Словарь литературных терминов

ТРИОЛЕТ

ТРИОЛЕТ— одна из твердых (канонических) форм (см.). Триолет имеет 8 стихов на две рифмы. Стихи 4-й и 7-й — повторы первого стиха, 8-й — повтор второго. Схемы и примеры (мои):
Из этих схем и примеров ясно, что триолет имеет пять основных строк плюс три повторенных. Следовательно, тема пьесы должна уложиться в пяти строках, удачно воспользовавшись повторами для большей силы и красоты. Эта рамка не так тесна даже и для большой философской темы. Рамки элегического дистиха теснее, в нем же мы имеем высокие образцы мысли и красоты.
Схемы и примеры объясняют словотриолет, дешифрируя, что суть его основана на числе 3: 1) Первый стих написан 3 раза, 2) Повторенных стихов (бывших уже написанными ранее) 3: 4-й, 7-й и 8-й, 3) В середине триолета 3 подряд одинаковых рифмы в стихах 3-м, 4-м и 5-м. 4) Три ни разу не повторенных стиха: 3-й, 5-й, 6-й. 5) Историческая справка, не касающаяся формальной стороны дела, но указывающая на закон гармонии: триолет пелся на три голоса.
Интересно проверить на триолете принцип «золотого деления», основанного на цифрах 3, 5, 8 и т. д. Целое относится к большему отрезку, как больший отрезок к меньшему.
Судьба триолета весьма своеобразна. Все канонические формы и главным образом, сонет достигли во Франции (и в Италии) величайшего совершенства формы, получили возможные видоизменения, как симптом живого развития и, что особенно существенно, в эти формы облечены глубокие мысли больших людей, подчас целые философские миросозерцания (Дант, Петрарка). Триолет стоит особняком. За несколько сот лет существования из тысяч триолетов не найти и десятка, о содержании которых стоило бы написать хотя страницу критико-философского разбора.
Интересно проследить судьбу русского триолета. Пара триолетов есть у Карамзина. Несколько триолетов у мало известной поэтессы того же времени Буниной.Робко пискнув, русский триолет молчит сотню лет, не заинтересовав собою ни Пушкина с его плеядой, ни Лермонтова, ни Тютчева. Брошенный триолет подбирает К. Фофанов. Опять перерыв, уже меньший, за которым следуют имена наших современников. Вот все вчерашнее русского триолета. Остальное — его сегодня и его завтра. Чем объяснима такая кривая? Н. Греч в Учебной книге русской словесности (II изд. 1830 г.), давая «краткие правила риторики и пиитики», пишет: «Триолет есть игрушка в стихотворстве... Предметом его бывает изображение нежной или острой мысли». Греч дал сводку, верно поняв общее устремление французского триолета. Французская поэзия, оставив другим формам изображение более или менее глубоких чувствований, в частности, определив сонету быть выразителем наиболее возвышенного, — триолету дала роль придворного остроумца, подчас гаера, с почти неизбежным эротическим налетом.
Современный русский триолет почти одновременно появился под пером Ф. Сологуба, И. Северянина, Либскерова и моим. Приоритет за Сологубом. Триолет Сологуба упорно неправильно трактуя роль третьего стиха и, следовательно, искажая звучание остальных, в особенности второго и шестого стихов, нарушая одно из основных правил, — ни в коем случае не может быть назван правильным. Пример и схема Сологубовского триолета:
Заслуга Сологуба в том, что он, не постеснялся расширить тему триолета, хотя и он дает подчас в триолете легковесное содержание. Интересно то, что он нередко отступает от четырехстопного ямба, разбивая этим мало на чем основанные предрассудки.
Метр русского триолета — любой из метров, принятых русской версификацией, с любым количеством стоп. Если нужно, чтобы триолет звучал ритмически похоже на старо-французский, — писать четырехстопным ямбом с обязательным допущением липометрии и гиперметрии. О чистом четырехстопном ямбе в триолете можно сказать тоже, что об этом метре вообще в русской поэзии.
Можно ли допускать ярко выраженную разностопность в стихах триолета (кроме липо- и гиперметрии)? Пока с большой осторожностью можно ответить утвердительно главным образом для триолета, как строфы (гирлянда, цепь). Как общее правило, рекомендовать нельзя.
Рифмы русского триолета — любые рифмы, принятые у нас: мужская, женская, дактилическая, гипердактилические, причем в любых комбинациях, не исключая, конечно, и двух женских, двух дактилических и т. д.
Пример моего безрифменного триолета, где рифму заменяет повтор того же слова. Триолет этот дает пример и пэонического (гипердактилического) окончания.
Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади, под виселицей.
И ночь, и смерть, и ты рыдала.
Тебя я помню. Ты рыдала...
Но я забыл, по ком рыдала.
Не под моей ли черной виселицей.
Тебя я помню. Ты рыдала
На Гревской площади под виселицей.
Прием неразработанный и ожидающий критики, но не погрешающий против основн. правил формы.
