Словарь литературных терминов

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМпоэтических форм. Термин этот введен покойным академиком А. Н. Веселовским, поколебавшим до него господствовавшую теорию о ступенчатом развитии поэтических форм. На основании преемственности в развитии поэтических форм в древней Греции, выразившейся в том, что поэмы Гомера и Гезиода предшествовали лирике Архилоха и Тиртея, а последняя предшествовала драмам Эсхила и Софокла, ученые исследователи полагали, что тот порядок развития форм, который заложен в Греции, приложим к литературам всех других народностей. Но после того, как привлечен был к изучению фольклор некультурных народов, и самые поэмы, приписываемые Гомеру, подверглись более детальному изучению, оказалось, что и до Гомера существовали певцы. В «Одиссее» упоминается Демодок и Фамир. Есть указание у греческих прозаиков и философов о том, что до Гомера различные певцы слагали песни-гимны в честь Аполлона, а гимн уже преимущественно лирическое произведение. Гораздо более открылось данных для решения вопроса о первичной форме поэтического произведения изучение творчества некультурных народов, при чем окАאАېޑQ̬ что поэтическому произведению у многих народов предшествует песня без слов, состоящая из одних междометных восклицаний (см. Глоссолалия), каждый раз заново создаваемых и строго подчиненных своеобразному ритму. Песня эта связывалась с действиями и обрядом, воспроизводящим разного рода деятельность, характерную для первобытного или некультурного человека и объясняемую условиями его жизни. Действие это, или обряд носило мимический характер. Происходило подражание охоте на животных, на буйволов, боа, слонов и т. п., изображалась в пантомимах жизнь, голос и движения тех животных, которые были приручены или не приручены человеком. У земледельческих племен воспроизводились в игре сеяние зерна, жатва его, молотьба, размол и т. д. Враждебные столкновения с другими племенами находили для себя отголосок также в особых воинственных играх-действиях, копирующих войну со всеми ее последствиями.Все эти игры-действия, или обряды, как их называет Веселовский, требовали для себя целой группы или даже нескольких групп действующих лиц. Исполнителями в большинстве случаев были мужчины, а зрителями, но также активными, были женщины. Игра и действие выражались в пляске, мимике и разных телодвижениях, сообразно содержанию действия. Женщины, а также и другие зрители, смотря по ходу игры, отбивали такт ладошами или ударными инструментами в роде барабана. Это примитивное дирижерство вносило в игру стройность и порядок. Тактовые удары, собразно с ходом игры, разнообразились. Отсюда мы делаем тот вывод, что ритм предшествовал метру, потому что такая сложная игра, о которой мы только что сказали, не может допускать одномерного метра. В наиболее патетических местах зрители выражали криками свое одобрение или неодобрение. Таким образом мы видим, что в примитивной игре диалог и действие, то, что относится к форме драмы, выражалось мимикой и пляской, а лирика — междометиями. Эпос в смысле рассказа также передавался различными телодвижениями. Некоторые из этих игр, в особенности у земледельческих племен, были приурочены к известному времени года, и самые игры были календарными. На следующей ступени появляются игры, связанные с мелодией, благодаря замене ударных инструментов струнными и духовыми. Мелодия должна была возникнуть вследствие ослабления в игре аффективности, благодаря частому повторению ее. Самое содержание игры могло постепенно видоизменяться вследствие изменяющихся условий жизни. Мелодия при отсутствии музыкальных инструментов, а также при совместной работе, выражалась вокальными средствами, голосом в пении. И здесь слова часто не имеют никакого отношения к содержанию обряда: один и тот же текст, но в различной мелодии, поддерживает, самые разнообразные игры и работы. Наконец, на последней ступени в развитии синкретической игры появляется песня с содержанием, раскрывающим смысл игры. Из участвующих лиц выделяется запевало-поэт, импровизирующий ход развертывающейся игры. Роль запевалы-певца была таким образом ролью либреттиста. Особо патетические места песни либреттиста подхватывались зрителями, из которых впоследствии выделился хор. Первый поэт был выразителем всей массы населения; он был племенной поэт, а потому личная оценка, свойственная индивидуальному творчеству, отсутствовала. Лирический элемент в этих импровизациях выражался весьма слабо, потому что поэт обязан был в своем творчестве сообразоваться с настроением толпы. Эпический элемент должен был сообразоваться с содержанием самих действий и поэтому отличаться устойчивостью. Драматический элемент мог развиваться при особых условиях, при дифференциации хора, каковая могла проявиться в воинственных обрядах, где по самому смыслу игры требовалось разделение участвующих на две группы, на два хора. Такая дифференциация появилась в свадебных песнях, где с одной стороны выступают родственники невесты, с другой — жениха, или же, как это видно из песни: «А мы просо сеяли, сеяли», в одном хоре участвуют девушки, в другом юноши. Естественно, что при выделении другого хора выделился и другой запевало. Таким образом, прежде дифференциации поэтических форм идет осложнение этого синкретизма.
