Русская философия

ЭМИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (МАГОМЕТАЛИ ЭМИН)

(1735-16(27).04.1770, Петербург) писатель, философ, публицист. Нек-рые исследователи предполагают, что он происходил из какого-то южнославянского рода. Известно, что до появления в России он в течение 8 лет путешествовал по разным странам. В 1761 г., перейдя в православие, стал преподавателем в Сухопутном кадетском корпусе, служил переводчиком в Коллегии иностранных дел. Перу Э. принадлежит много романов, басен. В 1769 г. он начал выпускать сатирический журн. *Адская смесь*, на страницах к-рого изобличались общественные пороки в форме переписки двух бесов. Философские идеи Э. большей частью облекал в художественную форму. Так, роман *Приключения Фемистокла* представляет собой описание философских споров отца и сына по вопросам не только общественной жизни, но и теории познания, этики, богословия. В философском романе *Непостоянная фортуна* рассматриваются проблемы образования, главным условием к-рого автор считал *добродетельное воспитание*, потому что *ни к чему одна наука, если в человеке добродетели нет*. Большой популярностью у современников пользовались *Нравоучительные басни* Э., в к-рых формулировались конкретные нравственные идеи. Человека, считал он, следует оценивать по его внутренним достоинствам: *Не поверхность, а внутренняя добродетель достойна похвалы*. Особенно высоко ставил Э. такое качество, как умение жалеть: *Кто над другим сожаления не имеет, тот и сам его во время крайней нужды не сыщет; злому добро делать опасно*. Философию Э. понимает как мудрость, а не ученость. Мудрость состоит в том, *чтоб разуметь вещественности точно, если оныя разуму человеческому природа постичь дозволит, чтоб добродетелью быть управляему и чтоб уделять своего знания и другим, для простирания общественной пользы*. Знание бесполезное, мертвое он называл пустой ученостью. Фактически здесь Э. сформулировал свое понимание просветительства. Он усматривал его в том, чтобы путем философского осмысления правил высоконравственной жизни и сатирического описания социальных пороков смягчить социальную несправедливость, поднять нравственность современников, в частности помочь им понять, что нужно уважать человеческое достоинство и в представителях низших сословий.