "Смерть Бога", Я). 4). Э. по своей природе атрибутивно метафизична (см. Метафизика): роковым вопросом для Э. стал вопрос о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания морали, и несмотря на его очевидно проблемный статус (см. "Скандал в философии") история Э. на всем своем протяжении демонстрирует настойчивые попытки конституирования системы общечеловеческих нравственных ценностей. Между тем современная культура эксплицитно осмысливает себя как фундированную парадигмой "постметафизического мышления", в пространстве которого осуществляется последовательный и радикальный отказ от таких презумпций классической метафизики, как презумпция логоцентризма (см. Логоцентризм, Логотомия, Логомахия), презумпция имманентности смысла (см. Метафизика отсутствия) и т.п. (см. Постметафизическое мышление). 5). Все уровни системной организации Э. как теоретической дисциплины фундированы принципом бинаризма: парные категории (добро/зло, должное/сущее, добродетель/порок и т.д.), альтернативные моральные принципы (аскетизм/гедонизм, эгоизм/коллективизм, альтруизм/утилитаризм и т.д.), противоположные оценки и т.п. - вплоть до необходимой для конституирования Э. презумпции возможности бинарной оппозиции добра и зла, между тем культурная ситуация постмодерна характеризуется программным отказом от самой идеи бинарных оппозиций (см. Бинаризм), в силу чего в ментальном пространстве постмодерна в принципе "немыслимы дуализм или дихотомия, даже в примитивной форме добра и зла" (Делез и Гваттари). 6). Современная культура осуществляет рефлексивно осмысленный поворот к нелинейному видению реальности (см. Нелинейных динамик теория, Неодетерминизм). В этом контексте Фуко, например, решительно негативно оценивает историков морали, выстраивавших "линейные генезисы". Так, в концепции исторического времени Делеза (см. Делез, Событийность, Эон) вводится понятие "не-совозможных" миров, каждый из которых, вместе с тем, в равной мере может быть возведен к определенному состоянию, являющемуся - в системе отсчета как того, так и другого мира - его генетическим истоком. "Не-совозможные миры, несмотря на их не-совозможность, все же имеют нечто общее - нечто объективно общее, - что представляет собой двусмысленный знак генетического элемента, в отношении которого несколько миров являются решениями одной и той же проблемы" (Делез). Поворот вектора эволюции в сторону оформления того или иного "мира" объективно случаен, и в этом отношении предшествовавшие настоящему моменту (и определившие его событийную специфику) бифуркации снимают с индивида ответственность за совершенные в этот момент поступки (по Делезу, "нет больше Адама-грешника, а есть мир, где Адам согрешил"), но налагают на него ответственность за определяемое его поступками здесь и сейчас будущее. Эти выводы постмодернизма практически изоморфны формулируемым синергетикой выводами о "новых отношениях между человеком и природой и между человеком и человеком" (Пригожин, И.Стенгерс), когда человек вновь оказывается в центре мироздания и наделяется новой мерой ответственности за последнее. В целом, таким образом, Э. в современных условиях может быть конституирована лишь при условии отказа от традиционно базовых своих характеристик: так, если Й.Флетчер в качестве атрибутивного параметра этического мышления фиксирует его актуализацию в повелительном наклонении (в отличие, например, от науки, чей стиль мышления актуализирует себя в наклонении изъявительном), то, согласно позиции Д.Мак-Кенса, в сложившейся ситуации, напротив, "ей не следует быть внеконтекстуальной, предписывающей ... этикой, распространяющей вполне готовую всеобщую Истину". Если Э. интерпретирует регуляцию человеческого поведения как должную быть организованной по сугубо дедуктивному принципу, то современная философия ориентируется на радикально альтернативные стратегии: постмодернизм предлагает модель самоорганизации человеческой субъективности как автохтонного процесса - вне навязываемых ей извне регламентации и ограничений со стороны тех или иных моральных кодексов, - "речь идет об образовании себя через разного рода техники жизни, а не о подавлении при помощи запрета и закона" (Фуко). По оценке Кристевой, в настоящее время "в этике неожиданно возникает вопрос, какие коды (нравы, социальные соглашения) должны быть разрушены, чтобы, пусть на время и с ясным осознанием того, что сюда привлекается, дать простор свободной игре отрицательности". С точки зрения Фуко, дедуктивно выстроенный