Особо надо сказать о рабочих песнях. Труд от игры отличается тем, что в нем все движения должны быть соразмеренными и обусловленными тактом работы, требующим известного единообразия. При выделке каменных орудий, при толчении зерна в ступе, при ударах молота по наковальне и др. работах вырабатывается метр, как схема песни. Приведем в качестве примера одну русскую частоговорку:
Се́ю, ве́ю, се́ю, ве́ю
Се́ю, ве́ю бе́л лено́чек (2)
Бе́л лено́чек, бе́л лено́чек
Бе́л лено́чек во́ тыно́чек.. .
Здесь выдержан строгий хорей. При дифференциации и в особенности при расслоении населения на классы выделяются песни со своим специфическим содержанием. В песнях Ригведы с точностью воспроизводится весь процесс толчения и выжимания травы для приготовления индийскому божеству Индре сомы, особого опьяняющего напитка: «Хотя в каждом доме заведена ты, о ступочка, но все-таки звучи здесь всего веселее, подобно ударам в литавры победителя. И здесь, о, пестик, дует ветер в твое лицо; выжимай же Индре для напитка сому, о, ступка». Таким образом при разделении труда песни принимали более устойчивую форму и вместе с тем разнообразилось песенное содержание. Эти профессиональные песни в свою очередь входили в содержание обряда-игры и осложняли его.
Обряд при известных условиях переходил в культ. Эта эволюция обряда не вызывала прекращения самого обряда. Обряд продолжает свое существование наряду с культом. Синкретизм форм мог оставаться и в том и в другом случае; только получались две формы его: синкретизм 1) обрядовый и 2) культовой. Культ вырабатывался при эволюции религиозных верований. Культ не мог развиться при фешитизме, вследствие того, что фетиш был семейным божеством или даже божеством отдельного лица. Развивался культ только в тех случаях, когда вера в известное божество разделялась целым племенем или значительной группой его. Во многих случаях в самом обряде заключались уже особенности культа. Игры, изображающие поклонение какому-либо животному после удачной охоты на него, напр., поклонение туше медведя у сибирских инородцев, связанное с прославлением его и умилостивлением, уже недалеки от культа, но они не самый культ, а переходная ступень к нему. Самое важное в культе — это таинственность и непонятность некоторых действий и устойчивость песенного текста, переходящего в религиозные формулы и, наконец, большая детализация действий при меньшем содержании отдельного религиозного сюжета сравнительно с обрядом. А самое важное в культе — это сочетание действий с определенным словесным текстом. Здесь равное значение имеют мелодия и слово. Поэтому является естественным вопрос, почему культ перестал довольствоваться одними междометиями и потребовал для дальнейшей своей жизни словесной оболочки? Во французской и немецкой народной поэзии некоторые произведения выполняются при посредстве сказа, излагаемого прозой, и пения, излагаемого стихом (singen und sagen, dire et chanter). Проза обычно предшествует стиху, и в ней то же содержание, что и в стихе. Те же особенности встречаются и у некультурных народов, напр., у киргиз и якутов. На основании этого мы вправе сделать заключение о том, что тожественный прозаический текст, предшествующий стихотворному, появился вследствие стремления полнее и точное ознакомить с текстом стихотворным и ранее бывшим песенным, потому что песенный текст не всегда уловим для слуха. При обрядовом исполнении различных сюжетов мимика и действие не всегда могли быть понятными, вследствие осложнения обряда новыми деталями и вследствие пережитка в обряде действий, потерявших свое значение в условиях новой жизни. Прекрасным примером, иллюстрирующим наше положение являются многие русские заговоры, в которых те действия, которые должны быть выполняемы, в заговоре находят описание в словесной форме: умоюсь, оботрусь чистым полотенцем, перекрещусь, выйду на восток, на все стороны поклонюсь и т. д.
