Большая Советская энциклопедия II

ЭТИКА

(греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав)

философская наука, объектом изучения которой является Мораль,нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Э. выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
В восточной и античной мысли Э. была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. Афористическая форма таких нравоучений восходила к устной традиции, закреплявшей уже в позднеродовом обществе практически полезное для социального целого (общины, племени) в поведении отдельного индивида. Положения Э. выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в том числе человека, что было связано с космологическим характером восточной и античной философии. Характерно, что защита одной системы морали и осуждение другой базировались на противопоставлении «вечного закона природы» «человеческим установлениям» (Лао-цзы в Древнем Китае, Гесиод в Древней Греции и др.). Даже обращение к духовному миру личности (Будда, Сократ) приводило не к выделению Э. в самостоятельную теорию, а к нравственному осмыслению философского мироучения в целом.
В особую дисциплину Э. была выделена Аристотелем (ввёл и самый термин — в название работ «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»), который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства.Хотя центральной частью Э. у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие т. н. «вечные вопросы» Э.: о природе и источнике морали, о свободе воли (См. Свобода воли) и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости (См. Справедливость)и т. п.
От стоиков (см. Стоицизм) идёт традиционное разделение философии на три области — логику, физику (в т. ч. метафизику) и Э. Оно проходит через средние века и принимается философией Возрождения и 17 в. Это разделение принимается и И. Кантом, который лишь обосновывает его как разграничение учений о методе, природе и свободе (нравственности). Однако вплоть до нового времени Э. часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т. е. совпадала с философской антропологией (например, у французских просветителей, Д. Юма) или даже сливалась с натурфилософией (у Ж. Б. Робине,Б. Спинозы, главный труд которого — «Этика» — это учение о субстанции и её модусах). Такое расширение предмета Э. вытекало из трактовки её задач: Э. была призвана научить человека правильной жизни, исходя из его же собственной (естественной или божественной) природы. Поэтому Э. совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). Т. о., докантовская Э. неосознанно исходила из тезиса о единстве сущего и должного.
Кант подверг критике совмещение в Э. натуралистических и нравственных аспектов. По Канту, Э. — наука лишь о должном, а не о том, что есть и причинно обусловлено, она должна искать свои основания не в сущем, природе или общественном бытии человека, а в чистых внеэмпирических постулатах разума. Попытка Канта выделить специфический предмет Э. (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и общественной обусловленности морали. Вместе с тем «практическая философия» (каковой Кант считал Э.) оказалась неспособной решать вопрос о практической возможности осуществления обосновываемых ею принципов в реальной истории. Кантовское переосмысление предмета Э. получило широкое распространение в буржуазной Э. 20 в., причём если позитивисты исключают нормативную Э. из сферы научно-философского исследования, то этики-иррационалисты отрицают её возможность в качестве общей теории, относя решение нравственных проблем к прерогативам личного морального сознания, действующего в рамках неповторимой жизненной ситуации.
Марксистская Э. выделяет свой предмет принципиально иным способом, отвергая противопоставление «чисто теоретического» и «практического», поскольку всякое знание есть лишь сторона предметно-практической деятельности человека по освоению мира. Марксистское понимание Э. является многосторонним, включает нормативно-нравственные, исторические, логико-познавательные, социологические и психологические аспекты в качестве органичных моментов единого целого. Предмет марксистской Э. включает философский анализ природы, сущности, структуры и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определенной моральной системы (в составе нормативной Э. разрабатываются также проблемы профессиональной Э.), историю нравственного воспитания.
Главной проблемой Э. всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этических учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравственной оценки. В зависимости от того, в чём усматривалось основание морали, все имеющиеся в истории Э. учения можно отнести к двум типам. Первый включает теории, выводящие нравственные требования из наличной действительности человеческого бытия — «природы человека», естественных потребностей или стремлений людей, прирождённых им чувств или каких-либо фактов их жизни, рассматриваемых как самоочевидное внеисторическое основание морали. Теории этого типа обычно тяготеют к биоантропологическому детерминизму; содержат в себе элементы материализма (древнегреческие материалисты, Аристотель, Спиноза, Гоббс, французские материалисты 18 в., Утилитаризм,Л. Фейербах, русские революционные демократы), но часто в них преобладают тенденции субъективного идеализма (английская школа нравственного чувства 17—18 вв., Дж. Батлер; в современной буржуазной Э. — Дж. Дьюи, Р. Б. Перри, Э. Вестермарк, Э.Дюркгейм,В. Парето,У. Самнер и др.). В теориях другого типа основанием морали считается некоторое безусловное и внеисторическое начало, внешнее бытию человека. Это начало может пониматься натуралистически («закон природы» стоиков, закон «космической телеологии», эволюции органической жизни) или же идеалистически: «высшее благо» (Платон), абсолютная идея (Г. Гегель), божественный закон (томизм инеотомизм),априорный моральный закон (Кант), простые и самоочевидные идеи или отношения, не зависящие от природы мироздания (Кембриджские платоники). В истории Э. следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным основанием её требований является некий авторитет — божественный или личный.