канон, чья реализация осуществляется посредством механизма запрета, вообще не является и не может являться формообразующим по отношению к морали. Оценивая тезис о том, что "мораль целиком заключается в запретах", в качестве ошибочного, Фуко ставит "проблему этики как формы, которую следует придать своему поведению и своей жизни" (см. Хюбрис). Соответственно постмодернизм артикулирует моральное поведение не в качестве соответствующего заданной извне норме, но в качестве продукта особой, имманентной личности и строго индивидуальной "стилизации поведения"; более того, сам "принцип стилизации поведения" не является универсально необходимым, жестко ригористичным и требуемым от всех, но имеет смысл и актуальность лишь для тех, "кто хочет придать своему существованию возможно более прекрасную и завершенную форму" (Фуко). Аналогично Э.Джердайн делает акцент не на выполнении общего предписания, а на сугубо ситуативном "человеческом управлении собою" посредством абсолютно неуниверсальных механизмов. В плоскости идиографизма решается вопрос о взаимной адаптации со-участников коммуникации в трансцендентально-герменевтической концепции языка Апеля. В том же ключе артикулируют проблему отношения к Другому поздние версии постмодернизма (см. After-postmodernism). Конкретные практики поведения мыслятся в постмодернизме как продукт особого ("герменевтического") индивидуального опыта, направленного на осознание и организацию себя в качестве субъекта - своего рода "практики существования", "эстетики существования" или "техники себя", не подчиненные ни ригористическому канону, ни какому бы то ни было общему правилу, но каждый раз выстраиваемые субъектом заново - своего рода "практикование себя, целью которого является конституирование себя в качестве творца своей собственной жизни" (Фуко). Подобные "самотехники" принципиально идиографичны, ибо не имеют, по оценке Фуко, ничего общего с дедуктивным подчинением наличному ценностно-нормативному канону как эксплицитной системе предписаний и, в первую очередь, запретов: "владение собой ... принимает ... различные формы, и нет ... одной какой-то области, которая объединила бы их". Д.Мак-Кенс постулирует в этом контексте возможность Э. лишь в смысле "открытой" или "множественной", если понимать под "множественностью", в соответствии со сформулированной Р.Бартом презумпцией, не простой количественный плюрализм, но принципиальный отказ от возможности конституирования канона, т.е. "множественность", которая, согласно Кристевой, реализуется как "взрыв": М.А. Можейко

  1. этиканаукаstrong правильный поведение личностьstrong этика наука о морали. этичный поступок. см. душа долженствование strongЦЕЛОСТНОСТЬ общение заповедьstrong характер чег...Идеографический словарь русского языка
  2. этикаАморальный мораль негативный пакт позитивный эволюция этика. Своеобразной чертой русского языка в его отношении к другим языкам является самостоятельное развитие тех поня...История слов
  3. этикаУчение о морали ее сущности истории развития и о нормах поведения человека для данного класса общественной или профессиональной группы....Адаптивная физическая культура
  4. этикаНРАВСТВЕННОСТЬ ЭТИКА МОРАЛЬ см.также ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ . ДОБРО ЗЛО ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ Две веши наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. этика. Учение о морали как одной из форм общественного сознания о ее сущности роли законах развития. Одна из форм идеологии. . Совокупность система норм нравственного поведен...Большая психологическая энциклопедия
  6. этикагреч. ethik от ethiks касающийся нравственности выражающий нравственные убеждения ethos привычка обыкновение нрав философская наука объектом изучения которой является М...Большая Советская энциклопедия II
  7. этикагреч. ethos обычай характер . философское учение о морали причинах и условиях возникновения моральных норм сущности а также понятийных и императивных е форм. Предметом ...Большая энциклопедия по психиатрии
  8. этикаж. etica профессиональная этика etica professionale Итальянорусский словарь. Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. этикаэтикаSittenlehreСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. этикаж учение о моралиem Ethik f норма поведенияem Ethos n неизм. Ethik f Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы э...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. этикаэтика ж . учение о морали Ethik f . норма поведения Ethos n неизм. Ethik fСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. этикаж.tica f...Большой русско-испанский словарь