Дифференциация синкретизма форм появляется очень рано еще до расслоения населения на разные классы. Но это отдельное существование различных поэтических форм имеет пока еще очень тесные границы и обусловливается различными явлениями семейной жизни. Прежде всего появляются заплачки, похоронные песни. Для восхваления умершего и для выражения чувства горя по поводу его смерти требуется некоторая талантливость. Отсюда, естественное обращение родственников умершего, если в их среде нет талантливых исполнительных песенного обряда, к посторонним опытным лицам. Таким образом возникают у различных народов профессиональные плакальщицы, а у нас плачеи. Благодаря этим профессиональным плакальщицам, их общению между собою появляется своего рода литературная школа, вырабатывающая свой стиль, свои приемы и свою схему похоронной песни. Таким образом одновременно с дифференциацией происходит интеграция песни в смысле развития в ней устойчивой формы. Похоронная песня по своему содержанию является лирико-эпическим произведением.
До разделения населения на классы певцы должны были воспевать в своих произведениях, связанных с обрядом, только те события и выражать те чувства, которые волновали всю массу населения, поэтому эпический и лирический элементы отличались своей схематичностью, общностью. С разделением на классы классовая психология отличается большею определенностью. Те события и чувства, которые не были интересны для одной части населения, становятся интересными для другой. При соперничестве между собою различных классов должна была вырабатываться своя классовая идеология. Это в своей совокупности, а также и многие другие условия выдвигали появление своих особых певцов, выразителей миросозерцания того класса, к которому принадлежал сам певец. Уже в «Илиаде» Гомера выводятся представители не только аристократии, но и демоса, народа. К таким надо причислить Терсита. И это во всяком случае была сильная личность, иначе Гомер не назвал бы его Презрительным, и поэтому мы причисляем его к идеологам своего класса. Песнь о Роланде, без сомнения, возникла в дружинной княжеской среде, так же, как и наше «Слово о полку Игореве»; былины о госте Терентьище, Ставре Годиновиче, Садке богатом госте вышли, из среды буржуазии. Те песни об Иване Грозном, в которых воспеваются симпатичные черты этого царя, вышли из народной, земской среды. Профессиональные певцы не были отчуждены от жизни других классов. Добрыня Никитич на свадьбу своей жены является к Владимиру скоморохом, особым профессиональным народным певцом, калики перехожие, представители странствующей религиозной Руси, находят приют у того же князя Владимира. Эти чуждые певцы для какого-либо класса могли быть действующими лицами при выполнении того или другого обряда, и содержание песни в обряде таким образом углублялось, вместе с тем вырабатывались и самые формы его. С углублением содержания и формы песня становилась интересною сама по себе помимо обряда, и она поэтому выделялась и получала особное существование. Таким образом из обряда выделяются лирико-эпические песни преимущественно воинственного содержания. Из культа с появлением жречества и углублением мифологии возникают религиозные песни тоже лирико-эпического содержания — гимны. При передаче лирико-эпической песни различным певцам и различным поколениям эффективность исчезает, и песня становится чисто эпической. Таковы наши былины, исторические и даже свадебные песни. Оторванная песня от обряда интегрируется со стороны формы и содержания, благодаря индивидуальному творчеству классовых певцов. Наряду с чисто эпической может существовать и песня лирико-эпическая. Таковы малороссийские думы и многие из наших духовных стихов.
Развитие новых форм в эпосе продолжается с развитием племенного сознания и с возникновением государственности. Лирико-эпическая песня на первых порах своего существования изображает какой-либо отдельный момент из жизни героя, имеющий с точки зрения образовывающейся народности важное значение. Образовывающееся государство, преследуя свои собственные интересы, сталкивается с интересами соседних племен и народностей. Вследствие этого возникают войны между соседними племенами. Выдвигаются в обоих враждебных лагерях свои герои. При условии продолжительности военных действий подвиги героев становятся разнообразными. По окончании военных действий эти подвиги их воспеваются различными певцами, при чем все группируется около одного главного, выдающегося героя. Та же поэтическая передача о важнейших моментах военных действий совершается и у враждебного племени. При возобновлении мирных сношений песни о той же войне переходят от одного племени к другому. Впоследствии все это циклизируется и объединяется, и таким образом возникает эпопея, или героичекая поэма. Троянскую войну воспевали и ахейцы, и троянцы. У ахейцев был выдвинут главным героем Ахиллес, а у троянцев — Гектор. Точно также из отдельных лирико-эпических песен, приуроченных к культу, слагается мифологическая эпопея, в роде «Теогонии» Гесиода.
