Русская философия

ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

(18(ЗО).04.1852, Хельсинки 23.05(4.06). 1899, с. Кочеток Чугуевского у. Харьковской губ.) философ, психолог, проф. Московского ун-та (с 1886), председатель Московского психологического об-ва, один из организаторов и первый редактор журн. *Вопросы философии и психологии* (с 1889). Род. в семье известного филолога, акад. Я. К. Грота. После окончания Петербургского ун-та (1875) и заграничной командировки в Германию преподавал философию в Нежинском историко-филологическом ин-те (1876). Исходная позиция магистерской диссертации Г. *Психология чувствований в ее истории и главных основах* (1879-1880) физиологическая трактовка явлений психического мира. Чувствования, считал он, выражают на языке удовольствия или страдания перемены, происходящие в организме под влиянием взаимодействия с окружающей средой. В докторской диссертации Г. *К вопросу о реформе логики* (1882) логика определялась как наука о познании, а познавательная деятельность как совокупность *психических оборотов* (объективная восприимчивость, или способность быть воспринимаемым, субъективная восприимчивость, субъективнои объективно-деятельные моменты). Метафизику Г. на первом этапе своей философской эволюции отвергал как лжеучение, источник заблуждений ума. В социологии он придерживался противоречивой позиции: отрицая субъективный метод, пытался создать объективную формулу прогресса, но признавал его конечную субъективную цель-увеличение счастья человечества. В области этики Г. отстаивал утилитарный взгляд на нравственность (*К вопросу о свободе воли*, 1884), считая оптимизм и пессимизм не предметом рассмотрения метафизики, а практическими установками (*О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений*, 1884). Начало второго периода философской деятельности Г. относится к его пребыванию в Одессе, где он был проф. Новороссийского ун-та (1885-1886). Перемена в его взглядах нашла отражение в трудах *Джордано Бруно и пантеизм* (1885) и *О душе в связи с современными учениями о силе* (1886), для к-рых характерен отход от позитивизма и поворот к изучению греко-римской философской классики и философии Возрождения. Г. пришел к выводу, что философия имеет особое, только ей принадлежащее место среди др. проявлений духовного творчества. Она представляет собой *чувство всемирной жизни*, переведенное в понятия об истинно существующем в его идеальных формах. Основой философии теперь признается метафизика, базирующаяся на анализе состояний познающего субъекта при помощи *метода субъективной индукции*. Свою философскую позицию Г. назвал *монодуализмом*, противопоставляя ее идеалистическому и материалистическому монизму как *крайностям*, являющимся *плодом поверхностной философии*. Концепция Г., по сути, была плюралистической конструкцией, основанной на признании двух или более исходных субстанциальных начал, объединяемых на *нейтральной* основе. Центральной темой метафизики Г. становится анализ идеи силы. Чаще всего под этим термином понималась *высшая вселенская мировая воля*, в к-рой *сущее и должное слиты воедино*. В этот период Г. защищает принцип свободы воли, ранее им отвергавшийся (*Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности*, 1889), о чем свидетельствует исследование понятий *божественная воля*, *вселенская мировая воля* и *личная воля человека*. Чаще Г. использовал два последних термина, причем возникновение *вселенской мировой воли* объяснял творческим божественным актом. Эти взгляды Г. изложил в двух этических трактатах *Основания нравственного долга* (1892) и *Устои нравственной деятельности* (1895), в к-рых стремился *привить воззрения А. Шопенгауэра на русской почве*. Устои нравственной жизни, по Г., находятся не вне человека, а в нем самом, в свободной воле, к-рая возвышает его над интересами личного существования, побеждает ограничения пространства и времени. Одухотворить Вселенную, усиливая пульс ее идеальной жизни, всем напряжением мысли содействовать торжеству разума таково требование мировой воли, к-рая в своем нравственном аспекте и есть мировая любовь. Стремясь создать концепцию воли на основе самонаблюдения, Г. попытался реформировать психологию в серии своих работ: *Жизненные задачи психологии* (1890), *К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии* (1894), *Основания экспериментальной психологии* (1895), *Понятие души и психической жизни в психологии* (1897) и др. Во 2-й пол. 90-х гг. влияние на Г. философии Шопенгауэра ослабевает, усиливается тенденция соединить понятие мировой воли с *психологической энергетикой*. Термин *сила* сводится здесь не к *внутренней сущности вещей*, не к *абсолютному сознанию Вселенной* или *мировой воле к жизни*, как ранее, а к энергии, попыткам объяснить душевную жизнь, все развитие человечества с помощью закона сохранения и превращения энергии. Здесь нашли своеобразное преломление идеи нем. химика В. Оствальда. Принцип субстанциальности сменяется у Г. принципом актуальности. Эти идеи содержатся в одном из последних его трудов *Критика понятия прогресса* (1898). В целом прогресс Г. определял как *увеличение нравственной ценности жизни во Вселенной, происходящее от роста в ней сознания и самосознания, который зависит от превращения мировых энергий из низших форм в высшие через экономизацию и накопление*. Г. создал своеобразное учение, в к-ром сочетались воззрения О. Конта, Г. Спенсера, А. Ланге, Дж. Бруно, Аристотеля, Платона, И. Канта, Ф. В. Шеллинга, А. Шопенгауэра, В. Вундта, Толстого и др. Как отмечал В. С. Соловьев в ст. *Три характеристики*, многогранность интересов творческой деятельности Г. наиболее адекватно отражает его собственный термин: *чрезвычайная полнота и быстрота психического оборота*.

