История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ

(1877 — 1950) — русский религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского ун-тов. В 1922 г. был выслан вместе с большой группой философов, писателей и общественных деятелей из Советской России. До 1937 г. жил в Берлине, где преподавал в Берлинском ун-те. Входил в состав организованной Н.А. Бердяевым Религиозно-философской академии. Участвовал в издании журнала Путь. В 1930 г. опубликовал статью Психоанализ как миросозерцание, в которой отметил натуралистические ориентации психоанализа и проанализировал различие между духовным и психическим. В течение многих лет дружил и переписывался со швейцарским психиатром и психоаналитиком Л. Бинсванге-ром. После прихода к власти нацистов был отстранен от преподавания. В 1937 г. эмигрировал во Францию, где пережил Вторую мировую войну. В 1945 г. эмигрировал в Англию, жил и работал в Лондоне. В своих философских взглядах поддерживал и развивал идею всеединства в духе B.C. Соловьева, пытался примирить рациональное мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости всего сущего, несовершенного мира и построения христианской этики. Видел выход России из постоянного кризиса в осуществлении идеала духовного единства и органического духовного творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-исторической обоснованности общественной и политической культуры (De profandis. В сб. Из глубины. М.-Пг., 1918, тираж которого полностью был уничтожен и переиздан только в 1967 г. издательством Ymca-Press). Как психолог, Ф. уделял большое внимание исследованию духовной активности человека, доказывая, что психология должна оставаться прежде всего наукой о душе, а не о психических процессах (Душа человека, 1918). Главная идея этой книги — стремление вернуть понятие души в психологию взамен понятия душевных явлений, которые, с его точки зрения, не имеют самостоятельного значения и потому не могут быть предметом науки. Ф. считал, что психология должна давать человеку понимание цельности своей личности и смысла своей жизни, а это может дать только наука о душе. Объясняя состояние общественного сознания и кризис современного общества кризисом мировоззрения, Ф. утверждал, что появление психологии без души связано с потерей человеком интереса к себе и отсутствием желания понять смысл своего существования. Психология потому с такой легкостью и стала естествознанием, что исчез научный, теоретический интерес к познанию существа человеческой души. Этой потерей научного интереса к душе человека объясняет он и развитие интереса к мистике. Ф. считал, что основой психологии должна являться философия, а не естествознание, поскольку она изучает не реальные процессы предметного бытия в их причинной или другой естественной закономерности, а дает общие логические разъяснения идеальной природы и строения душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия. Доказывая необходимость и возможность исследовать душу, Ф. ссылался на опыт интуитивизма И.О. Лосского. При этом под душой он понимал общую родовую природу мира душевного бытия, как качественно своеобразного целостного единства . Большое значение имеет тот факт, что Ф. в своей работе разводил такие понятия как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных случаях душевная жизнь как бы выходит из берегов и затопляет сознание, именно по этим состояниям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояние рассеянного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, связанные с ними. Приходя фактически к тем же выводам, что и психоанализ, Ф. пишет о том, что под тонким слоем затвердевших форм рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые и в жизни отдельной личности и в жизни народа в целом могут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем пути, ведя к агресии, бунту и анархии. При этом, опять-таки в унисон с психоанализом, он доказывает, что в игре и в искусстве человек выплескивает наружу эту свою смутную, неосознанную душевную жизнь и тем самым дополняет узкий круг осознанных переживаний. Считал, что именно бессознательное является главным предметом психологических исследований, а сознание лишь постольку входит в ее предмет, поскольку явления сознания имеют сторону, в силу которой они являются переживаниями и именно в этой части они и являются элементами душевной жизни. Главными характеристиками душевной жизни, с точки зрения Ф., являются ее бесформенность, слитность, то есть ее непротяженность и вневремен-ность. Поэтому совершенно естественно, что он выступает против ассоцианизма и теории Вундта о сенсорной мозаике. Теория познания, разрабатываемая Ф., так же, как и его понимание сущности души, во многом опирается на монадологию Г. В. Лейбница: чистый разум сверхиндивидуален и сверхличен и потому познание происходит не только и не столько на основе соприкосновения с внешним миром, сколько развиваясь изнутри. На своей периферии душа соприкасается с предметной стороной бытия и таким образом становится носительницей знаний о внешнем мире. Однако по своим внутренним каналам душа соединяется с чистым разумом и таким образом наполняется не относительными понятиями, но чистым объективным знанием. Выделяя два уровня души, Ф. писал и о том, что смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, является как бы низшим уровнем души, который связывается с телом. Тело не только дает возможность душе локализоваться во времени и пространстве, но и затемняет содержание душевной жизни. Тем не менее душа не зависит от тела и его ограничений, так как несет на себе отпечаток высшей веры, Бога. В этой связи истинное познание всегда является откровением, поскольку оно возрождает связь с целым. Из всех психологов первой половины XX века Ф-полнее и точнее всех отразил влияние религиозной философии (которая берет свое начало в позиции Соловьева) на психологию. При этом в его концепции в полной мере отразились как достоинства, так и недостатки такой позиции. Основные работы Ф.: Философия и жизнь, СПб., 1910; Предмет знания, 1915; Очерк методологии общественных наук, М., 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Крушение кумиров, 1924; Духовные основы общества , 1930; Непостижимое. Париж, 1939; Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия, Париж, 1956; Снами Бог, Париж, 1964. Т.Д. Марцинковская, В. И. Овчаренко