Гораздо труднее указать путь образования сказки из того синкретизма поэтических форм, о котором у нас идет речь. Надо думать, что сказки по своему происхождению различны. Одни выделились из обряда. Таковыми можно считать сказки о животном эпосе. Другие могли развиваться независимо от обряда и культа в тесном кругу семьи и для семьи. В тех случаях, когда обряд воспроизводил охоту на различных животных, напр., на бизонов или тюленей, то участвующие в этом обряде маскировались в шкуры изображаемых животных, подражали их крику, движениям и т. п. Из действующих лиц обряда выделяются, о чем уже сказано, отдельные исполнители, певцы и рассказчики. Эти певцы или рассказчики в качестве профессионалов при удобном случае порознь или совместно с другим каким-либо певцом воспроизводят обряд, устраняя из него действия за невозможностью воспроизвести их, вследствие отсутствия той массы действующих лиц, которая требуется для обрядового выполнения сюжета; может устраняться вместе с тем и переряживание. Весь ход обряда передается таким образом в словесной форме. Отсюда животные говорят и становятся человекообразными, и таким образом сказка о животном эпосе уже зародилась. Дальнейший путь ее развития является уже простым. Такой же путь надо указать и для выделения из культа заговора, по крайней мере некоторых видов его. Заговор привнесен был из культа, но развивался вне культа для семьи и в семье, что видно из анализа заговоров. И здесь действие изображается очень часто в словесной форме за невозможностью его выполнить.
Пословицы и загадки выделились уже из готовых создавшихся форм — из сказок-песен, в новое время из басен и т. д. Пословица «битый небитого везет» заимствована из сказки о лисе и волке, «товчется як Марко по пеклу» (малор.) из сказки о Марке богатом, «свежо предание, а верится с трудом» из комедии Грибоедова «Горе от ума». На этом основании надо думать, что такие пословицы, как «повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сломить», «куда конь с копытом, туда и рак с клешней» и мн. др. являются обломками прежних сказочных сюжетов, дошедших до нас в разрушении. То же самое надо сказать о загадках и поговорках.
Подобно эпосу и лирика выделилась также из синкретизма. В обряде, предугадывающем ряд событий, имевшем целью подготовить племя к войне или охоте на животных, естественно, певец должен был так или иначе вызвать известное настроение среди участников. Это настроение, пока обряд был бессловесным, выражалось в криках, а когда обряд соединился с словесной формой, то соответствующими ему словесными патетическими восклицаниями, которые подхватывались всеми участниками хора, и которые образовывали припев — refrain, схематично выражающий в виде формулы эффективность всей группы участвующих лиц. На самой ранней стадии своего развития refrain состоит из повторения одного и того же слова или нескольких. В дальнейшем он осложняется фигурой психологического параллелизма. Пример повторения из военной песни отонисов: «Веселитесь же вместе со мной, дорогие друзья, веселитесь дети, и ступайте на поле битвы; будьте веселы и радостны посреди этих щитов, цветов кровавой сечи» (Летурно. Литер, развитие. Стр. 109). Пример психологического параллелизма: «Из Волхова воды не вылити, в Новегороде людей не выбити». Refrain наиболее яркий по своей выразительности часто отрывается от своей песни и переходит в другую, изменяя иногда и самое содержание другой песни, примеры чего мы можем видеть во многих русских песнях. С появлением двух певцов в хоре лирический элемент песни становится более заметным вследствие диалогического развития самой песни. Отсюда является характерная для лирики строфичность. Итак, форма лирики предопределяется повторениями, параллелизмом, т. е. сравнением внутреннего мира человека с внешним, и строфичностью. С появлением классовой поэзии лиричность еще более развивается вследствие резкого разделения интересов одного класса от другого, и таким образом возникает гномическая, поучительная лирика и сатирическая, а вместе с этим естественно различаются и формы ее.
На первых порах поэтические произведения синкретической формы отличаются целесообразностью своего содержания, т. е. утилитарным своим характером. Обряд и культ всегда преследуют какие-либо цели.