Вопрос о роли точек в триолете весьма сложный, критически не разработанный. Французскими трактатами в эпоху закаменения формы требовались определенно указанные места для точек (repos): после второго стиха, после четвертого и в конце. Ни больше, ни меньше, ни в других местах (Bichelet Fraite 1760 и др.). Это правило, имея не малые основания, помогает ставить повторы не автоматически. Полезно для ученических работ. Мастер, конечно, и не считаясь с этим правилом, может не нарушить глубинных требований формы.
Пример моего тройного (тайного) триолета:
Не иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи, чтоб открылась душа.
Чтоб светлела порфира, чтоб яснела задача,
Не иди в дом пира, иди в дом плача.
В воротах мира, рыдая и плача,
Цветут чудо-стихи, бездумно дыша.
Но иди в дом пира. Иди в дом плача,
Чтоб забылись грехи. Чтоб открылась душа.
Прием, впервые примененный к триолетной форме. Несколько известный в сонетной старо-французской, теоретически допустимый, конечно, при любой строфике. Построение, допускающее чтение одного триолета, как трех самостоятельных, при рассечении мысленно стихотворения вертикальной линией через цезуры.
Триолет-акростих в литературе неизвестен. Неупотребительность его понятна из рассмотрения схемы. Но возможны, в смысле музыкальности, большие достижения из комбинаций начал и концов стихов. Мой триолет, построенный на этом законе:
Омою словом и добром.
О! Мысли белые хоромы.
Омыв слезой мой белый дом,
Омою словом и добром.
О мудрость демон бьет крылом.
О! Мудрости немые громы.
Омою словом и добром.
О! Мысли белые хоромы.
Интересен вопрос о неточных повторах, который может возникнуть при живой эволюции формы. В теории возможно лишь такое построение триолета, которое при изменении (обогащении) повторов допускало бы чтение его без этих изменений.
Мой триолет с изменениями в повторных строках:
— Рыцарь дальний, рыцарь дальний, покажи свой лик печальный.
Деве, в башне заключенной, бледный дик свой покажи.
— Не могу я, рыцарь дальний, раскрутить свой путь спиральный.
Рыцарь дальний, рыцарь дальний, покажи свой лик печальный.
К башне белой, к башне дальней, путь не здешний, путь астральный.
— Солнце вправо. Я налево, Дева! Путь мой сторожи.
— Скорбной деве в башне дальней покажи свой лик печальный,
Сохраняя путь спиральный, бледный лик свой покажи.
Ныне русский триолет вполне может быть рассматриваем и как твердая форма, и как твердая строфа. Можно наметить следующие законные сцепления триолетных строф: 1) при перемене всех рифм в каждом дальнейшем триолете — строфе следует наблюдать лишь однотипные окончания первых стихов (в смысле места ударного слога), во избежание какофонического стыка двух однотипных разнорифменных окончаний, так как триолет — строфа, в смысле каталектическом, началом и концом своим асиметричен, подобно Пушкинской строфе (см.), и требует при сцеплении законов обратных тем, которыми руководимся при сцеплении строф симметричных (октава). 2) При сохранении тех же рифм, — любой из двух законов. 3) Возможно построение венка триолетов по схеме венка сонетов. Будучи заимствован от весьма несходной по структуре формы, едва-ли может стать без существенных реформ когда-либо вполне гармоничным по причине двухрифменности на большом протяжении и трудности оправдания большого числа повторов, диктуемого магистралом. 4) Перенесение одной рифмы предыдущей строфы в следующую, вместе с перенесением всей восьмой строки предшествующей строфы в следующую, где она занимает роль первой и, следовательно, четвертой и седьмой (гирлянда). Тип, как и первый, бесконечный.
Ив. Рукавишников.

Синонимы:
стихотворение


  1. триолетфранц. triolet тврдая стихотворная форма стихотворение в строк с рифмовкой по схеме ABaA авАВ где й стих повторяется на м и м местах а й стих на м месте художественный ...Большая Советская энциклопедия II
  2. триолетм. лит.letrilla fem tercerilla f...Большой русско-испанский словарь
  3. триолетсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. триолетфранц. triolet твердая форма стишие с рифмовкой АВаА abABсм. Рифма где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся влегкой поэзии вв....Большой энциклопедический словарь II
  5. триолетТРИОЛЕТ франц. triolet твердая форма стишие с рифмовкой АВаА abAB см. Рифма где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии вв....Большой Энциклопедический словарь V
  6. триолетТРИОЛЕТ а м. triolet m. strong. Написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк из которых четвертая и седьмая повторяют первую строку а восьмая вторуюem. БАС. Коне...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  7. триолетфранц. triolet твердая форма строчное стихотворение на две рифмы в котором с й строкой совпадают я и я а со й строкой я. Эта ранняя форма рондо отличающаяся тематической...Литература и язык. Современная энциклопедия
  8. триолетТРИОЛЕТ франц. triolet одна из особых так наз. твердых форм лирической поэзии французского происхождения восходящая к старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихо...Литературная энциклопедия
  9. триолет[франц. triolet] одна из особых так наз. твердых форм лирической поэзии французского происхождения восходящая к старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихов и стр...Литературная энциклопедия II