  13. этикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  14. этикаж. thique f врачебная этика thique mdicale...Большой русско-французский словарь
  15. этикаethics . Моральный кодекс человека или общества. . Раздел философии определяющий как необходимо действовать чтобы быть нравственным. Можно выделить две преобладающие шко...Большой толковый социологический словарь
  16. этикаот греч. ethos нрав привычка англ. ethics нем. Ethik. . Учение о морали ее сущности структуре функциях законах ее истор. развитии и роли в обществ жизни. . Система но...Большой толковый социологический словарь II
  17. этикаж.thique fврачебная этика thique mdicale биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. этикагреч. ethika от ethos обычай нрав характер философскаядисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особойобласти исследования термин впервые употребляетс...Большой энциклопедический словарь II
  19. этикаЭТИКА греч. ethika от ethos обычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые упот...Большой Энциклопедический словарь V
  20. этикаEn. Ethics Чтение этой работы ясно показывает что практика гипноза ставит этические проблемы и эти проблемы очень различаются для традиционного и для нового гипноза. Не с...Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  21. этикаОсновные положения концепции Динамической психиатрии а человеку органически свойственна изначально конструктивная агрессия б что человека надо понимать как существо котор...Глоссарий терминов динамической психиатрии
  22. этикаот греч. ethos нрав обычай философская дисциплина объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования основания этих систем и логическая структ...Глоссарий философских терминов
  23. этикагреч.обычай философская наука изучающая мораль нравственность. Термин этика был введен Аристотелем впервые выделившим этику в особую дисциплину. Однако этические проблемы...Евразийская мудрость от А до Я
  24. этикагреческое ethike от ethos обычай нрав характер философская наука изучающая мораль нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  25. этикаФилософской дисциплины подобной европ. Э. т. е. аstrong позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка деяния характера нрава и пр. и бstrong созидающей нормативны...Индуизм
  26. этикаЭТИКА и ж. thique f. нем. Ethik ampLT лат. ethica ampLTгр. ethos обычай характер. strong. Наука о нравственности о правилах поведения человека как форме общественного соз...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  27. этикафилософской учение о морали....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  28. этикагреч. ethika от ethos нрав обычай характер образ мысли на уровне самоопределения теория морали видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни практически на пр...История философии
  29. этикаЭТИКАstrongгреч. ethika от ethos нрав обычай характер образ мысли на уровне самоопределения теория морали видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни пра...История философии II
  30. этикаэтика партиялык этика партийная этика врачтык этика врачебная этика....Киргизско-русский словарь
  31. этикасм. церемонииСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  32. этиканаука высшая теория управления обществом и человеком. Этика прошлого это некий практический компромисс жизни между внешним и внутреннем отношением людей. Этика неявное ...Краткий критериологический словарь
  33. этикаот греч. ethos нравственный характер область философских исследований где определяют что является добром в его отличии от зла какие поступки человека нравственно оправдан...Краткий религиозно-философский словарь
  34. этикаСовокупность принципов человеческого поведения называемая иногда не совсем правильно моралью. С этикой связано несколько заблуждений. . Согласно одному из них существует ...Краткий философский словарь предрассудков
  35. этикаэтика...Крымскотатарско-русский словарь II
  36. этикаЭтика ethica...Латинский словарь
  37. этикаи ж.em Философская наука объектом изучения которой является мораль нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений.Гегелевская этика. Мат...Малый академический словарь