Культ умилостивляет божество, обряд подготовляет к битве или охоте. После того, как обряд и культ потеряют свою цель, они естественно переходят в драму с ее разветвлениями. Этому переходу содействует появление профессиональных исполнителей сначала певцов, а потом скоморохов в качестве артистов своего дела.
Ив. Лысков.

Синонимы:
нерасчлененность, слитность, слияние, смешение, эклектизм


  1. синкретизмв психологии особенность мышления и восприятия нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка в возрасте раннем и дошкольном. Проявляется в тенд...Словарь практического психолога
  2. синкретизмв психологии от греч. synkretismos соединение объединение нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мы...Большая психологическая энциклопедия
  3. синкретизмСИНКРЕТИЗМ от греч. synkretismos соединение нерасчленнность характеризующая неразвитое состояние к.л. явления напр. искусства на первоначальных стадиях человеческой кул...Большая советская энциклопедия
  4. синкретизмСИНКРЕТИЗМ в языкознании слияние формально различавшихся прежде грамматич. категорий значений в одной форме края в результате этого становится многозначной полифункционал...Большая советская энциклопедия
  5. синкретизмгреч. synkretismos соединение объединение . вообще соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем чтобы произвести более ...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. синкретизмм. книжн. sincretismo Итальянорусский словарь. Синонимы нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. синкретизмСИНКРЕТИЗМ от греч. syn с вместе лат. cresco расту увеличиваюсь особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связ...Большой психологический словарь
  8. синкретизмм. книжн.sincretismo m...Большой русско-испанский словарь
  9. синкретизмсущ. муж. рода только ед. ч. филос.синкретизм уem...Большой русско-украинский словарь
  10. синкретизмм. книжн. syncrtisme m...Большой русско-французский словарь
  11. синкретизмsyncretism сочетание элементов различных религий или культурных традиций. Синкретизм в религиозной вере и практике особо связан с определенными ситуациями например колони...Большой толковый социологический словарь
  12. синкретизмот греч. synkretismos соединение англ. syncretism нем. Synkretismus. . Нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние явления напр. нерасчлененность искусства на...Большой толковый социологический словарь II
  13. синкретизмм. книжн.syncrtisme m нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. синкретизмот греч. synkretismos соединение нерасчлененностьхарактеризующая неразвитое состояние какоголибо явления напр. искусствана первоначальных стадиях человеческой культуры ...Большой энциклопедический словарь II
  15. синкретизмСИНКРЕТИЗМ от греч. synkretismos соединение нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние какоголибо явления напр. искусства на первоначальных стадиях человечес...Большой Энциклопедический словарь V
  16. синкретизму ч.i книжн. Нерозчленовансть злитсть характерн для початкового нерозвиненого стану будьякого явища. Синкретизм первсного мистецтваi. Формальне нероздлення злиття в однй...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  17. синкретизмслитность нерасчлененность характеризующая первоначальное неразвитое состояние чегонибудь разновидность эклектизма сочетание разнородных противоречивых несовместимых воз...Глобальная экономика. Энциклопедия
  18. синкретизмсинкретизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  19. синкретизмот греч.соединение сочетание разнородных воззрений взглядов при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко ис...Евразийская мудрость от А до Я
  20. синкретизмот греческого synkretismos соединение нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние какоголибо явления например искусства на первоначальных стадиях человеческой...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. синкретизмСИНКРЕТИЗМ а м. syncrtisme ampLTгр. syncretismos соединение объединение. strong. Соглашение сближение различных сект толковem. Ян. . В философии разновидность эклектизма...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. синкретизмгреч. соединение. . Нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние какоголибо явления. . Смешение неорганическое слияние разнородных элементов например различных...История и теория культуры
  23. синкретизмслитность нерасчлененность характеризующая первоначальное неразвитое состояние чеголибо....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  24. синкретизмгреч. synkretismos соединение общекультурное явление аналогичное эклектике в философии это внешнее неорганическое искусственное соединение фрагментов или элементов разнор...Краткий религиозно-философский словарь
  25. синкретизмсинкретизм...Крымскотатарско-русский словарь II
