Русская философия

ФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ

(16(28).01.1877, Москва 10.12.1950, близ Лондона) философ. Обучался на юридическом ф-те Московского ун-та; завершил образование в ун-тах Гейдельберга и Мюнхена, где изучал философию и социологию. Участвовал в сб. *Проблемы идеализма* (1902), *Вехи* (1909), *Из глубины* (1918), редактировал еженедельники *Полярная звезда* и *Свобода культуры* (1905-1906). С 1912 г. приват-доцент Петербургского ун-та; был проф. Саратовского (1917-1921) и Московского (1921-1922) ун-тов. В 1922 г. выслан из Советской России; жил в Германии (1923-1937), во Франции (1937-1945) и Великобритании (с 1945). От *легального марксизма* эволюционировал к идеализму, затем к религиозному миропониманию в духе философии всеединства В. С. Соловьева. Испытал также значительное влияние Платона, Я. Бёме, Николая Кузанского; в поздний период творчества создал философскую систему, во многом созвучную онтологии и гносеологии Н. Гартмана, М. Хайдеггера и Н. О. Лосского. Определяющим для мировоззрения Ф. является стремление рационально выразить сверхрациональную сущность реальности, подвести под метафизику всеединства надежный логико-гносеологический фундамент. Цикл соч. Ф., посвященный проблемам гносеологии (*Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания*, 1915; *Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии*. 1939; *С нами Бог. Три размышления*, 1964), одно из значительных достижений рус. философской мысли XX в. Гносеологическая позиция Ф. сводится к утверждению опытной данности и одновременно трансцендентности субъекту предмета познания, к установлению в наличной системе знания *доступного* и *недоступного* (*непостижимого*), существующих в неразрывной целостности, к определению границ *предметного* знания, выражаемого в суждениях и понятиях, и конструированию особого (по сравнению с предметным) типа знания знания-переживания, знания-общения, знания-понимания, представляющего предмет в его целостности и значимости для человека и открывающего последнему доступ к глубинным сферам бытия (наиболее полно особенности этого типа знания описаны Ф. применительно к религиозному познанию). Соответственно в онтологии Ф. различает два осн. рода бытия (и промежуточный между ними слой идеальных сущностей, *чистых форм*): действительность (эмпирическую реальность), т. е. все то, что существует вне и независимо от сознания и постигается средствами *отвлеченного мышления*, и реальность внутренний мир человека, его сознание и самосознание. Вместе с тем реальность, по Ф., не есть некая замкнутая в себе, обособленная сфера внутренней жизни человека. Ей присущ момент трансцендирования, выхождения за пределы себя, проявляющийся в психической жизни как самосознание, в опыте общения как *мы* и *ты*, в нравственности как совесть, в познании как интуиция, в искусстве как прекрасное и т. д. Сознавая себя, свое *я*, человек открывает в своем внутреннем опыте некую абсолютную и первичную реальность духовное, идеальное бытие и в конечном счете Бога как *последнюю глубину реальности*. Обнаруживая глубинное родство с этой безусловной реальностью и абсолютной ценностью, человек преодолевает свою субъективность, конечность. Так, Ф. приходит к центральной для его антропологии и социальной философии идее Богочеловечества утверждению неразрывной связи между Богом и человеком (см.: *Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия*, 1956). Человек укоренен в мире, а тайны мира заключены прежде всего в человеке; мир очеловечен, и его невозможно постигнуть вне человека. Бог в нас самих, Бог с нами, являясь нам в общении с ним. Эта сопряженность, соразмерность человеческого и божественного лежит и в основе социальной жизни, к-рая определяется прежде всего тем, что все люди есть *дети Божий*. Ее важнейшие духовные основания солидарность, любовь, служение. Общественная жизнь имеет своим конечным назначением осуществление природы человека во всей ее конкретности и полноте, т. е. обожение человека, возможно более полное воплощение в совместной жизни всей полноты ее божественной первоосновы (*Духовные основы общества*, 1930). Характерная особенность идеи Богочеловечества, как понимает ее Ф., сочетание оптимистического восприятия мира как гармонического всеединства, имеющего основой божественный абсолют, с трезвым осознанием несовершенства эмпирического бытия и потому трагизма положения личности, ограниченной в возможностях его радикального благоустройства. В игнорировании этой двойственности человеческого бытия Ф. видел главную слабость господствовавших в нач. XX в. в России идейно-политических течений: с одной стороны, либерализма (включая его радикальную форму *социалистический экстремизм*), с др. консерватизма, что стало одной из осн. причин духовного и политического кризиса, потрясшего Россию в 1917 г. Недостатком либерализма Ф. считал отсутствие твердой уверенности в абсолютной ценности права и государства, в недооценке исторически сложившихся нравственных и духовных устоев народной жизни, в заигрывании с разрушительной социалистической идеологией. Несостоятельность же консерватизма была обусловлена, по его мнению, тем, что, исторически ориентируясь на традиционный уклад жизни, он постепенно потерял связь с реальной народной жизнью, не уловил ее новых вопросов и потребностей, превратился в охранительство; он обесплодил себя своим фактическим неверием в живую силу духовного творчества и недоверием к ней. Свою социально-политическую доктрину Ф. называл *либеральным консерватизмом*, усматривая ее суть в преодолении исторических слабостей рус. либерализма и консерватизма и синтезе их сильных сторон. Задача, считал он, состоит в том, чтобы показать, что свобода и социальное творчество индивида и народа не противостоят традициям и ценностям религиозной веры, но, напротив, взаимосвязаны и взаимообусловлены (*Крушение кумиров*, 1924; *Из глубины*, 1918; *Ересь утопизма*, 1926; *По ту сторону *правого* и *левого*, 1930). В этике Ф. развивал идеи этики долга (*Свет во тьме. Опыт христианской этики...*, 1949). Значительное внимание Ф. уделял истории отечественной философии, рус. культуры (*Русское миросозерцание*, 1925 на нем. яз.; *Из истории русской философской мысли конца XIX начала XX века. Антология*, 1965; *П. Б. Струве*, 1949, и др.).

