Шекспировская энциклопедия

"МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО"

(Much Ado About Nothing)
Комедия Шекспира впервые опубликована вкварто1600 г., возможно, по авторской рукописи. Это издание было перепечатано в Первомфолио(1623). Пьеса не упомянутаМерезомв 1598 г. и обычно датируется 1598-1600 гг. В ее основу лег известный сюжет, рассказанный Банделло (перевод на французский -Бельфоре) и Ариосто в "Неистовом Роланде" (1516, переведен в 1591). Комедия Шекспира игралась при дворе в 1613 г. и, судя по поэме ЛеонардаДиггза(1640), долгое время оставалась популярной. УильямДавенантадаптировал ее, озаглавив "Закон против влюбленных" (1662), но особого успеха этот спектакль не имел.
Оригинальная пьеса была показана на сцене в 1721, 1739 и 1746 гг.Но полностью популярность вернулась к ней только в спектакле 1748 г., где ДэвидГарриксыграл Бенедикта. Впоследствии актер не расставался с этой ролью вплоть до ухода со сцены в 1776 г. Первой и лучшей Беатриче Гаррика стала ХаннаПритчард.
Во второй половине XIX столетия в роли Беатриче блистали Фрэнсис Эбингтон (Frances Abigton) и Элизабет Фаррен (Elizabeth Farren). ЧарльзКемблс успехом играл Бенедикта с 1803 г. Популярность пьесы в XIX в. достигла своего апогея в постановке ГенриИрвингав"Лицеуме"(1882), где ЭлленТерривпервые сыграла свою легендарную Беатриче.
Самой известной постановкой XX в. был спектакль ДжонаГилгудав Стратфорде-на-Эйвоне, впервые показанный (хотя и без его участия) в 1949 г. В 1950 г. сам постановщик сыграл Бенедикта, а ПеггиЭшкрофт- Беатриче; спектакль неоднократно возобновлялся в течение 1950-х.
За "Много шума из ничего" закрепилась репутация одной из самых жизнерадостных пьес Шекспира. Режиссеры спектаклей в XX в. нередко переносили время действия пьесы в современность. Хью Хант (Hugh Hunt) осуществилосовремененную постановкув 1947 г. Дуглас Сил (Douglas Seale) в Стратфорде-на-Эйвоне в 1958 г. перенес действие пьесы в 1851-й, ФранкоДзефирелли("Олд-Вик", 1965) - в фарсовую Сицилию конца XIX в., а ДжонБартон(Стратфорд-на-Эйвоне, 1976 г.) - в британскую Индию XIX в. (с ДжудиДенчв образе непривычно серьезной и заслуживающей доверия Беатриче); ТерриХэндс(также в Стратфорде-на-Эйвоне) и вовсе перенес действие пьесы в 1982 г. Сюзан Флитвуд (Susan Fleetwood) и Роджер Эллам (Roger Allam) играли Бенедикта и Беатриче в постановке БиллаАлександра(Стратфорд-на-Эйвоне, 1990), а КеннетБранапоставил удачный и очень красочный живой фильм (1993), играя в дуэте с Эммой Томпсон (Беатриче). Пьеса доставляла зрителям удовольствие во всех этих интерпретациях. Критиков нередко смущала нравственная неоднозначность линии Геро - Клавдио, но многогранность и художественная яркость образов Бенедикта и Беатриче, а также Кизила и стражников всегда приносили постановкам успех.

  1. много шума из ничегоМного шума из ничего С английского Much ado about nothing.Название комедии Уильяма Шекспира которое стало поговоркой в этом переводе Татьяны Львовны ЩепкинойКуперник .И...Словарь крылатых слов и выражений
  2. много шума из ничегомного шума из ничего...Русско-ивритский словарь
  3. много шума из ничегобагато галасу даремно з велико хмари малий дощ грм рака вбив за онучу збили бучу не стльки млива скльки дива...Українсько-російский і російсько-український фразеологичний словник (Олейник І. С., Сидоренко М. М.)