Словарь постмодернизма

АПЕЛЬ

(Apel) Карл-Отто (р. в 1922) - немецкий философ, один из основоположников современной вер-сии философии постмодерна. Окончил Гетевский уни-верситет (Франкфурт-на-Майне), где в 1972 стал про-фессором философии. Ученик Э.Ротхакера; испытал влияние концепций Пирса, Хайдеггера, Витгенштейна, Гадамера, Дж.Остина, Хабермаса, Дж.Серля. Основные сочинения: "Идея языка в традиции гуманизма от Дан-те до Вико" (1963), "Трансформация философии" (1973), "Идея трансцендентальной грамматики" (1974), "Идейная эволюция Ч.С.Пирса: Введение в американ-ский прагматизм" (1975), "Теория языка и трансценден-тальная грамматика в свете вопроса этических норм" (1976), "Новые попытки объяснения и понимания" (1978), "Контроверза "Объяснение-Понимание" в свете трансцендентального прагматизма" (1979) и др. Фунда-ментальной основой философии А. является презумп-ция "лингвистического поворота" в философии, поня-того в качестве "трансформации prima philosophia в фи-лософию языка" и ориентирующего философское ис-следование на анализ языка как исходной реальности человеческого бытия (в этом контексте А. солидаризу-ется с цитируемой им позицией Гёльдерлина: "мы есть, начиная с разговора"). По определению А., "философия сегодня сталкивается с проблематикой языка как осно-вополагающей проблематикой научного образования понятий и теорий и своих собственных высказываний, а это значит - осмысленного и интерсубъективно зна-чимого выражения познания вообще". Философия, та-ким образом, не является более ни моделированием "бытия", "сущего" или "природы", т.е. онтологией, ни рефлексией над "сознанием" или "разумом", т.е. гносе-ологией, становясь отныне реакцией на "значение" или "смысл" языковых выражений ("анализом языка"). В качестве основных лейтмотивов современной филосо-фии А. выделяет следующие: 1) "первый лейтмотив обусловлен ориентацией на форму языка", 2) второй - "интуицией контекстуальности предпонимания фено-менов, контекстуальности, в свою очередь обусловлен-ной среди прочего также и языком: ведь он позволяет оценить то искусственное и случайное, что оказывает влияние на исторически обусловленную подоснову жизненных миров". Согласно А., названные лейтмоти-вы задают в современной философии языка новую тра-дицию, которая по своей природе является одновремен-но и постметафизической, и постфеноменологической: "оба эти лейтмотива почти полностью дискредитирова-ли в наши дни гуссерлианскую претензию на обоснова-ние философии в качестве строгой и беспредпосылочной науки, апеллировавшую к аподиктической очевид-ности усмотрения категорий или интуитивного пости-жения сущностей" (см. Постметафизическое мышле-ние). Согласно апелевской рефлексии, разрешение сло-жившейся в современной философии языка ситуации может быть определено как конституирование "транс-цендентальной семиотики, которая в качестве транс-цендентальной прагматики языка преодолевает недостатки семантического анализа языка, благодаря чему она и включает в себя феноменологическую очевидность". Конституируемую им философскую концепцию языка А. артикулирует в этом контексте как "попытку снятия феноменологии трансцендентальной се мистикой". Стремясь избежать парадигмальных крайностей субстанциальности онтологизма и внесубстанциальности аналитической философии, А. строит "трансцендентально-герменевтическую" концепцию языка, основывая ее, с одной стороны, на признании то- го, что язык является трансцендентальной величи-ной", а с другой - фиксируя своего рода виртуальность его статуса как "условия возможности диалогического взаимопонимания и понимания самого себя". В свете этой установки А. анализирует роль языка не только в герменевтических процедурах "понятийного мышле-ния, предметного познания и осмысленного действия", протекающих в рамках субъект-объектного отношения, но - в первую очередь - в контексте субъект-субъект-ных отношений. Эти отношения трактуются А. как ин-терсубъективная коммуникация, которая в принципе "не может быть сведена к языковой передаче информа-ции", но "является одновременно процессом достиже-ния согласия". Язык выступает в этом контексте не только механизмом объективации информации и экс-прессивным средством, но и медиатором понимания. Более того, коммуникация мыслится А. как основанная на предпонимании, условием возможности которого яв-ляется "языковой консенсус", т.