  38. этикакорень ЭТИК окончание А Основа слова ЭТИКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЭТИК А Слово Этика содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  39. этикаНачальная форма Этика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  40. этикаethics раздел философии изучающий мораль как одну из форм обществ сознания ее сущность законы историч. развития и роль в обществ жизни. Этич. теория в строгом смысле не я...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  41. этикаЭТИКА греч. ethos нрав обычай привычка проблемная сфера философии философская дисциплина объектом изучения которой является мораль нравственность. Содержательные и форм...Новейший философский словарь
  42. этикагреч. ethos нрав обычай привычка проблемная сфера философии философская дисциплина объектом изучения которой является мораль нравственность. Содержательные и формальные...Новейший философский словарь II
  43. этикаEn. Ethics Чтение этой работы ясно показывает что практика гипноза ставит этические проблемы и эти проблемы очень различаются для традиционного и для нового гипноза. Не с...Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  44. этикаэтика ж. Философское учение о морали ее принципах развитии и роли в обществе. Совокупность норм поведения мораль какойл. общественной группы организации и т.п....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  45. этикаот гр. ethos нравы наука о моральных принципах. Слово мораль в частности обозначает собой применение этих принципов в индивидуальных жизненных поступках. См. Мораль....Новый философский словарь
  46. этикавыясняет место морали в системе различных общественных отношений анализирует ее природу и внутреннюю структуру изучает происхождение и историческое развитие моральных уче...Нравственное развитие взрослого человека
  47. этикаОтрасль философии изучающая то что считается допустимым в человеческом поведении что есть хорошо или плохо правильно или неправильно в человеческом поведении преследующем...Оксфордский толковый словарь по психологии
  48. этикаОтрасль философии изучающая то что считается допустимым в человеческом поведении что есть хорошо или плохо правильно или неправильно в человеческом поведении преследующем...Оксфордский толковый словарь по психологии
  49. этикаэтика этика и...Орфографический словарь
  50. этикаu ж биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Орфографический словарь русского языка
  51. этикаэтика деп...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  52. этикагреч. ethika от ethikos касающийся нравственности выражающий нравственные убеждения ethos привычка обыкновение нрав философская наука объектом изучения которой является...Основные термины, глоссарий образовательных технологий
  53. этикалат. нрав обычай ветвь философского знания исследующего природу морали и нравственности законы их исторического развития и роли в общественной жизни. Этика рассматривае...Основы духовной культуры
  54. этикапрактическая философская наука о морали нравственности. Понятие этический от которого происходит Э. образовано Аристотелем на основе слова этос. По аналогии с термином эт...Педагогический терминологический словарь
  55. этикаполитическая одно из важнейших начал политики позволяющих оценить цели методы способы функционирования власти деятельность участников политического процесса с позиций мо...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  56. этикаэтика этики этики этик этике этикам этику этики этикой этикою этиками этике этиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  57. этикаОрфографическая запись слова этика Ударение в слове этика Деление слова на слоги перенос слова этика Фонетическая транскрипция слова этика [этк] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  58. этикадисциплина предметом изучения которой является мораль и нравственность. Приказ Минобразования РБ от . г. N...Право Белоруссии - Понятия, термины, определения
  59. этикафилософская наука предметом которой являются моральное сознание и нравственное поведение людей в их сложности и исторической изменчивости. Основателем этики как прикладно...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  60. этикагреч. ethika от ethos обычай нрав характер учение о морали нравственности о ее нормах и роли в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии термин Арис...Профессиональное образование
  61. этикасовокупность моральных принципов поддерживаемых обществом группой или индивидуумом....Психология общения