  1. грот николай яковлевичГрот Николай Яковлевич профессор философии сын академика сначала профессор в историкофилологическом институте князя Безбородко в Нежине потом с г. в Новороссийском у...Биографический словарь
  2. грот, николай яковлевичпрофессор философии сын академика Я. К. Грота см. род. в г. учился в Ларинской гимназии и на историкофилологическом факультете СПб. университета где получил золотую меда...Большая биографическая энциклопедия
  3. грот николай яковлевичроссийский психолог один из основателей экспериментальной психологии эмоций возглавлял кафедру философии в Московском университете и Московское психологическое общество ...Большая психологическая энциклопедия
  4. грот николай яковлевичГротstrong Николай Яковлевич [. Хельсинки . ] русский философидеалист. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета с председатель Московского психологического о...Большая Советская энциклопедия II
  5. грот николай яковлевичГРОТ Николай Яковлевич российский философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета с председатель Московского психологического общества основатель и редакт...Большой Энциклопедический словарь V
  6. грот николай яковлевичГрот Николай Яковлевич . . русский философ идеалист психолог. С г. профессор Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый реда...Психологический словарь
  7. грот николай яковлевичГрот Николай Яковлевич апр. мая философПсевдонимыi Б.u Г.u Н.u Н. Г.u Профессорu Психологu Редакторu Ф. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  8. грот николай яковлевичГРОТ Николай Яковлевич род. апр. С.Петербург ум. мая рус. философ профессор с председатель Московского психологического общества с . В каждом философском течении стр...Философская энциклопедия
  9. грот николай яковлевичапр. мая рус. философидеалист сын академикафилолога Я. К. Грота проф. Моск. унта с пред. Моск. психологич. обва первый редактор журн. Вопросы философии и психологии...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. грот николай яковлевичрод. апр. С.Петербург ум. мая рус. философ профессор с председатель Московского психологического общества с . В каждом философском течении стремился выделить содержа...Философский энциклопедический словарь II
  11. грот, николай яковлевичГрот Николай Яковлевич профессор философии сын академика Я. К. Грота см. род. в г. учился в Ларинской гимназии и на историкофилологическом факультете СПб. университета ...Энциклопедический словарь
  12. грот николай яковлевичIstrongпроф. философии сын академика Я. К. Грота см. род. в г. учился в Ларинской гимназии и историкофилолог. факультете СПб. унив. где получил золотую медаль за сочинен...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. грот, николай яковлевичГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ русский философ психолог. Родился в Хельсинки апреля . Окончил историкофилологический факультет Петербургского университета . В течение нескольких...Энциклопедия Кольера II