Русская философия

КОЖЕВНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

(15(27). 05. 1852, г. Козлов Тамбовской губ.- 3(16). 07. 1917, ст. Хлебникове под Москвой) - философ, историк, поэт. Последователь Федорова, получивший от него в наследство все его рукописи. Благодаря самообразованию приобрел обширные познания в философии, религии, живописи, в совершенстве владел 8 языками. В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском ун-те (1868-1873). С 1880 г. в течение 14 лет К. жил за границей, изучая литературу и философию в крупнейших книгохранилищах Западной Европы. Совершил паломничество в Святую Землю. По ходатайству Флоренского К. с 1912 г. становится почетным членом Московской духовной академии. В 1875 г. он знакомится с Федоровым и сотрудничает с ним вплоть до смерти последнего. В брошюре «Бесцельный труд, *неделание* или дело? Разбор взглядов Эм. Золя, Александра Дюма и Л. Н. Толстого на труд» (М., 1893) в противоположность толстовской идее *неделания* К. утверждает необходимость общеполезного *дела*, заключающегося в *воскрешении отцов*. Здесь же публикуется его опыт стихотворного изложения идей Федорова. Учение последнего излагается им также в труде *Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии* (М., 1897). Осн. часть книги посвящена подробному анализу учения нем. философа И. Г. Гамана, но в конце ее К. останавливается на важнейших идеях учения Федорова: общие *братские* усилия человечества по *разумной регуляции природы* при помощи достижений науки; возвращение жизни отцам и т. д. *Общеполезную философию дела* он объявляет *философией будущего*. Более обстоятельно эти идеи излагаются им в кн. *Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам* (Ч. 1. М., 1908). Вместе с Петерсоном К. был редактором-издателем *Философии общего дела* (название придумано К.). К. был не согласен с нек-рыми центральными положениями учения Федорова, прежде всего с недооценкой им роли божественной благодати в деле всеобщего воскрешения, поскольку сам он придерживается традиций святоотеческой мысли. Широкую известность К. принес его труд *Буддизм в сравнении с христианством* (Т. 1-2, Пг., 1916; был подготовлен и 3-й т., но издать его не удалось), в к-ром он пытается противодействовать представлениям о сходстве буддизма с христианством и о влиянии первого на второе. Ознакомившись по первоисточникам с буддизмом, проанализировав его основы, тенденции, цели, он делает вывод о совершенной противоположности его христианству. Ценность работ К. Флоренский усматривал в стремлении к единству веры и знания, науки и жизни.

  1. кожевников, владимир александрович[.] историк культуры публицист. Род. в семье купца почетного гражданина г. Козлов Тамбовской губ. Получил прекрасное домашнее воспитание овладел гл. европ. и осн. древн...Большая биографическая энциклопедия
  2. кожевников владимир александровичКОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович русский историк культуры публицист ученик и издатель сочинений Н. Ф. Федорова. Основные сочинения Философия чувства и веры. об И. Г....Большой Энциклопедический словарь V
  3. кожевников владимир александровичученый философ поэт. Окончил Московский унт владел в совершенстве ю языками в т. ч. санскритом. К. внес значит. вклад в развитие русской буддологии написав и опубликовав ...Буддизм
  4. кожевников владимир александрович. . русский философ и поэт. Из семьи купцов. Много путешествовал по Святой Земле и Западной Европе. Главным но не опубликованным трудом жизни была история перехода европ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  5. кожевников владимир александровичКожевников Владимир Александрович июля философПсевдонимыi Н. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена