Словарь постмодернизма

ДАДАИЗМ

- направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т.Тцара (основоположник Д.), Х.Балль, Р.Хюльзенбек, Г.Арп, М.Янко, Г.Прайс, Р.Хаусман, В.Меринг, О'Люти, Ф.Глаузер, П.А.Биро, М.д'Ареццо, Дж.Канторелли, Р.ванРеез, Г.Тойбер, А.Морозини, Ф.Момбелло-Пасквати, Ф.Пикабия, К.Швиттерс и др. Д. был поддержан А.Бретоном, Ф.Супо (см. Сюрреализм), П.Реверди, П.Элюаром, Л.Арагоном и др. В определенный период своего творчества к нему примыкали Г.Гросс, М.Дюшан, М.Эрнст. Название течения связано с центральным для Д. термином "дада", характеризующимся предельной плюральностью и в силу этого принципиальной неопределенностью значения: по формулировке Т.Тцары, "из газет можно узнать, что негры племени Кру называют хвост священной коровы: ДАДА. Кубик и мать в определенной местности Италии: ДАДА. Деревянная лошадка, кормилица, двойное согласие по-русски и по-румынски: ДАДА...". За нарочито педалированной внешней эпатажностью Д. (танцы в мешках "под урчание молодых медведей", вечера "гимнастической" и "химической" поэзии с неизменным вмешательством полиции и т.п.) стоит программный отказ Д. от традиционных ценностей разума, религии, морали и красоты, фундированный глубинным идеалом свободы. И если на уровне эксплицитных самоопределений этот идеал выглядит сугубо негативным (классический лозунг Д. "дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего; несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего"; тезис Тцары о том, что "дада ничего не означает"; ретроспектива Г. Гросса: "Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали... мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра" и т.п.), то на уровне основополагающих идей Д. обнаруживается серьезная постановка фундаментальной проблемы соотношения устремленности сознания к свободе (по формулировке Т.Тцары, "дада - из потребности в независимости") и его принципиальной несвободы в контексте культуры, - несвободы, которая проявляется посредством диктата рациональной логики и языка над спонтанностью мысли. В этом плане Д. может быть оценен как раннее и нашедшее далеко не все адекватные средства для своего выражения предвосхищение оформившихся много позднее в рамках постмодернизма идей власти языка (Барт) и "власти-знания" (Фуко), программной стратегии отказа от презумпции языковой референции (см. Пустой знак) и от жестко линейной логики и перехода к принципиально плюральным (свободным) нарративным практикам (см. Нарратив), реализующихся не посредством подчиненных диктату рациональной логики и жесткой определенности собственного объема и содержания понятий, но посредством схватывающих чувственную сиюминутность спонтанности симулякров (см. Симулякр). Вместе с тем, если структурный психоанализ зиждется на изначальном признании неустранимости языковой артикулированности (а значит, и социальной ангажированности и - соответственно - несвободы) сознания (Лакан о вербальной артикуляции бессознательного), на базе чего впоследствии оформляется такая презумция постмодерна, как "смерть субъекта", то Д., напротив, пытается утвердить индивидуальную свободу сознания путем освобождения от языка и дискурса: "я читаю стихи, которые ставят перед собой целью ни много ни мало, как отказ от языка" (Х.Балль). По оценке Тцары, "логика - это всегда некое осложнение. Логика всегда ложна. Она дергает за ниточки понятия, слова, взятые со стороны своей формальной внешней оболочки, чтобы сдвинуть их по направлению к иллюзорным краям и центрам. Ее цепи убивают, это тысяченогое огромное существо, душащее всякую независимость" (ср. с идеей Лакана о "цепочках означающих", очерчивающих индивидуальную судьбу, и тезисом Дерриды о необходимости децентрации текста, ибо наличие фиксированного центра было бы ограничением того, "что мы можем назвать свободной игрой структуры" и что лежит в основании деконструктивистской стратегии по отношению к тексту). Отсюда идеи Д. о безумии как о внедискурсивном, внеязыковом, внелогическом и - следовательно - свободном способе бытия: "есть огромная разрушительная негативная работа, которую нужно осуществить. Нужно вымести все, вычистить. Чистота индивида утверждается после состояния безумия" (Тцара). Аналогично, в "Манифесте к первому вечеру дадаистов в Цюрихе": "Как достигают вечного блаженства? Произнося: дада. Как становятся знаменитыми? Произнося: дада. С благородным жестом и изящными манерами. До умопомрачения, до бессознательности. Как сбросить с себя все змеиное, склизское, все рутинное, борзописское? Все нарядное и приглядное, все примерное и манерное, благоверное, изуверное? Произнося: дада", т.е. артикулируя принципиально внедискурсивную бессмыслицу (Х.Балль). И если бытие - это изначально бытие несвободы, "если жизнь - это дурной фарс, лишенный цели и изначального порождения, и раз уж мы полагаем, что должны выбраться из всей этой истории чистыми, как омытые росой хризантемы, мы провозглашаем единственное основание для понимания: искусство" ("Манифест дада 1918 года", Тцара). В этой связи программным постулатом Д. является постулат отсутствия позитивной политической программы ("У нас не было никакой политической программы" - Г.