В современной буржуазной Э. проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. В Интуитивизме основные моральные понятия считаются не связанными с природой всего сущего, а потому самоочевидными, недоказуемыми и неопровержимыми. Сторонники Неопозитивизма,противопоставляя «факты» и «ценности», приходят к выводу о невозможности научного обоснования моральных суждений. Представители Экзистенциализма считают, что сущность человека не имеет общих определений и поэтому не может дать основания для формулирования каких-либо конкретных нравственных принципов. Правда, в так называемой натуралистической Э. 1950—60-х гг. (Э. Эдел, Р. Брандт — США, и др.), выступающей против иррационализма и формализма в Э., основания морали выводятся из потребностей общественной жизни, данных антропологии, этнографии, социологических исследований.
Вопрос о природе морали в истории этической мысли иногда приобретал и другой вид: является ли нравственная деятельность по своей сущности целесообразной, служащей осуществлению каких-либо практических целей и достижению конкретных результатов, или же она целиком внецелесообразна, представляет собой лишь исполнение закона, требований некоторого абсолютного долженствования, предшествующего всякой потребности и цели. Эта же альтернатива облекалась в форму вопроса о соотношении в морали понятий внеморального блага и морально должного: либо требования долга основаны на том благе, которое может быть достигнуто (этой точки зрения придерживалось подавляющее большинство этиков), либо, наоборот, само понятие блага следует определять и обосновывать посредством должного (Кант, английские философы Ч. Брод, Э. Юинг). Первое решение обычно приводило к концепции так называемой консеквенциальной Э. (лат. consequentia — последствия), согласно которой моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практических результатов, к каким они приводят (Гедонизм, Эвдемонизм,утилитаризм и др.). Такое решение упрощало нравственную проблему: оказывались неважными мотивы поступка и следование общему принципу. Противники консеквенциальной Э. доказывали, что в морали важен в первую очередь мотив и сам поступок во исполнение закона, а не последствия (Кант); намерение, стремление, приложенные усилия, а не их результат, который не всегда зависит от человека (Д. Росс, Э. Кэррит, Великобритания); важно не содержание действия, а то, в каком отношении к нему стоит его субъект (то, что выбор совершен свободно, — Ж. П. Сартр;что человек критически относится к самым моральным своим действиям и побуждениям, каковы бы они ни были, — К. Барт,Э. Бруннер).
Наконец, вопрос о природе морали в истории Э. часто выступал в виде вопроса о характере самой нравственной деятельности, соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека. От древности до наших дней в Э. прослеживаются две противоположные традиции: гедонистически-эвдемонистическая и ригористическая. В первой проблема основания морали сливается с вопросом о путях реализации нравственных требований. Так как мораль выводится здесь из «естественной» природы человека и его жизненных запросов, то предполагается, что люди в конечном счёте сами заинтересованы в осуществлении её требований. Эта традиция достигла своего апогея в концепции «разумного эгоизма». Однако в истории классово антагонистического общества требования морали часто вступали в острое противоречие с устремлениями индивида. В нравственном сознании это отразилось в виде мысли об извечном конфликте между склонностью и долгом, практическим расчётом и возвышенным мотивом, а в Э. послужило основой для второй традиции, в русле которой находятся этические концепции стоицизма, кантианства, христианства, восточных религий. Представители этой традиции считают невозможным исходить из «природы» человека и истолковывают мораль как нечто изначально-противоположное практическим интересам и естественным склонностям людей. Из этого противопоставления вытекало аскетическое понимание моральной деятельности как сурового подвижничества и подавления человеком своих естественных побуждений, с этим же была связана и пессимистическая оценка нравственной дееспособности человека. Идеи невыводимости морального начала из бытия человека, о невозможности найти основание морали в сфере сущего вылились в философско-теоретическом плане в концепцию автономной этики (См. Автономная этика),которая в буржуазной Э. 20 в. выразилась в отрицании социально-целесообразного характера нравственной деятельности (экзистенциализм, протестантская неортодоксия и др.). Особую трудность для немарксистской Э. представляет проблема соотношения общечеловеческого и конкретно-исторического в морали: конкретное содержание нравственных требований либо понимается как вечное и универсальное (этический абсолютизм), либо в нём усматривается нечто лишь частное, относительное, преходящее (этический релятивизм).
