Русская философия

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

(23.09. (5.10).1863, Москва 23.01.1920, Новороссийск) - философ, правовед, публицист, общественный деятель. Инициатор и участник книгоизд-ва *Путь* (1910-1917), один из организаторов Психологического об-ва при Московском ун-те, Религиозно-философского об-ва памяти Вл. Соловьева. Становление философских взглядов Т. происходило в семейной среде в полемике с братом С. Н. Трубецким. Оба они в ранней юности пережили увлечение нигилистическими и материалистическими идеями. Впоследствии, под влиянием идей В. С. Соловьева и славянофилов, а также нем. классической философии, Т. перешел на позиции религиозной философии. Обучаясь на юридическом ф-те Московского ун-та (1881-1885), Т. одновременно увлекался изучением истории философии. После окончания ун-та работал в Ярославском юридическом лицее. В 1892 г. получил степень магистра, после защиты докторской был проф. Киевского, а с 1906 г. Московского ун-та. Обе его диссертации посвящены рассмотрению теократического идеала западноевропейского христианства - *Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание Блаж. Августина* (1892) и *Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Царства Божия у Григория VII и публицистов его времени* (1897). 2-томный труд *Миросозерцание Вл. С. Соловьева* (1913) до сих пор является одним из самых обстоятельных исследований творчества Соловьева. Наряду с анализом идей своего друга и учителя Т. раскрывает в нем специфику и отличительные черты собственного мировоззрения. Среди осн. философских работ Т. *Философия Ницше* (1904), *История философии права* (1907), *Социальная утопия Платона* (1908), *Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства* (1917), *Смысл жизни* (1918) и др. Особый интерес представляет цикл небольших соч. на тему о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи: *Умозрение в красках* (1915), *Два мира в древнерусской иконописи* (1916) и *Россия в ее иконе* (1918). В этих работах Т. показал связь цветовой гаммы и содержания иконописных произв. Он первый в отечественной литературе дал целостное эстетическое, философское, историческое и богословское истолкование древнерус. иконы. Князь Т. был также видным общественным и политическим деятелем. Он был членом Государственного совета (1907-1908), одним из основателей *Союза мирного обновления* и главным редактором печатного органа этого союза *Московского еженедельника* (1906-1910), в к-ром публиковались Бердяев, Булгаков, И. А. Ильин, Эрн, Франк и др. Основу партийной программы Т. составляла идея эволюционного демократизма, согласно к-рому необходимо сменить царство произвола господством права путем реформ и культурной работы. Он критиковал и *черного зверя* (реакцию) за неуступчивость, и, не менее гневно, *красного зверя* (революцию) за всепоглощающее разрушение. Октябрьскую революцию Т. не принял. В годы гражданской войны один из идеологов белого движения. Умер при эвакуации Добровольческой армии. Достойны внимания мемуары Т., к-рые он начал писать в 1917 г. (Воспоминания. София, 1922; Из прошлого. Вена, 1925 (2-е изд.); Из путевых заметок беженца. Архив русской революции. Берлин, 1926. Т. 18). Он называл их *духовным завещанием России будущей* об *ушедшей навсегда поэзии прошлой России*. Т. один из представителей философии всеединства. В отличие от Соловьева, к-рый утверждал единосущность Бога и мира, Т. настаивал на т. зр. внеположное мира божественного и мира природного. Бог, считал он, обладает полной свободой воли, и отождествление его с творением невозможно. Свобода у Т. являлась также основой деятельности индивида. Если у Соловьева отношения между Богом и человеком основаны на любви, то у Т. на свободе выбора, к-рая есть источник не только добра, но и зла. Человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за зло в мире. Поэтому София у Т. является не посредницей между Богом и миром, а идеальным замыслом о мире, к-рый человек может принять или отвергнуть (см. Софиология). Т. отрицал мысль Соловьева о том, что противоположение себе другого является для абсолютно сущего внутренней необходимостью, доказывая, что мир сотворен Богом не из первоматерии, а в свободном творческом акте из ничего. Он ограничил понимание человеком всеединого абсолютного знания, смысла всего существующего. Смысл жизни Т. видел в поиске вечных истин, к-рые заключены в Божественном сознании. Вечные истины неизменны, непреходящи и вневременны, люди открывают и находят их в процессе своей жизни. Подобно Соловьеву, Т. трактовал внешний мир как бессознательный, *слепой* и *хаотичный*, но постепенно приближающийся к миру божественных идей. Вместе с тем, в отличие от Соловьева, считавшего, что божественные идеи представляют собой лишь идеальный образ грядущих тварей, к-рые рано или поздно достигнут полного осуществления, он утверждал, что созданные людьми искусственные предметы не являются отражением божественных вечных идей. Он упрекал Соловьева за *смешение или неточное разграничение порядка естественного и порядка мистического*. Идея о необходимости разграничения естественного и мистического знания (первое имеет дело с природными вещами и искусственно созданными предметами, а второе с вечными божественными идеями) обосновывалась тем, что хотя наше познание обусловлено сущим, но не всякое знание есть знание о нем. Свободно от ошибок и истинно лишь мистическое сознание, оно универсально и пронизывает все сферы человеческого сознания. Что касается временной действительности, то она, по мнению Т., доступна нашему познанию потому, что имеет место в универсальном сознании Абсолютного. Веруя в идею всеединства и Богочеловечества как в конечную цель развития мира, Т., в отличие от Соловьева, исходил из разграничения религиозно-нравственной и социально-экономической сферы. По Т., церковно-государственный строй, за к-рый ратовал Соловьев, может быть осуществлен лишь путем насилия, т. к. государство не является свободной организацией, его нельзя включить в Царство Божие. Выступая с критикой теократических идей Соловьева, Т. выдвинул идею правового государства, считая право проявлением Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития. По мнению Т., Евангелие ценит государство не как возможную часть Царства Божия, а как ступень, долженствующую вести к нему в историческом процессе. Поэтому надо научиться ценить всякое, даже относительное, усовершенствование в жизни об-ва и человека. *Всякая положительная величина, хотя бы и малая, должна быть предпочтена полному ничтожеству* (Миросозерцание Вл. Соловьева. Т. 1. С. 584).

