Русская философия

ЛАПШИН ИВАН ИВАНОВИЧ

(1870-17. И. 1952, Прага ) философ, ученик и последователь А-а И. Введенского. Учился на историко-филологическом ф-те Петербургского ун-та, по окончании к-рого был командирован за границу. С 1897 г. приват-доцент, с 1913 г. экстраординарный проф. Петербургского ун-та, преподавал логику в Александровском лицее. В 1922 г. выслан вместе с группой философов из России. Поселился в Чехословакии, был проф. Русского юридического ф-та в Праге. Главным трудом Л. является кн. *Законы мышления и формы познания* (Спб., 1906), за к-рую он получил степень доктора философии. В ней он занимает позицию кантовского критицизма, провозглашает полный отказ от метафизики, к-рая своими догматами стесняет свободу мысли. Метафизический дуализм *вещей в себе* и *познающего субъекта* он считает *фальшивым*. *Мы отказываемся переносить законы мышления на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию*, пишет Л. (Законы мышления и формы познания. С. 135). Для Л. познаваемы лишь те предметы, к-рые обладают чувственным содержанием, оформлены временем, пространством и др. категориями, т. е. в опыте. Большую роль отводит Л. применению к познаваемым предметам закона противоречия, к-рый находится в необходимой связи с формой времени и пространства. Объект может иметь противоречивые свойства в разное время, но это невозможно в одно и то же время. Этот закон неприменим к *вещам в себе*, и о них нельзя сказать, существуют они или нет. Отвергая все виды догматической метафизики, Л. тем не менее рассматривает их как *рабочие гипотезы*, имеющие в руках наиболее даровитых мыслителей известную эвристическую ценность, *определенный коэффициент полезного действия*. Изучая проблему *чужого я*, Л. пришел к выводу, что последнее есть гипотетическая конструкция, что *трансцендентная реальность чужого я недоказуема* и можно говорить лишь об имманентной реальности чужого я (благодаря представлению о *плюрализме сознаний*). Несомненный интерес представляет работа Л. *Философия изобретения и изобретение в философии* (Пг.,1922, т. 1-2; 2-е изд. Прага, 1924), в к-рой он всесторонне разбирает внешние и внутренние условия творчества. При этом он исходит из следующих идей, в к-рых выражается его общая философская система: 1) философия есть особая наука, не совпадающая по своему содержанию ни с одною из положительных наук; 2) прогресс философии теснейшим образом связан с эволюцией специальных областей научного знания; 3) изучение научного, технического и философского творчества может оказывать полезное влияние на сам процесс изобретения. Л. отграничивает философское творчество от религиозного. Философия есть научная область духовной деятельности, сфера познавательного, а не эмоционального мышления. В силу этого нельзя, по Л., говорить о философии и как об искусстве. По мере восхождения к более высоким и тонким потребностям человека, каковыми являются религия, искусство, наука и философия, формы изобретения углубляются, но механизм изобретательности в осн. чертах остается тем же. Исходным пунктом для философской изобретательности (творчества) является *великая философская страсть удивления* человека перед фактом его бытия, перед загадками познания и деятельности, перед вопросом о сущности мира и цели бытия. Л. выявляет *философскую потребность* в изобретении. Она состоит в том, чтобы дать разумные ответы на 3 вопроса, поставленные в древности Пирроном и повторенные в измененном виде И. Кантом: *Из чего состоят вещи?*, *Какое отношение мы должны себе к ним усвоить?*, *Какую выгоду получат те, которые выполнят это?* (по Канту: *Что я могу знать?*, *Что я должен делать?*, *На что я могу надеяться?*). *Подталкивающим импульсом* к поискам новой концепции мысли является для Л. страдание, недовольство *привычной стороной ранее принятого мировоззрения*. Кроме *подталкивающего импульса*, в процессе изобретения играет роль и *притягивающий мотиву *тяга к интеллектуальной гармонии, смутное прозрение в сферу нового миропонимания, более истинного*. Изобретение, по Л., осуществляется за счет *комбинаторики фактов*, *комбинаторики мыслей*, *комбинаторики точек зрения* и *комбинаторики форм выражения* (т. е. экспериментов в области стиля, с тем чтобы выработать *ясную и отчетливую терминологию для передачи своих совершенно новых мыслей*). Все 4 типа комбинаторики (или *поля испытаний*) действуют в творческом духе ученого или философа под *непрестанным контролем мысли*. Творчество для Л. есть сочетание *упорного труда и свободной и непринужденной игры*.

  1. лапшин иван ивановичЛапшин Иван Иванович философ. Родился в г. Преподавал логику в Александровском лицее состоит профессором философии в Петроградском университете на высших женских и на в...Биографический словарь
  2. лапшин, иван ивановичписатель. Род. в г. Окончил курс в спб. университете по историкофилологическому факультету где работал главным образом под руководством профессора Александра Ив. Введенс...Большая биографическая энциклопедия
  3. лапшин иван ивановичфилософ. Родился в г. Преподавал логику в Александровском лицее состоит профессором философии в Петроградском университете на высших женских и на военнопедагогических ку...Большой российский биографический словарь
  4. лапшин иван ивановичЛАПШИН Иван Иванович русский философ ученик и последователь Александра И. Введенского. Приватдоцент и профессор Петербургского университета в выслан из России. Жил в...Большой Энциклопедический словарь V
  5. лапшин иван ивановичр. рус. философидеалист и психолог ученик А. Введенского сторонник неокантианства. Преподавал логику в Александровском лицее был проф. Петерб. унта. Др философии с . Бе...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  6. лапшин, иван ивановичЛапшин Иван Иванович писатель. Род. в г. Окончил курс в спб. университете по историкофилологическому факультету где работал главным образом под руководством профессора ...Энциклопедический словарь
  7. лапшин иван ивановичписатель. Род. в г. Окончил курс в спб. университете по историкофилологическому факультету где работал главным образом под руководством профессора Александра Ив. Введенс...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  8. лапшин, иван ивановичЛАПШИН ИВАН ИВАНОВИЧ русский философ. Родился октября . Окончил историкофилологический факультет Петербургского университета . В молодости увлекался европейским позитиви...Энциклопедия Кольера II
  9. лапшин иван ивановичрусский философ. Родился октября . Окончил историкофилологический факультет Петербургского университета . В молодости увлекался европейским позитивизмом прежде всего фил...Энциклопедия Кольера