Опираясь на предшествующую историю развития этической мысли, марксистская Э. возводит на новую ступень традиции материализма и гуманизма в Э. в силу органического соединения объективного изучения законов истории с признанием действительных интересов и вытекающих отсюда жизненных прав человека. Основание морали — нравственных идей, целей и устремлений — марксистская Э. усматривает в конечном итоге в объективных законах поступательного развития человечества. Благодаря социально-историческому подходу к анализу морали, марксистская Э. преодолевает антитезу этического релятивизма и абсолютизма. Та или иная классовая мораль выражает положение различных социальных групп в процессе общественного производства культуры и её исторического развития и в конечном счёте так или иначе отражает и объективные законы истории. При этом, если общественная позиция данного класса исторически прогрессивна и, особенно, если это позиция трудящихся масс, испытывающих на себе гнёт эксплуатации, неравенства, насилия, а потому объективно заинтересованных в установлении более гуманных, равноправных и свободных отношений, то данная мораль, оставаясь классовой, вносит вклад в нравственный прогресс общества в целом, формирует элементы общечеловеческой нравственности. Особенно это относится к революционной морали рабочего класса, который, «... исходя из своего особого положения, предпринимает эмансипацию всего общества» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 425), впервые ставит цель уничтожения классов вообще и тем самым утверждения действительно общечеловеческой нравственности. Таким образом, конкретно-исторический подход марксистской Э. к явлениям морали только и позволяет понять соотношение частных, классовых точек зрения в морали с едиными законами поступательного развития нравственности, выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса.
В решении вопросов морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознаёт общие моральные принципы и идеалы общества (или революционного движения) и отражённую в них историческую необходимость. Объективность нравственного основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встаёт проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали ещё не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции». Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.
Это определяет и постановку вопроса о нравственном критерии в марксистской Э. Законы исторического развития обусловливают содержание нравственных идей лишь в самом общем виде, не предопределяя их специфической формы. Поскольку всякая конкретно-целесообразная общественная деятельность предписывается и оценивается моралью с точки зрения исполнения единого для всех людей и множества частных ситуаций закона — нормы, принципа, идеала, которые выступают как собственно моральные критерии, это означает, что экономические, политические, идеологические и другие конкретные задачи не только не предопределяют решения каждой отдельной нравственной проблемы, но, напротив, способы и методы осуществления этих задач оцениваются моралью с точки зрения критериев добра, справедливости, гуманности, честности и т. д. Относительная самостоятельность этих критериев вовсе не в том, что они происходят из какого-либо другого источника, чем конкретные общественные потребности, а в том, что они отражают эти потребности в наиболее универсальном виде и имеют в виду не просто достижение некоторых особых целей, а разносторонние потребности общественной жизни на данной ступени её культурного развития. Поэтому моралью иногда воспрещаются и осуждаются действия, которые могут представляться наиболее эффективными и целесообразными с точки зрения текущего момента, частных задач того или иного конкретного дела.
Встречаясь с этим противоречием, этики-немарксисты обычно либо склоняются к прагматически-утилитарной трактовке нравственных критериев, либо усматривают извечный конфликт между требованиями морали и целесообразности, нравственности и политики (экономики). В действительности же это противоречие не имеет абсолютного характера, а само является выражением определенных социально-исторических противоречий. В ходе прогресса общества и особенно революционных преобразований каждый раз обнаруживалось, что требования общественной целесообразности, рассматриваемые с точки зрения общих перспектив поступательного развития общества, в конечном итоге совпадают с критериями справедливости, свободы, гуманности, коль скоро нравственное сознание масс выражает их в перспективно-исторической, а потому наиболее универсальной форме. Утилитарный, конъюнктурный подход к решению конкретных задач не только противоречит требованиям коммунистической нравственности, но и является политически недальновидным, нецелесообразным с точки зрения более широких и отдалённых общественных целей и последствий. Понимание нерасторжимого единства общесоциального и морального позволяет марксистской Э. впервые рационально разрешить противоречие между моралью и политикой, между целями и средствами, практическими нуждами и нравственными требованиями, общественной необходимостью и критериями гуманности, между общим моральным принципом и частной целесообразностью. Марксистской Э. равно чужды как дух утилитаризма, так и точка зрения абсолютного морализирования, претендующая на «высший» нравственный суд над объективной необходимостью законов истории.
Марксистская Э. разрешает и традиционную альтернативу мотива и деяния в оценке нравственной деятельности. Моральный поступок человека всегда должен оцениваться как целостный акт, как единство цели и её осуществления, помысла и свершения. Но это возможно только в том случае, если поступок рассматривается как частный момент всей общественной деятельности человека. Если применительно к отдельному действию его достоинство проявляется лишь через его социально-полезный или вредный результат, то при анализе всей линии поведения человека (индивида или же общественной группы, партии) вскрываются и становятся очевидными мотивы действий, преследуемые цели, общее отношение данного субъекта к обществу в целом, различным классам, окружающим людям. Такой подход к проблеме позволяет марксистской Э. преодолеть традиционное противопоставление «внешнего» деяния как очевидного для окружающих и «внутреннего» побуждения как недоступного для достоверного знания других людей. Реальная проблема соотношения мотива и деяния в оценке приобретает вид связи между общим и частным в поведении, отдельным поступком и всей нравственной деятельностью.