е. "согласованное пони-мание смысла в неограниченном коммуникативном со-обществе". А., таким образом, дистанцируется от трак-товки языка в классической философии, в рамках кото-рой процессуальное понимание "уже выражено, отчуж-дено и установлено на долгий срок" в логически арти-кулированных структурах (наподобие гегелевского "объективного духа"); от обыденного языка, который трактуется А. в духе Хомского - как своего рода per-formance, презентация языка в ткани конкретно-ситуа-тивной языковой практики; от искусственных языков, представляющих собою, по А., "лишь приватную акту-ализацию неизменной системы формализма". Ориги-нальная концепция языковой коммуникации А. консти-туируется в контексте его трактовки языковых практик в качестве языковых игр. А. обосновывает свою пози-цию тем, что, во-первых, коммуникативная речевая практика, будучи зависимой от лексического дискурса и связанная необходимостью следовать грамматичес-кой организации языка, изначально построена на пре-зумпции "следования правилу", а во-вторых, порожда-ет внутри ограниченного правилами пространства бес-конечное число вариантов своего разворачивания (ва-риативность "семантических каркасов"). В этой связи акты речевой коммуникации представляют собой, по А., языковые игры. Знак в данном контексте может быть, по А., функционально использован по следую-щим регистрам: а) "в смысле категории первичности: иконическое использование знака, чтобы схватить про-токольно бытие как таковое в ходе окрещивания-называния данного феномена"; б) "в смысле категории вто-ричности: использование знака как индикатора для идентификации по отношению к ситуации объекта име-нования, существующего и причинно обусловливающего чувственное восприятие"; в) "в смысле категории третичности: символическое использование языка для опосредования первичности и вторичности - в частно-сти, для определения экстенсионального значения дан-ного имени (что уже начато определением через инди-каторы) и установления связи с интенциональной де-терминацией соответствующего понятия (детермина-ции еще ожидаемой, но принципиально возможной)". Концепция языковых игр А. знаменует собой новый этап развития философии постмодерна. Если трактовка языковых игр Витгенштейном предполагала опору на взаимодействие между субъектом и текстом как возни-кающим в контексте языковых практик, а в рамках фи-лософии постмодерна процедуры отношения к тексту приобретают статус исходно-базовых, то А. трактует языковую игру как субъект-субъектную коммуникацию, участники которой являют друг для друга текст - как вербальный, так и невербальный. Такой контекст не только выдвигает на передний план герменевтическую подоплеку языковой игры, но и задает особую артику-ляцию проблематики понимания как взаимопонимания ее участников. В парадигме доапелевского постмодер-на, который сегодня с достаточной степенью правомер-ности может быть оценен как постмодернистская клас-сика, текст понимался как "децентрированный" и под-лежащий "деконструкции" (Деррида), как принципи-ально аструктурная "ризома" (Делез и Гваттари), допу-скающая любые возможности своего "означивания" (Кристева), что с неизбежностью предполагало примат судьбоносного "означающего" над "означаемым" (Ла-кан). Современная же (постапелевская) версия постмо-дерна смягчает ранне-постмодернистский радикализм, отчасти восстанавливая в правах классическую для фи-лософской герменевтики и генетически восходящую к экзегетике презумпцию понимания как реконструкции имманентного смысла текста, выступающего у А. в ка-честве презентации содержания коммуникативной про-граммы партнера в контексте языковых игр, которые реализуются, таким образом, как "сплетенные с жиз-ненной практикой прагматические квази-единицы ком-муникации или взаимопонимания". Выступающий в ка-честве текста коммуникативный партнер не подлежит произвольному означиванию и, допуская определен-ный (обогащающий игру) плюрализм своего прочте-ния, тем не менее предполагает аутентичную трансля-цию семантического ядра своего речевого поведения в сознание другого, который вне этой реконструкции смысла не