  62. этикалат ethica от греч etmke techп наука и искво нравственности учение о нравственности морали Термин Э введен Аристотелем крый поместил Э между учением о душе психологией и...Российская педагогическая энциклопедия
  63. этикаэтика иСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русский орфографический словарь
  64. этикаж. ethics...Русско-английский медицинский словарь
  65. этикаж.ethics deontology morality moral philosophy абсолютная этика координированная этика медицинская этика профессиональная этика сексуальная этика трудовая этика этика диск...Русско-английский психологический словарь
  66. этикаэтика ж.iethics...Русско-английский словарь
  67. этикаэтика ж. ethics....Русско-английский словарь II
  68. этикаethics...Русско-английский словарь по электронике
  69. этикаethics...Русско-английский словарь политической терминологии
  70. этикасущ.нарушать профессиональную этикау особ. в отношении недобросовестной медицинской или юридической практикиem to commit malpracticeгрубейшее нарушение профессиональной ...Русско-английский юридический словарь
  71. этикаN...Русско-армянский словарь
  72. этикаэтыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  73. этикаэ Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-ивритский словарь
  74. этикаtica...Русско-испанский юридический словарь
  75. этикаetica...Русско-итальянский медицинский словарь
  76. этика. этика мнезлы жайындаы лм. этика мнезлы нормалары врачебная этика дргерлк этика...Русско-казахский словарь
  77. этикаэтика деп...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  78. этикаэтика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  79. этикаж. . филос. этика кишинин кулкмнз жрмтуруму жнндг философиялык окуу бул идеологиянын формаларынын бири болуп эсептелет . этика адеп сылыктыктын тартиптин нормасы партийна...Русско-киргизский словарь
  80. этикафилос. lnlxu моральem dodкоммунистическая этика неэтичный биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-китайский словарь
  81. этикаahlq etika наука ahlqiyat ahlq ilmi etika...Русско-крымскотатарский словарь
  82. этикаахлякъ этика наука ахлякъият ахлякъ ильми этика...Русско-крымскотатарский словарь II
  83. этикаtika...Русско-латышский словарь
  84. этикас суртахууны...Русско-монгольский словарь
  85. этикаж. Ethik f....Русско-немецкий словарь
  86. этикаEthik...Русско-немецкий юридический словарь
  87. этикаэтикаж ....Русско-новогреческий словарь
  88. этикаetikk sedelre биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-норвежский словарь
  89. этика...Русско-персидский словарь
  90. этикаetyka...Русско-польский словарь
  91. этикажtica f биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-португальский словарь
  92. этикаЭтикаsayansi ya maadili elimu ya maadili utakatifu ед.em adabu elimu ya adabu...Русско-суахили словарь
  93. этикаэтика илми ахло...Русско-таджикский словарь
  94. этикаetikahlakbilim учениеem etika ahlak bilimi моральem ahlak Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-турецкий словарь
  95. этикаaxloq...Русско-узбекский словарь Михайлина
  96. этикаfemetiikka siveysoppi...Русско-финский словарь
  97. этикаethos etika mravouka tos...Русско-чешский словарь
  98. этикасущ.жен. этика этеплх мораль принципсемпе нормисене тпчекен йслйлйх. этеплх мораль нормисем врачебная этика врачн мораль нормисем...Русско-чувашский словарь
  99. этикаetik.strong etik...Русско-шведский словарь
  100. этика.strong eetika.strong klblus klbluspetus moraalipetus...Русско-эстонский словарь
  101. этикаэтикаСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русское словесное ударение
  102. этикаот гр. ethos нравы наука о моральных принципах. Слово мораль в частности обозначает собой применение этих принципов в индивидуальных жизненных поступках. См. Мораль....Сверхкраткий философский словарь
  103. этикаЭтика Воспитаниеstrong Величие Гений Здравый смысл Идеал Манеры Мнение Мораль Помощь Поступок Привычка Репутация Совет Тайна Талант Характер Достоинстваstr...Сводная энциклопедия афоризмов
  104. этикагреч. ethika от ethos обычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность то же что мораль.Источник Словарь сексуальных терминов биоэтика ифика м...Сексологическая энциклопедия
  105. этикагреч.em Названием и выделением в особую научную дисциплину Э. обязана Аристотелю но основы ее были заложены еще Сократом. Первые этич. размышления можно встретить уже в и...Словарь античности
  106. этикаот гр. ethos обычай . Совокупность норм поведения мораль какойлибо общественной или профессиональной группы. . Философское учение о моралиСловарь бизнестерминов.Академик...Словарь бизнес терминов