Марксистская Э. преодолевает и другие традиционные альтернативы моральных учений — гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма, морали спонтанного стремления и ригористической морали долга. Раскрывая истоки этой альтернативы, заключенные в противоречивой природе антагонистического общества, наличии в нем противоположных интересов, марксистская Э. ставит эту проблему не в моралистическом плане нравственной проповеди наслаждения или аскетизма, а в социально-историческом плане практического устранения их противоположности как абсолютной и универсальной. «... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренней идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). Выбор между выполнением внешней обязанности и осуществлением внутренней потребности должен всегда совершаться в зависимости от решения другого вопроса — нахождения наиболее адекватных путей сочетания в каждом конкретном случае общественных и личных интересов, так чтобы в конечном итоге вырисовывалась историческая перспектива приведения их к единству. Движение к этой цели и является нравственным оправданием самопожертвования, необходимость в котором возникает в противоречивых и кризисных ситуациях. Таков путь к научному, марксистскому решению проблемы гуманизма.
Таким образом, решение этих проблем в марксистской Э. не является чисто теоретическим устранением заблуждений этической мысли прошлого. В отличие от всей предшествующей и современной буржуазной Э., исходящей из констатации существующих отношений и противоречий (которые либо апологетически оправдываются, либо просто осуждаются), марксистская Э. исходит из исторической необходимости преодоления этих противоречий, что и определяет действенно-практический характер марксистской Э.
В системе категорий марксистской Э. воссоздается структура морали как целостного общественного образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания, которые отражают три основные стороны морали — содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственной мотивации; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности общественных связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование. Категория нравственной деятельности включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая линия поведения индивида (в т. ч. нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом. Анализ структуры нравственных отношений и нравственного сознания позволяет установить соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющиеся каждый раз иным содержанием.
По-разному определяя конкретные функции морали и их число, большинство исследователей-марксистов считает важнейшими функциями морали регулятивную (в специфической оценочно-императивной форме), познавательно-ориентационную и воспитательную.
В 60—70-е гг. значительно возросло число марксистских исследований по проблемам Э. и морали (работы, посвященные марксистской Э. в целом и ее отдельным проблемам, раскрытию гуманистического смысла идей коммунистической нравственности, нравственным аспектам коммунистического воспитания, критике современной буржуазной морали и Э.). Практическое значение Э. для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в тесном взаимодействии с другими науками — социологией, психологией, теорией общественного воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд пограничных проблем.
Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; Маркс К., Морализующая критика и критизирующая мораль, там же, т. 4; Ленин В. И., О коммунистической нравственности, 3 изд., М., 1969; Иодль Ф., История этики в новой философии, пер. с нем., т. 1—2, М., 1896—98; Шишкина. Ф., Из истории этических учений, М., 1959; Селиванов Ф. А., Этика, Томск, 1961; Марксистская этика. Хрестоматия, М., 1961; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики. М., 1963; его же, Курс лекций по марксистско-ленинской этике, М., 1974; Актуальные проблемы марксистской этики. Сб. ст., Тб., 1967; Очерк истории этики, М., 1969; Шварцман К. А., Теоретические проблемы этики, М., 1969; ее же, Новые тенденции в развитии современной буржуазной этики, М., 1977; Бандзеладзе Г., Этика, 2 изд., Тб., 1970; Этическое и эстетическое, [Л.], 1971; Гумницкий Г. Н., Основные проблемы теории морали, Иванове, 1972; Анисимов С. Ф., Марксистско-ленинская этика, ч. 1 — Этика как философская наука, М., 1972; Федоренко Е. Г., Основы марксистско-ленинской этики, 2 изд.. К., 1972; Харчев А. Г., Яковлев Б. Д., Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР, Л., 1972; Предмет и система этики, София, 1973; Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974; его же, Проблемы нравственности, М., 1977; Гусейнов А. А., Социальная природа нравственности, М., 1974; Титаренко А. И., Структуры нравственного сознания, М., 1974; Мораль и этическая теория, М., 1974; Основы марксистско-ленинской этики, Минск, 1974; Марксистская этика, М., 1976; Очерки истории русской этической мысли, М., 1976; Sidgwick Н., Outlines of the history of Ethics, 5 ed., L., 1906; Dittrich O., Geschichte der Ethik, Bd 1—4, Lpz., 1923—32; BroadG. D., Five types of ethical theory, Paterson, 1959; HiII Th. Е., Contemporary ethical theories, N. Y., 1960; Reiner H., Die philosophische Ethik, ihre Fragen und Lehren in Geschichte und Gegenwart, Hdlb., 1964. см. также лит. при ст. Мораль.
О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов.