  26. синкретизмСинкретизм syncretismus eclecticismus синкретист syncretistes ae m Gr...Латинский словарь
  27. синкретизмот греч. synkretismos соединение совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме. В рус. яз. наблюдается напр...Лингвистический энциклопедический словарь
  28. синкретизмСИНКРЕТИЗМ в широком смысле этого слова нерасчлененность различных видов культурного творчества свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот ...Литературная энциклопедия
  29. синкретизмСИНКРЕТИЗМ в широком смысле этого слова нерасчлененность различных видов культурного творчества свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  30. синкретизмСИНКРЕТИЗМ от греч. synkrtisms соединение в широком толковании изначальная слитность различных видов культурного творчества свойственная ранним стадиям его развития при...Литературный энциклопедический словарь
  31. синкретизма м.em Слитность нерасчлененность характеризующая первоначальное неразвитое состояние чегол.Синкретизм первобытного искусства.[От греч. объединение] нерасчлененность сл...Малый академический словарь
  32. синкретизмкорень СИНКРЕТ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СИНКРЕТИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный СИНКРЕТ ИЗМ Слово Синкретизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  33. синкретизмНачальная форма Синкретизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  34. синкретизмот греч. synkretismos соединение объединение смешение неорганическое соединение разнородных элементов например в философии сочетание разнородных воззрений взглядов при ...Начала современного естествознания
  35. синкретизмсинкретизм . м. Слитность нерасчлененность характеризующие первоначальное неразвитое состояние чегол. . м. Сочетание разнородных несовместимых воззрений как разновидность...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  36. синкретизм. Вообще соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того...Оксфордский толковый словарь по психологии
  37. синкретизм. Вообще соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того...Оксфордский толковый словарь по психологии
  38. синкретизмсинкретизм синкретизм а...Орфографический словарь
  39. синкретизмu м нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Орфографический словарь русского языка
  40. синкретизмсинкретизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  41. синкретизмдревнейший принцип отношения человека к миру к самому себе к воспроизводственной деятельности. Характеризуется нерасчлененностью невычелененностью модальностей отсутствие...Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта
  42. синкретизмсинкретизм синкретизмы синкретизма синкретизмов синкретизму синкретизмам синкретизм синкретизмы синкретизмом синкретизмами синкретизме синкретизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. синкретизмОрфографическая запись слова синкретизм Ударение в слове синкретизм Деление слова на слоги перенос слова синкретизм Фонетическая транскрипция слова синкретизм [снгритизм...Полный фонетический разбор слов
  44. синкретизмСинкретизм му мов...Правописний словник Голоскевича
  45. синкретизмот греч. synkretismos соединение объединение сочетание разнородных воззрении взглядов при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечивост...Профессиональное образование
  46. синкретизмСинкретизм от греч. syn с вместе и лат. cresco расту увеличиваюсь особенность мышления и восприятия характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные я...Психологический словарь
  47. синкретизмСловообразование. Происходит от греч. syn с вместе лат. cresco расту увеличиваюсь. Категория. Особенность мышления и восприятия. Специфика. Характеризуется тенденцией ...Психологический словарь II
  48. синкретизмв психологии [греч. synkretismos соединение объединение] нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мыш...Психология развития словарь
  49. синкретизмнерасчлененность слитность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Характеризует неразвитое состояние тех или иных психических функций например мышления....Психология человека от рождения до смерти
  50. синкретизмСм. sincretismo.Синонимы нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  51. синкретизмВ религиозном аспекте смешение неорганическое слияние разнородных религиозных элементов к примеру различных культов и течений. Синкретические образования как правило про...Религиозные термины
  52. синкретизмсинкретизм аСинонимы нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Русский орфографический словарь
  53. синкретизмМ мн. нет sinkretizm . bir eyin inkiafnn ilk mrhlsi n sciyyvi olan ayrlmazlq qovuuqluq . fls. birbiril uyumayan ziddiyytli grlrin birldirilmsi eklektizmin bir nv....Русско-азербайджанский словарь
