Русская философия

КАНДИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(4(16). 12. 1866, Москва 13. 12. 1944, Нейсюр-Сен, близ Парижа) художник и мыслитель, теоретик живописи, один из основоположников абстрактного искусства, принадлежит культурам России, Германии и Франции. Окончил юридический ф-т Московского ун-та, имел хорошие перспективы в научной области, однако в тридцатилетнем возрасте (1897) резко меняет свои интересы, отказывается от научной карьеры и уезжает в Мюнхен учиться живописи, к-рой посвящает всю оставшуюся жизнь. Взгляды К. на искусство складывались под влиянием учения Гёте о цвете, философии Шеллинга, романтизма и символизма, нем. и фр. живописи, рус. искусства и культуры. Творческая эволюция К. распадается на четыре периода. Первый 1900-е гг. - период формирования его как художника под влиянием рус. и нем. вариантов стиля модерн, а также художников *Мира искусства* (И. Я. Билибин, Н. К. Рерих, К. А. Сомов и др.). В своем творчестве К. отдает предпочтение графике и гравюре. В этот период уже вполне отчетливо проявляются нек-рые особенности его концепции искусства: идея синтеза искусств, согласно к-рой живопись должна содержать поэтическое и музыкальное начала, поэзия музыкальное и живописное, музыка живописное (нашла выражение в цикле гравюр *Стихи без слов*, 1903-1904); примат духовности, духовного начала в искусстве; наконец, выбор выразительных средств, среди к-рых особая роль отводится цветовому пятну, линии, декоративной орнаментальности. В течение второго периода (1910-е гг.) К. достигает полной творческой зрелости. Он теоретически разрабатывает и практически реализует концепцию совершенно новой живописи - абстрактной, нефигуративной и беспредметной, понимание к-рой излагает в работе *О духовном в искусстве* (1911) (ее название указывает на то, что проблемы духовности остаются для него главными). В своем стремлении найти *новые формы* *вечные* и *чистые*, выявить *чистый язык* живописи К. не решается полностью изгнать из нее предмет, считая, что это привело бы к обеднению ее выразительных средств, что *красота краски и формы... не есть достаточная цель искусства*. Поэтому так или иначе связь между предметностью и беспредметностью сохраняется в его творчестве. В *Композиции IV* (1911) левая часть полотна является полуфигуративной, а центральная и правая части ближе к абстрактным. VI и VII *Композиции* (1913) являются абстрактными, тогда как картина *Москва. Красная площадь* (1916) вновь восстанавливает союз реального и беспредметного. Содержанием произв. художника часто являются философско-религиозная тема Христа, апокалипсис, крушение старого мира и нарождение нового, борьба светлых и темных сил и т. д., где добро побеждает зло, Идеалом нового человека в новой жизни выступают ученый и художник. Идея монументального синтеза живописи, музыки и поэзии находит воплощение в таких картинах, как *Ясность*, *Смутное*, *Сумеречное* (1917), *Белый овал* (1919), *Красный овал* (1920). В этот период ярко проявился талант К. как организатора и педагога. В Мюнхене вместе с нем. художником Ф. Марком он основывает объединение *Синий всадник* (1911-1914), в выставках к-рого широкое участие принимают мн. рус. художники. В России после возвращения в 1914 г. и до нового отъезди в Германию а 1921 г. К. включается в многообразную деятельность: становится членом художественной коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, преподает в Государственных художественных свободных мастерских и Высших художественно-технических мастерских (Вхутемасе), избирается почетным проф. Московского ун-та. В Германии проходит третий период его творчества (по 1933 г.), тесно связанный с *Баухаузом*. Он продолжает поиски в области монументального синтеза искусств. Его стиль в целом остается прежним, но становится более сдержанным, строгим и рациональным, в нем острее чувствуется влияние совр. науки. К. словно охвачен стремлением найти более точный художественный эквивалент своему пониманию духовности, к-рая представляется ему в виде *движущегося вперед и вверх остроконечного треугольника*. Отсюда усиление *геометризма* в его произв. (*Несколько кругов*, *На точках*, 1928). Свое понимание искусства К. излагает в книге *Точка я линия на плоскости* (1926), где дает анализ структуры художественной формы, рассматривает проблемы зрительского восприятия. В кон. 1933 г. после прихода в Германии к власти нацистов, К. уезжает во Францию, где проходит последний период его творчества. В эти годы он испытывает влияние со стороны сюрреализма и в его произв. наряду с геометрическими формами появляются зооморфные фигуры (*Композиция IX*, 1936, *Вокруг круга*, 1940). Последней его работой стала картина *Решительный прорыв* (5944). Художественное творчество и теоретические идеи К. оказали огромное влияние на развитие рус. и особенно зап. искусства. Созданное им направление получило прямое продолжение в таких течениях, как *геометрическая абстракция*, *абстрактный экспрессионизм*, *абстрактное творчество*, *лирическая абстракция* и др.

  1. кандинский василий васильевичВ искусстве и природе Кандинский увидел не противоположности но существующие рядом равноценные области Оба царства создают свои произведения сходным или одинаковым способ...100 великих художников
  2. кандинский, василий васильевичРод. ноября декабря г. в Москве ум. декабря г. в НейисюрСен Франция. Живописец и график поэт. Стоял у истоков абстрактного искусства XX в. Организатор мюнхенской гру...Большая биографическая энциклопедия
  3. кандинский василий васильевичКандинскийstrong Василий Васильевич [. Москва . НйисюрСен близ Парижа] русский живописец один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажб...Большая Советская энциклопедия II
  4. кандинский василий васильевичКАНДИНСКИЙ Василий Васильевич российский живописец и график один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства автор экспрессивных динамичных композиций постр...Большой Энциклопедический словарь V
  5. кандинский, василий васильевичВасилий Васильевич российский живописец и график. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства. Автор экспрессивных динамичных композиций построенных н...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. кандинский василий васильевичМосква НйисюрСен Франция живописец график один из зачинателей абстрактного искусства. Окончил юридический факультет Московского университета работал художественным дир...Москва (энциклопедия)
  7. кандинский василий васильевичрусский живописец и график теоретик искусства основоположник абстракционизма в искусстве в. педагог общественный деятель. Окончил одесскую гимназию и юридический факульт...Словарь постмодернизма
  8. кандинский василий васильевичКандинский Василий Васильевич русский живописец. Один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе и в АХ у Ф. фон Штука. С жил в Берл...Художественная энциклопедия
  9. кандинский василий васильевич. Москва . НейисюрСен Франция. Живописец и теоретик искусства. Сын купца потомок сибирских каторжан. В окончил гимназию в Одессе и поступил на юридический факультет Мо...Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь
  10. кандинский, василий васильевичКАНДИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧKandinsky Wassily русский художник один из создателей абстрактного искусства родился декабря в Москве. В Кандинский учился на юридическом...Энциклопедия Кольера II
  11. кандинский василий васильевич. Москва . НейиСюрСен Франция живописец график теоретик искусства поэт Сын нерчинского купца потомок сибирских каторжан мать К. из дворянской семьи. Детство провел в разъ...Энциклопедия русской эмиграции
  12. кандинский василий васильевичрус. художник с г. постоянно живший за рубежом один из основоположников и гл. теоретик абстрактного исква Абстракционизм. Художэстетическая теория К. сформировалась в ат...Эстетика