  1. этиканаукаstrong правильный поведение личностьstrong этика наука о морали. этичный поступок. см. душа долженствование strongЦЕЛОСТНОСТЬ общение заповедьstrong характер чег...Идеографический словарь русского языка
  2. этикаАморальный мораль негативный пакт позитивный эволюция этика. Своеобразной чертой русского языка в его отношении к другим языкам является самостоятельное развитие тех поня...История слов
  3. этикаУчение о морали ее сущности истории развития и о нормах поведения человека для данного класса общественной или профессиональной группы....Адаптивная физическая культура
  4. этикаНРАВСТВЕННОСТЬ ЭТИКА МОРАЛЬ см.также ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ . ДОБРО ЗЛО ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ Две веши наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. этика. Учение о морали как одной из форм общественного сознания о ее сущности роли законах развития. Одна из форм идеологии. . Совокупность система норм нравственного поведен...Большая психологическая энциклопедия
  6. этикагреч. ethos обычай характер . философское учение о морали причинах и условиях возникновения моральных норм сущности а также понятийных и императивных е форм. Предметом ...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. этикаж. etica профессиональная этика etica professionale Итальянорусский словарь. Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. этикаэтикаSittenlehreСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. этикаж учение о моралиem Ethik f норма поведенияem Ethos n неизм. Ethik f Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы э...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. этикаэтика ж . учение о морали Ethik f . норма поведения Ethos n неизм. Ethik fСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. этикаж.tica f...Большой русско-испанский словарь
  12. этикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  13. этикаж. thique f врачебная этика thique mdicale...Большой русско-французский словарь
  14. этикаethics . Моральный кодекс человека или общества. . Раздел философии определяющий как необходимо действовать чтобы быть нравственным. Можно выделить две преобладающие шко...Большой толковый социологический словарь
  15. этикаот греч. ethos нрав привычка англ. ethics нем. Ethik. . Учение о морали ее сущности структуре функциях законах ее истор. развитии и роли в обществ жизни. . Система но...Большой толковый социологический словарь II
  16. этикаж.thique fврачебная этика thique mdicale биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. этикагреч. ethika от ethos обычай нрав характер философскаядисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особойобласти исследования термин впервые употребляетс...Большой энциклопедический словарь II
  18. этикаЭТИКА греч. ethika от ethos обычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые упот...Большой Энциклопедический словарь V
  19. этикаEn. Ethics Чтение этой работы ясно показывает что практика гипноза ставит этические проблемы и эти проблемы очень различаются для традиционного и для нового гипноза. Не с...Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  20. этикаОсновные положения концепции Динамической психиатрии а человеку органически свойственна изначально конструктивная агрессия б что человека надо понимать как существо котор...Глоссарий терминов динамической психиатрии
  21. этикаот греч. ethos нрав обычай философская дисциплина объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования основания этих систем и логическая структ...Глоссарий философских терминов
  22. этикагреч.обычай философская наука изучающая мораль нравственность. Термин этика был введен Аристотелем впервые выделившим этику в особую дисциплину. Однако этические проблемы...Евразийская мудрость от А до Я
  23. этикагреческое ethike от ethos обычай нрав характер философская наука изучающая мораль нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. этикаФилософской дисциплины подобной европ. Э. т. е. аstrong позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка деяния характера нрава и пр. и бstrong созидающей нормативны...Индуизм
  25. этикаЭТИКА и ж. thique f. нем. Ethik ampLT лат. ethica ampLTгр. ethos обычай характер. strong. Наука о нравственности о правилах поведения человека как форме общественного соз...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  26. этикафилософской учение о морали....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  27. этикагреч. ethika от ethos нрав обычай характер образ мысли на уровне самоопределения теория морали видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни практически на пр...История философии
  28. этикаЭТИКАstrongгреч. ethika от ethos нрав обычай характер образ мысли на уровне самоопределения теория морали видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни пра...История философии II
  29. этикаэтика партиялык этика партийная этика врачтык этика врачебная этика....Киргизско-русский словарь
  30. этикасм. церемонииСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  31. этиканаука высшая теория управления обществом и человеком. Этика прошлого это некий практический компромисс жизни между внешним и внутреннем отношением людей. Этика неявное ...Краткий критериологический словарь
  32. этикаот греч. ethos нравственный характер область философских исследований где определяют что является добром в его отличии от зла какие поступки человека нравственно оправдан...Краткий религиозно-философский словарь
  33. этикаСовокупность принципов человеческого поведения называемая иногда не совсем правильно моралью. С этикой связано несколько заблуждений. . Согласно одному из них существует ...Краткий философский словарь предрассудков
  34. этикаэтика...Крымскотатарско-русский словарь II
  35. этикаЭтика ethica...Латинский словарь
  36. этикаи ж.em Философская наука объектом изучения которой является мораль нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений.Гегелевская этика. Мат...Малый академический словарь
