Словарь постмодернизма

КАНДИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1866- 1944) - русский живописец и график, теоретик искусства, основоположник абстракционизма в искусстве 20 в., педагог, общественный деятель. Окончил одесскую гимназию и юридический факультет Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством А.И.Чупрова. Был приглашен в Дерптский (ныне Тартусский) университет, но отказавшись от предложения и от научной карьеры, резко изменил свои интересы и в 1897 уехал в Мюнхен учиться живописи, где близко сошелся на основе общности творческих интересов с П.Клее, Ф.Марком, А.Шенбергом и др. В 1912 участвовал в выпуске альманаха "Синий всадник", явившегося важнейшим документом, освещающим истоки искусства модернизма и его философско-эстетические установки. В Мюнхенский период написаны важнейшие теоретические работы К. "О духовном в искусстве" (1912), "Ступени" (1913). В 1914-1921 К. живет и работает в Москве, является профессором ГСХМ, соучредителем Института художественной культуры, вице-президентом Академии художественных наук, в 1921 К. уезжает в Берлин, в 1922 - в Веймар, в 1922-1933 является профессором Баухауза. В 1926 К. выпускает книгу "Точка и линия на плоскости". В 1933 году К. переезжает в Париж, где живет до конца жизни. Главные вопросы, поднимаемые в теоретических работах К., - о назначении искусства и целях творческой деятельности - органично вписываются в общий контекст развития философско- эстетической мысли начала 20 в., актуализирующей проблему смысла творчества. Для К. искусство - это способ проникновения в сферу духовного и его воплощения в художественных формах. Такое понимание, по мысли К., ведет к необходимости отказа от предметности и к выработке нового, "чистого" языка живописи - языка абстрактных форм. Духовная жизнь человечества представляется К. в виде остроконечного треугольника, разделенного на неравные части. В нижних частях духовные интересы не являются преобладающими, они начинают доминировать по мере приближения к вершине, но круг людей, живущих ими, сужается. На вершине остается один "великий обреченный", которого не понимает большинство обитателей нижних частей треугольника. Треугольник, по К., не пребывает в статичном состоянии, его динамика отражает духовый рост человечества: там, где находится вершина "сегодня", завтра будет нижняя часть и т.д. В истории культуры, согласно К., бывают периоды, когда доминируют низшие секции треугольника, а его динамика создает впечатление движения вниз и назад. Это периоды преобладания материальной предметности в искусстве. Эпоха господства натурализма в искусстве совпадает у К. с эпохой позитивизма в науке. В кризисные периоды, когда сотрясаются религиозные, научные и нравственные устои, человек обращает взор внутрь себя. Сферами, наиболее остро воспринимающими поворот к духовному, являются литература, музыка и искусство. Стремление к нереалистическому и абстрактному в искусстве, к своей внутренней природе рассматривается К. как следование словам Сократа "Познай самого себя". В теории К. выражена тенденция к синтезу всех видов искусства и их художественно-изобразительных средств, передающих те или иные духовные состояния. Наиболее часты, как отмечал К., сопоставления цвета в живописи и звука в музыке: голубой - флейта, синий - виолончель, темно-синий - контрабас, глубокий синий - орган и т.д. Посредством абстрактных форм, "чистых" красок и звуков искусство может воздействовать на душу человека: "Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многоцветный рояль. Художник есть рука, которая посредством вибраций целесообразно приводит в движение человеческую душу". Таким образом, теоретические и художественые поиски К. были направлены на создание языка искусства, не отражающего предметный мир, а создающего образ духовного универсума. Согласно его теории, художник должен подниматься по ступеням, на которых накапливается сначала визуальный опыт, затем образный опыт, после чего возможен переход к опыту мыслительному, и лишь высшая ступень - ступень духовного опыта - открывает путь к абстрактному искусству. На творчество К. значительное влияние оказала научно-философская мысль 20 в. Разложение атома, теория Эйнштейна вызвали к жизни идею "четвертого измерения", воплощенную в искусстве авангарда как уход в идеальный мир. У К. она выразилась в создании образа исчезающей материи - отклика на вопрос о конечности и бесконечности вселенной, а также в новаторских поисках способов интерпретации пространства. Абстрактные полотна К. обнаруживают генетическую связь с идеями русского космизма, в частности, с идеями Вернадского. Связующим звеном между философией космизма и