Русская философия

ТРАНСРАЦИОНАЛЬНОСТЬ

(от лат. trans - за, по ту сторону; ratio разум, рассудок)- термин Франка, выражающий объективную непостижимость всех проявлений бытия как нераздельного единства рациональности и иррациональности, уходящего корнями в божественное всеединство. Знать Т., к-рая непосредственна, конкретна и доступна переживанию, можно только благодаря *умудренному неведению* (аналог *ученого незнания* Николая Кузанского), на основе к-рого Франк конструирует правила *антиномистического познания* (см. Антиномизм). Уже в работе *Предмет знания* (1915) Франк понимает всеединство как *металогическое единство*. В более позднем философском произв. *Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии* (1939) три слоя бытия - предметное бытиё, человеческое бытие и их первооснова (всеединство) отождествляются Франком с трансрациональным, к-рое доступно только металогическому, или сверхрациональному, трансрациональному знанию. *...Верховенство подлинного знания принадлежит лишь тому углубленному взору, который проникает в трансрациональность, т. е. непостижимость или необъяснимость бытия*. Трансрациональное трансдефинитно (выше всяких определений) и трансфинитно, т. е. обладает *избыточной полнотой*. В предметном бытии Т. связана с неустранимой трансцендентностью мира, с безграничным океаном непознанного, с *потенциальностью* бытия, а также с такими, напр., феноменами, как конкретная индивидуальность, к-рую невозможно уловить в понятиях. На уровне человеческого бытия Т. обнаруживается как единство непосредственного бытия (*я есмь*) и уникального конкретного всеединства *самости*. Свою субъективность, или *кажущееся бытие*, человек, согласно Франку, может преодолеть только в трансцендировании в устремленности *вовне* (в отношение *я ты*) и *вовнутрь*. Отношение *я ты* понимается как трансрациональное единство тайны страха и вражды с тайной любви. Взятое со стороны единства и порядка, это отношение образует трансрациональное бытие *мы*. Самое полное и глубокое обнаружение отношения связано с любовью. Трансцендирование *вовнутрь* характеризуется трансрациональным взаимопроникновением *души* и всеединства как *духа*, совершающимся в *самости* человека, в результате чего образуется личность. На уровне первоосновы Франк обнаруживает трансрациональный *знак* всеединства в реальности красоту. Приближаясь ко всеединству, человек узнает его как трансрациональный первоисточник жизни, как *Божество*, к-рое полагает реальность вне себя и вместе с тем имеет ее в себе и через себя. Безличное непостижимое *Божество* впервые обретает имя *Бог* в конкретном единстве с конкретным человеком, становясь близким и осязаемым, но тем не менее сущностно непостижимым. Происхождение зла (небытия), согласно Франку, тоже трансрационально: это некое перерождение, надтреснутость мира, связанные с выпадением его из гармонического всеединства. У ряда философов, близких к метафизике всеединства, встречаются идеи, перекликающиеся с понятием Т. Так, согласно Козлову, в многообразном чувственном опыте дается *прикровенная истина* единства всех вещей, коренящегося в Боге. В. С. Соловьев считал, что *сквозь* мир усматривается абсолютное и бесконечное *Всеединство*. Флоренский прозревал за видимым многообразием бытия вечное *мистическое единство*, тварную Софию. У Булгакова было живое ощущение творческой неистощимости и безграничности мира, благодаря *океану* софийного бытия. Карсавин описывал *Всеединство* следующим образом: это *Существо, совершеннее коего нет ничего и помыслить нельзя, все в себе заключает* и *иное*, и Абсолют.