Гросс); практически все дадаисты выступили против Берлинской группы Д., провозгласившей требование "международного революционного объединения всех творческих и думающих людей во всем мире на основе радикального коммунизма" (Манифест "Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии" - Хаусман, Хюльзенбек, Голишефф, 1919). Генеральная стратегия и credo Д. локализуются в принципиально иной сфере: "Уважать все индивидуальности в их безумии данного момента" (Тцара), - снятие языкового и логического диктата возможно только в художественном творчестве, и именно последнее, с точки зрения Д., должно освободить неповторимую индивидуальность бессознательного: ''я не хочу слов, которые были изобретены другими. Все слова изобретены другими. Я хочу совершать свои собственные безумные поступки, хочу иметь для этого собственные гласные и согласные" (Балль). Д., таким образом, может быть рассмотрен как важный этап в содержательном развитии презумпции идиографизма (см.). В этом контексте Д. постулирует спонтанность ("мысль рождается на устах", по словам Тцары) как единственно адекватный способ творческого самовыражения: "можно стать свидетелем возникновения членораздельной речи. Я просто произвожу звуки. Всплывают слова, плечи слов, ноги, руки, ладони слов. Стих - это повод по возможности обойтись без слов и языка. Этого проклятого языка, липкого от грязных рук маклеров, от прикосновений которых стираются моне- ты. Я хочу владеть словом в тот момент, когда оно изчезает и когда оно начинается" (Балль). Собственно, самое дада и есть не что иное, как "траектория слова, брошенного как звучащий диск крика" (Тцара). В идеале акт творчества есть акт творения собственного, личного, не претендующего на общечеловеческую универсальность (авторского), равно как и не претендующего на хронологическую универсальность (одноразового) языка: "У каждого дела свое слово; здесь слово само стало делом. Почему дерево после дождя не могло бы называться плюплюшем или плюплюбашем? И почему оно вообще должно как-то называться? И вообще, во все ли наш язык должен совать свой нос? Слово, слово, вся боль сосредоточилась в нем, слово... - общественная проблема первостепенной важности" (Балль). - Горизонт Д. неизбежно сдвигается: идеалом выступает уже не просто вышедшая из-под дискурсивного контроля спонтанность, порождающая собственный (ситуативный и сиюминутный) язык, но спонтанность внеязыковая, обнаружившая под сброшенной рациональностью первозданность ("активную простоту", по Тцаре), понятую в Д. как подлинность: "слово "Дада" символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности, вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность. Жизнь предстает как одновременная путаница шорохов, красок и ритмов духовной жизни, которая без колебаний берется на вооружение дадаистским искусством" (Р.Хюльзенбек). В силу данных презумпций Д. ретроспективно оценивается постмодернизмом как предвосхитивший постмодернистский отказ от концепции языковой референции и идеи означивания (Кристева о "гетерогенности по отношению к значению и означиванию" в творческих "экспериментах дадаистов"). Игровое начало и спонтанность Д., реализующиеся в пространстве языковых жанров в переориентации с жесткой линейной логики на свободную ассоциативность ("рифмы льются созвучно звону монет, а флексии скользят вниз по линии живота" - Тцара), в невербальных художественных жанрах реализуют себя в технике коллажа (например, "автоматические рисунки" Г.Арпа или "мерцизм" К.Швиттерса, произвольно объединяющий в объемных конструкциях газетные полосы, деревянные фигуры, пучки волос, трамвайные билеты, драпировки из ткани, детские игрушки, предметы женского белья и др., руководствуясь единственно принципом спонтанности свободных ассоциаций). Осуществленное в рамках постмодерна конституирование коллажа в качестве фундаментального принципа организации как художественного произведения (см. Конструкция), так и культуры в целом, во многом восходит к дадаистскому пониманию коллажа как пространства содержательно-ассоциативной свободы в задающем принципиальную несвободу от ассоциаций поле культурных смыслов (см. Нарратив). (См. также "Украденный объект", Коллаж, Анти-психологизм.) М.А. Можейко

  1. дадаизмфранц. dadaisme от dada конк деревянная лошадка в переносном смысле бессвязный детский лепет модернистское литературнохудожественное течение существовавшее между и . В...Большая Советская энциклопедия II
  2. дадаизмот дада бессвязный детский лепет авангардистское направление в западноевропейском искусстве в веке выразившееся в иррационализме нигилистическом антиэстетизме художестве...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. дадаизмфранц. dadaisme от dada конек деревянная лошадка детскийлепет авангардистское литературнохудожественное течение в .Дадаизм сложился в Швейцарии. А. Бретон Т. Тцара Р. Г...Большой энциклопедический словарь II
  4. дадаизмДАДАИЗМ франц. dadaisme от dada конек деревянная лошадка детский лепет авангардистское литературнохудожественное течение в . Дадаизм сложился в Швейцарии. А. Бретон Т. ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. дадаизмфранцузское dadaisme от dada конек деревянная лошадка детский лепет авангардистское литературнохудожественное течение зародившееся в Швейцарии в среде анархистствующе...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. дадаизмДАДАИЗМ а м. dadaisme ampLT dada конек деревянная лошадка. В перен. смысле бессвязный детский лепет. Модернистское литературнохудожественное течение существовавшее между...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  7. дадаизмДАДАИЗМ сложившееся в годы войны художественное и литературное направление имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На ме...Литературная энциклопедия