творчеством К. явилась его способность усматривать пред-жизнь в мертвой природе и переносить это на "космическую материю", что воплощается в живописной теме сопоставления больших и малых миров в живописных композициях и сериях гравюр. Творчество К. - вариант модели "ноосферы" Вернадского или "пневматосферы" Флоренского. Положением, сближающим эстетические установки К. и Флоренского, является также убеждение в том, что художественные образы приходят во сне: любая форма, по мнению К., сначала явлена, затем достроена по строгим законам. Таким образом, согласно К., утверждается онтологичность первичной формы. В поздний (парижский) период творчества К. испытал влияние сюрреализма, в результате чего замечается частичное его возвращение к предметности, выраженное в появлении зооморфных форм, что в целом не меняет его творческих ориентации. К. развивает идеи, высказанные в "Точке и линии на плоскости", согласно которым круг и точка являются источником многообразия формотворческих образований, подобно тому, как в результате биологического развития из простых существ возникают высокоорганизованные существа. В парижский период К. создает своеобразный вариант эстетического платонизма, в котором все формы имеют равное право на существование. К. оказал огромное влияние на развитие западного искусства 20 в., которое в различных направлениях (абстрактный экспрессионизм, геометрическая абстракция и др.) продолжало традицию беспредметности. Он теоретически обосновал подход к искусству как к сложному явлению, которое для установления взаимопонимания между художником и зрителем требует не только интенсивного эмоционального переживания, но и наличия огромного духовного и интеллектуального потенциала, а ткже определенной базы знаний в области истории искусства, эстетики и философии. (См. Экспрессионизм.) Ю.В. Аленькова.

  1. кандинский василий васильевичВ искусстве и природе Кандинский увидел не противоположности но существующие рядом равноценные области Оба царства создают свои произведения сходным или одинаковым способ...100 великих художников
  2. кандинский, василий васильевичРод. ноября декабря г. в Москве ум. декабря г. в НейисюрСен Франция. Живописец и график поэт. Стоял у истоков абстрактного искусства XX в. Организатор мюнхенской гру...Большая биографическая энциклопедия
  3. кандинский василий васильевичКандинскийstrong Василий Васильевич [. Москва . НйисюрСен близ Парижа] русский живописец один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажб...Большая Советская энциклопедия II
  4. кандинский василий васильевичКАНДИНСКИЙ Василий Васильевич российский живописец и график один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства автор экспрессивных динамичных композиций постр...Большой Энциклопедический словарь V
  5. кандинский, василий васильевичВасилий Васильевич российский живописец и график. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства. Автор экспрессивных динамичных композиций построенных н...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. кандинский василий васильевичМосква НйисюрСен Франция живописец график один из зачинателей абстрактного искусства. Окончил юридический факультет Московского университета работал художественным дир...Москва (энциклопедия)
  7. кандинский василий васильевич. . Москва . . НейсюрСен близ Парижа художник и мыслитель теоретик живописи один из основоположников абстрактного искусства принадлежит культурам России Германии и Фран...Русская философия
  8. кандинский василий васильевичКандинский Василий Васильевич русский живописец. Один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе и в АХ у Ф. фон Штука. С жил в Берл...Художественная энциклопедия
  9. кандинский василий васильевич. Москва . НейисюрСен Франция. Живописец и теоретик искусства. Сын купца потомок сибирских каторжан. В окончил гимназию в Одессе и поступил на юридический факультет Мо...Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь
  10. кандинский, василий васильевичКАНДИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧKandinsky Wassily русский художник один из создателей абстрактного искусства родился декабря в Москве. В Кандинский учился на юридическом...Энциклопедия Кольера II
  11. кандинский василий васильевич. Москва . НейиСюрСен Франция живописец график теоретик искусства поэт Сын нерчинского купца потомок сибирских каторжан мать К. из дворянской семьи. Детство провел в разъ...Энциклопедия русской эмиграции
  12. кандинский василий васильевичрус. художник с г. постоянно живший за рубежом один из основоположников и гл. теоретик абстрактного исква Абстракционизм. Художэстетическая теория К. сформировалась в ат...Эстетика