Русская философия

ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ

(23.11(5.12).1820, Новоселки Орловской губ. 21.11(3.12)1892. Москва) поэт и мыслитель. В 1838-1844 гг. - студент Московского ун-та. В 1840 г. вышел из печати первый сб. его стихов. В 1845-1858 гг. - военная служба с целью получения рус. подданства и потомственного дворянства. Философскую опору своей жизненной практике Ф. нашел в дарвиновской теории эволюции. Борьба за выживание, утверждал он, есть осн. закон развития жизни на земле. Несомненно, сильное влияние на Ф. оказал А. Шопенгауэр с его концепцией воли к жизни как причины непрекращающейся войны всех против всех (см. Шопенгауэр в России). В 1881 г. Ф. впервые перевел на рус. язык, а затем издал соч. нем. философа *Мир как воля и представление*, в 1886 г. *О четверояком корне закона достаточного основания* и *О воле в природе*. Человеческий разум, по Ф., это исключительное явление во всем мироздании, но его нельзя признать основой мироздания, *которое, если бы завтра все люди исчезли с их разумом... продолжало бы процветать еще лучше, чем при человеке*. Рассудку присущи формы *времени, пространства и причинности, наличность которых и составляет интеллект*. Однако интеллект перерабатывает мир явлений в соответствии со своими способностями и не может отвечать *за действительный мир, о котором ничего знать не может*; выводы же науки ограниченны и изменяются со временем. Эта философская позиция Ф. получила проявление во всей его поэзии, отличительной особенностью к-рой было отражение не столько действительного мира, сколько чувств поэта, вызываемых этим миром. Поэтическое преклонение перед гармонией природы и ощущение неспособности интеллекта объяснить ее причину толкали Ф. на поиск гармонии вне мира: *Иоанн был совершенно прав, указывая на logos [логос] Божий как на источник мира видимого мира явлений и невидимого силы. Иоаннов logos вне мира и относится к нему творчески*. Вслед за Шопенгауэром Ф. отличал искусство как *познание существа мира* от будничного восприятия отдельных вещей и от *разумного мышления и науки*, изучающих понятия. Преимуществом искусства, недоступным науке, Ф. называет способность понять сущность жизни как единство и борьбу противоположностей не только в живой природе (*момент их гармонического соединения неуловим*), но и в мироздании в целом (противоречие между вечностью мира и недолговечным, преходящим характером его явлений). Творческий дух, к-рый Ф. называет *солнцем мира*, позволяет поэту вырваться из *темного мрака жизни вседневной* и подняться туда, где *сверкают звезд золотые ресницы*. Особенное внимание Ф. привлекала интерпретация Шопенгауэром кантовского учения об искусстве как незаинтересованном созерцании. *Цельный и всюду себе верный Шопенгауэр, писал Ф. своему другу великому князю Константину Константиновичу (поэту, писавшему под псевд. К. Р.), говорит, что искусство и прекрасное выводят нас из томительного мира бесконечных желаний в безвольный мир чистого созерцания: смотрят Сикстинскую Мадонну, слушают Бетховена и читают Шекспира не для получения следующего места или какой-либо выгоды*. Ф. считал, что искусство должно быть свободно от любых понятий, в т. ч. от понятий добра и зла: *Добро и зло для человека, красота для художника*. Он высоко ценил человеческую личность, рассматривая ее внутренний мир как равновеликий окружающему миру. *Два мира властвуют от века. / Два равноправных бытия: / Один объемлет человека, / Другой душа и мысль моя*. Способность человеческой души быть вездесущей во времени и пространстве Ф. приравнивает к созидательной силе Бога. Но такое громадное значение имеет только собственный, внутренний мир художника, именно его *я* является центром мира, а души и мысли др. людей это всего лишь детали внешнего мира. Близки были Ф., особенно в последний период жизни, и пессимизм и мизантропия Шопенгауэра. Он часто говорил, что осн. содержание жизни страдание, и только искусство уводит нас в мир чистой радости и красоты. Вместе с Шопенгауэром Ф. разделял *беспредельное презрение к умственной черни на всех ступенях и функциях*. Нравственность же Ф. вообще относил к области низших понятий, к к-рым не должна нисходить высокая поэзия. Художник должен быть свободен от требований морали и служить только красоте. При этом Ф. отдавал предпочтение христианству за то, что оно принимает мир таким, каков он есть. *Путь христианского спасения есть путь смирения перед внешней необходимостью строгого закона, а не путь гордыни и протеста*. Такая трактовка сущности христианства отражает характер философии Ф., в центре к-рой преклонение перед бесконечным богатством мира и прославление всего сущего, соответствующего представлениям художника о красоте.

  1. фет афанасий афанасьевичНа протяжении почти ста лет половина XIX века и первая половина XX вокруг творчества Афанасия Афанасьевича Фета шли нешуточные бои. Если одни видели в нем великого лири...100 великих писателей
  2. фет афанасий афанасьевичизвестный поэтлирик. Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в светлое царство мечты. Основное содержание его поэзии любовь и п...1000+ биографических данных - словарь
  3. фет афанасий афанасьевичнастоящая фамилия Шеншин Русский поэт. Автор многих циклов лирических стихотворений среди которых Весна Осень Сентябрьская роза Снега Вечера и ночи отдельных стихотворени...Афоризмы русских писателей
  4. фет, афанасий афанасьевичизвестный поэт род. нояб. г. в деревне Новоселки в семи верстах от г. Мценска Орловской губ. умер нояб. г. в Москве. Отец его ротмистр в отставке принадлежал к старин...Большая биографическая энциклопедия
  5. фет афанасий афанасьевичФетstrong Шеншин Афанасий Афанасьевич [. . с. Новослки ныне Мценского района Орловской обл. . . Москва] русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет был запис...Большая Советская энциклопедия II
  6. фет афанасий афанасьевичФЕТ наст. фам. Шеншин Афанасий Афанасьевич русский поэт членкорреспондент Петербургской АН . Насыщенные конкретными приметами картины природы мимолетные настроения чело...Большой Энциклопедический словарь V
  7. фет, афанасий афанасьевичШеншин Афанасий Афанасьевич русский поэт. Проникновенный лиризм в постижении природы служение чистой красоте музыкальность в нераздельной слиянности противоположных ч...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. фет афанасий афанасьевичФЕТ Шеншин Афанасий Афанасьевич русский поэт. Лирич. циклы даты создания Весна в т. ч. На заре ты ее не буди Уж верба вся пушистая Осень в т. ч. Ласточки пропали Сент...Литературный энциклопедический словарь
  9. фет афанасий афанасьевичФет Афанасий Афанасьевич настоящая фамилия Шеншин г. Новослки Орловской губернии Москва поэт. Сын помещика А.Н. Шеншина и Каролины Фет. Впервые посетил Москву в летнем...Москва (энциклопедия)
  10. фет афанасий афанасьевич. . выдающийся русский поэт публицист переводчик. Родился в с. Новоселки Орловской губ. В на военной службе мировой судья Мценского у. Первый сборник стихотворений Фет...Святая Русь - энциклопедический словарь
  11. фет афанасий афанасьевичнаст. фам. Шеншин рус. поэт. Род. в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Шарлотты Фет приехавшей из Германии. Вначале Ф. был записан сыном Шеншина но в лет обнаружи...Энциклопедический словарь псевдонимов