Русская философия

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

(1628).04. 1862, Мариуполь 13.02.1936, Москва) философ и психолог. В 1887 г. окончил историко-филологический ф-т Новороссийского ун-та (Одесса). В 1890 г. начал преподавание философии в Московском ун-те в качестве приват-доцента. В 1892 г. стал преподавателем философии (в 1897 г. проф.) Киевского ун-та, где основал психологический семинарий. По возвращении в Москву создал психологический семинарий при Московском ун-те, где возглавил кафедру философии (1907-1923), и Психологический ин-т (1912). Ч. был представителем *эмпирического* направления в психологии, в основе к-рого, по его мнению, лежит представление о параллелизме души и тела. *Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, писал он, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм*. Полагая, что наука должна углубляться в природу души и сознания, Ч. считал материализм учением, непригодным для решения этой проблемы, поскольку понятия *материя*, *атом* и др. являются умозрительными, а не опытными. Представление о *материи*, по его мнению, имеет символический смысл, т. к. содержит нечто *устойчивое, неизменное*, являющееся носителем свойств *внешнего раздражителя*. Большое значение Ч. придавал гносеологии; она была для Ч. *главным фактором решения общих задач*. Познание, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Отсюда задача гносеологии установление его границ и пределов. Чтобы осуществлять познавательную деятельность, по Ч., необходимо заранее определить, *что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда*. Подчеркивая активную, творческую роль сознания, его способность воздействовать на то, что оно воспринимает, Ч. доказывал принципиальное несоответствие отображения отображаемому, образа объекту. Он отрицал не только *наивный реализм* с его верой в существование внешнего мира, но и *последовательный субъективный идеализм* , приводящий к солипсизму. Будучи по своим философским представлениям неокантианцем, Ч. считал, что познание невозможно без наличия в сознании априорных элементов и идей, объединяющих наши ощущения, чувственные представления в одно целое опыт. О существовании априорных идей мы узнаем из внутреннего опыта из самонаблюдения и рефлексии. То, что есть главное в опыте работа мысли, Ч. понимал как ряд логических акций (абстрагирования, анализа, синтеза и т. п.), т. е. *операций рассудка*, определяющих сущность умственной деятельности. Из внутреннего опыта субъекта, из самонаблюдения, самоанализа им собственных впечатлений возникают, по Ч., априорные понятия пространства, времени, движения, причинности и т. п. Внешний опыт может дать нам лишь отдельные представления, однако их пространственное или временное расположение осуществляется сознанием. Отсюда Ч. сделал вывод: все, что не может быть наблюдаемо как образы внешнего мира, протяженность, неделимость, однородность, бесконечность и т. д. суть априорные понятия, к-рые составляют основу опыта и выступают в качестве необходимых предпосылок познания. Неокантианским представлениям следует Ч. и в учении об истине. В формально-логическом плане истина *состоит в согласии мысли с предметом*. Содержание мысли обеспечивается не содержанием объективных явлений, а *чувственным убеждением* в согласованности мысли с объектом. Истинность подкрепляется тем, что она *сопровождается объективными состояниями сознания, именно непоколебимым чувством достоверности и уверенности*. Наибольшей истинностью, считал он, отличаются формальная логика и математика, выводящие свои положения априорным, дедуктивным путем и дающие нам несомненные, достоверные знания. По Ч., естественные науки не могут давать истинные знания, а лишь вероятностные, поскольку они основаны на опытном, т. е. индуктивном, методе. Кроме достоверных и вероятностных знаний, возможны знания, постижимые в порядке веры, способной быть существенным элементом формирования истины. Что касается религиозной веры, то Ч. не отрицал, что она может входить в мировоззренческую установку, *ибо каждый должен дать себе отчет в том, что такое душа, что такое бог, каково начало мира, имеет ли он какую-нибудь цель и т. п.*.

  1. челпанов георгий ивановичЧелпанов Георгий Иванович родился в г. в Мариуполе современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете ...Биографический словарь
  2. челпанов, георгий ивановичрод. в г. в Мариуполе современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историкофилологическом фак...Большая биографическая энциклопедия
  3. челпанов георгий ивановичрусский психолог и философ. Критикуя материализм Мозг и душа Ч. пытался построить психологию на основе концепции эмпирического параллелизма души и тела восходящей к псих...Большая психологическая энциклопедия
  4. челпанов георгий ивановичЧелпановstrong Георгий Иванович [. Мариуполь . Москва] русский психолог и философ логик Профессор Киевского и Московского университетов. Основатель и директор до нояб...Большая Советская энциклопедия II
  5. челпанов георгий ивановичЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ рос. философ и психолог. Создатель го в России инта экспериментальной психологии при Московском унте официальное открытие . В теоретическом ...Большой психологический словарь
  6. челпанов георгий ивановичродился в г. в Мариуполе современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историкофилологическом ...Большой российский биографический словарь
  7. челпанов георгий ивановичЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович российский психолог и логик основатель и директор Московского психологического института . Сторонник психофизического параллелизма. Труды по э...Большой Энциклопедический словарь V
  8. челпанов георгий ивановичрусский философ психолог педагог специалист в области теории и методологии философии и психологии. Профессор с . Получил образование на историкофилологическом факте Новор...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  9. челпанов, георгий ивановичпсихолог философ педагог. С приватдоцент Московского университета с Киевского университета где создал психологические лаборатории семинарии при Киевском университете в...Педагогический терминологический словарь
  10. челпанов георгий ивановичЧелпанов Георгий Иванович русский философ и психолог создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете г. Популяризатор п...Психологический словарь
  11. челпанов георгий иванович. Мариуполь . Москва русский философ и психолог. Биография. С по г. получил образование на историкофилологическом факультете Новороссийского университете в Одессе. С ...Психологический словарь II
  12. челпанов георгий ивановичВ окончил ист. филол фт Новорос унта Одесса. С приватдоцент Моек унта с Киевского унта где в создал при кафедре философии психол лабораторию семинарии. По возвращении...Российская педагогическая энциклопедия
  13. челпанов георгий ивановичЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович род. ум. рус. философ психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела восходящую к психофизическому пара...Философская энциклопедия
  14. челпанов георгий ивановичфевр. рус. психолог и философ логик. Проф. психологии и философии Киевского и Московского унтов. Товарищ председателя Моск. психологич. обва. Основатель и директор М...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  15. челпанов георгий ивановичрод. ум. рус. философ психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Област...Философский энциклопедический словарь II
  16. челпанов георгий ивановичрод. ум. рус. философ психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Обла...Философский энциклопедический словарь
  17. челпанов, георгий ивановичЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ русский философ психолог. Родился апреля в Мариуполе. Окончил историкофилологический факультет Новороссийского университета в Одессе . Его учи...Энциклопедия Кольера II
  18. челпанов георгий ивановичрусский философ психолог. Родился апреля в Мариуполе. Окончил историкофилологический факультет Новороссийского университета в Одессе . Его учителем был Н.Я. Грот. С п...Энциклопедия Кольера