  37. этикакорень ЭТИК окончание А Основа слова ЭТИКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЭТИК А Слово Этика содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  38. этикаНачальная форма Этика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  39. этикаethics раздел философии изучающий мораль как одну из форм обществ сознания ее сущность законы историч. развития и роль в обществ жизни. Этич. теория в строгом смысле не я...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  40. этикаЭТИКА греч. ethos нрав обычай привычка проблемная сфера философии философская дисциплина объектом изучения которой является мораль нравственность. Содержательные и форм...Новейший философский словарь
  41. этикагреч. ethos нрав обычай привычка проблемная сфера философии философская дисциплина объектом изучения которой является мораль нравственность. Содержательные и формальные...Новейший философский словарь II
  42. этикаEn. Ethics Чтение этой работы ясно показывает что практика гипноза ставит этические проблемы и эти проблемы очень различаются для традиционного и для нового гипноза. Не с...Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  43. этикаэтика ж. Философское учение о морали ее принципах развитии и роли в обществе. Совокупность норм поведения мораль какойл. общественной группы организации и т.п....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  44. этикаот гр. ethos нравы наука о моральных принципах. Слово мораль в частности обозначает собой применение этих принципов в индивидуальных жизненных поступках. См. Мораль....Новый философский словарь
  45. этикавыясняет место морали в системе различных общественных отношений анализирует ее природу и внутреннюю структуру изучает происхождение и историческое развитие моральных уче...Нравственное развитие взрослого человека
  46. этикаОтрасль философии изучающая то что считается допустимым в человеческом поведении что есть хорошо или плохо правильно или неправильно в человеческом поведении преследующем...Оксфордский толковый словарь по психологии
  47. этикаОтрасль философии изучающая то что считается допустимым в человеческом поведении что есть хорошо или плохо правильно или неправильно в человеческом поведении преследующем...Оксфордский толковый словарь по психологии
  48. этикаэтика этика и...Орфографический словарь
  49. этикаu ж биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Орфографический словарь русского языка
  50. этикаэтика деп...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  51. этикагреч. ethika от ethikos касающийся нравственности выражающий нравственные убеждения ethos привычка обыкновение нрав философская наука объектом изучения которой является...Основные термины, глоссарий образовательных технологий
  52. этикалат. нрав обычай ветвь философского знания исследующего природу морали и нравственности законы их исторического развития и роли в общественной жизни. Этика рассматривае...Основы духовной культуры
  53. этикапрактическая философская наука о морали нравственности. Понятие этический от которого происходит Э. образовано Аристотелем на основе слова этос. По аналогии с термином эт...Педагогический терминологический словарь
  54. этикаполитическая одно из важнейших начал политики позволяющих оценить цели методы способы функционирования власти деятельность участников политического процесса с позиций мо...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  55. этикаэтика этики этики этик этике этикам этику этики этикой этикою этиками этике этиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  56. этикаОрфографическая запись слова этика Ударение в слове этика Деление слова на слоги перенос слова этика Фонетическая транскрипция слова этика [этк] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  57. этикадисциплина предметом изучения которой является мораль и нравственность. Приказ Минобразования РБ от . г. N...Право Белоруссии - Понятия, термины, определения
  58. этикафилософская наука предметом которой являются моральное сознание и нравственное поведение людей в их сложности и исторической изменчивости. Основателем этики как прикладно...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  59. этикагреч. ethika от ethos обычай нрав характер учение о морали нравственности о ее нормах и роли в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии термин Арис...Профессиональное образование
  60. этикасовокупность моральных принципов поддерживаемых обществом группой или индивидуумом....Психология общения
  61. этикалат ethica от греч etmke techп наука и искво нравственности учение о нравственности морали Термин Э введен Аристотелем крый поместил Э между учением о душе психологией и...Российская педагогическая энциклопедия
  62. этикаэтика иСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русский орфографический словарь
  63. этикаж. ethics...Русско-английский медицинский словарь
  64. этикаж.ethics deontology morality moral philosophy абсолютная этика координированная этика медицинская этика профессиональная этика сексуальная этика трудовая этика этика диск...Русско-английский психологический словарь
  65. этикаэтика ж.iethics...Русско-английский словарь
  66. этикаэтика ж. ethics....Русско-английский словарь II
  67. этикаethics...Русско-английский словарь по электронике
  68. этикаethics...Русско-английский словарь политической терминологии
  69. этикасущ.нарушать профессиональную этикау особ. в отношении недобросовестной медицинской или юридической практикиem to commit malpracticeгрубейшее нарушение профессиональной ...Русско-английский юридический словарь
  70. этикаN...Русско-армянский словарь
  71. этикаэтыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  72. этикаэ Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-ивритский словарь
  73. этикаtica...Русско-испанский юридический словарь
  74. этикаetica...Русско-итальянский медицинский словарь
  75. этика. этика мнезлы жайындаы лм. этика мнезлы нормалары врачебная этика дргерлк этика...Русско-казахский словарь