  54. синкретизмм.соединение различающихся элементов в более единообразную структуруem syncretism...Русско-английский психологический словарь
  55. синкретизмсинкретизм м.isyncretism...Русско-английский словарь
  56. синкретизмСнкрэтызм...Русско-белорусский словарь
  57. синкретизмв разн. знач.i снкрэтызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  58. синкретизмсинкрети Синонимы нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Русско-ивритский словарь
  59. синкретизмсинкретизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  60. синкретизмж. синкретизм . кандайдыр бир кубулуштагы нерселердин блктрг блнбгндг биригип туташып тургандыгы . филос. бирибири менен сыйышпай турган карамакаршы кз караштардын айкалы...Русско-киргизский словарь
  61. синкретизм. . Синонимы нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Русско-китайский словарь
  62. синкретизмSinkretizm...Русско-крымскотатарский словарь
  63. синкретизмсинкретизм...Русско-крымскотатарский словарь II
  64. синкретизмsinkretizm slup karkl...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  65. синкретизмSnkretism...Русско-эстонский словарь
  66. синкретизмсинкретизмСинонимы нерасчлененность слитность слияние смешение эклектизм...Русское словесное ударение
  67. синкретизмгреч.em synkretismos смешение термин истории религии применяемый с сер. в. для обозначения смешения идей и образов различных религий преим. путем идентификации богов и м...Словарь античности
  68. синкретизмСИНКРЕТИЗМ греч. sygkretizein соединять присоединять смешивать. Философская система которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий. В тесном смысле сис...Словарь иностранных слов русского языка
  69. синкретизмс греч. смешение термин применяемый для обозначения смешения идей и образов различных религий отдельных культов и ритуалов понятий и религиозных взглядов....Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
  70. синкретизмсоединение смешение неорганическое соединение разнородных элементов например различных культов и религиозных систем. Кроме того нерасчлененность характеризующая неразвито...Словарь исторических терминов
  71. синкретизмРебенок оставленный наедине с собой и побуждаемый к действию ситуацией начинает действовать в соответствии с принципами ранее сложившимися в его отношениях со средой. Это...Словарь Л. С. Выготского
  72. синкретизмгр. синкретизмос соединение нерасчленнность характеризующая неразвитое состояние явления например нерасчленнность искусства на ранних стадиях человеческой культуры нерасч...Словарь по педагогической антропологии
  73. синкретизмотгреческого synkretismos соединение нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние какоголибо явления например искусства на первоначальных стадиях человеческой...Словарь по педагогической психологии
  74. синкретизмсинкретизм слияние эклектизм смешение слитность нерасчлененность Словарь русских синонимов. синкретизм сущ. колво синонимов нерасчлененность слитность слияние сме...Словарь синонимов II
  75. синкретизмсинкретизм слияние эклектизм смешение слитность нерасчлененность...Словарь синонимов
  76. синкретизмгреч. syncretismos соединение объединение Слитность нерасчлененность характеризующая первоначальное неразвитое состояние чеголибо например норм права морали и религии в ...Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран II
  77. синкретизмсинкретизм ч. гр. обднання . книжн. Нерозчленовансть злитсть характерн для початкового нерозвинутого стану будьякого явища. . флос. Рзновид еклектизму поднання рзнордних ...Словник іншомовних слів
  78. синкретизмсинкретизм вд грец. обднання . Нерозчленовансть злитсть характерн для початкового нерозвинутого стану будьякого явища. . Рзновиднсть еклектики поднання суперечливих про...Словник іншомовних слів Мельничука
  79. синкретизмвд грецьк. senkretismos зднання нерозчленовансть яка характеризу нерозвинений стан якогонебудь явища у гумантарних науках поняття найбльш часто застосовуться вдносно до ...Словник іншомовних соціокультурних термінів
  80. синкрети́змСИНКРЕТИЗМ у ч. . книжн. Нерозчленовансть злитсть характерн для початкового нерозвинутого стану будьякого явища. Строфова [строфчна] псня вийшла з синкретизму обрядово гр...Словник української мови в 11 томах
  81. синкретизмСИНКРЕТИЗМ у ч. книжн. Нерозчленовансть злитнсть характерн для початкового нерозвинутого стану будьякого явища.В укранських народних баладах можна спостергати синкретизм ...Словник української мови у 20 томах
  82. синкретизмот греч. соединение нерасчленнность характеризующая неразвитое состояние к.л. явления напр. исква на первоначальных стадиях человеч. культуры когда музыка пение поэзия т...Советский философский словарь
  83. синкретизмСИНКРЕТИЗМ от греческого synkretismos соединение нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние какоголибо явления например искусства на первоначальных стадиях ч...Современная энциклопедия