  8. дадаизмсложившееся в годы войны художественное и литературное направление имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отриц...Литературная энциклопедия II
  9. дадаизмДАДАИЗМ сложившееся в годы войны художественное и литературное направление имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На ме...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  10. дадаизмДАДАИЗМ от франц. dada конек деревянная лошадка в переносном смысле бессвязный детский лепет авангардистское направление в литературе и искусстве Западной Европы . Сл...Литературный энциклопедический словарь
  11. дадаизмфр. dadaisme от dada детская деревянная лошадка а также невнятный младенческий лепет литературнохудожественное движение возникшее в Швейцарии на рубеже х гг. среди эмиг...Мировая художественная культура. Словарь
  12. дадаизмкорень ДАДА суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ДАДАИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДАДА ИЗМ Слово Дадаизм содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  13. дадаизмНачальная форма Дадаизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  14. дадаизмДАДАИЗМ направление в модернизме культивируемое в период с по и связанное с именами таких авторов как Т. Тцара основоположник Д. X. Балль Р. Хюльзенбек Г. Арп М. Янко ...Новейший философский словарь
  15. дадаизмнаправление в модернизме культивируемое в период с по и связанное с именами таких авторов как Т. Тцара основоположник Д. X. Балль Р. Хюльзенбек Г. Арп М. Янко Г. Прайс ...Новейший философский словарь II
  16. дадаизмдадаизм дадаизм а...Орфографический словарь
  17. дадаизмu м течение...Орфографический словарь русского языка
  18. дадаизмдадаизм дадаизмы дадаизма дадаизмов дадаизму дадаизмам дадаизм дадаизмы дадаизмом дадаизмами дадаизме дадаизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  19. дадаизмОрфографическая запись слова дадаизм Ударение в слове дадаизм Деление слова на слоги перенос слова дадаизм Фонетическая транскрипция слова дадаизм [ддизм] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  20. дадаизмдадаизм аСинонимы течение...Русский орфографический словарь
  21. дадаизмДадазм...Русско-белорусский словарь
  22. дадаизмлит. иск.i дадазм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  23. дадаизмдадаизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. дадаизммеждународное течение художников и литераторов истоки в г. в Швейцарии название произвольное не имеющее этимологических корнейem Dada...Русско-немецкий словарь по искусству
  25. дадаизмmdadasmo m течение...Русско-португальский словарь
  26. дадаизмдадаизмСинонимы течение...Русское словесное ударение
  27. дадаизмДАДАИЗМ [фр. dadaisme lt dada бессвязный детский лепет] авангардистское направление в западноевропейском гл. обр. французском и немецком искусстве первой трети XX в. вы...Словарь иностранных слов русского языка
  28. дадаизмДАДАИЗМ литературная группа написавшая на своем знамении ничего не означающее звукосочетание Дада впервые выступила на третьем году мировой войны в Швейцарии откуда лозу...Словарь литературных терминов
  29. дадаизмдадаизм сущ. колво синонимов течение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы течение...Словарь синонимов II
  30. дадаизмДАДАИЗМ французское dadaisme от dada конек деревянная лошадка детский лепет авангардистское литературнохудожественное течение зародившееся в Швейцарии в среде анархис...Современная энциклопедия
  31. дадаизмДАДАИЗМ франц . dadaisme от dada конек деревянная лошадка детский лепет авангардистское литературнохудожественное течение в . Дадаизм сложился в Швейцарии. А. Бретон Т. ...Современный энциклопедический словарь
  32. дадаизмдадаизм [фр. dadalsme lt dada бессвязный детский лепет] модернистское течение в западноевропейском преимущ. французском и немецком искусстве существовавшее в гг. програ...Толковый словарь иностранных слов
  33. дадаизмУдарение в слове дадаизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове дадаизм...Ударение и правописание
  34. дадаизмдадаизм дадаизмы дадаизма дадаизмов дадаизму дадаизмам дадаизм дадаизмы дадаизмом дадаизмами дадаизме дадаизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  35. дадаизмДадаизм франц. dadaisme от dada деревянная лошадка в переносном смысле бессвязный детский лепет модернистское литературнохудожественное течение существовавшее в . Дадаи...Художественная энциклопедия
  36. дадаизмЗима Изд Зад Миаз Дама Дадаизм Амид Амад Аида Азид Адам Ада Мид Дим Зам Мзда Маз Изм Ида...Электронный словарь анаграмм русского языка
  37. дадаизмДадаизм дада авангардистское движение в худож. культуре существовавшее в . Нет единой версии происхождения термина Д. Пофранцузски dada означает деревянную лошадку вообще...Энциклопедия культурологии
  38. дадаизмфр. dadaлошадка модернистское течение в литре изобразительном и театральном творчестве возникшее почти одновременно в в НьюЙорке США и Цюрихе Швейцария. Название Д. был...Эстетика