  76. этикаэтика деп...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  77. этикаэтика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  78. этикаж. . филос. этика кишинин кулкмнз жрмтуруму жнндг философиялык окуу бул идеологиянын формаларынын бири болуп эсептелет . этика адеп сылыктыктын тартиптин нормасы партийна...Русско-киргизский словарь
  79. этикафилос. lnlxu моральem dodкоммунистическая этика неэтичный биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-китайский словарь
  80. этикаahlq etika наука ahlqiyat ahlq ilmi etika...Русско-крымскотатарский словарь
  81. этикаахлякъ этика наука ахлякъият ахлякъ ильми этика...Русско-крымскотатарский словарь II
  82. этикаtika...Русско-латышский словарь
  83. этикас суртахууны...Русско-монгольский словарь
  84. этикаж. Ethik f....Русско-немецкий словарь
  85. этикаEthik...Русско-немецкий юридический словарь
  86. этикаэтикаж ....Русско-новогреческий словарь
  87. этикаetikk sedelre биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-норвежский словарь
  88. этика...Русско-персидский словарь
  89. этикаetyka...Русско-польский словарь
  90. этикажtica f биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-португальский словарь
  91. этикаЭтикаsayansi ya maadili elimu ya maadili utakatifu ед.em adabu elimu ya adabu...Русско-суахили словарь
  92. этикаэтика илми ахло...Русско-таджикский словарь
  93. этикаetikahlakbilim учениеem etika ahlak bilimi моральem ahlak Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русско-турецкий словарь
  94. этикаaxloq...Русско-узбекский словарь Михайлина
  95. этикаfemetiikka siveysoppi...Русско-финский словарь
  96. этикаethos etika mravouka tos...Русско-чешский словарь
  97. этикасущ.жен. этика этеплх мораль принципсемпе нормисене тпчекен йслйлйх. этеплх мораль нормисем врачебная этика врачн мораль нормисем...Русско-чувашский словарь
  98. этикаetik.strong etik...Русско-шведский словарь
  99. этика.strong eetika.strong klblus klbluspetus moraalipetus...Русско-эстонский словарь
  100. этикаэтикаСинонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Русское словесное ударение
  101. этикаот гр. ethos нравы наука о моральных принципах. Слово мораль в частности обозначает собой применение этих принципов в индивидуальных жизненных поступках. См. Мораль....Сверхкраткий философский словарь
  102. этикаЭтика Воспитаниеstrong Величие Гений Здравый смысл Идеал Манеры Мнение Мораль Помощь Поступок Привычка Репутация Совет Тайна Талант Характер Достоинстваstr...Сводная энциклопедия афоризмов
  103. этикагреч. ethika от ethos обычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность то же что мораль.Источник Словарь сексуальных терминов биоэтика ифика м...Сексологическая энциклопедия
  104. этикагреч.em Названием и выделением в особую научную дисциплину Э. обязана Аристотелю но основы ее были заложены еще Сократом. Первые этич. размышления можно встретить уже в и...Словарь античности
  105. этикаот гр. ethos обычай . Совокупность норм поведения мораль какойлибо общественной или профессиональной группы. . Философское учение о моралиСловарь бизнестерминов.Академик...Словарь бизнес терминов
  106. этикаМоральная наука...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  107. этикаЭТИКА [лат. ethica lt гр. ethos обычай характер] совокупность принципов и норм поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде учение о морали нравственн...Словарь иностранных слов русского языка
  108. этикаобычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем....Словарь исторических терминов
  109. этикаот греч. ethike от ethos обычай нрав характер философская наука изучающая мораль нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философ...Словарь конфликтолога
  110. этикаEthics Ethik система моральных установок и требований. Юнг полагал что нравственный закон отдельного человека выражает психический факт который возможно подвергся рефлек...Словарь по аналитической психологии
  111. этикаот греч. ethos что означает образ жизни поведение обычай наука имеющая своим объектом цель человеческой жизни нравственную жизнь человека то есть его свободное поведение...Словарь по биомедицинской этике
  112. этикагреч. ethika от ethos обычай философская наука объектом изучения крой является мораль. Э. одна из древн. теоретических дисциплин возникшая как часть философии в период ст...Словарь по этике
  113. этикаУчение о нравственности морали как одной из форм общественного сознания о ее закономерностях и роли в общественной и личной жизни человека. Совокупность принципов и норм...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  114. этикагреч. ethika от ethos нрав обычай характер образ мысли на уровне самоопределения теория морали видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни практически на...Словарь постмодернизма
  115. этикаэтика мораль нравственность моральный кодекс этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Ру...Словарь синонимов II
  116. этикаэтика мораль нравственность моральный кодекс этические нормы...Словарь синонимов
  117. этикаЭтика принципы отделяющие правильное поведение от неправильного.Синонимы биоэтика ифика мораль моральный кодекс наноэтика нравственность философия этические нормы эфика...Словарь терминов антикризисного управления
  118. этикасистема норм нравственного поведения человека профессиональнойгруппы....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  119. этикагреч. касающийся нравственности выражающий нравственные убеждения привычка обыкновение нрав филос. наука объектом изучения крой является мораль нравственность как форма о...Советский философский словарь
  120. этикаЭТИКА греческое ethike от ethos обычай нрав характер философская наука изучающая мораль нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление ф...Современная энциклопедия
  121. этикаЭТИКА греч . ethika от ethos обычай нрав характер философская дисциплина изучающая мораль нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые упот...Современный энциклопедический словарь
  122. этикаEthics. Исследование нравственной природы человека ставящее своей целью определить каковы его обязанности и средства позволяющие их выполнять. Подобно некрым другим облас...Теологический энциклопедический словарь