  10. триолетТРИОЛЕТ франц. triolet одна из особых так наз. твердых форм лирической поэзии французского происхождения восходящая к старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихо...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  11. триолетТРИОЛЕТ франц. triolet твердая стихотворная форма см. Твердые формы стишие с рифмовкой по схеме ABaAabAB заглавные буквы тождественные строки где й стих повторяется на м...Литературный энциклопедический словарь
  12. триолета м. лит.em Стихотворение в восемь строк из которых я и я повторяют первую а я вторую причем все стихотворение написано на две рифмы.[франц. triolet] стихотворение...Малый академический словарь
  13. триолетНачальная форма Триолет винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  14. триолеттриолет м. Написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк из которых четвертая и седьмая повторяют первую строку а восьмая вторую....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  15. триолеттриолет триолет а...Орфографический словарь
  16. триолетu мu мн.u триолеты Р.u триолетов стихотворение...Орфографический словарь русского языка
  17. триолеттриолет триолеты триолета триолетов триолету триолетам триолет триолеты триолетом триолетами триолете триолетах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. триолетОрфографическая запись слова триолет Ударение в слове триолет Деление слова на слоги перенос слова триолет Фонетическая транскрипция слова триолет [дралэт] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  19. триолетТРИОЛЕТstrong франц. triolet от итал. trio трое строфическая восьмистишная форма поэзии где первое двустишие повторяется в конце строфы и кроме того четвертый стих есть...Поэтический словарь
  20. триолетфранц. triolet тройной твердая стихотв. форма представляющая собой стишие на рифмы в кром й и й стих повторяются как й и й и кроме того й стих повторяется еще и как й ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  21. триолеттриолет аСинонимы стихотворение...Русский орфографический словарь
  22. триолетМ db. triolet skkiz misral er bu er trzind c v ci misralar birinci misran skkizinci is ikincini tkrar edir....Русско-азербайджанский словарь
  23. триолеттриолет м. лит.itriolet...Русско-английский словарь
  24. триолетТрыялет...Русско-белорусский словарь
  25. триолетлит.i трыялет муж.i...Русско-белорусский словарь II
  26. триолетСинонимы стихотворение...Русско-китайский словарь
  27. триолетtrioleta triolets...Русско-латышский словарь
  28. триолеттриолет мусамман...Русско-таджикский словарь
  29. триолетtriolet...Русско-чешский словарь
  30. триолетTriolett...Русско-эстонский словарь
  31. триолеттриолетСинонимы стихотворение...Русское словесное ударение
  32. триолетВосьмистишие...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  33. триолетТРИОЛЕТ фр. triolet от ит. trio. Форма стихотворения из восьми стихов причем первый повторяется после третьего затем два первых после шестого. Словарь иностранных слов во...Словарь иностранных слов русского языка
  34. триолеттвердая форма стиха восьмистишие с определенной рифмовкой где два стиха повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии XV XVIII вв....Словарь исторических терминов
  35. триолеттриолет сущ. колво синонимов стихотворение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы стихотворение...Словарь синонимов II
  36. триолетТРИОЛЕТ франц . triolet твердая форма стишие с рифмовкой АВаА abAB см. Рифма где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии вв....Современный энциклопедический словарь
  37. триолетфранц.u triolet от итал.u trio трое восьмистишие с рифмовкой АбА абАБ где стихи А и Б повторяются как рефрены. Рубрика Роды и жанры литературы Структура стихотворного ...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  38. триолеттриолет [фр. triolet lt ит. trio трое] стихотворение из строк с двумя рифмами в котором тождественны стихи и ....Толковый словарь иностранных слов
  39. триолетТРИОЛЕТ триолета м. фр. triolet лит. стихотворение в восемь строк из крых я и я повторяют первую а восьмая вторую причем вс стихотворение написано на две рифмы....Толковый словарь русского языка II
  40. триолетТРИОЛЕТ м. Написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк из которых четвертая и седьмая повторяют первую строку а восьмая вторую....Толковый словарь русского языка
  41. триолетУдарение в слове триолетУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове триолет...Ударение и правописание
  42. триолеттриолет триолеты триолета триолетов триолету триолетам триолет триолеты триолетом триолетами триолете триолетах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  43. триолетРио Рол Рот Тело Теор Тетр Рет Релит Отлет Отит Отел Тетрил Ортит Тир Тире Тит Орт Титло Титор Орел Титр Тол Тор Лот Триолет Трот Лор Литр Литер Итл Иол Илот Тротил Итр Л...Электронный словарь анаграмм русского языка
  44. триолетТриолет стихотворная форма перешедшая в европейскую поэзию из итальянской восьмистишие где стихи четвертый и седьмой повторяют первый а восьмой повторяет второй от тройн...Энциклопедический словарь
  45. триолетстихотворная форма перешедшая в европейскую поэзию из итальянской восьмистишие где стихи четвертый и седьмой повторяют первый а восьмой повторяет второй от тройного повто...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  46. триолетрод. п. а стихотворение с тройным повтором Мельников и др. Из франц. triolet то же от triolet клевер....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  47. триолеттриолет триолетрод. п. а стихотворение с тройным повтором Мельников и др. Из франц. triolet то же от triolet клевер....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)