  84. синкретизмСИНКРЕТИЗМ от греч . synkretismos соединение нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние какоголибо явления напр. искусства на первоначальных стадиях человече...Современный энциклопедический словарь
  85. синкретизмсоединение нерасчлененность присущая какомулибо явлению на начальном этапе....Тематический философский словарь
  86. синкретизмSyncretism. Так называют ассимиляцию религий т.е. усвоение одной религией элементов другой приводящее к изменению самих основ соответствующих религий. В результате такого...Теологический энциклопедический словарь
  87. синкретизмодно из принципиальных глобальных движений человечества по упрочению перспектив рода получению ясных гарантий выживания ставится задача сознательного созидания бытия обес...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  88. синкретизмсинкретизм [lt гр. synkretismos соединение объединение] слитность нерасчлененность характеризующая первоначальное неразвитое состояние чегол. напр. с. первобытного иску...Толковый словарь иностранных слов
  89. синкретизмСИНКРЕТИЗМ а м. книжн. . Слитность нерасчлененностьхарактерная для первоначального состояния в развитии чегон. С.первобытного искусства. . То же что эклектизм. С. воззрен...Толковый словарь Ожегова
  90. синкретизмСИНКРЕТИЗМ синкретизма мн. нет м. греч. sygkretismos соединение. . Недифференцированность первоначальная слитность в какомн. явлении впоследствии расчленяющаяся в самост...Толковый словарь русского языка II
  91. синкретизмсинкретизм синкретизм а м. книжн. Слитность нерасчленнность характерная для первоначального состояния в развитии чегон. С. первобытного искусства. То же что эклектизм. С....Толковый словарь русского языка II
  92. синкретизмСИНКРЕТИЗМ а м. книжное. . Слитность нерасчленнность характерная для первоначального состояния в развитии чегонибудь Синкретизм первобытного искусства. . То же что эклект...Толковый словарь русского языка
  93. синкретизму ч. книжн. Нерозчленовансть злитсть характерн для початкового нерозвиненого стану будьякого явища. Синкретизм первсного мистецтваem. Формальне нероздлення злиття в одн...Толковый словарь украинского языка
  94. синкретизмУдарение в слове синкретизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове синкретизм...Ударение и правописание
  95. синкретизм[synkretyzm]...Українсько-польський словник
  96. синкретизмRzeczownik синкретизм m synkretyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  97. синкретизмПоднання в одне не звязане мж собою цле рзних часто суперечливих релгйних флософських суспльних й н.em поглядв еклектизм....Універсальний словник-енциклопедія
  98. синкретизмСИНКРЕТИЗМ от греч.em соединениеem нерасчленнность характеризующая неразвитое состояние к.л.em явления напр. искусства на первоначальных стадиях человеч. культуры когда...Философская энциклопедия
  99. синкретизмот греч. synkretismos соединение сочетание разнородных воззрений взглядов при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особ...Философский энциклопедический словарь II
  100. синкретизмСИНКРЕТИЗМ вд грецьк. обднання нерозчленовансть явища якою характеризуються початков стад його розвитку а також неприродна зднансть рзнордних елементв у певнй цлснй су...Філософський енциклопедичний словник
  101. синкретизмсинкретизм синкретизмы синкретизма синкретизмов синкретизму синкретизмам синкретизм синкретизмы синкретизмом синкретизмами синкретизме синкретизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  102. синкретизмот греч. synkretismos соединение нерасчленность характеризующая неразвитое состояние какоголибо явления например искусства на первоначальных стадиях человеческой культур...Человек и общество
  103. синкретизмТермик Темник Текс Теин Теизм Тезис Стр Стимер Стикер Стик Стерин Стер Стен Стем Стек Срез Смит Сми Смертник Скит Скин Скен Ситник Сити Сирин Синтез Синкретизм Син Сим Си...Электронный словарь анаграмм русского языка
  104. синкретизмСинкретизм так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму различие между ними некоторые видят в том что эк...Энциклопедический словарь
  105. синкретизмтак называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму различие между ними некоторые видят в том что эклектизм стара...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  106. синкретизмСинкретизм греч.em synkretismos соединение качество свойственное первобытной культуре характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чеголибо в частности деятельнос...Энциклопедия культурологии
  107. синкретизмот греч. synkretismos соединение англ. syncretism нем. Synkretismus. . Нерасчлененность характеризующая неразвитое состояние явления напр. нерасчлененность искусства на...Энциклопедия социологии