  107. этикаМоральная наука...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  108. этикаЭТИКА [лат. ethica lt гр. ethos обычай характер] совокупность принципов и норм поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде учение о морали нравственн...Словарь иностранных слов русского языка
  109. этикаобычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем....Словарь исторических терминов
  110. этикаот греч. ethike от ethos обычай нрав характер философская наука изучающая мораль нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философ...Словарь конфликтолога
  111. этикаEthics Ethik система моральных установок и требований. Юнг полагал что нравственный закон отдельного человека выражает психический факт который возможно подвергся рефлек...Словарь по аналитической психологии
  112. этикаот греч. ethos что означает образ жизни поведение обычай наука имеющая своим объектом цель человеческой жизни нравственную жизнь человека то есть его свободное поведение...Словарь по биомедицинской этике
  113. этикагреч. ethika от ethos обычай философская наука объектом изучения крой является мораль. Э. одна из древн. теоретических дисциплин возникшая как часть философии в период ст...Словарь по этике
  114. этикаУчение о нравственности морали как одной из форм общественного сознания о ее закономерностях и роли в общественной и личной жизни человека. Совокупность принципов и норм...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  115. этикаэтика мораль нравственность моральный кодекс этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Ру...Словарь синонимов II
  116. этикаэтика мораль нравственность моральный кодекс этические нормы...Словарь синонимов
  117. этикаЭтика принципы отделяющие правильное поведение от неправильного.Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Словарь терминов антикризисного управления
  118. этикасистема норм нравственного поведения человека профессиональнойгруппы....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  119. этикагреч. касающийся нравственности выражающий нравственные убеждения привычка обыкновение нрав филос. наука объектом изучения крой является мораль нравственность как форма о...Советский философский словарь
  120. этикаЭТИКА греческое ethike от ethos обычай нрав характер философская наука изучающая мораль нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление ф...Современная энциклопедия
  121. этикаЭТИКА греч . ethika от ethos обычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые упот...Современный энциклопедический словарь
  122. этикаEthics. Исследование нравственной природы человека ставящее своей целью определить каковы его обязанности и средства позволяющие их выполнять. Подобно некрым другим облас...Теологический энциклопедический словарь
  123. этикафилософская наука изучающая мораль. Иногда слово этика является синонимом понятий мораль и нравственность. В древности этику понимали как практическую философию. Этически...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  124. этикаучение о нравах нравственности мораль Этическийstrong к этике к нравам относящийся Ср.em Кричим мы громко этика!em Но царствует шантаж Расчет и арифметикаВ итоге авант...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  125. этикаЭтикаstrong учене о нравахъ нравственности мораль. Этическйem къ этик къ нравамъ относщйся. Ср.em Кричимъ мы громко этика!em Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариметика...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  126. этикаэтика [лат. ethica lt гр. ethos обычай характер] учение о морали как одной из форм общественного сознания ее сущности законах ее исторического развития и роли в обществ...Толковый словарь иностранных слов
  127. этикаЭТИКА и ас. . Философское учение о морали ее развитии принципахнормах и роли в обществе. . Совокупность норм поведения обычноприменительно к какойн. общественной группе. ...Толковый словарь Ожегова
  128. этикаЭТИКА этики мн. нет ж. от греч. йthos обычай. . Философское учение о нравственности о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика. Канта. Материали...Толковый словарь русского языка II
  129. этикаЭТИКА и ас. . Философское учение о морали ее развитии принципах нормах и роли в обществе. . Совокупность норм поведения обычно применительно к какойн. общественной группе...Толковый словарь русского языка II