  1. трубецкой евгений николаевичрус. релит философ последователь В. Соловьева изложивший в своих кн. Миросозерцание В. С. Соловьева Метафизические предположения познания СмыслжизшГ собственную филос....Атеистический словарь
  2. трубецкой, евгений николаевичрус. релит философ последователь В. Соловьева изложивший в своих кн. Миросозерцание В. С. Соловьева Метафизические предположения познания СмыслжизшГ собственную филос....Атеистический словарь II
  3. трубецкой евгений николаевичТрубецкой князь Евгений Николаевич писатель и общественный деятель. Родился в году окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в...Биографический словарь
  4. трубецкой евгений николаевичТрубецкойstrong Евгений Николаевич . Москва . Новороссийск русский религиозный философ последователь и друг В. С. Соловьева правовед и общественный деятель князь брат С....Большая Советская энциклопедия II
  5. трубецкой евгений николаевичТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич князь российский религиозный философ правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о всеединстве с ортодокс...Большой Энциклопедический словарь V
  6. трубецкой, евгений николаевичЕвгений Николаевич князь российский религиозный философ правовед. Брат С.Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В.С. Соловьева о всеединстве с ортодоксальной хрис...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. трубецкой евгений николаевич. . князь русский философ и общественный деятель профессор Московского университета. Основной темой философии Трубецкого было определение смысла жизни. В своей книге Смы...Святая Русь - энциклопедический словарь
  8. трубецкой евгений николаевичТрубецкой Евгений Николаевич философ обществ. деятельПсевдонимыi Е. Т.u Кн. Е. Т. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  9. трубецкой евгений николаевич[. Москва . Новороссийск] рус. религ. философ правовед и обществ. деятель князь. Последователь и друг Вл. Соловьва брат С. Н. Трубецкого. Проф. в Киеве и в Москве. Иници...Советский философский словарь
  10. трубецкой евгений николаевичТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич философ культуролог правовед общественный деятель. Окончил факультет Моск. унта. Магистерская диссертация об Августине Блаженном докторска...Философская энциклопедия
  11. трубецкой, евгений николаевичсентября января рус. религ. философ последователь и друг В. Соловьева правовед и обществ. деятель князь брат С. Трубецкого. Окончил юридич. фт Моск. унта получил ст...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. трубецкой евгений николаевичрод. сент. Москва ум. янв. Новороссийск рус. религиозный философ правовед и общественный деятель друг В. С. Соловьева брат С. Н. Трубецкого. В был инициатором создан...Философский энциклопедический словарь II
  13. трубецкой, евгений николаевичТрубецкой Евгений Николаевич князь писатель и общественный деятель. Род. в г. окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Деми...Энциклопедический словарь
  14. трубецкой евгений николаевичкнязь писатель и общественный деятель. Род. в г. окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и К...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  15. трубецкой, евгений николаевичТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ русский философ правовед общественный деятель. Родился в Москве сентября . Окончил юридический факультет Московского университета . В защит...Энциклопедия Кольера II