конституируется как игровой и коммуника-тивный партнер. Сама ситуация языковой игры, таким образом, требует в качестве условия своей возможнос-ти понимания как обоюдно взаимной реконструкции имманентного смысла произносимых текстов, а поня- тийно оформленное "языковое понимание в коммуни-кативном сообществе" выступает необходимым "регу-лятивным принципом" коммуникации, предотвращая возможность ее обрыва, языковой изоляции субъекта, теряющего не только партнера и себя в качестве партне-ра, но и саму возможность обретения смысла. В этом отношении, по самоопределению А., осуществленная им "трансцендентально-герменевтическая рефлексия условий возможности языкового взаимопонимания в неограниченном коммуникативном сообществе обосно-вывает единство prima philisophia как единство теорети-ческого и практического разума", а фигура А. выступа-ет рубежной фигурой перехода от классического пост-модерна к современному (см. After-postmodernism). (См. также Трансцендентальная семиотика.) М. А. Можейко

  1. апельмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  2. апелья ч.i заст. Кавалерйський сигнал до збору. У фехтуванн удар правою витягнутою ногою по земл що означа початок атаки....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  3. апельАПЕЛЬ appel ampGT нем. Appell. strong.воен. Кавалерийский сигнал сбораem. Барабаны бьют аппель или позыв. ПСЗ . Когда в пехоте сбор бьют то в то же время и в кавалерийск...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  4. апельАПЕЛЬstrongApel КарлОтто р. в немецкий философ один из основоположников современной версии философии постмодерна. Окончил Гтевский университет ФранкфуртнаМайне где в с...История философии II
  5. апельАПЕЛЬ Apel КарлОтто р. немецкий философ один из основоположников современной версии философии постмодерна. Ученик Э. Ротхакера испытал влияние концепций Пирса Хайдеггер...Новейший философский словарь
  6. апельApel КарлОтто р. немецкий философ один из основоположников современной версии философии постмодерна. Ученик Э. Ротхакера испытал влияние концепций Пирса Хайдеггера Витг...Новейший философский словарь II
  7. апельАПЕЛЬ фр. appel. См. АППЕЛЬ. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. апель [от фр. appel вызов на дуэль] воен. кавалерийский сигнал под...Словарь иностранных слов русского языка
  8. апельапелляция....Словарь молодёжного слэнга
  9. апельАПЕЛЬ апп я м.iНем. Appell lt фр.Воен.iКавалерийский сигнал сбора.Барабаны бьют аппель или позыв. ПСЗ XII . Когда в пfontхотfont сбор бьют то в то же время и в каваллер...Словарь русского языка XVIII в
  10. апельапель удар аппель сигнал Словарь русских синонимов. апель сущ. колво синонимов аппель сигнал удар Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы аппель сигнал удар...Словарь синонимов II
  11. апельапель удар аппель сигнал...Словарь синонимов
  12. апельапель ч. фр. виклик заклик . вйськ. заст. Кавалерйський сигнал яким закликають до збору. . У фехтуванн удар правою витягнутою ногою по земл шо означа початок удавано ата...Словник іншомовних слів
  13. апельапель вд франц. appel виклик заклик . вйськ. заст. Кавалерйський сигнал яким закликають до збору. . У фехтуванн удар правою витягнутою ногою по земл що означа початок у...Словник іншомовних слів Мельничука
  14. апельЗаклик виклик поклик див. звернення...Словник чужослів Павло Штепа
  15. апелья ч. заст. Кавалерйський сигнал до збору. У фехтуванн удар правою витягнутою ногою по земл що означа початок атаки....Толковый словарь украинского языка
  16. апельАпель. Апеляця заклик звернення про перегляд справи. Звернутися з апельом подати звернення запит до парламенту. Наввши ще клька таких горендальних практик при виборах в ...Українська літературна мова на Буковині
  17. апельАПЕЛЬ Apel Карл Отто р. нем. философ. Окончил Боннский унт в . В проф. унта в Киле с в Саарбрюкене с проф. философии в унте ФранкфуртанаМайне с почетный проф. И...Философская энциклопедия
  18. апельдив. Апель КарлОтто...Філософський енциклопедичний словник
  19. апельАПЕЛЬ Apel КарлОтто р. в немецкий философ один из основоположников современной версии философии постмодерна. Окончил Гтевский университет ФранкфуртнаМайне где в стал п...Энциклопедия История философии