Русская философия

КОСМИЗМ

(от греч. kosmos мир, Вселенная) специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное со Вселенной, *преобладание вселенского над индивидуальным* (Е. Н. Трубецкой). Следует различать естественно-научный К. и религиозно-философский К. К. изначально присущ культурному самосознанию человечества с самых первых шагов зарождающейся цивилизации. В нем выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человека, интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внешними грозными стихиями, в к-рых виделось проявление неких всеобщих смыслов, законов и т. п., - за ними стоял живой, сверхсущий Космос. Содержание, вкладываемое в понятие *космос* в разные эпохи и в различных культурах, существенно отличается. Рус. К., сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового К., обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире. Изначальной посылкой рус. космического мировоззрения, восходящего к истокам древнерус. христианской образованности, является учение отцов церкви об отношении Творца и творения, представление о космосе как живом организме, находящемся в непрестанном взаимодействии с Творцом, о важной роли человека в этом взаимодействии. Это учение, предполагающее *внемирность Бога*, не исключает и *живое присутствие Бога в мире*, в его основе Богочеловечество Христа, соединяющее в себе две природы - Божественную и человеческую. Философскими основаниями рус. К. являются: в онтологии - концепции всеединства и иерархической структуры бытия, получившие развитие в трудах В. С. Соловьева, Булгакова, Карсавина, Флоренского, Зеньковского и др.; в гносеологии живознание Киреевского и Хомякова, *цельное знание* Соловьева, *цельное мировоззрение* Флоренского. Мир в этих концепциях рассматривается не только в его наличной данности, но и с т. зр. долженствующего быть, с т. зр. его развития через человека и отношения к Творцу как цели. Заслуга в разработке теоретических оснований К. в значительной мере принадлежит Федорову с его проектом *Общего дела*, Булгакову с его учением о Богочеловечестве к И. А. Ильину с его принципом *воли к духовности*. В соответствии с традицией *эзотерического (мистического) христианства* В. А. Шмакова, выраженной в учении о синархии как всеединстве иерархического строения, через к-рое мироздание становится космосом, в рус. К. выделяют различные уровни постижения целокупной (духовной и чувственной) реальности: *теокосмизм*, *софиокосмизм*, *иерархокосмизм*, *астрокосмизм*, *антропокосмизм*, *социокосмизм*, *биокосмизм*, *энергокосмизм*. Для каждого из этих *космизмов* характерна ориентация на свои собственные бытийные основания, соответствующий гносеологический принцип и целеполагающий идеал, к-рые лишь в совокупности образуют цельное бытие, цельное знание и цельное творчество, реализуемое через древо целей. Религиозно-философское течение рус. К. исходит из представления о Боге как абсолютном начале и софийной основы бытия (софиология), к-рая не только понимается как *Душа мира*, или *Премудрость Божия* о мире, но и целеполагается как *идеальное человечество*, или Богочеловечество, в софийном завершении космического процесса. Центральным принципом на уровне софиокосмизма является архетип всеединства, одним из первичных идеальных образов к-рого является отношение Лиц Троицы, чему в тварном мире соответствуют три субъекта бытия: чистый дух как субъект воли и носитель блага (вдохновлявший Ильина), ум как субъект представления и носитель истины (Федоров, Шмаков) и душа как субъект чувства и носительница красоты (Булгаков, Соловьев и др.). Фундаментальная триада *Бог-Человек-Космос* при последовательной перестановке ее составляющих, в соответствии с эзотерической традицией иерархокосмизма развертывается в систему семи принципов *психологии культуры*: соборность (или синархическое единство), магичность (духовная цельность, в противоположность механической разделенности), космичность (единство множественности миров), открытость (способность взаимодействия), символичность (обращение к архетипу), религиозность (православная духовность), проективность (ориентация на *общее дело* ). На совр. этапе религиозно-философского К. эти составляющие реализуются как динамические принципы нового мышления, служащие соборной (синархической) трансформации об-ва эпохи ноосферы на пути к вечной жизни. Сам термин *К.* получил распространение в отечественной литературе в 80-х гг. XX в. Этому способствовали успехи в освоении космоса и рост интереса к общеметодологическим трудам *отца космонавтики* Циолковского, к работам его последователей и сторонников, а также к идеям Чижевского и В. И. Вернадского. В трактовке понятия *К.* естествознанием сразу наметились две тенденции: 1) понимание К. как научного мироотношения, как мировоззрения (а вслед за этим и как принципа культуры в широком плане); 2) трактовка его в общеметодологическом плане с теоретико-научных позиций. В последнем случае К. выступает как принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. С этой т. зр. Земля не только представляет собой космическое тело, подчиняющееся в своем движении в мировом пространстве законам космоса, но и обязана своей наполненной жизнью оболочкой благоприятному сочетанию общеприродных (земных и космических) факторов. Сама человеческая деятельность в этом свете приобретает новые измерения: общепланетарное и внеземное. Такая логика устремляет мысль за пределы планеты. *Вся суть в переселении с Земли и в заселении космоса*, говорил Циолковский (см.: Чижевский А. Л. Теория космических эр//Грезы о Земле). Понимание космоса как *живого* мироздания дало повод ряду сторонников рус. К. существенно расширить рамки этого понятия, вплоть до отождествления его предметного поля с теми аспектами отечественной культуры, в к-рых наряду с проблематикой *человек космос* (антропокосмизма) отражается и религиозное теоантропокосмическое видение мира. В связи с этим в К. стали различать особые направления (или течения), как *христианский*, *религиозно-философский*, *поэтически-художественный*, *эстетический*, *музыкально-мистический*, *мистический*, *экзистенциально-эсхатологический*, *проективный*, *активно-эволюционный* и, наконец, *естественно-научный* К. Объединению различных подходов к выработке единого понимания К. была посвящена конференция на тему *Русский космизм и ноосфера* (М., 1988), на ней была сделана попытка толковать рус. К. как фундаментальное мировоззрение совр. эпохи, имеющее свои истоки не только в мировой, но и в отечественной культуре.