  130. этикаЭТИКА и ас. . Философское учение о морали е развитии принципах нормах и роли в обществе. . Совокупность норм поведения обычно применительно к какойнибудь общественной гру...Толковый словарь русского языка
  131. этикаУдарение в слове этикаУдарение падает на букву эБезударные гласные в слове этика...Ударение и правописание
  132. этикаRzeczownik этика f etyka f этик m etyk m...Универсальный русско-польский словарь
  133. этикаот греч. ethika обычай нрав характер система универсальных нравственных ценностей и норм поведения которая базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения. В...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  134. этикафилософская дисциплина берущая свое начало еще в античности. Первоначальная этика как философия морали и нравственности является заслугой Сократа Платона Аристотеля Конфу...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  135. этикафилософская дисциплина о морали. Э. изучает нормы и правила морали моральные отношения в обществе нравственное сознание и нравственные ценности человека....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  136. этикагреч. ethos место общего пребывания нравы определенного сообщества теоретическая дисциплина преимущественно философского характера объектом изучения которой являютсй пр...Философия. Словарь по обществознанию
  137. "этика"ЭТИКА осн. соч. Спинозы. dd Философская Энциклопедия. В х т. М. Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова....Философская энциклопедия
  138. этикаЭТИКА наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю.От слова этос обозначавшего в гомеровской древности место обитания а в по...Философская энциклопедия
  139. этикаосн. соч. Спинозы....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  140. этикаот греч. ethika от ethosобычай нравственный характер учение о нравственности морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования пра...Философский энциклопедический словарь II
  141. этикагреч. ethika от ethos привычка нрав философская наука объектом изучения крой является мораль. Термин Э. был введен Аристотелем. Начиная с древности Э. было принято счит...Философский энциклопедический словарь
  142. этикаэтика этики этики этик этике этикам этику этики этикой этикою этиками этике этиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы биоэтика ифика...Формы слова
  143. этикаряд принципов правильного поведения регулирующих действия отдельной личности или профессиональной группы или же взгляды лежащие в основе таких принципов.Синонимы биоэтика...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  144. этикаТэк Кэт Кит Кат Итак Икт Акт Аки Этика Тик Эта Этак...Электронный словарь анаграмм русского языка
  145. этикаЭтика I . Предмет этики и ее основные направления. i II. Исторический очерк этических учений. i III. Этика как философская дисциплина. i I. Этикаi от греч. нрав или мор...Энциклопедический словарь
  146. этикаI. Предмет этики и ее основные направления.em II. Исторический очерк этических учений.em III. Этика как философская дисциплина.em I. Этикаem от греч. нрав или мораль...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  147. этикаЭТИКА полное название Этика показываемая геометрическими средствами трактат Спинозы . Книга Э. написана по строгой системе и состоит из определений аксиом постулатов тео...Энциклопедия История философии
  148. этикаЭТИКА греч. ethika от ethos нрав обычай характер образ мысли на уровне самоопределения теория морали видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни практиче...Энциклопедия История философии
  149. этикаЭтика греч.em ethos привычка обычай философская дисциплина изучающая мораль нравственность ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования...Энциклопедия культурологии
  150. этикаот греч. ethos нрав привычка англ. ethics нем. Ethik. . Учение о морали ее сущности структуре функциях законах ее истор. развитии и роли в обществ жизни. . Система норм...Энциклопедия социологии
  151. этиканачиная с Петра I см. Смирнов . Вероятно через польск. еtуkа из лат. ethica Квинтилиан от греч. мн. от ср. р. нрав обычай ср. Дорнзейф и сл. Позднегреч. произношение на ...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  152. этикаэтика этиканачиная с Петра I см. Смирнов . Вероятно через польск. еtуkа из лат. ethica Квинтилиан от греч. мн. от ср. р. нрав обычай ср. Дорнзейф и сл. Позднегреч. про...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)