  1. франк семен людвиговичРоссийский религиозный философ и психолог. В году выслан за границу. От легального марксизма перешел к религиозной философии разрабатывал учение о всеединстве. Выступал ...100 великих мыслителей
  2. франк, семен людвиговичstrongлитератор род в г. в Москве в семье евреяврача. В г. окончил юридический факультет Московского унив. Ф. написал ряд статей по экономическим и философским вопросам...Большая биографическая энциклопедия
  3. франк семен людвиговичФранкstrong Семен Людвигович [. Москва . около Лондона] русский религиозный философ и психолог. Учился в Московском и Берлинском университетах. С приватдоцент Петербург...Большая Советская энциклопедия II
  4. франк семен людвиговичФРАНК Семен Людвигович российский религиозный философ. В выслан за границу. От легального марксизма перешел к религиозной философии разрабатывал учение о всеединстве в...Большой Энциклопедический словарь V
  5. франк семен людвиговичодин из самых значительных русских философов после Вл. Соловьева. Учился на юридическом факультете Московского университета а затем изучал философию и социологию в Берлин...Великие философы
  6. франк, семён людвиговичСемен Людвигович религиозный философ. Участник сборника Вехи . В выслан из Советской России. Жил в Германии до во Франции и Великобритании с . Испытал влияние уче...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. франк, семен людвиговичрусский религиозный мыслитель последовательный сторонник соловьевской идеи всеединства. К этой идее он приходит преодолев искушение народничеством и марксизмом ощутив как...Именной словарь-справочник политических деятелей
  8. франк семен людвиговичрус. философ и психолог известный трудами в обл. взаимосвязи проблем религии этики и эстетики. С г. в эмиграции. Гл. тема его исследований человек и смысл его жизни как...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. франк семен людвиговичрусский религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского унтов. В г. был выслан вместе с большой группой философов писателей и общественных деятелей ...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  10. франк семен людвиговичрелигиозный философ психолог. Профессор Саратовского и Московского университетов. В г. выслан из Советской России. До г. преподавал в Берлинском университете участвовал...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  11. франк, семен людвиговичфилософпсихолог видный педагог мыслитель деятель образования Нижегородского края. Окончил Нижегородскую гимназию. В г. эмигрировал. Умер в Лондоне. Нижегородская школа X...Педагогический терминологический словарь
  12. франк, семен людвиговичроссийский религиозный философ. В выслан за границу. От легального марксизма перешел к религиозной философии разрабатывал учение о всеединстве в традиции апофатической т...Политическая наука - Словарь-справочник
  13. франк семен людвиговичС пост. сотр. ред. ж. Русская мысль. Философ психолог литературовед. Учился на юрид. фте Моск. унта окончил Казанский унт . В изучал философию в Германии. С легальный...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  14. франк семён людвигович[. Москва . близ Лондона] рус. религ. философ и психолог. Проф. Саратовского и Московского с унтов. В выслан из Сов. России жил в Германии до во Франции и Великобрит...Советский философский словарь
  15. франк семен людвиговичФРАНК Семен Людвигович рус. мыслитель столетия и в то же время продолжатель апофатической филос. традиции идущей от Платона и неоплатоников через Мейстера Экхарта и Ни...Философская энциклопедия
  16. франк семен людвиговичянв. дек. рус. религ. философ последователь В. Соловьева испытал влияние Плотина и Николая Кузанского. Учился на юридич. факте Моск. унта был выслан за границу за пр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. франк семен людвиговичрод. янв. Москва ум. дек. Лондон рус. религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского унтов до когда был выслан вместе с большой группой философ...Философский энциклопедический словарь II
  18. франк семен людвиговичрод. янв. Москва ум. дек. Лондон рус. религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского унтов до когда был выслан вместе с большой группой филос...Философский энциклопедический словарь
  19. франк, семен людвиговичФранк Семен Людвигович Москва рос. флософ. Викладав в унтах СанктПетербурга Саратова Москви Рос. науковому нт в Берлн Релгйнофлософськй академ Берлн Бе...Філософський енциклопедичний словник
  20. франк, семен людвиговичФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ русский философ. Родился января в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета изучал философию и социальные науки в универс...Энциклопедия Кольера II
  21. франк семен людвигович. Москва . близ Лондона религиозный философ и психолог. Родился в интеллигентной еврейской семье Его отец Людвиг Семенович доктор был удостоен дворянства в связи с награж...Энциклопедия русской эмиграции