  1. франк семен людвиговичРоссийский религиозный философ и психолог. В году выслан за границу. От легального марксизма перешел к религиозной философии разрабатывал учение о всеединстве. Выступал ...100 великих мыслителей
  2. франк, семен людвиговичstrongлитератор род в г. в Москве в семье евреяврача. В г. окончил юридический факультет Московского унив. Ф. написал ряд статей по экономическим и философским вопросам...Большая биографическая энциклопедия
  3. франк семен людвиговичФранкstrong Семен Людвигович [. Москва . около Лондона] русский религиозный философ и психолог. Учился в Московском и Берлинском университетах. С приватдоцент Петербург...Большая Советская энциклопедия II
  4. франк семен людвиговичФРАНК Семен Людвигович российский религиозный философ. В выслан за границу. От легального марксизма перешел к религиозной философии разрабатывал учение о всеединстве в...Большой Энциклопедический словарь V
  5. франк семен людвиговичодин из самых значительных русских философов после Вл. Соловьева. Учился на юридическом факультете Московского университета а затем изучал философию и социологию в Берлин...Великие философы
  6. франк, семён людвиговичСемен Людвигович религиозный философ. Участник сборника Вехи . В выслан из Советской России. Жил в Германии до во Франции и Великобритании с . Испытал влияние уче...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. франк, семен людвиговичрусский религиозный мыслитель последовательный сторонник соловьевской идеи всеединства. К этой идее он приходит преодолев искушение народничеством и марксизмом ощутив как...Именной словарь-справочник политических деятелей
  8. франк семен людвиговичрус. философ и психолог известный трудами в обл. взаимосвязи проблем религии этики и эстетики. С г. в эмиграции. Гл. тема его исследований человек и смысл его жизни как...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. франк семен людвиговичрелигиозный философ психолог. Профессор Саратовского и Московского университетов. В г. выслан из Советской России. До г. преподавал в Берлинском университете участвовал...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  10. франк, семен людвиговичфилософпсихолог видный педагог мыслитель деятель образования Нижегородского края. Окончил Нижегородскую гимназию. В г. эмигрировал. Умер в Лондоне. Нижегородская школа X...Педагогический терминологический словарь
  11. франк, семен людвиговичроссийский религиозный философ. В выслан за границу. От легального марксизма перешел к религиозной философии разрабатывал учение о всеединстве в традиции апофатической т...Политическая наука - Словарь-справочник
  12. франк семен людвиговичС пост. сотр. ред. ж. Русская мысль. Философ психолог литературовед. Учился на юрид. фте Моск. унта окончил Казанский унт . В изучал философию в Германии. С легальный...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  13. франк семен людвигович. Москва . близ Лондона философ. Обучался на юридическом фте Московского унта завершил образование в унтах Гейдельберга и Мюнхена где изучал философию и социологию. Участ...Русская философия
  14. франк семён людвигович[. Москва . близ Лондона] рус. религ. философ и психолог. Проф. Саратовского и Московского с унтов. В выслан из Сов. России жил в Германии до во Франции и Великобрит...Советский философский словарь
  15. франк семен людвиговичФРАНК Семен Людвигович рус. мыслитель столетия и в то же время продолжатель апофатической филос. традиции идущей от Платона и неоплатоников через Мейстера Экхарта и Ни...Философская энциклопедия
  16. франк семен людвиговичянв. дек. рус. религ. философ последователь В. Соловьева испытал влияние Плотина и Николая Кузанского. Учился на юридич. факте Моск. унта был выслан за границу за пр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. франк семен людвиговичрод. янв. Москва ум. дек. Лондон рус. религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского унтов до когда был выслан вместе с большой группой философ...Философский энциклопедический словарь II
  18. франк семен людвиговичрод. янв. Москва ум. дек. Лондон рус. религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского унтов до когда был выслан вместе с большой группой филос...Философский энциклопедический словарь
  19. франк, семен людвиговичФранк Семен Людвигович Москва рос. флософ. Викладав в унтах СанктПетербурга Саратова Москви Рос. науковому нт в Берлн Релгйнофлософськй академ Берлн Бе...Філософський енциклопедичний словник
  20. франк, семен людвиговичФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ русский философ. Родился января в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета изучал философию и социальные науки в универс...Энциклопедия Кольера II
  21. франк семен людвигович. Москва . близ Лондона религиозный философ и психолог. Родился в интеллигентной еврейской семье Его отец Людвиг Семенович доктор был удостоен дворянства в связи с награж...Энциклопедия русской эмиграции