  123. этикафилософская наука изучающая мораль. Иногда слово этика является синонимом понятий мораль и нравственность. В древности этику понимали как практическую философию. Этически...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  124. этикаучение о нравах нравственности мораль Этическийstrong к этике к нравам относящийся Ср.em Кричим мы громко этика!em Но царствует шантаж Расчет и арифметикаВ итоге авант...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  125. этикаЭтикаstrong учене о нравахъ нравственности мораль. Этическйem къ этик къ нравамъ относщйся. Ср.em Кричимъ мы громко этика!em Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариметика...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  126. этикаэтика [лат. ethica lt гр. ethos обычай характер] учение о морали как одной из форм общественного сознания ее сущности законах ее исторического развития и роли в обществ...Толковый словарь иностранных слов
  127. этикаЭТИКА и ас. . Философское учение о морали ее развитии принципахнормах и роли в обществе. . Совокупность норм поведения обычноприменительно к какойн. общественной группе. ...Толковый словарь Ожегова
  128. этикаЭТИКА этики мн. нет ж. от греч. йthos обычай. . Философское учение о нравственности о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика. Канта. Материали...Толковый словарь русского языка II
  129. этикаЭТИКА и ас. . Философское учение о морали ее развитии принципах нормах и роли в обществе. . Совокупность норм поведения обычно применительно к какойн. общественной группе...Толковый словарь русского языка II
  130. этикаЭТИКА и ас. . Философское учение о морали е развитии принципах нормах и роли в обществе. . Совокупность норм поведения обычно применительно к какойнибудь общественной гру...Толковый словарь русского языка
  131. этикаУдарение в слове этикаУдарение падает на букву эБезударные гласные в слове этика...Ударение и правописание
  132. этикаRzeczownik этика f etyka f этик m etyk m...Универсальный русско-польский словарь
  133. этикаот греч. ethika обычай нрав характер система универсальных нравственных ценностей и норм поведения которая базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения. В...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  134. этикафилософская дисциплина берущая свое начало еще в античности. Первоначальная этика как философия морали и нравственности является заслугой Сократа Платона Аристотеля Конфу...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  135. этикафилософская дисциплина о морали. Э. изучает нормы и правила морали моральные отношения в обществе нравственное сознание и нравственные ценности человека....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  136. этикагреч. ethos место общего пребывания нравы определенного сообщества теоретическая дисциплина преимущественно философского характера объектом изучения которой являютсй пр...Философия. Словарь по обществознанию
  137. "этика"ЭТИКА осн. соч. Спинозы. dd Философская Энциклопедия. В х т. М. Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова....Философская энциклопедия
  138. этикаЭТИКА наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю.От слова этос обозначавшего в гомеровской древности место обитания а в по...Философская энциклопедия
  139. этикаосн. соч. Спинозы....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  140. этикаот греч. ethika от ethosобычай нравственный характер учение о нравственности морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования пра...Философский энциклопедический словарь II
  141. этикагреч. ethika от ethos привычка нрав философская наука объектом изучения крой является мораль. Термин Э. был введен Аристотелем. Начиная с древности Э. было принято счит...Философский энциклопедический словарь
  142. этикаэтика этики этики этик этике этикам этику этики этикой этикою этиками этике этиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы биоэтика ифика...Формы слова
  143. этикаряд принципов правильного поведения регулирующих действия отдельной личности или профессиональной группы или же взгляды лежащие в основе таких принципов.Синонимы биоэтика...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  144. этикаТэк Кэт Кит Кат Итак Икт Акт Аки Этика Тик Эта Этак...Электронный словарь анаграмм русского языка
  145. этикаЭтика I . Предмет этики и ее основные направления. i II. Исторический очерк этических учений. i III. Этика как философская дисциплина. i I. Этикаi от греч. нрав или мор...Энциклопедический словарь
  146. этикаI. Предмет этики и ее основные направления.em II. Исторический очерк этических учений.em III. Этика как философская дисциплина.em I. Этикаem от греч. нрав или мораль...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  147. этикаЭТИКА полное название Этика показываемая геометрическими средствами трактат Спинозы . Книга Э. написана по строгой системе и состоит из определений аксиом постулатов тео...Энциклопедия История философии
  148. этикаЭТИКА греч. ethika от ethos нрав обычай характер образ мысли на уровне самоопределения теория морали видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни практиче...Энциклопедия История философии
  149. этикаЭтика греч.em ethos привычка обычай философская дисциплина изучающая мораль нравственность ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования...Энциклопедия культурологии
  150. этикаот греч. ethos нрав привычка англ. ethics нем. Ethik. . Учение о морали ее сущности структуре функциях законах ее истор. развитии и роли в обществ жизни. . Система норм...Энциклопедия социологии
  151. этиканачиная с Петра I см. Смирнов . Вероятно через польск. еtуkа из лат. ethica Квинтилиан от греч. мн. от ср. р. нрав обычай ср. Дорнзейф и сл. Позднегреч. произношение на ...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  152. этикаэтика этиканачиная с Петра I см. Смирнов . Вероятно через польск. еtуkа из лат. ethica Квинтилиан от греч. мн. от ср. р. нрав обычай ср. Дорнзейф и сл. Позднегреч. про...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)