  1. космизмсовокупность течений философской и религиозной мыслиставящие как в учении Н. Ф. Федорова в центр своих исследований проблемукосмического всеединства всего живого волю к м...Большой энциклопедический словарь II
  2. космизмКОСМИЗМ. совокупность течений философской и религиозной мысли ставящие как в учении Н. Ф. Федорова в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живо...Большой энциклопедический словарь III
  3. космизмКОСМИЗМ . совокупность течений философской и религиозной мысли ставящие как в учении Н. Ф. Федорова в центр своих исследований проблему космического всеединства всего жив...Большой Энциклопедический словарь V
  4. космизмот греч.мир Вселенная специфическое мировосприятие и мироощущение а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со в...Евразийская мудрость от А до Я
  5. космизмКОСМИЗМ одно из характерных свойств пролетарской поэзии эпохи гражданской войны позволяющее часто называть К. весь стиль пролетарской поэзии тех лет что излишне суживае...Литературная энциклопедия
  6. космизмодно из характерных свойств пролетарской поэзии эпохи гражданской войны позволяющее часто называть К. весь стиль пролетарской поэзии тех лет что излишне суживает определ...Литературная энциклопедия II
  7. космизмКОСМИЗМ одно из характерных свойств пролетарской поэзии эпохи гражданской войны позволяющее часто называть К. весь стиль пролетарской поэзии тех лет что излишне суживае...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  8. космизмНачальная форма Космизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  9. космизмКОСМИЗМ греч. kosmos организованный мир kosma украшение философское мировоззрение в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как гражд...Новейший философский словарь
  10. космизмгреч. kosmos организованный мир kosma украшение философское мировоззрение в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как гражданине Ми...Новейший философский словарь II
  11. космизмрусский особый духовнотеоретический феномен возникший в России в конце начале вв. Будучи целостным социокультурным явлением К. ориентирован на синтетическое видение р...Новейший философский словарь II
  12. космизмкосмизм космизм а...Орфографический словарь
  13. космизмгр. Вселенная мировоззренческая систем утверждающая единство Человека и Вселенной рассматривающее человечество как закономерный продукт эволюции Вселенной. Космизм поп...Основы духовной культуры
  14. космизмОрфографическая запись слова космизм Ударение в слове космизм Деление слова на слоги перенос слова космизм Фонетическая транскрипция слова космизм [казмизм] Характеристи...Полный фонетический разбор слов
  15. космизмкосмизм а...Русский орфографический словарь
  16. космизмкосмизм...Русское словесное ударение
  17. космизмКОСМИЗМ . совокупность течений философской и религиозной мысли ставящие как в учении Н. Ф. Федорова в центр своих исследований проблему космического всеединства всего жив...Современный энциклопедический словарь
  18. космизмУдарение в слове космизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове космизм...Ударение и правописание
  19. космизмКОСМИЗМ направление философии рассматривающее человека Землю и все на ней происходящее как частный случай космических явлений в большей или меньшей степени характерных д...Уфологический словарь-справочник
  20. космизмсовокупность философских направлений для которых характерна идея единства человека и Космоса. К представителям философии русского К. относятся Н. Федоров В. Соловьев К. Ц...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  21. космизмКОСМИЗМ КОСМИЗМ религиознофилософское и естественнонаучное течение. Хотя попытки распрстранения теории эволюции на весь космос были предприняты в конце начале в. Д. Ф...Философская энциклопедия
  22. космизмНеразличение исторически сложившихся смыслов этого термина делает его неопределенным и мешает адекватному пониманию того о чем идет речь. . К. в древне греческой философи...Философские категории
  23. космизмМоск Оксим Омск Сикоз Моки Сим Мкс Мис Сми Мио Мимо Сом Мим Микоз Мик Кси Космизм Кос Комс Коми Ком Иск Икс Икос Изм Зосим Сомик Ким Комизм Сок Миоз...Электронный словарь анаграмм русского языка
  24. космизмКОСМИЗМ . совокупность течений философской и религиозной мысли ставящие как в учении Н. Ф. Федорова в центр своих исследований проблему космического всеединства всего жив...Энциклопедический словарь естествознания