Русская философия

АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

(29.03 (10.04).1817, Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. 7(19).12.1860, остров Занте (Закинф), Греция) философ, публицист, поэт, историк, идеолог славянофильства. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. В 1832-1835 гг. учился на словесном отд. Московского ун-та. В студенческие годы был участником кружка Станкевича и, как -др., испытал влияние нем. философии (прежде всего Гегеля). Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации *Ломоносов в истории русской литературы и русского языка* (1846), несмотря на в целом славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (напр., оригинальное понимание проблемы стиля). В кон. 30-х гг. А. сближается с Хомяковым и Киреевским и вскоре сам становится теоретиком славянофильства. Осн. вклад А. в славянофильское учение это общественно-политическая теория, включая и своеобразную трактовку рус. истории, и система эстетических взглядов. Свои взгляды на историю он сформулировал в конце 40-х нач. 50-х гг. (*Голос из Москвы*, *Родовое или общественное явление был изгой?*, *О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности* и др.). Жизнь славянских племен, по его мнению, определялась традициями крестьянской общины и народного быта. Территории, где они занимались земледельческим трудом, подвергались постоянным набегам, что вынудило их пойти на создание государства. Для этого были приглашены варяги, к-рые привнесли идеи государственности на рус. землю извне. Это позволило коренному населению не смешивать для себя понятия государства и земли, а согласиться лишь на создание их добровольного союза. Понятие земли у А. было тождественно понятию народа, к нему он относил низшее сословие, сознание к-рого было проникнуто идеями веры и общинной жизни. Государство несло в себе начало власти, стремившейся лишь к осуществлению *внешней правды*, что было реализовано в политико-правовой организации об-в зап. типа. А. считал государство по своему принципу, вне зависимости от формы правления, проявлением насилия. Именно А. принадлежит характеристика рус. народа как негосударственного. В одном из писем к Герцену за 1867 г. М. А. Бакунин признавался, что А. вместе со своими друзьями опередил его анархические воззрения, когда еще в кон. 40-х гг. стал врагом петербургского государства и *вообще государственности* (Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Спб., 1906. С. 310). Придя к выводу об отсутствии развитого родового строя у древн. славян, А. подчеркивал решающую роль в их жизни семейно-общинных отношений, поскольку, признав власть, рус. народ оставил для себя в качестве своего достояния общественную (общинную) жизнь и традиции семьи. Общину А. рассматривал не только в виде существующей сельской общины, а вкладывал в это понятие более широкое толкование. Он видел проявление общинного начала в Новгороде, где народ решал наиболее актуальные для себя вопросы на вече или когда жители одной улицы собирались на сход, чтобы обсудить проблемы своей жизни. Россия рассматривалась им как совокупность множества миров, расположенных в виде своеобразных кругов, к-рые смыкаются друг с другом и восходят от первичных начал до более обширных образований. Община является самостоятельной ячейкой, где система самоуправления позволяла выполнять не только чисто административные, но и производственные функции. Сформулированная А. концепция *земли и государства* играла существенную роль в славянофильской критике Запада и зап. влияния, служила обоснованием особого исторического пути рус. народа, предпочитающего *внутреннюю правду* (христианско-нравственное устройство жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) *внешней правде* (политическо-правовая организация об-ва зап. типа). Вместе с тем многое в теоретических построениях А. (в первую очередь идеи *негосударственности* рус. народа и идеализация истории допетровской Руси и народного быта крестьянской общины) воспринималось нек-рыми членами славянофильского кружка (и прежде всего Хомяковым) достаточно критически. А. был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей социологической теории. В 1855 г. А. обратился к Александру II с запиской *О внутреннем состоянии России*, где изложил определенный социальный идеал, достижение к-рого позволяло, с его т. зр., избежать революций, потрясавших в это время Европу. В сфере политико-правовых отношений этот идеал означал разделение властей, когда каждая из них получала собственное поле деятельности и решала свои задачи. Сферой государства являются военные вопросы, а также обеспечение деятельности правительства, органов законодательства и судопроизводства. К земскому делу принадлежит *весь быт народный, вся жизнь народа, куда относится, кроме духовной» общественной его жизни, и материальное его благосостояние: земледелие, промышленность, торговля* (Теория государства у славянофилов. Сб. статей. С. 27). Положительная обязанность государства заключается в охране жизни народа, его свободы и благосостояния. Как только власть вторгается во внутреннюю жизнь народа, она заставляет его искать *правду внешнюю*, т. е. заниматься политической деятельностью. Форма правления государства, к-рая, как считал ?., соответствует всей рус. истории, это монархия. Все др. формы правления допускают участие об-ва в решении политических вопросов, что противоречит характеру рус. народа. В то же время А. считал необходимым восстановить деятельность земских соборов, на к-рых должны быть представлены все сословия, что будет отвечать потребности народа высказывать свое мнение, однако его исполнение не должно являться обязательным для государя. А. резко отрицательно писал о всяком проявлении аристократизма высшего сословия в об-ве (*Публика народ. Опыт синонимов*). Важнейшая социальная проблема, к-рую необходимо было решить это раскол, возникший в результате преобразований Петра I, когда верхние слои оторвались от национальной почвы, основанной на началах православия и общины. Лишь простой народ остался верен этим началам, к-рые делают его носителем общечеловеческих ценностей, хранителем истинного христианства. Эстетические воззрения А. формировались преимущественно в русле идей философского романтизма, в первую очередь философии искусства Шеллинга. В дальнейшем он прилагал немало усилий для философского осмысления развития отечественной литературы и искусства. Отвергая в равной мере и концепцию *чистого искусства* (*искусства для искусства*), и *натурализм* в литературе (натуральную школу), А. признавал *народность* осн. критерием оценки художественного творчества. Предметом литературы, утверждал он, не обязательно должно быть только *народное*, но всякая литература должна быть выражением жизни народной *в письме и слове*. А. надеялся, что литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому *синтетическому* искусству, прообразом к-рого он считал поэму Гоголя *Мертвые души* с ее эпическим содержанием. Однако в целом он оценивал совр. ему литературный процесс (*Обозрение современной литературы*, 1857) весьма критически. Обосновывая своеобразие рус. истории, А. часто обращался к анализу литературно-исторических памятников, национальному фольклору.

  1. аксаков константин сергеевичРусский писатель поэт автор разнообразных филологических трудов критик. Сын С. Т. Аксакова брат И. С. Аксакова. Его перу принадлежат критические работы Несколько слов о п...Афоризмы русских писателей
  2. аксаков константин сергеевичАксаков Константин Сергеевич один из крупнейших представителей славянофильского направления. Родился марта года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губер...Биографический словарь
  3. аксаков, константин сергеевичстарший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны урожденной Заплатиной род. го марта года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губ. умер декабря г. К. С....Большая биографическая энциклопедия
  4. аксаков константин сергеевичАксаковstrong Константин Сергеевич [. . с. НовоАксаково Оренбургской губернии . остров Закинф Греция] русский публицист историк филолог поэт. Сын С. Т. Аксакова. Окончил...Большая Советская энциклопедия II
  5. аксаков константин сергеевичодин из крупнейших представителей славянофильского направления. Родился марта года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губернии умер декабря года на ос...Большой российский биографический словарь
  6. аксаков константин сергеевичАКСАКОВ Константин Сергеевич русский публицист историк лингвист и поэт. Сын С. Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права при ...Большой Энциклопедический словарь V
  7. аксаков, константин сергеевичКонстантин Сергеевич русский публицист историк лингвист и поэт. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права. Труды по ис...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. аксаков, константин сергеевичидеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них социальный в...Именной словарь-справочник политических деятелей
  9. аксаков константин сергеевичроссийский общественный деятель публицист историк философ поэт один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права и проведение в России либеральных п...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  10. аксаков константин сергеевичАКСАКОВstrong Константин Сергеевич рус. публицист критик поэт один из идеологов славянофильства см. Славянофилы. Сын С.Т.Аксакова. Л. познакомился с А. повидимому через ...Лермонтовская энциклопедия
  11. аксаков константин сергеевичАКСАКОВ Константин Сергеевич русский писатель и филолог. Сын С. Т. Аксакова. Критика в т.ч. брошюра Несколько слов о поэме Гоголя Похождения Чичикова или Мертвые души О...Литературный энциклопедический словарь
  12. аксаков константин сергеевичК. С. Аксаков.Аксаков Константин Сергеевич село НовоАксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии остров Занте Греция публицист критик поэт историк языковед оди...Москва (энциклопедия)
  13. аксаков, константин сергеевичСергеевич идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них с...Политическая наука - Словарь-справочник
  14. аксаков константин сергеевичрусский писатель историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С.Т. Аксакова. Окончил Московский университет . Ок. вместе с Ю.Ф. Самариным пр...Святая Русь - энциклопедический словарь
  15. аксаков, константин сергеевичАксаков Константин Сергеевич поэт критик публицист филолог один из вождей и теоретиков славянофильства. Сын С. Т. Аксакова. . Однокурсник Гончарова по Моск. университ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  16. аксаков константин сергеевичАксаков Константин Сергеевич марта с. Аксаково Оренб. губ. дек. о. Занте писатель славянофил публицист историк лингвист поэт критикПсевдонимыi А. К.u Ав К.u Волшебн...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  17. аксаков, константин сергеевичрусский публицист историк языковед и поэт. Брат И.С. Аксакова сын Сергея Тимофеевича Аксакова проникновенного поэта русской природы. Один из идеологов славянофильства. Сф...Философия политики - словарь персоналий
  18. аксаков константин сергеевичАКСАКОВ Константин Сергеевич АКСАКОВ Константин Сергеевич [ марта апреля НовоАксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. декабря остров Занте Закинф Греция]русский ф...Философская энциклопедия
  19. аксаков константин сергеевич[ марта апр. дек. ] рус. историк и литератор видный представитель ранних славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Образование получил в Моск. унте где примыкал к...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. аксаков константин сергеевич.III.IV. с. НовоАксаково Бугурусланск. у. Оренбургск. губ. .XII. с. Занте Закинф Греция публицист критик поэт лингвист и историк. Ок. Моск. унт в защитил магистерскую...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
  21. аксаков константин сергеевичпублицист историк лингвист и поэт. Брат И. С. Аксакова. Один из идеологов славянофилов. Выступал за отмену крепостного права и созыв всесословного совещательного Земского...Энциклопедия История отечества
  22. аксаков константин сергеевичпублицист историк лингвист и поэт. Брат И. С. Аксакова. Один из идеологов славянофилов. Выступал за отмену крепостного права и созыв всесословного совещательного Земского...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  23. аксаков, константин сергеевичАКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ русский философ публицист поэт. Сын писателя С.Т.Аксакова брат И.С.Аксакова. Родился марта в с. НовоАксаково Бугурусланского уезда Оренбург...Энциклопедия Кольера II
  24. аксаков константин сергеевичрусский философ публицист поэт. Сын писателя С. Т. Аксакова брат И. С. Аксакова. Родился марта в с. НовоАксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Окончил Мо...Энциклопедия Кольера